Какие функции выполняет наука в обществе. Функции науки в жизни общества

Наука является крайне сложным и многогранным общественным феноменом. В литературе нет однозначного единого определения термина «наука», однако можно выделить отдельные характеристики ее сущности, как: система знаний – форма общественного сознания, род человеческой деятельности; социальный институт; суммарный опыт человечества; непосредственная производительная сила общества.

Существую три основные концепции науки: наука как знание, как деятельность и как социальный институт.

В логико-гносеологическом плане наука рассматривается как система знаний, особая форма общественного сознания. На ранних этапах существования науки научное знание действительно представлялось чисто духовных усилий мыслящего индивида. Подобное понимание науки господствовало долгое время, однако такая трактовка не отражает всю полноту этого явления: роль науки все возрастала и вместе с тем – потребности в материально-технической базе, финансировании, организационно-управленческих мероприятиях. В связи с этим появилась необходимость трактовки науки с точки зрения деятельностного подхода: не только как знание, а как особая форма профессионально-специализированной деятельности, своеобразный вид духовного производства. Несколько позже наука стала пониматься как социальный институт. Наука как социальный институт – это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом – цель и назначение которого – производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных и профессиональных функций.

Современная наука представляет собой единство этих трех концепций.

Функции науки обычно выделяют две: познавательная и практическая. Однако существуют и другие, более подробные и емкие, варианты выделения ее функций. Например:

1. познавательная – задается самой сутью науки – познание природы, общества, человека, рационально-теоретическое познание мира, открытие законов и закономерностей, объяснение явлений и процессов, составление прогнозов; то есть производство нового научного знания.

2. мировоззренческая – тесно связана с первой, разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование отношения человек-мир, обоснование научного миропонимания, ценностных ориентаций, хотя ведущая роль в этом вопросе принадлежит философии



3. производственная, технико-технологическая функция – «онаучивает» сферу материального производства, обеспечивает его функционирование и развитие, технический и технологический прогресс, внедрение новаций в производство;

4. управленческо-регулятивная функция – выражается в том, что наука разрабатывает идейно-теоретические и методологические основы управления и регуляции, прежде всего касательно социальных явлений и процессов. Ученые – социологи, психологи, политологи, экономисты осуществляют информативное обеспечение управленческо-регулятивного процесса, консультирование работников гос.аппарата, повышая эффективность управленческих решений и совершенствуя организационные структуры, служебные и деловые отношения;

5. культурно-воспитательная, образовательная функции – наука является феноменом культуры, фактором развития людей и образования. Данная функция осуществляется через культурную деятельность, политику, образование, СМИ, просветительскую деятельность ученых;

6. идейно-преемственная, традиционная функция – обеспечивает наследование, сохранение всех достижений научного «коллективного интеллекта», научной памяти, связь времен, преемственность различных поколений ученых, передачу традиций, определенных норм, ценностей и идеалов в сфере научного производства;

7. практически-действенная функция – интегрирует все другие функции науки, характеризует ее универсальную преобразующую социальную силу, которая способна изменить все сферы общества, отношения. Данная функция осуществляется главным образом через практическую производственную деятельность, в которой происходит процесс материализации научного знания, идей ученых.

8. методологическая функция – исследует проблемы методологии науки, разрабатывать способы, средства и методы научного познания, прогресс науки оценивается не только богатством новых идей, но и мощью исследовательского арсенала;



9. производство, воспроизводство и подготовка научных кадров – эта функция науки как и предыдущая, является внутринаучной, обеспечивает сферу научного производства необходимыми специалистами, исследователями, учеными, норм.функционирование науки как социального института, собственное воспроизводство, особое внимание уделено подготовке молодых научных кадров.

Все функции науки связаны между собой.

Этос науки - набор внутренних социальных норм, которых придерживаются ученые в научной деятельности, и которые обеспечивают функционирование социального института науки .

Функции науки выделяют в зависимости от общего назначения ее отраслей и их роли в освоении окружающего мира с конструктивной целью. Функции науки - это внешнее проявлении каких-либо ее существенных свойств. По ним можно судить ее о возможностях участвовать в решении проблем, поставленных перед обществом, и способностях создавать более благоприятные условия для жизни людей и развития культуры.

Функции науки выделяются по основным видам деятельности исследователей, их основным задачам, а также сфере применения полученных знаний. Таким образом, основные функции науки можно определить как познавательную, мировоззренческую, производственную, социальную и культурную.

Познавательная функция является основополагающей, заданной самой сутью науки, назначение которой заключается в познании природы, человека и общества в целом, а также в рационально-теоретическом постижении мира, объяснении процессов и явлений, открытии закономерностей и законов, осуществлении прогнозирования и т.д. Данная функция сводится к производству новых научных знаний.

Мировоззренческая функция во многом переплетается с познавательной. Они взаимосвязаны, поскольку ее целью является разработка научной картины мира и соответствующего ей мировоззрения. Также эта функция подразумевает исследование рационалистического отношения человека к миру, разработку научного миропонимания, что означает, что ученые (наряду с философами) должны разрабатывать научные мировоззренческие универсалии и соответствующее ценностные ориентации.

Производственная функция , которую также можно назвать технико-технологической функцией, необходима для внедрения инноваций, новых форм организаций процессов, технологий и научных нововведений в производственные отрасли. В связи с превращается в работающую на благо общества, своего рода «цех», в котором разрабатываются и внедряются новые идеи и их воплощения. В этом плане ученых даже иногда относят к производственным работникам, что как нельзя более полно характеризует производственную функцию науки.

Социальная функция начала выделяться особенно существенно в последнее время. Это связано с достижениями научно-технической революции. В связи с этим наука превращается в социальную силу. Это проявляется в ситуациях, когда данные науки используются в разработках программ социального и экономического развития. Поскольку такие планы и программы имеют комплексный характер, то их разработка предполагает тесное взаимодействие различных отраслей естественных, общественных и

Культурные функции науки (или образовательные) сводится к тому, что наука является своего рода феноменом культуры, важным фактором развития людей, их образования и воспитания. Достижения науки существенно влияют на учебно-воспитательный процесс, содержание программ образовани, технологии, методы и Эта функция реализуется через СМИ, публицистическую и просветительную деятельность ученых.

Структура и функции науки тесно связаны. Объективное существование включает три основных сферы: и общество. В связи с этим в структуре науки выделяются три главных элемента. По сфере изучаемой действительности научные знания делятся на естествознание и обществознание (науки о человеке и науки об обществе).

Естествознание исследует все, что относится к природе. Оно отражает логику природы. Структура естественнонаучных учений и знаний сложна и разнообразна. В нее входят знания о веществе, взаимодействии веществ, химических элементах, живой материи, Земле, Космосе. Отсюда развиваются фундаментальные естественнонаучные направления.

Обществознание изучает общественные явления, системы, их структуры, процессы и состояния. Эти науки дают знания о различных общественных связях и отношениях между людьми. Научные знания об обществе объединяют три направления: социологическое, экономическое и государственно-правовое.

Отдельным направлением являются знания о человеке и его сознании.

20 век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах.

Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К середине 20 века фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине 20 века большое распространение получила автоматизация. К концу 20 века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем как голод, болезни и т.д.

И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.

Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука - один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.).



Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из главных функций:

1) познавательная функция

Главное назначение:

 познание природы, общества и человека;

 рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей;

 объяснение самых различных явлений и процессов;

 осуществление прогностической деятельности, т.е. производство нового научного знания.

2) мировоззренческая функция (тесно связана с первой)

Главные цели:

 разработка научного мировоззрения и научной картины мира;

 исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру;

 обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;

3) производственная, технико-технологическая функция

призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о



превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;

4) культурная, образовательная функция

Наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства. Её достижения заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Данная функция осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др.

Каковы функции современной науки?

Анализ науки как социальной системы связан с ее многоуровневой сущностью. Это не только сумма знаний, хотя именно накопление и усвоение новой информации обуславливает первую функцию науки.

Кроме того, это специфический вид духовного производства. В этом состоит вторая функция науки. Ведь она объединяет людей, занятых этой деятельностью, и к тому же включает в себя организацию ее материально-технической базы. Кроме того, это еще и определенный со всеми его противоречиями и механизмами развития. Ведь и профессиональные ученые, и материальные средства осуществления их деятельности представляют собой разные элементы науки как общественного организма.

Совершенствование производства на современном этапе является неотъемлемой частью развития технологий. Поэтому наука чрезвычайно сильно влияет на практическую и повседневную жизнь людей, начиная от медицины и заканчивая новыми изобретениями в области передачи информации и индустрии бытовых приборов.

Знание утратило отвлеченный, чисто теоретический характер. Поэтому наука исходит не только из постижения действительности, но и из имеющихся в наличии знаний, а те, в свою очередь, влияют на дальнейшее развитие, являясь продуктом предыдущей деятельности и средством дальнейшей. Таким образом, эта преемственность как единство знаний и живой практики обуславливает способность науки влиять на общество. Проявления социальной функции науки играют важную роль в нашей жизни. Цели общества становятся органическими стимулами развития процесса получения новых знаний. С другой стороны, наука включается в жизнь социума как его интегрирующий фактор.

Функции современной науки как социальной силы

Эти функции определяются общественными потребностями. Разумеется, главной из них является практическая, прикладная роль науки. Ведь предназначением этой сферы деятельности человечества является не только познание мира, но и преобразование его. Она является непосредственной продуктивной силой общества. Свое концентрированное выражение функции современной науки приобрели с ХХ века. Это произошло на этапе научно-технического прогресса (НТП). Он привел к формированию целой системы элементов, необходимых для применения фундаментальных открытий в практическом производстве. Эти сферы взаимосвязаны, но гносеологическая функция в такой ситуации подчиняется прагматической. Ведь познание совершается в первую очередь для изменения жизни. В функции современной науки входит и такая, которую называют прогностической. Она постепенно становится основой управления общественными процессами, поскольку полученные знания помогают предвидеть тенденции развития действительности. Кроме того, от науки ожидают не только разработки новых способов ускорения роста производства, но и открытия иных направлений, иного типа его организации. Такие задания никогда раньше не ставились. Но теперь с помощью науки можно предвидеть возникновение как природных, так и общественных явлений, что является показателем ее внутренней зрелости и эффективности.

Социологический анализ деятельности института науки в современном обществе дает основание утверждать, что главной функцией науки является производство и умножение достоверного знания, позволяющего раскрывать и объяснять закономерности окружающего мира. Научное объяснение в свою очередь позволяет предсказывать и контролировать развитие явлений в окружающей действительности. А это дает возможность человеку ʼʼгосподствовать над природойʼʼ и использовать знания о природном и социальном мире для ускоренного развития общества. Указанная выше основная функция науки в современном обществе должна быть конкретизирована и дифференцирована на ряд более частных, тесно между собою взаимосвязанных. Назовем наиболее значимые из них˸ 1) мировоззренческая функция; 2) технологическая; 3) функция рационализации человеческого поведения и деятельности. Рассмотрим эти функции несколько подробнее. Мировоззренческая функция науки – одна из самых древнейших, она существовала всегда. Но в доиндустриальном обществе эта функция подчинялась господствующим в обществе мифологическим и религиозным воззрениям. Выделение её в качестве самостоятельной, независимой от религиозных ценностей происходит лишь в период становления современного индустриального общества по мере прогресса научного знания и секуляризации религии. Крупные научные открытия, формирование новых теорий оказывают серьезное воздействие на культуру общества, ведут к ломке сложившихся стереотипов и установок восприятия социального и природного мира. Так, например, открытая Ч. Дарвином теория эволюции и происхождения человека в результате естественного отбора в 1860-е годы вызвала потрясения в умах целого поколения людей и способствовала пересмотру устоявшихся представлений о месте человека в природном мире, установлению определенных взглядов на происходжение человека, раскрыла связь человека как биологического существа с другими биологическими видами. Столь же ошеломляющим было влияние идей теории относительности А. Эйнштейна на космологическую картину мира, показавшую относительность многих известных и привычных понятий (ʼʼвремяʼʼ, ʼʼпространствоʼʼ). Научный прогресс ведет к тому, что система научных знаний становится не только обязательным условием успешного развития экономико-технологической сферы, но и обязательным элементом грамотности и образования любого человека. Современное общество заинтересовано в том, чтобы научные знания стали достоянием каждого человека, ибо они рационализируют ᴇᴦο отношения с окружающим миром, позволяют довольно четко сформулировать собственную мировоззренческую концепцию. По этой причине изучение комплекса наиболее важных научных достижений, даже в самом обобщенном и доступном виде, является обязательным атрибутом социализации личности, происходящей в процессе среднего, а затем и высшего образования. Научные знания играют важную роль в государственном управлении общественными процессами, помогают планировать стратегию развития общества, осуществлять экспертную оценку различных социальных проектов. Вместе с тем было бы ошибкой считать, что распространение в обществе научных знаний автоматически ведет к устранению религии из жизни общества. Для существования последней в современном техническом и рациональном обществе существуют веские причины. Более сложно ответить на вопрос о том, почему в современном обществе, в т.ч. и постсоветском российском, довольно сильно влияние различных антинаучных идей. В последние годы широко распространились гороскопы, различного рода суеверия, псевдонаучные методы типа знахарства, целительства и т.п. По-видимому, наука отнюдь не всемогуща и пока не может дать ответы на все волнующие население страны вопросы. Кроме того, многие серьезные научные открытия, например из области генетики или нейрофизиологии, настолько сложны и фактически недоступны непосвященным, что затрудняют даже их широкую пропаганду. Технологическая функция науки. Если мировоззренческая функция науки тесно связана со стремлением человека понять окружающий мир, познать истину и так называемый платоновский идеал науки существовал ещё в предшествующие эпохи, то технологическая функция стала явственно формироваться лишь в Новое время. Ее глашатаем по праву считается английский философ Фрэнсис Бэкон, заявивший о том, что ʼʼзнание – силаʼʼ и оно должно стать могучим инструментом преобразования природы и общества. Технологическая функция стала стремительно развиваться вместе со становлением индустриального общества, обеспечивая ускоренное развитие ᴇᴦο производительных сил благодаря внедрению достижений науки в различные отрасли – промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, военную технику и др.
Размещено на реф.рф
Эта искусственная среда благодаря ускоренному развитию науки и быстрому внедрению в практику научно-технических новинок была создана менее чем за одно столетие. Та среда обитания, в которой живет современный человек, почти полностью является продуктом научно-технического прогресса – авиационный и механический транспорт, покрытые асфальтом дороги, высотные дома с лифтами, средства коммуникации – телефон, телевизор, компьютерная сеть и т.п. Научно-технический прогресс не только в корне изменил среду обитания человека, создав, по сути, вторую ʼʼискусственную природуʼʼ, но и радикально поменял весь образ жизни человека, включая сферу межличностных отношений. ʼʼВ техногенной цивилизации,- отмечает В.С. Степин,- научно-технический прогресс постоянно меняет типы общения, формы коммуникации людей, типы личности и образ жизниʼʼ. На протяжении жизни даже одного поколения, т.е. примерно в течение 20-25 лет, под влиянием научно-технического прогресса образ жизни меняется настолько существенно, что затрудняет взаимопонимание поколений, обостряя конфликт ʼʼотцовʼʼ и ʼʼдетейʼʼ. Огромное воздействие научно-технических достижений на общество остро ставит вопрос об их социальных последствиях, ибо далеко не все они оказываются благоприятными и предсказуемыми. Инновационная творческая деятельность, обусловленная во многом потребностями постоянного прогресса и социального развития, становится преобладающим типом социального действия. Всякое новое изобретение воспринимается как желательное, признается в качестве социальной ценности. Это в свою очередь ставит новые задачи перед системой образования, призванной формировать социально активную личность. Третья функция науки – рационализация человеческого поведения и деятельности – теснейшим образом связана с предыдущей, с той лишь разницей, что относится не столько к материально-технической сфере, сколько к социально-гуманитарной. Она смогла реализоваться лишь в последние два-три десятилетия благодаря достижениям в сфере социальных наук – психологии, экономики, культурной антропологии, социологии и др.
Размещено на реф.рф
Благодаря успехам этих наук, и в первую очередь психологии, являющейся базовой дисциплинои̌, стало возможным создание и распространение многочисленных социальных технологий – рациональных схем и моделей поведения, с помощью которых деятельность человека приносит более эффективные результаты. Наиболее ощутимо влияние этих технологий в сфере производственной организации. Использование достижений научного менеджмента позволяет намного повысить производительность труда и ᴇᴦο эффективность. Именно поэтому обучение научному менеджменту является одной из самых актуальных задач экономического развития в стране. Другой пример – образовательные технологии, энергично внедряемые, в т.ч. и в нашей стране, в различных образовательных учреждениях. Политические технологии, о которых много пишут и говорят во время предвыборных кампаний, - также яркий пример использования рациональных моделей поведения для достижения политическими лидерами своих целей. С подобными технологиями мы сталкиваемся почти на каждом шагу˸ от красивого и оборудованного прилавка магазина и обученных специальным приемам продавцов вплоть до сферы высокой политики. Все эти примеры говорят о том, что научная рациональность действительно составляет высшую ценность современного общества и ᴇᴦο дальнейший прогресс ведет к расширению масштабов использования рационально обоснованных типов деятельности.



 
Статьи по теме:
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з
Рыба на решетке - самое вкусное и ароматное блюдо
Особенность приготовления рыбы на мангале состоит в том, что независимо от того, как вы будете жарить рыбу — целиком или кусочками, кожу снимать не следует. Тушку рыбы нужно разделать очень аккуратно — старайтесь разрезать ее таким образом, что голова и х
Ю.Андреев - Живой журнал! Андреев Ю.А. Юрий Андреев: биография
Андреев Ю.А. - об авторе Юрий Андреевич родился в Днепропетровске. В 1938 году семья переехала из Днепропетровска в Смоленск, где встретила войну (отец - кадровый военный). В 1944 семья переехала в Ленинград по месту службы отца. Окончил школу с золотой