Культурное развитие личности. Личность и культура. Культурные и жизненные сценарии личности

Практически невозможно дать однозначное определение слову «культура». Этот термин может касаться любого аспекта жизни. В обыденном понимании культура может существовать исключительно в цивилизованном обществе, однако, в реальности дело обстоит несколько сложнее. Стоит помнить, что любая страна имеет свои касательно традиций, правил поведения. Даже примитивное общество обладает своей культурой. Этот термин может использоваться как определение различиям между городским и деревенским течением жизни.

Культура и личность неразрывно связаны друг с другом. Это две части одного целого. Именно люди создают культуру, которая, в свою очередь, оказывает на них влияние. Это процесс постоянного совершенствования и обновления. Личность является культуры. Человек постоянно совершенствует ее в соответствии с требованиями общества и эпохи. В свою очередь, культура формирует характер человека, делает его более социализированным. Она предполагает определенные правила, без которых невозможно существование ни одного сообщества.

Культура и личность - это достаточно сложное направление в науке, которое можно представить в виде структуры. Человек по отношению к культуре может выступить в несколько ролях. Рассмотрим их все.

Личность является продуктом культуры. То есть только человек, усвоивший все традиции, правила, ценности своего социума может быть адекватен обществу и своему времени.

Личность также выступает и в роли потребителя культуры. То есть человек в готовом виде, чаще всего в форме стереотипов, усваивает язык, традиции, нормы, знания и так далее.

Личность является производителем культуры. Именно человек создает, переосмысляет, дополняет, совершенствует и интерпретирует

Личность - это своеобразный транслятор культуры. Человек передает свои ценности, приоритеты, традиции и правила своим детям, ближайшему окружению.

Культура личности - это необходимый элемент для успешной социализации индивидуума. Ребенок начинает овладевать знаниями, правилами, в чем ему помогают родители. Таким образом, человек становится адекватным культуре, принятой в его обществе. Индивид усваивает определенный набор формируется как личность. Только после этого он сможет успешно функционировать в обществе.

Как уже упоминалось, культура и личность - это две вещи, которые необходимы для социализации. Рассмотрим, на какие именно сферы жизни оказывает влияние культурное развитие.

В первую очередь - это Личность осваивает навыки именно через усвоение определенных правил и норм. Одновременно, культура человека оказывает влияние на умение оценивать свою деятельность и ставить перед собой цели.

Во вторую очередь - сфера общения. Человек не может взаимодействовать с членами конкретного общества, не зная их традиций, правил и норм.

Культура и личность, а также их взаимодействие важно и для сферы самосознания. В этом случае происходит формирование собственного «Я», понимание своей социальной роли.

В подведение итогов можно сказать, что у каждого человека имеется своя особая культура, сформированная под влиянием его окружения. Индивид с младенчества начинает осваивать правила и традиции. Культура - это не просто признак цивилизованного общества, но термин для обозначения устойчивых отличий между определенными группами. Он может относиться к традициям городской или деревенской жизни, к нормам и правилам, существующим в каждой отдельной стране. Кроме того, существует производственная, физическая, интеллектуальная культура, а также множество других ее видов.

В статье поговорим о духовной культуре личности и общества. Мы постараемся подробно разобраться в этом вопросе, максимально его раскрыть и обозначить все ключевые моменты.

Немного о теме

В современном мире есть очень много толкований такого понятия, как культура, но на самом деле этот термин пошёл от латинского слова, которое при дословном переводе означает «воспитание». Однако время шло, и значение этого слова расширялось. Таким образом, сегодня под этим термином понимают целую совокупность неких норм и ценностей, а также и мир вещей, который был накоплен человеком и обществом за весь период своего развития. Однако мы сосредоточимся исключительно на духовной культуре личности и общества, которая представляет наибольший интерес и является наиболее разносторонней.

Духовная культура

Отметим, что деление понятия на материальную и духовную составляющую началось почти две тысячи лет назад. Согласитесь, это довольно внушительный срок, который говорит о том, что на определенном этапе своего развития люди осознали двойственность ценностей. Под материальной культурой понимают разнообразие предметов, созданных руками человека. Это памятники, ландшафты, одежда, инструменты и так далее. Здесь перечислять можно очень много вещей, но цель нашей статьи не в этом. Под духовной культурой подразумевают некоторые нормы и нравы, а также представления о прекрасном и добре, религиозные учения, идеи и так далее. Таким образом, мы понимаем, что к духовной культуре во многом относятся интеллектуальные изобретения людей в сфере мысли. Однако именно отсюда исходит понимание того, что деление на формы духовной культуры довольно условное и размытое. Настоящих границ нет, потому что многие великие идеи получают материальное воплощение. Но мы должны понимать, что в основе этого лежит некий мыслеобраз, который сам по себе является великим достижением. В дальнейшем мы разделим духовную культуру личности и общества для лучшего понимания.

Истоки

Начнем с того, что рассмотрим одно из самых точных и лаконичных определений слова «культура». Оно принадлежит русскому философу Н. Бердяеву. Этот человек утверждал, что культура является продуктом творческой работы человеческого духа над физическими условиями. Таким образом, мы понимаем, что даже духовная культура всегда направлена на преобразование чего-то внешнего, о чем мы говорили выше.

Само понятие своими истоками восходит к немецкому философу, государственному деятелю и лингвисту по имени Вильгельм фон Гумбольдт, который представил довольно интересные философские идеи. Он является создателем теории, согласно которой мировая история - не что иное, как результат духовной силы, которая действует за пределами познания человека и может проявлять себя через отдельные творческие способности и таланты людей. Собственно, плоды этого творчества и являются духовной культурой личности и общества.

Индивидуум и группа

Что представляет собой культура отдельного человека? Во-первых, это некий духовный мир, который есть у каждого человека в той или иной степени. Его характер напрямую зависит от желаний, помыслов и устремлений отдельного индивидуума. Также духовный мир во многом определяется деятельностью человека и тем, насколько он способен создавать духовные продукты. Под этим подразумевается предложение научных идей, создание законов, творческая самореализация, совершенствование мира. Вторым определяющим фактором духовной деятельности отдельного человека являются его духовные ценности, по которым он живет и координирует свою жизнь. Сюда можно отнести законы и обычаи, а также традиции, которым человек подчиняется. При этом не надо недооценивать возможностей группового сознания, из-за которого человек может так или иначе подчиняться каким-то условностям, даже если на самом деле он этого не хочет.

Форма духовной культуры общества проявляется в общественном сознании, которое выражается в политике, в праве, нравах, религии, науке, философии. Уровень общества проявляется в том, как оно относится к искусству и литературе, как помнит и чтит своих предков, как относится к нестандартным решениям и необычным людям.

При этом в целом духовная культура подразумевает науку, религию, образование, язык и так далее. Благодаря всему этому появляются некие правила, модели, нормы поведения, эталоны, знания, символы и мифы. Заметим, что духовная культура человека является результатом работы не его рук, а разума. Несмотря на то, что нематериальные объекты почувствовать или услышать невозможно, так как они находятся лишь в сознании и поддерживаются благодаря общению, всё же определенные объекты культуры имеют своего носителя. Например, знания проявляются в материальном мире при помощи книг, обычаи приветствия - в рукопожатии. Это банальные примеры, но благодаря им можно понять смысл.

Ценности и нормы

Давайте рассмотрим культурные формы при помощи таких фильтров, как духовные ценности. Сюда относится понимание истины, справедливости, красоты и так далее. Известное выражение «вечные ценности» подразумевает под собой некий набор идеальных представлений, которые являются стержнем для человека и его опорой в трудных жизненных ситуациях. Именно эта культурная опора позволяет не опуститься и не потерять себя как личность. Вечные ценности — это ориентир, к которому надо двигаться даже тогда, когда вокруг полная неизвестность. При этом именно такие ценности являются ядром любой культуры.

Мировоззренческие ценности

Основы духовной культуры очень тесно переплетаются с мировоззренческо-философскими ценностями, в которых выражается сам смысл жизни человека и его отношений с миром. И в этом заключаются ключевые понятия, которыми мы будем оперировать и коими являются жизнь и смерть. В разное время эти ценности ассоциировались с противостоянием ада и рая, чёрного и белого, войны и мира. Но глубинная философия понимает, что жизнь и смерть - это не противоборствующие принципы, а единое целое, которое существует вне времени. Бытие человека описывается такими словами, как вечность, судьба, прошлое, настоящее и будущее. Это такие мировоззренческие ценности, которые требуют от человека осмысления и самоопределения. Влияние духовной культуры на общество в этом аспекте невероятно велико. Это вызвано тем, что такие ценности относят человека к классу разумных и думающих существ, которые могут соотносить свое существование с природой и космосом, а также находить взаимосвязи и проводить параллели. Это базовая группа ценностей, которая в каждом обществе является основной и формирует так называемую картину бытия всего мира. Благодаря таким понятиям человек может осознать свое отношение к миру и найти свое место в нем. Здесь подразумеваются такие важнейшие и фундаментальные понятия, как творчество, свобода, гуманизм и индивидуальность. Эти категории очень тонко граничат с нравственностью, о которой сегодня речь идет во всем мире.

Нравственные ценности

Проблемы духовной культуры очень часто касаются по большей части именно нравственной сферы. Дело в том, что эта группа регулирует взаимоотношения человека с окружающим миром с позиции противостояния либо сотрудничества. Ранее взаимосвязь осуществлялась исключительно посредством противостояния. Из-за этого были установлены довольно жесткие неписаные нормы, а также предписание, заповеди и табу, за нарушение которых следовало серьезнейшее наказание либо смерть. На данный момент все эти понятия изучает этика. Сейчас же основными категориями нравственных ценностей становятся добро и зло. Именно определение этих понятий является ключевым при трактовке таких качеств, как милосердие, достоинство, справедливость и человечность. Эти ценности представляют собой масштабный уровень морали, который существует на уровне всего человечества. Многие недооценивают роль нравов, но между тем они оказывают огромное влияние на отношения между отдельными людьми, группами и даже государствами. Ведь на любом из уровней взаимодействия фигурируют такие ценности, как верность, добросовестность, долг, коллективизм, патриотизм, трудолюбие. Всё, что мы перечисляли, позволяет соотносить свои интересы и интересы общества, чтобы добиться максимальных результатов обеих сторон. Именно поэтому мы говорим о том, что духовная культура личности и общества неделима. Нравственные ценности наиболее сильно влияют на частную жизнь каждого человека в области дружбы, такта, вежливости и любви. Этими понятиями во многом определяется качество жизни и внутреннее спокойствие каждого человека. Заметьте, что мораль является мощнейшим регулятором общественных отношений на разных уровнях.

Эстетические ценности

История духовной культуры невозможна без эстетики и красоты. Многие говорят о том, что красота - это добро и любовь, только выраженные по-другому. Что ж, поспорить с этим трудно, ведь эстетика дарит человеку гармонию. Древние греки определяли это чувство как умение понимать единство многообразия, чувство целостности и слаженности в повседневной жизни, в рутине. Когда человек гармонизирует отношения с другими и с миром, он таким образом создает себе отличный психологический климат, может наслаждаться своей жизнью. При этом гармония не может быть обыденной, она всегда приносит вдохновение и порождает красоту. Но эстетические ценности доступны не каждому человеку, так как они связаны с эмоциональным интеллектом. То же самое правило действует на уровне общества. Если человек или группа людей умеют принимать разные эмоции, сострадать, воспринимать разные оттенки чувств, то эта общность может гораздо более тонко и ярко прочувствовать эстетическую составляющую мира. Люди же, которые живут обыденно и не признают другой правды, кроме своей, сильно ограничены в возможностях своего восприятия. Они также будут ограничены в возможности совершенствования до тех пор, пока не освободятся от своих рамок и не научатся замечать окружающий мир. Основными эстетическими ценностями являются такие понятия, как возвышенность, трагедия, комедия, красота.

Формирование духовной культуры в области религиозных ценностей

Религиозные ценности очень специфичны, так как они зависят от конкретного общества и принятых в нём правил. Но при этом есть очень схожие черты. Это некоторые запреты и нравственные ценности, которые имеют наивысшую силу в данной религии. Если запреты преступают, а нравственные ценности не выполняют, то за этим следует грех. Мы не будем углубляться в религию, а просто скажем о том, что основными понятиями религиозных ценностей являются любовь, терпение и вера, смирение и милосердие.

Русская духовная культура

В нашей стране культура очень разнообразна. Это вызвано тем, что территория России очень большая, каждый уголок по-своему уникален. При этом важнейшей особенностью духовной культуры народов России является то, что вера в высшие силы здесь всегда была на первом месте. Люди издавна верили в то, что всё происходит не просто так и имеет свои последствия. Культура много раз преобразовывалась, приобретая новые черты и лишаясь старых, благодаря чему она становилась неповторимой и такой, какой мы наблюдаем её сегодня. Но это понятие динамичное, поэтому мы наблюдаем не статическую культуру, а просто её развитие в определенный временной отрезок.

Большое влияние на формирование русских особенностей оказывали страны Запада и Востока. Особенно ярко это проявилось в ограниченных культурных районах, которые стали благоприятной почвой для насаждения чужих идей. Культура отдельного русского может стать темой целой книги, а не статьи. С одной стороны, образ русского ассоциируется с Иваном-дурачком, который лежит на печи и ничего не делает, а потом резко получает большое богатство. Это характеризует ту часть русской личности, которая всегда стремится получить что-то даром. Не скрыть, что такие черты ментальности действительно присутствуют. Однако вторая часть русского человека заключается в том, что он будет идти к своей цели благородно и справедливо, если действительно этого хочет. При этом он может проявить недюжинную силу духа, смелость и смирение.

Состав

Многие исследователи говорят о том, что понятие духовной культуры для России не подходит в том плане, что она является комплексом сразу нескольких культур. Обычно выделяют три этнических компонента, а именно: финно-угорский, славянский и балтийский. Также заметно влияние германских, северокавказских и тюркских этнических групп.

Доминантной характеристикой нашей культуры является православие, которое было распространено на Руси и развивалось там довольно быстро. Но в то же время оно носило автономный характер. Государство всегда опиралось своей властью на религию, которая была важной областью духовной культуры. Она могла в один момент настроить людей против князя или же за него, что было очень важно.

Идеология

Хотелось бы рассмотреть данную область духовной культуры, которую мы выше никак не упоминали, ведь она довольно существенна. Идеология начала формироваться сравнительно недавно, так как в ранних обществах власть была у представителей силы, а после - у богатых. С приходом идеологии власть перешла в руки умных людей, которые умеют вести за собой массы. Эту проблему очень подробно рассматривали немецкие ученые Фридрих Энгельс и Карл Маркс. Они характеризуют эту категорию с негативной точки зрения, так как она способна формировать ложное сознание у людей. Таким образом, мы понимаем, что идеология является сложным социальным образованием, которое при этом может выгодно работать на того, кто ее создал. По сути, оно формирует ложное самосознание группы, общности или класса. Опасность идеологии в том, что она может привести к очень большим трагедиям, если власть окажется в руках глупого, но очень тщеславного человека, который легко может управлять эмоциями масс. Из-за этого многие исследователи говорят о том, что идеологию нужно рассматривать не как отдельную составляющую культуры, а как некую надстройку, которая присуща всем другим формам культуры.

Это действительно так, ведь религию, философию, искусство, науку, нравственность во многом определяет идеология. Что такое искусство? Духовная культура определяет это понятие как возможность личности самовыражаться и тем самым пополнять сундучок культуры всего мира. Ведь мы знаем, как искусство в руках идеологов может стать сильнейшим оружием и влиять на сознание людей. Для этого стоит вспомнить советские времена, когда некоторые авторы были в цене, скажем так, а некоторым категорически запрещали писать и даже отсылали в лагеря. Всё это было из-за того, что они могли напечатать нечто, неугодное власти, что бы посеяло в головах людей зерно сомнения.

Наука

Несмотря на всю свою рациональность, наука тоже является составляющей частью культуры. Она очень тесно связана с философией, которая является теоретическим фундаментом. Значение науки в современном мире огромно, и переоценить его сложно. Она влияет на сознание людей и их образ мыслей, меняя их мнение, и формирует точки зрения. Если ранее индивидуумы были склонны полагаться на какие-то религиозные книги или тех же идеологов, то сейчас человек в первую очередь обращается к науке и анализирует её доводы, а лишь затем делает выводы. И это замечательно, что современного человека уже не так просто водить за нос.

Культура и личность

Культура и личность взаимосвязаны друг с другом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой - личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.

Личность - это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления.

При рассмотрении вопроса о соотношении культуры и человека следует различать понятия «человек», «индивид», «личность».

Понятие «человек» обозначает общие свойства человеческого рода, а «личность» - единичного представителя этого рода, индивида. Но при этом понятие «личность» не является синонимом понятия «индивид». Не всякий индивид является личностью: индивидом человек рождается, личностью становится (или не становится) в силу объективных и субъективных условий.

Понятие «индивид» характеризует отличительные черты каждого конкретного человека, понятие «личность» обозначает духовный облик индивида, сформированный культурой в конкретной социальной среде его жизни (во взаимодействии с его врожденными анатомо-физиологическими и психологическими качествами).

Поэтому при рассмотрении проблемы взаимодействия культуры и личности особый интерес представляет не только процесс выявления роли человека как творца культуры и роли культуры как творца человека, но и исследование качеств личности, которые формирует в ней культура, - интеллекта, духовности, свободы, творческого потенциала.

Культура в этих сферах ярче всего раскрывает содержание личности.

Регуляторами личностных устремлений и поступков личности являются культурные ценности.

Следование ценностным образцам свидетельствует об определенной культурной устойчивости общества. Человек, обращаясь к культурным ценностям, обогащает духовный мир своей личности.

Система ценностей,оказывающая влияние на формирование личности, регулирует желание и стремление человека, его поступки и действия, определяет принципы его социального выбора. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранение и обновление культурного мира.

Сама личность как ценность, по сути и обеспечивает общее духовное начало культуры. Являясь продуктом личности, культура в свою очередь гуманизирует социальную жизнь, сглаживает животные инстинкты у людей.

Культура позволяет человеку становится интеллектуально-духовной, нравственной, творческой личностью.

Культура формирует внутренний мир человека, раскрывает содержание его личности.

Разрушение культуры негативно воздействует на личность человека, ведет его к деградации.

Культура и общество

Понимание общества и его соотношения с культурой лучше достигается из системного анализа бытия.

Человеческое общество - это реальная и конкретная среда функционирования и развития культуры.

Общество и культура активно взаимодействуют друг с другом. Общество предъявляет к культуре определенные требования, культура в свою очередь влияет на жизнь общества и направление его развития.

Долгое время взаимоотношения между обществом и культурой строились так, что общество выступало доминирующей стороной. Характер культуры непосредственно зависел от общественного строя, который управлял ею (императивно, репрессивно либо либерально, но не менее решительно).

Многие исследователи считают, что культура возникла, прежде всего, под воздействием общественных потребностей.

Именно общество создает возможности для использование ценностей культуры, способствует процессам воспроизводства культуры. Вне общественных форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невозможны.

В XX в. соотношение сил двух сторон социокультурной сферы радикально изменились: теперь общественные отношения стали зависеть от состояния материальной и духовной культуры. Определяющим фактором в судьбе человечества выступает сегодня не структура общества, а степень развития культуры: достигнув определенного уровня, она повлекла за собой радикальную реорганизацию общества, всей системы социальное управления, открыла новый путь к установлению позитивных социальных взаимодействий - диалог.

Его целью становится не только обмен социальной информацией между представителями различных обществ и культур, но и достижение их единства.

Во взаимодействии общества и культуры существует не только тесная связь, имеются и различия. Общество и культура отличаются по способам воздействия на человека и адаптации человека к ним.

Общество - это система отношений и способов объективного воздействия на человека не заполняется социальными требованиями.

Формы социальной регуляции принимаются как определенные правила, необходимые для существования в обществе. Но для того чтобы соответствовать социальным требованиям, необходимы культурные предпосылки, которые зависят от степени развития культурного мира человека.

Во взаимодействии общества и культуры возможна также следующая ситуация: общество может быть менее динамичным и открытым, чем культура. Тогда общество может отторгать ценности, предлагаемые культурой. Возможна и обратная ситуация, когда общественные изменения могут опережать культурное развитие. Но наиболее оптимально сбалансированное изменение общества и культуры.

Центральной фигурой культуры является человек, ибо культура – мир человека. Культура – это развитие духовно-практических способностей и потенций человека и их воплощение в индивидуальном развитии людей. Через включение человека в мир культуры, содержанием которой является сам человек во всем богатстве его способностей, потребностей и форм существования, реализуется как самоопределение личности, так и ее развитие. Каковы же основные пункты этого культивирования? Вопрос сложный, так как эти опорные пункты по своему конкретному содержанию своеобразны в зависимости от исторических условий.

Важнейший момент в этом процессе – формирование развитого самосознания, т.е. способности к адекватной оценке не только своего места в обществе, но и своих интересов и целей, способности к планированию своего жизненного пути, к реалистической оценке различных жизненных ситуаций, готовности
к реализации рационального выбора линии поведения и ответственности за этот выбор, наконец, способности к трезвой оценке своего поведения и своих действий.

Задача формирования развитого самосознания чрезвычайно сложна, особенно если учесть, что надежным ядром самосознания может и должно быть мировоззрение как своеобразное общее ориентирующее начало, помогающее не только разбираться в различных конкретных ситуациях, но и планировать, моделировать свое будущее.

Конструирование содержательной и гибкой перспективы, представляющей собой набор важнейших ценностных ориентаций, занимает особое место в самосознании личности, в ее самоопределении, а наряду с этим характеризует и уровень культуры личности. Неумение конструировать, вырабатывать такую перспективу чаще всего обусловлено размытостью самосознания личности, отсутствием в нем надежного мировоззренческого стержня.

Подобное неумение зачастую влечет за собой кризисные явления в развитии человека, находящие свое выражение в преступном поведении, в настроениях крайней безысходности, в различных формах дезадаптации.

Разрешение собственно человеческих проблем бытия на путях культурного развития и самосовершенствования требует выработки четких мировоззренческих установок. Это тем более важно, если учесть, что человек не только действующее, но и самоизменяющееся существо, одновременно и субъект, и результат своей деятельности.

В становлении личности важное место занимает образование, однако, понятия образованности и культурности полностью не совпадают. Образованность чаще всего означает владение значительным запасом знаний, эрудицию человека. В то же время она не включает целый ряд таких важнейших характеристик личности, как нравственная, эстетическая, экологическая культура, культура общения и т.д. А без нравственных основ сама по себе образованность может оказаться просто опасной, а развитый образованием ум, не подкрепленный культурой чувств и волевой сферой, либо бесплодным, либо односторонним и даже ущербным в своих ориентациях.

Вот почему так важны слитность образования и воспитания, сочетание в образовании развитого интеллекта и нравственных начал, усиление гуманитарной подготовки в системе всех учебных заведений от школы до академии.

Следующие ориентиры в становлении культуры личности – духовность и интеллигентность. Понятие духовности в нашей философии до недавнего времени рассматривалось как нечто уместное лишь в пределах идеализма и религии. Сейчас становится ясной однобокость и ущербность подобной трактовки понятия духовности и ее роли в жизни каждого человека. Что же такое духовность? Основной смысл духовности – быть человеком, т.е. быть человечным по отношению к остальным людям. Правда и совесть, справедливость и свобода, нравственность и гуманизм – вот ядро духовности. Антиподом духовности человека являются цинизм, характеризующийся презрительным отношением к культуре общества, к его духовным нравственным ценностям. Поскольку человек явление довольно сложное, в рамках интересующей нас проблемы можно выделить внутреннюю и внешнюю культуру. Опираясь на последнюю, человек обычно подает себя окружающим. Однако именно это впечатление может оказаться обманчивым. Иногда за внешне утонченными манерами может скрываться циник, презирающий нормы человеческой морали. В то же время не кичащийся своим культурным поведением человек может обладать богатым духовным миром и глубокой внутренней культурой.

Экономические трудности, переживаемые нашим обществом, не могли не наложить отпечатка и на духовный мир человека. Конформизм, презрение к законам и нравственным ценностям, равнодушие и жестокость – все это плоды безразличия к нравственному фундаменту общества, приведшего к широкому распространению бездуховности.

Условия преодоления этих нравственных духовных деформаций – в здоровой экономике, в демократической политической системе. Не меньшее значение в данном процессе имеет и широкое приобщение к мировой культуре, осмысление новых пластов отечественной художественной культуры, в том числе и русского зарубежья, понимание культуры как единого многоаспектного процесса духовной жизни общества.

Обратимся теперь к понятию "интеллигентность", которое тесно связано с понятием духовности, хотя и не совпадает с ним. Сразу же оговоримся, что интеллигентность и интеллигенция – это разноплановые понятия. Первое включает в себя определенные социокультурные качества человека. Второе говорит о его социальном положении, полученном специальном образовании. На наш взгляд, интеллигентность предполагает высокий уровень общекультурного развития, нравственную надежность и культурность, честность и правдивость, бескорыстие, развитое чувство долга и ответственности, верность своему слову, высокоразвитое чувство такта и, наконец, тот сложный сплав свойств личности, который называют порядочностью. Этот набор характеристик, конечно же, не полон, но главные из них перечислены.

В становлении культуры личности большое место отводится культуре общения. Общение – одна из важнейших сфер жизнедеятельности человека. Это важнейший канал трансляции культуры новому поколению. Дефицит общения ребенка со взрослыми сказывается на его развитии. Быстрый темп современной жизни, развитие средств связи, структура поселения жителей больших мегаполисов зачастую приводят к вынужденной изоляции человека. Телефоны доверия, клубы по интересам, спортивные секции – все эти организации и институты играют очень важную положительную роль в деле консолидации людей, создания сферы неформального общения, которая так важна для творческой и репродуктивной деятельности человека, сохранения устойчивой психической структуры личности.

Ценность и эффективность общения во всех его видах – служебного, неформального, общения в семье и т.д. – в решающей степени зависят от соблюдения элементарных требований культуры общения. Прежде всего это уважительное отношение к тому, с кем общаешься, отсутствие стремления возвыситься над ним, а тем более давить на него своим авторитетом, демонстрировать свое превосходство. Это умение слушать, не прерывая рассуждения своего оппонента. Искусству ведения диалога надо учиться, особенно это важно сегодня в условиях многопартийности и плюрализма мнений. В такой обстановке особую ценность приобретает умение доказывать и обосновывать свою позицию в строгом соответствии с жесткими требованиями логики и столь же логически обоснованно, без грубых выпадов опровергать своих оппонентов.

Движение к гуманному демократическому общественному строю просто немыслимо без решительных сдвигов во всем здании культуры, ибо прогресс культуры – одна из сущностных характеристик общественного прогресса вообще. Это тем более важно, если учесть, что углубление НТР означает и возрастание требований к уровню культуры каждого человека, и в то же время создание для этого необходимых условий.

13.4. Культура как условие существования и развития цивилизации

Понятие цивилизации происходит от латинского слова civis – "гражданин". По мнению большинства современных исследователей, цивилизация обозначает следующую за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к целенаправленным, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, что создает важнейшую предпосылку культуры. Так, "цивилизованный" и "культурный" воспринимаются как понятия однопорядковые, но цивилизация и культура – не синонимы (система современной цивилизации, характерная для развитых стран Западной Европы, США и Японии, одна и та же, хотя формы культуры во всех странах различные). В других случаях этот термин используется для обозначения известного уровня развития общества, его материальной и духовной культуры. В качестве основы для выделения формы цивилизации берутся признаки региона или континента (цивилизация античного Средиземноморья, европейская цивилизация, восточная цивилизация и т.д.). В них в той или иной мере отображаются реальные характеристики, выражающие общность культурно-политических судеб, исторических условий и т.д., но следует отметить, что географический подход не всегда может передать наличие в этом регионе различных исторических типов, уровней развития социально-культурных общностей. Еще одно значение сводится к тому, что под цивилизациями понимают автономные уникальные культуры, проходящие известные циклы развития. Так используют это понятие русский мыслитель Н. Я. Данилевский и английский историк А. Тойнби. Весьма часто цивилизации выделяются по религиозному признаку. А. Тойнби и С. Хантингтон полагали, что религия является одной из основных характеристик цивилизации, и даже определяет цивилизацию. Конечно, религия оказывает огромное влияние на формирование духовного мира человека, на искусство, литературу, психологию, на представления масс, на всю общественную жизнь, но не следует и переоценивать влияние религии, ибо цивилизация, духовный мир человека, условия его жизни и структура его верований взаимообусловлены, взаимозависимы и взаимосвязаны. Не стоит отрицать того, что существует и обратное влияние цивилизации на формирование религии. Более того, не столько религия формирует цивилизацию, сколько сама цивилизация выбирает религию и адаптирует ее к своим духовным и материальным потребностям. Несколько по-иному понимал цивилизацию О. Шпенглер. Он противопоставлял цивилизацию, которая, по его мнению, представляет совокупность исключительно технико-механических достижений человека, культуре как царству органически-жизненного. О. Шпенглер утверждал, что культура в ходе своего развития низводится до уровня цивилизации и вместе с ней движется навстречу своей гибели. В современной западной социологической литературе проводится идея абсолютизации материально-технических факторов, выделения человеческой цивилизации согласно уровню технико-экономического развития. Таковы концепции представителей так называемого технологического детерминизма – Р. Арона, У. Ростоу, Дж. Гэлбрейта, О. Тоффлера.

Перечень признаков, которые являются основой для выделения той или иной цивилизации, односторонни и не могут передать сути данной социально-культурной общности, хотя они характеризуют в той или иной мере ее отдельные черты, особенности, определенную специфику, технико-экономические, культурные, региональные своеобразия данного социального организма, не обязательно ограниченного национальными рамками.

В диалектико-материалистической философии и социологии цивилизация рассматривается как совокупность материальных и духовных достижений общества, преодолевшего уровень дикости и варварства. В первобытном обществе человек был слит с природой и родоплеменной общностью, в которой социальные, экономические и культурные составляющие общества практически не разделялись, причем сами отношения внутри общностей носили в значительной степени "естественный характер". В более поздний период, с разрывом этих отношений, когда к тому времени общество разделилось на классы, механизмы функционирования и развития общества решительно изменились, оно вступило в полосу цивилизованного развития.

Характеризуя этот переломный этап истории, следует подчеркнуть, что цивилизация является той ступенью развития, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят полный переворот во всем прежнем обществе.

Цивилизация включает в себя преобразованную человеком окультуренную природу и средства этого преобразования, человека, усвоившего их и способного жить в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и преобразование. Это некоторая общность людей, характеризуемая определенным набором ценностей (технологиями, навыками, традициями), системой общих запретов, похожестью (но не тождественностью) духовных миров и т.д. Но любому эволюционному процессу, в том числе и развитию цивилизации, сопутствует и рост разнообразия форм организации жизни – цивилизация никогда не была и не будет единой, несмотря на объединяющую человечество технологическую общность. Обычно феномен цивилизации отождествляется с появлением государственности, хотя государство и право – сами продукт высокоразвитых цивилизаций. Они возникают на базе сложных социально значимых технологий. Такие технологии охватывают не только сферы материального производства, но и власть, военную организацию, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и интеллектуальную деятельность. Цивилизация возникает благодаря особой функции технологии, которая создает, порождает и конструирует адекватную ей нормативно-регулятивную среду обитания, в которой она живет и развивается. Сегодня проблемами цивилизаций, их особенностями занимаются много специалистов – философы, социологи, историки, этнологи, психологи и т.д. Цивилизационный подход к истории рассматривается в качестве противопоставления формационному. Но четкого общепринятого определения формации, да и цивилизации, не существует. Есть много различных исследований, но нет общей картины развития цивилизаций, так как этот процесс сложен и противоречив. И в то же время необходимость понимания особенностей генезиса цивилизаций и рождения
в их рамках феномена культуры становится в современных условиях все
актуальнее.

С точки зрения эволюции выделение формаций или цивилизаций играет важную роль в осмыслении грандиозного объема информации, которую предоставляет исторический процесс. Классификация формаций и цивилизаций – это лишь определенные ракурсы, в которых изучается история развития человечества. Сейчас принято различать цивилизации традиционные и техногенные. Естественно, такое деление условно, но тем не менее оно имеет смысл, ибо несет определенную информацию и может быть использовано в качестве отправной точки исследования.

Традиционными обычно принято называть такие цивилизации, в которых жизненный уклад характеризуется медленными изменениями в сфере производства, консервацией культурных традиций, воспроизведением на протяжении многих столетий сложившихся социальных структур и образа жизни. Обычаи, привычки, взаимоотношения между людьми в таких обществах очень устойчивы, а личность подчинена общему порядку и ориентирована на его сохранение. Личность в традиционных обществах реализовывалась только через принадлежность к некоторой корпорации и чаще всего жестко закреплялась в той или иной социальной общности. Человек, не включенный в корпорацию, утрачивал качество личности. Подчиняясь традициям и социальным обстоятельствам, он уже с рождения был закреплен за определенным местом в кастово-сословной системе, ему предстояло усвоить определенный тип профессиональных навыков, продолжая эстафету традиций. В традиционных культурах идея господства силы и власти понималась как непосредственная власть одного человека над другим. В патриархальных обществах и азиатских деспотиях власть и господство распространялись не только на подданных государя, но и осуществлялись мужчиной, главой семьи над женой и детьми, которыми он владел так же, как царь или император телами и душами своих подданных. Традиционные культуры не знали автономии личности и прав человека. Древний Египет, Китай, Индия, государство Майя, мусульманский Восток эпохи средневековья – образцы традиционных цивилизаций. К числу традиционных обществ принято относить все общество Востока. Но насколько они разные – эти традиционные общества! Как не похожа мусульманская цивилизация на индийскую, китайскую, а тем более на японскую. Да и каждая из них тоже не представляет собой единого целого – как неоднородна мусульманская цивилизация (Арабский Восток, Ирак, Турция, государства Средней Азии и т.д.).

Современный период развития общества определяется прогрессом техногенной цивилизации, которая активно завоевывала себе все новые социальные пространства. Этот тип цивилизованного развития сформировался в европейском регионе, его часто называют западной цивилизацией. Но он реализуется в различных вариантах как на Западе, так и на Востоке, поэтому используется понятие "техногенной цивилизации", поскольку ее важнейшим признаком является ускоренный научно-технический прогресс. Технические, а затем и научно-технические революции делают техногенную цивилизацию чрезвычайно динамичным обществом, вызывая часто на протяжении жизни нескольких
поколений радикальное изменение социальных связей – форм человеческого общения.

Мощная экспансия техногенной цивилизации на остальной мир приводит к ее постоянному столкновению с традиционными обществами. Некоторые были просто поглощены техногенной цивилизацией. Другие, испытав на себе влияние западной технологии и культуры, тем не менее сохраняли многие традиционные черты. Глубинные ценности техногенной цивилизации складывались исторически. Их предпосылками были достижения культуры античности и европейского средневековья, которые затем были развиты в эпоху Реформации и Просвещения и определили систему ценностных приоритетов техногенной культуры. Человек понимался как активное существо, которое находится в деятельном отношении к миру.

Идея преобразования мира и подчинения человеком природы была главной в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории, вплоть до нашего времени. Преобразующая деятельность рассматривается здесь как главное предназначение человека. Причем деятельностно активный идеал отношения человека к природе распространяется и на сферу социальных отношений. Идеалы техногенной цивилизации – это возможность индивида включиться в самые различные социальные общности и корпорации. Человек становится суверенной личностью только потому, что он не привязан к той или иной конкретной социальной структуре, а может свободно строить свои отношения с другими людьми, вливаясь в различные социальные общности, а часто в разные культурные традиции. Пафос преобразования мира порождал особое понимание власти, силы и господства над природными и социальными обстоятельствами. Отношения личной зависимости перестают в условиях техногенной цивилизации доминировать (хотя можно обнаружить немало ситуаций, в которых господство осуществляется как сила непосредственного принуждения одного человека другим) и подчиняются новым социальным связям. Их сущность определена всеобщим обменом результатами деятельности, приобретающими форму товара. Власть и господство в этой системе отношений предполагают владение и присвоение товаров (вещей, человеческих способностей, информации и т.д.). Важной составляющей в системе ценностей техногенной цивилизации является особая ценность научной рациональности, научно-технического взгляда на мир, которая создает уверенность в том, что человек способен, контролируя внешние обстоятельства, рационально, научно устроить природу и социальную жизнь.

Теперь обратимся к соотношению культуры и цивилизации. Цивилизация выражает нечто общее, рациональное, стабильное. Она представляет собой систему отношений, закрепленных в праве, в традициях, способах делового и бытового поведения. Они образуют механизм, гарантирующий функциональную стабильность общества. Цивилизация определяет общее в сообществах, возникающих на базе однотипных технологий.

Культура есть выражение индивидуального начала каждого социума. Исторические этносоциальные культуры есть отражение и выражение в нормах поведения, в правилах жизни и деятельности, в традициях и привычках не общего у разных народов, стоящих на одной цивилизационной ступени, а того, что специфично для их этносоциальной индивидуальности, их исторической судьбы, индивидуальных и неповторимых обстоятельств их прошлого и сегодняшнего бытия, их языка, религии, их географического местоположения, их контактов с другими народами и т.д. Если функция цивилизации – обеспечение общезначимого стабильного нормативного взаимодействия, то культура отражает, передает и хранит индивидуальное начало в рамках каждой данной общности.

Таким образом, цивилизация – это социокультурное образование. Если культура характеризует меру развития человека, то цивилизация характеризует общественные условия этого развития, социальное бытие культуры.

Именно сегодня проблемы и перспективы современной цивилизации получают особый смысл, вследствие противоречий и проблем глобального порядка. Речь идет о сохранении современной цивилизации, безусловном приоритете общечеловеческих интересов, вследствие чего социально-политические противоречия в мире имеют свой предел: они не должны разрушать механизмов жизнедеятельности человечества. Предотвращение термоядерной войны, объединение усилий в противостоянии экологическому кризису, в решении энергетической, продовольственной и сырьевой проблемы – все это необходимые предпосылки сохранения и развития современной цивилизации.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основы философии

Государственное образовательное учреждение.. высшего профессионального образования.. Уфимский государственный авиационный технический университет..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

П Р Е Д И С Л О В И Е
Философия с момента своего возникновения – а она стояла у истоков науки – всегда занимала особое место в системе знаний о мире. Это объясняется прежде всего тем, что ядро философии,

Мировоззрение, его исторические типы, уровни и формы
Современное общество существует в эпоху, когда обострились проблемы, от решения которых зависит ответ на гамлетовский вопрос: быть или не быть человеку и человечеству на Земле.

Мир и человек, бытие и сознание
Со времени рождения философии прошло два с половиной тысячелетия, в течение которых взгляды на содержание и задачи философии развивались. Первоначально философия выступала в качестве синтеза всех з

Роль и значение философии, ее основные функции
Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации ч

Философия и наука
Философия на протяжении всего своего развития была связана с наукой, хотя сам характер этой связи, а точнее, соотношение философии и науки с течением времени менялись. На н

Исторические типы философии
Для того чтобы лучше понять смысл и суть философии как науки, полезно и необходимо обратиться к истории ее развития, рассмотреть, как шло движение философской мысли в разные периоды

Античной философии
Возникновение философии относится к той эпохе всемирной истории, когда на смену первобытно-общинному строю пришел более развитый – рабовладельческий. В эту эпоху в древних Индии и К

Реализм и номинализм
Переход к феодальному общественному строю был ознаменован упадком самостоятельного значения философии. Он сопровождался вытеснением многобожия единобожием. Господствующей формой рел

Философия эпохи Возрождения и Нового времени
По мере того как в недрах феодализма постепенно развиваются товарно-денежные отношения и складываются зачатки капиталистического производства, назревает потребность в новом видении

Отечественная философская мысль в XI – XIX вв.: основные этапы и особенности ее развития
Вопросы развития философии на обширной территории нашей страны сложны уже потому, что начало этого процесса разновременно у разных народов (в Армении и Грузии, например, он начался

Формирование и развитие диалектико-материалистической философии
Диалектико-материалистическая философия, основы которой были заложены К. Марксом (1818 – 1883) и Ф. Энгельсом (1820 – 1895), вобрала в себя существенные достижения предшествующей фи

Зарубежная философия ХХ века
ХХ в. – время суровых испытаний и крутых перемен во всех сферах общественной жизни, что не могло не найти своего отражения в духовной атмосфере, во всех срезах духовной культуры общ

Категория бытия и его место в философии
Нас окружают многочисленные вещи, предметы с самыми различными свойствами. Они образуют то, что мы называем "окружающим миром". При всем различии представлений разных люде

Современная наука о системной организации материи
Проблема определения сущности материи весьма сложна. Сложность заключается в высокой степени абстрактности самого понятия материи, а также в многообразии различных материальных объектов, форм матер

Философия о многообразии и единстве мира
На всем протяжении развития философии наблюдаются различные подходы к истолкованию проблемы единства мира. Впервые на материалистической основе вопрос о единстве мира поста

И качественная специфика
При всей ограниченности взглядов на сущность материи философов-материалистов древнего мира, они были правы в том, что признавали неразрывность материи и движения. У Фалеса изменения

Пространства и времени
О том, что такое пространство и время, люди задумывались еще в глубокой древности. В наиболее отчетливой форме представления о пространстве и времени сложились в виде двух противопо

Понятие природы. Природа и общество
Понятие "природа" охватывает бесконечное многообразие явлений и предметов, начиная с элементарных частиц, представляющих микромир, и кончая поражающими своими пространстве

Взаимодействие природы и общества. Исторически конкретный характер отношения общества к природе
Зависимость общества от природы прослеживается, следовательно, на всех этапах истории, однако значимость различных составляющих природной среды в разные периоды была неодинаковой.

Сущность и глобальный характер экологической проблемы
До сих пор при анализе отношений в системе "общество-природа" особое внимание было обращено на раскрытие зависимости общества от природы, на их органическую взаимосвязь.

Пути решения экологической проблемы. Понятие ноосферы
Перспектива эта вряд ли способна кого бы то ни было удовлетворить, экологическая проблема встала в форме предельно острой. Есть ли реальные пути ее разрешения, есть ли варианты? Такие варианты есть

Структура сознания и его функции
Можно с полным правом сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для правильного понимания места и роли человека в мире. Уже поэтому проблема соз

Сознание как высшая форма отражения действительности
Положение материалистической диалектики о том, что нельзя отделить сознание, мышление от материи, которая мыслит, о том, что сознание производно от материи, предельно просто и понят

Сознание и мозг. Материальное и идеальное
Анализ развития психики животных показывает, что уровень ее развития, а значит, и степень развитости форм отражения являются функцией сложности их поведения, а главное – сложности о

От психики животных к сознанию человека
Происхождение сознания Диалектико-материалистический подход к исследованию сознания предполагает в качестве важнейшей составляющей решение проблемы его происхождения, возни

Сознание и язык. Естественные и искусственные языки
Утверждая, что язык формировался и развивался в тесной связи с развитием труда и общества, следует отметить то, что при этом одной из предпосылок его возникновения на биологическом

Диалектика как наука
Развивается ли мир и если развивается, то как идет процесс развития? Все ли изменения в нем неповторимы, или есть и такие, которые обязательно повторяются? Каков источник развития,

С движением и изменением
Прежде всего отметим, что под философскими принципами понимается совокупность наиболее общих исходных посылок, основополагающих идей, характеризующих понимание мира. Принцип всеобще

Понятие о законах и категориях диалектики
Категория – древнегреческое слово, означающее указание, высказывание. Категории диалектики – это основные понятия, в которых отражаются существенные стороны всеобщей связи и развити

Основные законы: диалектика количественных и качественных изменений, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания
Рассматривая предметы и явления в их становлении, изменении и развитии, зададимся вопросом: каков механизм развития, его причины, направленность развития? Ответы на этот вопрос дают

Категории диалектики
Наряду с принципиальными и основными законами важнейшее место в структуре диалектики занимают категории, которые отражают всеобщие стороны, свойства, отношения, присущие не всем про

Познание как отражение действительности. Диалектика процесса познания
Любой вид деятельности, больше того, успешная ориентация в мире предполагают адекватное, правильное воспроизведение, отражение действительности, т.е. приобретение соответствующих зн

Роль и место практики в познавательном процессе
Материализм XVII – XVIII вв. в силу своей созерцательности видел, с одной стороны, природу, а с другой – человека, пассивно, подобно зеркалу, отражающего ее. Выше мы уже отметили, ч

Познание и творчество
Человек не только познает мир, открывая новое, но и изменяет, преобразует его на основе приобретенных знаний. Вся вторая, искусственно созданная природа или, говоря иными словами, ч

Эмпирический и теоретический уровни научного познания
Познавательное отношение человека к миру осуществляется в различных формах – в форме обыденного познания, познания художественного, религиозного, наконец, в форме научного познания.

Основные этапы познавательного цикла и формы научного познания. Научная теория и ее структура
В процессе познания можно выделить некоторые этапы научного познавательного цикла – постановка проблемы, которую можно определить как знание о незнании, знание со знаком вопроса. В

Анализа
9.1. Общество как подсистема объективной реальности, его первичные элементы и теоретическая модель Важнейшей составной частью философии является си

Сущность диалектико-материалистического подхода к обществу
История общества, его развития есть результат деятельности людей, наделенных сознанием. В итоге при анализе общественных явлений возникает своеобразный оптический обман: кажется, чт

Диалектика объективного и субъективного в развитии общества. Проблемы социального детерминизма
Практическая деятельность, общественно-историческая практика – вот тот фактор, который обеспечивает движение человеческого общества и лежит в основе его истории. Это прежде всего ма

Проблемы материалистического понимания истории
10.1. Основные принципы и специфические особенности материалистического понимания истории Общество – часть материального мира, социальная форма движени

Материальное производство
Социально-философский анализ материального производства предполагает рассмотрение следующих основных компонентов материально-производственной сферы: 1) труда как комплексно

Диалектика производительных сил и производственных отношений
Материализмом открыт всеобщий закон развития материального производства – закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Это положен

Общественно-экономическая формация
Материализм позволил обнаружить общие повторяющиеся черты в социально-экономическом развитии разных стран и дал основание относить их к определенному общественному типу, названному

Базис и надстройка
Понимание закономерностей общественной жизни связано не только с изучением ее материальных основ, но и с рассмотрением того, как под воздействием бытия и прежде всего материальных у

Социальная эволюция и революция
Наряду с относительно спокойным эволюционным развитием общества, есть и такое, которое отмечено сравнительно более быстро протекающими историческими событиями и процессами, вносящим

Движущие силы и субъекты
ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 11.1. Интересы как побудительная сила деятельности людей Общество не стоит на месте, оно непрерывно изменяется, развивается под воздейств

Социальная структура общества
Социальная структура общества предполагает рассмотрение общества как целостной системы, имеющей внутреннюю дифференциацию, причем различные части этой системы находятся в тесной вза

Политическая система общества и ее элементы
Важнейшей частью надстройки являются политические идеи, теории, политические отношения и организации, составляющие политическую систему общества, которая возникает на определенной с

Государство: его происхождение и сущность
Пристального внимания заслуживает вопрос о происхождении, сущности и функциях государства, так как именно государство является ядром политической системы, самым древним и развитым п

Культура и цивилизация
13.1. Понятие культуры. Сущность, структура и основные функции культуры. Культура и деятельность Понятие культуры является сложным и неоднозначным. Кул

Духовное производство и духовная жизнь общества
Духовная жизнь общества – это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально-политической жизнью специфику данного общества во всей его целостност

Формы общественного сознания
Под формами общественного сознания понимают различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практичес

Е) Естественно-научное сознание
Естественно-научное сознание как особая форма общественного сознания – это сложное, социальное явление. В эпоху НТР она активно вторгается во все сферы жизни общества, становится непосредственной п

Ж) Экономическое сознание
Экономическое сознание появилось как ответ на социальный заказ, на потребность в осмыслении таких общественных явлений, как экономика, экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, эконо

З) Экологическое сознание
В современных условиях важнейшая роль отводится экологическому сознанию, пониманию человеком своего единства с природой. Экология (от греч. ekos – жилище и

Общественный прогресс и глобальные проблемы современности
15.1. Соотношение понятий "развитие", "прогресс", "регресс" Проблема исторического прогресса является одной из центральных во

Социальный прогресс и его критерии
Представление о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникло в глубокой древности и первоначально было чисто оценочным. В развитии докапиталистических ф

Глобальные проблемы современности и основные пути их решения
В процессе исторического развития человеческой деятельности происходит ломка устаревших технологических способов, а вместе с ними и устаревших социальных механизмов взаимодействия ч

Проблема человека и его свободы в философии
Проблема человека занимает важнейшее место в философии. Что такое человек? Что составляет его сущность? Каково его место в мире и в обществе? Важность проблемы человека свя

Личность в различных типах общества
В первобытную эпоху при неразвитости производительных сил и слабой социальной расчлененности общества индивид, его жизнь, выступают как бы частью природного и социального целого (ро

Центральной фигурой культуры является человек, ибо культура мир человека. Культура - это развитие духовно-практических способностей и потенций человека и их воплощение в индивидуальном развитии людей. Через включение человека в мир культуры, содержанием которой является сам человек во всем богатстве его способностей, потребностей и форм существования, реализуется как самоопределение личности, так и ее развитие. Каковы же основные пункты этого культивирования? Вопрос сложный, так как эти опорные пункты по своему конкретному содержанию своеобразны в зависимости от исторических условий.

Важнейший момент в этом процессе - формирование развитого самосознания, т. е. способности к адекватной оценке не только своего места в обществе, но и своих интересов и целей, способности к планированию своего жизненного пути, к реалистической оценке различных жизненных ситуаций, готовности к реализации рационального выбора линии поведения и ответственности за этот выбор, наконец, способности к трезвой оценке своего поведения и своих действий.

Задача формирования развитого самосознания чрезвычайно сложна, особенно если учесть, что надежным ядром самосознания может и должно быть мировоззрение как своеобразное общее ориентирующее начало, помогающее не только разбираться в различных конкретных ситуациях, но и планировать, моделировать свое будущее.

Конструирование содержательной и гибкой перспективы, представляющей собой набор важнейших ценностных ориентаций, занимает особое место в самосознании личности, в ее самоопределении, а наряду с этим характеризует и уровень культуры личности. Неумение конструировать, вырабатывать такую перспективу чаще всего обусловлено размытостью самосознания личности, отсутствием в нем надежного мировоззренческого стержня.

Подобное неумение зачастую влечет за собой кризисные явления в развитии человека, находящие свое выражение в преступном поведении, в настроениях крайней безысходности, в различных формах дезадаптации.

Разрешение собственно человеческих проблем бытия на путях культурного развития и самосовершенствования требует выработки четких мировоззренческих установок. Это тем более важно, если учесть, что человек не только действующее, но и самоизменяющееся существо, одновременно и субъект, и результат своей деятельности.

В становлении личности важное место занимает образование, однако понятия образованности и культурности полностью не совпадают. Образованность чаще всего означает владение значительным запасом знаний, эрудицию человека. В то же время она не включает целый ряд таких важнейших характеристик личности, как нравственная, эстетическая, экологическая культура, культура общения и т. д. А без нравственных основ сама по себе образованность может оказаться просто опасной, а развитый образованием ум, не подкрепленный культурой чувств и волевой сферой, либо бесплодным, либо односторонним и даже ущербным в своих ориентациях.


Вот почему так важны слитность образования и воспитания, сочетание в образовании развития интеллекта и нравственных начал, усиление гуманитарной подготовки в системе всех учебных заведений от школы до академии.

Следующие ориентиры в становлении культуры личности - духовность и интеллигентность. Понятие духовности в нашей философии до недавнего времени рассматривалось как нечто неуместное лишь в пределах идеализма и религии. Сейчас становится ясной однобокость и ущербность подобной трактовки понятия духовности и его роли в жизни каждого человека. Что же такое духовность? Основной смысл духовности - быть человеком, т. е. быть человечным по отношению к остальным людям. Правда и совесть, справедливость и свобода, нравственность и гуманизм - вот ядро духовности. Антиподом духовности человека являются цинизм, характеризующийся презрительным отношением к культуре общества, к его духовным, нравственным ценностям. Поскольку человек явление довольно сложное, в рамках интересующей нас проблемы можно выделить внутреннюю и внешнюю культуру. Опираясь на последнюю, человек обычно подает себя окружающим. Однако именно это впечатление может оказаться обманчивым. Иногда за внешне утонченными манерами может скрываться циничный, презирающий нормы человеческой морали индивид. В то же время не кичащийся своим культурным поведением человек может обладать богатым духовным миром и глубокой внутренней культурой.

Экономические трудности, переживаемые нашим обществом не могли не наложить отпечаток и на духовный мир человека. Конформизм, презрение к законам и нравственным ценностям, равнодушие и жестокость - все это плоды безразличия к нравственному фундаменту общества, приведшего к широкому распространению бездуховности.

Условия преодоления этих нравственных, духовных деформаций в здоровой экономике, в демократической политической системе. Не меньшее значение в данном процессе имеет и широкое приобщение к мировой культуре, осмысление новых пластов отечественной художественной культуры, в том числе и русского зарубежья, понимание культуры как единого многоаспектного процесса духовной жизни общества.

Обратимся теперь к понятию "интеллигентность", которое тесно связано с понятием духовности, хотя и не совпадает с ним. Сразу же оговоримся, что интеллигентность и интеллигенция - это разноплановые понятия. Первое включает в себе определенные социокультурные качества человека. Второе говорит о его социальном положении, полученном специальном образовании. На наш взгляд, интеллигентность предполагает высокий уровень общекультурного развития, нравственную надежность и культурность, честность и правдивость, бескорыстие, развитое чувство долга и ответственности, верность своему слову, высокоразвитое чувство такта и, наконец, тот сложный сплав свойств личности, который называют порядочностью. Этот набор характеристик, конечно же неполон, но главные из них перечислены.

В становлении культуры личности большое место отводится культуре общения. Общение - одна из важнейших сфер жизнедеятельности человека. Это важнейший канал трансляции культуры новому поколению. Дефицит общения ребенка со взрослыми сказывается на его развитии. Быстрый темп современной жизни, развитие средств связи, структура поселения жителей больших мегаполисов зачастую приводит к вынужденной изоляции человека. Телефоны доверия, клубы по интересам, спортивные секции - все эти организации и институты играют очень важную положительную роль в деле консолидации людей, создания сферы неформального общения, которая так важна для творческой и репродуктивной деятельности человека, сохранения устойчивой психической структуры личности.

Ценность и эффективность общения во всех его видах - служебного, неформального, досугового, общения в семье и т. д. - в решающей степени зависит от соблюдения элементарных требований культуры общения. Прежде всего это уважительное отношение к тому, с кем общаешься, отсутствие стремления возвысится над ним, а тем более давить на него своим авторитетом, демонстрировать свое превосходство. Это умение слушать, не прерывая рассуждения своего оппонента. Искусству ведения диалога надоучиться, особенно это важно сегодня в условиях многопартийности и плюрализма мнений. В такой обстановке особую ценность приобретает умение доказывать и обосновывать свою позицию в строгом соответствии с жесткими требованиями логики и столь же логически обоснованно, без грубых выпадов опровергать своих оппонентов.

Движение к гуманному демократическому общественному строю просто немыслимо без решительных сдвигов во всем здании культуры, ибо прогресс культуры - одна из сущностных характеристик общественного прогресса вообще. Это тем более важно, если учесть, что углубление НТР означает и возрастание требований к уровню культуры каждого человека, и в то же время создание для этого необходимых условий.



 
Статьи по теме:
Как и сколько печь говядину
Запекание мяса в духовке популярно среди хозяек. Если все правила соблюдены, готовое блюдо подают горячим и холодным, делают нарезки для бутербродов. Говядина в духовке станет блюдом дня, если уделить внимание подготовке мяса для запекания. Если не учесть
Почему чешутся яички и что предпринять, чтобы избавиться от дискомфорта
Многие мужчины интересуются, почему у них начинают чесаться яйца и как устранить эту причину. Одни считают, что это из-за некомфортного белья, а другие думают, что дело в нерегулярной гигиене. Так или иначе, эту проблему нужно решать. Почему чешутся яйца
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з