Романский стиль в архитектуре. Порталы и внутренняя структура храмов

Мир европейского Средневековья отличался замкнутостью своего быта, что привело к сосуществованию нескольких независимых и параллельных друг другу культурных направлений. В редко встречающихся городах зарождались новые обычаи, рыцарские замки жили своей жизнью, крестьяне придерживались сельских традиций, а христианская церковь стремилась распространить богословские идеи. Эта пестрая картина средневековой жизни породила в плане архитектуры два направления: романский и готический. Архитектура романского стиля зародилась в Х веке, ознаменовав период затишья после многочисленных междоусобных войн. Этот стиль считают первым общеевропейским, что выделяет его на фоне других послеримских направлений архитектуры.

Романское искусство

Романский стиль - европейский стиль архитектуры и искусства XI-XII вв., отличающийся массивностью и величественностью. Его возникновение связано с возрождением церковного строительства. Когда период упадка завершился, начали появляться монашеские ордена, возникали сложные формы литургий, что требовало возведения новых просторных зданий и усовершенствования строительных техник.

Таким образом, одновременно с развитием раннего христианства развивался и романский стиль в архитектуре Средневековья.

Романский и готический стили

Готический стиль считается преемником романского. Его родиной стала Франция, а возникновение относят к середине XII в. Готика быстро распространилась по Европе и господствовала там вплоть до XVI в.

Наименование стиля произошло от названия готских племен. В эпоху Ренессанса считалось, что именно ими была создана средневековая архитектура. Романский и готический стили разительно отличаются, несмотря на близкое время существование.

Готические здания знамениты своей воздушностью и легкостью, крестовыми сводами, шпилями, устремленными в небо, стрельчатыми арками и ажурным декором. Часть этих особенностей появилась еще в поздний период романского искусства, но наивысший расцвет получила именно в готике. Вплоть до XVI в. преобладала в Европе и активно развивалась готическая архитектура.

Романский и готический стили, таким образом, - два этапа архитектурного развития Средневековья, отразившие в себе особенности жизни и государственного устройства того времени.

Культовые постройки в романском стиле

Романская архитектура носит суровый крепостнический характер, ее образцы - это крепости, монастыри, замки, расположенные на возвышенностях и предназначенные для обороны. Росписи и рельефы подобных сооружений обладали полусказочными сюжетами, отражали божественное всемогущество и во многом были заимствованы из народного фольклора.

Романский стиль в архитектуре, как и все искусство Средневековья, отражает в себе культурный и экономический застой западноевропейских стран. Связано это с тем, что достижения римлян в строительном ремесле были утеряны, и уровень техники значительно снизился. Но постепенно, по мере развития феодализма, стали складываться новые типы построек: укрепленные феодальные жилища, монастырские комплексы, базилики. Последние выступали как основа культового строительства.

Многое базилика Средневековья взяла из позднеримской архитектуры периода формирования раннехристианского храма. Подобные здания представляют собой архитектурную композицию с вытянутым пространством, которое на несколько нефов разделяют ряды колонн. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. Часто здание двора было окружено галереями - атриумом, где размещалась чаша для крещения. Базилики святого Аполлинария в Равенне и святого Павла в Риме - это и есть ранняя архитектура романского стиля.

Романское искусство постепенно развивалось, и в базиликах стали увеличивать пространство, предназначенное для алтаря и хора, появились новые помещения, нефы стали делить на ярусы. И к XI в. сформировалась традиционная схема строительства такого рода сооружений.

Приемы строительства

Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем. Так, страдающие от постоянных пожаров деревянные перекрытия были заменены сводчатыми конструкциями. Над главными нефами стали возводить цилиндрические и крестовые своды, а это потребовало усиления стеновых опор. Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий - с помощью подпружных арок и крестовых сводов - в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества.

Особенности романского стиля в архитектуре проявляются в том, что зодчие стремятся основные вертикальные опоры размещать за пределами наружных стен. Постепенно этот принцип дифференциации становится обязательным.

Материалом для строительства чаще всего служил известняк, а также другие породы, которыми была богата окружающая местность: гранит, мрамор, кирпич и вулканический бут. Процесс укладки был прост: раствором скреплялись некрупные обтесанные камни. Сухие техники никогда не применялись. Сами камни могли быть разной длинны и высоты и тщательно обрабатывались только с лицевой стороны.

Примеры романского стиля в архитектуре: замки Дадли (Англия) и Сюлли (Франция), Церковь святой Марии (Германия), замок Стерлинг (Шотландия).

Строения в романском стиле

Романский стиль в архитектуре Средневековья отличается большим многообразием направлений. Каждая область Западной Европы внесла свои художественные вкусы и традиции в развитие местного искусства. Так, романские строения Франции отличны от немецких, а немецкие в той же мере не похожи на испанские.

Романская архитектура Франции

Огромный вклад Франции в развитие романской архитектуры связан с организацией и планировкой алтарной части церковных строений. Так, появление венца капеллы связывают с установлением традиции ежедневного чтения мессы. Первым зданием с таким нововведением считается церковь при бенедиктинском монастыре "Сен-Флибер", построенная в XII в.

Романский стиль в архитектуре Франции постепенно приспосабливался к условиям окружающей действительности. Например, чтобы защитить постройки от постоянных набегов мадьяр, создали огнеустойчивые конструкции; для размещения большого числа прихожан постепенно перестроили и переделали внутреннее и внешнее пространство соборов.

Романская архитектура Германии

Романский стиль в Германии развивали три основные школы: рейнская, вестфальская и саксонская.

Саксонскую школу отличает господство строений типа базилики с плоскими перекрытиями, характерных еще для периода раннего христианства. Часто использовался опыт церковной архитектуры Франции. Так, в качестве прообраза многих сооружений брали монастырскую церковь в Клюни, выполненную в базиликанской форме и имевшую плоские деревянные перекрытия. Подобная преемственность обуславливается влиянием французского ордена бенедиктинцев.

Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями. В отличие от французских церквей, в саксонских постройках не было обхода в хоре, а опоры чередовались: между квадратными столбами устанавливались колонны или два столба сменялись двумя колоннами. Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге. Такое размещение опор делило внутренне пространство храма на несколько отдельных ячеек, что придавало всему убранству самобытность и неповторимый шарм.

В исполнении саксонской школы архитектура романского стиля обретала простоту и четкость геометрических форм. Декор был мал и скуден, интерьер отличался строгостью, окна располагались редко и на большой высоте - все это придавало строениям крепостной и суровый характер.

Школа Вестфалии специализировалась на возведении церквей зального типа, которые представляли собой пространство, разделенное на три равные по высоте нефа с каменными сводами. Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов. Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений.

Характеристика романского стиля в архитектуре была бы неполной без упоминания о рейнской школе. Здесь главный упор делается на особенности строения перекрытий. Они конструировались по «связанной романской системе», суть которой состояла в том, что своды боковых нефов опирались на распор среднего. Таким образом, опоры чередовались: массивные столбы держали свод главного зала, а на легкие промежуточные опоры приходился вес боковых.

В соборах и церквях рейнской школы архитектурный декор также был максимально скуп. Часто снаружи строились декоративные аркады как, например, в Шпейерском соборе, внешний вид которого, невзирая на простоту, отличается очень выразительными формами. Одним словом, суровое величие и мощь олицетворял собой немецкий романский стиль.

Архитектурный романский стиль был воплощением феодального периода в истории. И именно в памятниках средневековой Германии достигла вершин монументальность и мрачная незыблемость этой эпохи.

Романская архитектура Италии

Как и в случае с зодчеством других европейских стран, архитектура Италии была различной. Все зависело от традиций и условий жизни региона, в котором строилось сооружение. Так, провинции северной части страны создали свой стиль, отличавшийся монументальностью. Возник он под влиянием романского стиля Франции, дворцовой архитектуры Германии и связан с появлением техник строительства из кирпича.

Архитектура романского стиля североитальянских провинций характеризуется мощными аркадными фасадами, карликовыми галереями, расположенными под карнизом, порталами, колоны которых стояли на скульптурах животных. Примерами таких сооружений являются церковь «Сан-Микеле» (Падуя), соборы Пармы и Модены XI-XII вв.

Архитекторы Флоренции и Пизы создали самобытный и жизнерадостный вариант романского стиля. Благодаря тому, что эти области были богаты мрамором и камнем, почти все конструкции выполнялись именно из этих надежных материалов. Флорентийский стиль во многом стал наследником римской архитектуры, и часто соборы были декорированы в античном стиле.

Что же касается самого Рима и юга Италии, то эти области практически не сыграли роли в формировании романской архитектуры.

Зодчество Нормандии

После принятия христианства Церковь установила четкие требования к строительству храмов и соборов, которые воплощали в себе романское искусство. Романский стиль, отличающийся громоздкостью строений, не привыкшие к излишествам и непрактичности викинги стремились свести к необходимому минимуму. Строители сразу отвергли массивные цилиндрические своды, отдав предпочтение стропильным перекрытиям.

Ярким образцом романской архитектуры в Нормандии являются церкви аббатств «Санте-Трините» (женский монастырь) и «Санте-Этьен» (мужской). При этом церковь «Трините» (XI в.) считается первым в Европе зданием, где был сконструирован и установлен двухпролетный крестовый свод.

Наибольшая заслуга нормандской школы в том, что она, сообразно с многовековыми традициями и опытом каркасного строения, творчески переосмысливала заимствованные конструкции и схемы сооружений.

Романская архитектура Англии

После того как норманны завоевали Англию, они сменили стиль своей политики на созидательный. И в знак политического и культурного единства придумали два типа зданий: замок и церковь.

Архитектура романского стиля была быстро освоена англичанами и ускорила строительную активность в стране. Первым возведенным зданием стало Вестминстерское аббатство. Это сооружение включало башню средокрестия, парные башни, расположенные на западе, и три восточные апсиды.

XI век для Англии ознаменовался строительством множества церковных сооружений, среди которых значатся Винчестерский, Кентерберийский соборы, аббатства святого Эдмонда и еще множество других зданий в романском стиле. Многие из этих построек позднее были реконструированы и переделаны, но по сохранившимся документам и остаткам древних конструкций можно представить внушительную монументальность и облик зданий.

Норманны оказались искусными строителями замков и крепостей, и башня «Тауэр» - одно из ярчайших тому доказательств. Это построенное по приказу Вильгельма укрепление стало самым впечатляющим строением той эпохи. Впоследствии такое совмещение жилого здания и оборонительного укрепления получило широкое распространение в Европе.

Романский стиль в Англии обычно называют нормандским из-за того, что строительство вели именно викинги, реализуя свои архитектурные замыслы. Но постепенно ориентирование создаваемых конструкций на оборону и укрепление сменялось стремлением к декорированию и роскоши. А к концу XII в. романский стиль уступил свое место готике.

Романская архитектура Беларуси

Романский стиль в архитектуре Беларуси возник после принятия христианства, когда византийские архитекторы стали возводить храмы сообразно европейской традиции.

Начиная с XI в. в стране стали появляться башни, замки, храмы, монастыри, городские дома, выполненные в рассматриваемом нами стиле. Эти постройки отличались своей массивностью, монументальностью и суровостью, а украшались скульптурами и геометрическими орнаментами.

Однако на сегодняшний день памятников романской архитектуры сохранилось очень мало. Связано это с тем, что многие строения были разрушены во время частых войн, или же в последующие годы их реконструировали. Так, например, Софийский собор (Полоцк), возведенный в середине XI в., дошел до нас в сильно перестроенном виде, и определить его изначальный облик сегодня не представляется возможным.

Архитектура Беларуси того времени отличалась использованием большого количества строительных техник и приемов. Самыми известными и яркими образцами служат собор Спасо-Ефросиньевского монастыря (Полоцк), церковь Благовещения (Витебск), церковь Борисоглебская (Гродно). Эти постройки совмещают в себе особенности древнерусского зодчества и присущую романскому стилю базиликальность.

Таким образом, уже в XII в. романский стиль начал постепенно проникать на славянские земли и преобразовывать архитектуру Беларуси.

Заключение

Таким образом, начал зарождаться романский стиль в архитектуре в период Средневековья (V - X вв.), а проявлялся он в разных странах Европы по-разному, в зависимости от географических, политических и национальных особенностей. В течение всей той эпохи параллельно, практически не соприкасаясь, существовали и развивались разные архитектурные направления, что привело к самобытности и неповторимости сооружений в различных странах Европы.

В эпоху Средневековья романский стиль оказал большое влияние на формирование монастырских комплексов, которые включали храм, больницы, трапезные, библиотеки, пекарни и еще множество других построек. В свою очередь, эти комплексы повлияли на структуру и расположение городских построек. Но непосредственное развитие городских укреплений началось в последующий период, когда уже царствовала готика.

Для архитектурного стиля, зародившегося в средневековой Европе, характерны полукруглые арки, которые отличаются от готических стрельчатых. Поскольку примеры романской архитектуры можно встретить по всему европейскому континенту, этот стиль зачастую рассматривается как первый пан-европейский архитектурный стиль со времен Римской империи. Помимо полукруглых арок, направление отличается массивными формами, толстыми стенами, прочными опорами, крестовыми сводами и большими башнями. С 6 по 10 век большинство церквей и монастырей в Европе строилось именно в этом величественном стиле. Мы отобрали для вас 25 самых умопомрачительных и впечатляющих примеров романского стиля в архитектуре, которые просто необходимо увидеть!

Собор Успения Девы Марии, Гурк, Австрия. 12 век

Эта базилика считается одним из самых важных романских зданий в стране. Она имеет две башни, три апсиды, склеп и галереи.

Собор Нотр-Дам, Турне, Бельгия. 17 век


С 1936 года считается главной достопримечательностью и наследием Валлонии. Невозможно не отметить тяжелый и серьезный характер постройки, романский неф и кластер из пяти колоколен и полукруглых арок.

Ротонда св. Лонгина, Прага. 12 век

Основанная в качестве приходской церкви в небольшой деревне возле Праги, она была почти разрушена в начале 19 века, но восстановлена позже.

Собор Святого Трофима, Арль, Франция. 15 век


Один из самых важных примеров романской архитектуры во Франции.

Сен-Савен-сюр-Гартамп, Франция. Середина 11 века


Церковь, вошедшая в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1983 году, имеет квадратную башню и пять лучевых капелл с многоугольной апсидой.

Бамбергский кафедральный собор, Бамберг, Германия. 13 век

Церковь, основанная в 1012 году императором Генрихом II, известна своими четырьмя внушительными башнями. Собор был частично разрушен пожаром в 1081 году, но восстановлен к 1111 году.

Собор в Клонферте, Ирландия. 12 век


Дверной проем этого собора считается венцом романского стиля. Он украшен головами животных, листьями и человеческими головами.

Сан-Либераторе на Майелле, Абруццо, Италия. 11 век

Фасад этого аббатства является примером ломбард-романского архитектурного стиля.

Собор Модены, Модена, Италия. 12 век


Собор считается одним из самых знаковых романских зданий в Европе и является объектом Всемирного наследия.

Базилика Святого Серватия, Маастрихт, Нидерланды. 11 век

Здание считается примером различных архитектурных стилей, но преимущественно - романского.

Двери собора в Гнезно, Польша. 12 век


Бронзовые двери считаются одним из самых значительных произведений романского искусства в Польше. Они украшены барельефами, которые демонстрируют 18 сцен из жизни святого Войцеха.

Монастырь Петра и Павла, Крушвица, Польша. 1120 год


Это произведения романского искусства построено из песчаника и гранита. Оно имеет трансепт, пресвитерию и апсиду.

Андреевская церковь, Краков, Польша. 1079-1098 гг


Эта церковь была создана для оборонительных целей. Она является одним из немногих оставшихся примеров европейских крепостных церквей.

Лиссабонский собор, Португалия. 1147 год


Самая старая церковь в Лиссабоне, которая представляет собой смесь различных стилей и прославилась своими романскими железными воротами.

Собор Святого Мартина, Словакия. 13-15 век


Самый большой и интересный романский собор в Словакии. Внутри него расположены мраморные надгробия, а стены расписаны сценами коронации Карла Роберта Анжу.

Базилика Сан-Исидро, Леон, Испания. 10 век


Среди наиболее заметных особенностей здания - арки, пересекающие трансепт и резной тимпан.

Кафедральный собор Лунда, Швеция. 1145 год


Романский стиль здесь выражен в планировке, склепе и арочных галереях.

Гроссмюнстер, Цюрих, Швейцария. 1100-1120 гг


Протестантский храм в романском стиле. Имеет большой резной портал со средневековыми колоннами.

Собор Дарема, Англия. 1093 год


Здание примечательно необычными сводами крыши нефа, поперечными арками и массивными колоннами.

Замок Данноттар, Абердиншир, Шотландия. 15-16 век


Разрушенная средневековая крепость состоит из трех основных крыльев, установленных вокруг четырехугольника, и необычного сложного дубового потолка.

Собор Саламанка, Испания. 1513-1733 гг


Несмотря на то, что в 17 веке собор был перестроен и стал готическим, он сохранил большую часть романского стиля.

Аббатство Вонхоцк, Вонхоцк, Польша. 1179 год


Аббатство признано одним из самых драгоценных памятников романской архитектуры в Польше.

Кафедральный собор в Порту, Португалия. 1737 год


Это один из старейших соборов в городе. Он окружен двумя квадратными башнями, поддерживаемыми контрфорсами и увенчанными куполом.

Санта-Мария-Маджоре, Венето, Италия. 11 век


Интерьер этого собора украшает восхитительная мозаика 9 века.

Кафедральный собор Сан-Никола-ди-Труллас, Италия. 1113 год


Собор был построен в качестве сельской школы, а затем стал монастырем с крестовыми сводами и фресками.

Пусть ваши друзья увидят эти потрясающие постройки. Поделитесь с ними этим постом!

Романский стиль (от лат. romanus - римский) - художественный стиль, господствовавший в Европе (преимущественно западной) в X-XII веках (в некоторых местах - и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно проявил себя прежде всего в архитектуре.

Характеристика стиля

Термин «романский стиль» ввел в нач. XIX века Арсисс где Комон, который установил связь архитектуры XI-XII веков с древнеримской архитектурой.

Здания романского стиля разнообразны по типам, по конструктивным особенностям, по декором. Наибольшее внимание уделялось сооружению храмов, монастырей, замков, расположенных на повышенных местностях. Романский стиль отличался массивностью сооружений. Основным строительным материалом романского зодчества был камень.

В рамках романского стиля одновременно с архитектурой и в тесной связи с ней развивались монументальная живопись и скульптура. По художественным признакам искусство этого периода схематической, условное. Романская композиция позволяла использовать пространство, лишенное глубины, разномасштабные фигуры, утрированы жесты.

Важную роль сыграло орнаментальное искусство, в романском стиле поражает богатством и разнообразием мотивов. В орнаменте своеобразно переплетались традиции античности Византии, Ирана и даже Дальнего Востока.

Термин «романский стиль» возник сравнительно недавно - в первой половине XIX в., Когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской.

В XI-XII вв. церковь имела огромное влияние на жизнь общества в целом, в частности на духовную жизнь, культуру и государственность, поэтому она оказалась и главным заказчиком архитектурных сооружений, сегодня рассматриваются как произведения искусства.

В церковных проповедях поднималась тема греховности мира, исполненного греха и соблазнов, подвластного влиянию таинственных и страшных сил. Эта тема способствовала развитию в романском искусстве Западной Европы этического и эстетического идеала, удаленного от античного искусства. В связи с тем, что ведущим видом искусства в тот период была архитектура, ей отводилась роль того звена, что «влияла» визуально и духовно на верующих. Сюжеты Страшного суда и Апокалипсиса, библейские сцены, скульптуры - вот что массово присутствовало в оформлении церквей. Превосходство духовного над телесным выражалось в контрасте пламенной духовной экспрессии и внешней уродливости.

Романские храмы, преимущественно монастырские, должны были выглядеть массивно, прочно и надежно, поэтому строились они из камней, имели простые формы, с преобладанием вертикальных или горизонтальных линий, очень узкие дверные и оконные проемы и полуциркульные арки. Суровые, тяжелые внешние формы предоставляли романском храма строгого и простого вида. Чтобы «разгрузить» конструкцию храма, архитекторы создали свод в виде крестов. Множество свободных плоскостей способствовала распространению монументальной скульптуры, которая нашла свое место на плоскостях стены или поверхности капителей и выражалась в форме рельефа.

Фигурные композиции имеют различные масштабы; их размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображен: крупнейшая фигура Христа, поменьше - ангелов и апостолов, наименьшие - простых смертных. Кроме того, фигуры находятся в определенном соотношении с архитектурными формами. Изображения в середине - крупнее, чем те, что находятся в углах. На фризах фигуры имеют приземистые формы, на несущих частях - удлиненные. Именно такое расположение фигур и их форм является характерной чертой романского стиля.

Сооружения романского искусства рассеяны по всей Западной Европе. В Германии в этом стиле построены соборы в городах, расположенных на Рейне. Но наибольшее количество памятников XI-XII вв. была построена во Франции. В архитектуре и скульптуре наблюдается разнообразие форм и интересное решение конструктивных проблем. В храмах Бургундии были сделаны первые шаги к изменению конструкции сводчатых перекрытий в типе базиликального храма. Пьятииефна монастырская церковь в Клюни - самый большой храм из построенных в то время - классический образец такого типа. Французские архитекторы разрабатывали конструкции, увеличивающих объем внутренних помещений, но при этом обеспечивают надежность сводов. Жертвуя верхним светом, в центральном нефе строители возводили так называемые зальные церкви равной или почти равной высоты, благодаря чему распор центрального свода частично компенсировался встречным давлением боковых. Боковые нефы делали даже двухъярусными, что увеличивало их тяжесть, а также делало здание более вместительным. Чтобы облегчить свод центрального нефа, ему предоставляли стрельчатого сечения, вводили подпорные арки, которые принимали основную нагрузку, и верхний свод прорезали окнами.

В XII в. впервые для декорирования фасадов церквей используют скульптурные изображения. Самым замечательным творением романской монументальной пластики являются гигантские рельефные композиции над порталами храмов. Сюжетами чаще были грозные пророчества Апокалипсиса и Страшного суда. Композиция строго подчинена принципу иерархии: в центре огромная и неподвижная фигура Христа, вокруг нее - множество фигур, передающих бурное движение. В романской пластике сочетаются возвышенное и обыденное, груботилесне и даже абстрактно гротескное. Изображение страшного суда наглядно демонстрируют богословскую схему иерархической структуры мира. Центром композиции всегда служит огромная фигура Христа. В верхней части - небо, в нижней - грешная земля, справа от Христа расположены рай и праведники (добро), слева - осужденные на вечные муки грешники, черти и ад (зло). Сюжет Страшного суда присутствует в каждом храме, но схемы его выполнения достаточно разнообразны. Например, в тумане собора Сент-Лазар в Отен в сцене Страшного суда рядом с грозным и величественным образом Христа изображен почти гротескно-комедийный эпизод взвешивания добрых и злых дел умерших, сопровождающийся крючкотворством дьявола и ангела, причем дьявол подан одновременно и страшным, и смешным.

В отличие от французского, немецкое романское искусство развивалось менее последовательно. В период наивысшего обострения борьбы между империей и папством церковное искусство приобрело в Германии черты сурового аскетизма. «Суровый стиль» можно увидеть на многочисленных деревянных распятиях XII в. Уровне, параллельны, строгие линии складок одежд, такими же параллелями намечены волосы, борода; Христос не страдающий человек, а суровый и беспристрастный судья, победивший смерть.Самым известным произведением является «Распятие Имервальда» (назван в честь мастера).

На смену романскому стилю пришла готика. Изменение стилей шла долго, на протяжении почти 100 лет.

Галерея

Термин «романский» появился в XIX столетии и относится к архитектуре XI и XII вв., когда возникла относительно цельная общеевропейская художественная система. Главными чертами стиля стали цилиндрические своды и стремление перекрыть ими огромные пространства – навык, ушедший вместе с древними римлянами. Это стало возможным с появлением в Англии в 1200-х гг. нервюрного свода и его распространением в Нормандии и континентальной Европе в начале XIII в. Существовал ряд местных школ в феодальной Франции, использовавших характерные романские черты: круглые арки, своды, обилие декора. Особое явление в архитектуре Франции – паломнические церкви.

Эта церковь расположена на одном ив главных путей пилигримов и построена в конце XI в. Она вытянут в плане, имеет пять нефов, центральный неф значительно шире боковых, широкий трансепт с боковыми проходами, четырьмя капеллами с восточной стороны и апсидой с пятью капеллами.

Капеллы – небольшие приделы в честь святых, которые примыкали к апсиде (полукруглая или многоугольная часть алтаря) и трансепту. Они придавали зданию необычный профиль.

Из галерей, расположенных над боковыми нефами, можно было наблюдать службу.
Они создавали сквозной обход собора. Такие галереи характерны для соборов, имеющих большой приход или расположенных на путях паломничества.

Французский романский стиль: влияние паломников

Паломники путешествовали по всему континенту и способствовали распространению новых архитектурных стилей. Планировка церквей также учитывала большое количество паломников. Протяженные нефы, просторный трансепт, сквозной обход – характерные черты французских церквей. Апсида часто окружалась капеллами и галереей.

Восточная часть церкви хорошо разработана. Капеллы, пристроенные к апсиде и трансепту, разной величины. Такой план был распространен по всей Франции, но так и остался французским явлением и редко использовался в остальной Европе.

Цилиндрический свод – самая простая форма свода с полукруглым сечением. Как показано здесь на поперечном разрезе, свод центрального нефа опирается на боковые, которые снимают распор свода центрального нефа.

Башни строили на западном фасаде, а также над центральным пересечением нефа и трансепта и над северным и южным рукавами креста. В церкви Св. Павла квадратная башня расположена на западном фасаде и более высокая – над средокрестием.

Скульптура широко использовалась для украшения фасадов романских церквей. Параллельно со скульптурой приобрел популярность и более строгий геометрический орнамент, который не нарушал плоскости стен.

Фонтевро

Существовало множество вариантов украшения внешнего вила здания. Наиболее характерным были аркатурные фризы – полукруглые арки, наложенные на стену.


Стрельчатая арка считается характерной чертой более позднего готического стиля, но они изредка встречаются и в романском. Эти арки лишь предвещали пришедший впоследствии архитектурный стиль и всегда соседствовали с традиционными закругленными арками.

Романский стиль в Германии

Германские архитекторы XI и XII вв. заимствовали формы, созданные еще при Оттонах, но изменили их, создав первые действительно романские здания. Собор в Шпейере (1030 г. – начало XIII в.) пример новой европейской архитектуры. Собор, построенный как пантеон германских императоров, черпал вдохновение в классическом прошлом, в колоссальных раннехристианских базиликах IV в. В сравнении с ним, стали казаться карликами прежние церкви Северной Европы.

В германской архитектуре этого периода простые капители были вытеснены более оригинальными и украшенными формами. Эта капитель, относящаяся к началу XII в., со стилизованными листьями и лебедями со сплетенными шеями, дает представление об искусстве резчиков того времени.

Использование стилизованных завитков лиственного орнамента не ограничивалось каким- либо одним регионом страны, и было свойственно как готическому, так и романскому стилю. По мере развития романского стиля, все большее внимания уделялось натуралистичным формам и правдивому изображению природных мотивов.

Веревочный орнамент – это резьба, изображающая скрученную веревку, – характерная черта романского стиля. Он не встречается в более ранних постройках, и. по всей видимости, является изобретением резчиков романского периода. Особенно часто веревочный орнамент использовали для украшения дверных или оконный проемов.

Замок Вартбург (XII-XIII вв.)

Этот замок, хотя и подвергся серьезным изменениям в последующие эпохи, представляет собой один из немногих хорошо сохранившихся замков романского стиля. Как и в религиозных постройках того времени, основными декоративными мотивами замка являются закругленные арки окон, дверей, аркады и консольный карниз.

Рельефы с дидактическими сценками характерны для церквей этого времени. До прихожан старались весьма наглядно донести библейское учение. Обычно такие изображения размещали на дверях, западных фасадах и кафедрах. Эта сценка сделана таким образом, чтобы точно разместиться в пазухе арки.

Собор Вормс

Собор имеет традиционную планировку: очень длинный центральный неф с боковыми нефами. Их нервюрные своды покоятся на массивных опорах Ступенчатые башни часто украшали соборы с востока и запада. Собор в Вормсе имеет шесть башен различной высоты, все они украшены сходными аркадами.

Романский стиль Испании

Во время мавританского владычества в Испании зародился и развился очень своеобразный мавританский стиль. Элементы этого стиля в XI-XII вв. смешались с пришедшим из Франции европейским архитектурным языком.
В результате возник смешанный стиль, основанный на французских образцах, но сохранивший традиционные исламские черты.

Сан-Пабло-дель-Кампо. Барселона

Местные мастера часто создавали уникальные архитектурные композиции. Этот ранний фасад с аркатурным фризом ассоциируется с архитектурой итальянской Ломбардии. Дверной портал расположен в стене с массивной каменной кладкой.

Английский норманнский стиль: церкви

Романский стиль, называемый в Англии норманнским, доминировал здесь в XI-XII вв. После победы Вильгельма Завоевателя при Гастингсе в 1066 г., Англия была завоевана норманнами, которые принесли новый стиль. В архитектуре Англия быстро усвоила норманнский опыт. Основными типами зданий были замок и крепость.

Обработка стен собора поражает упорядоченностью и сложностью ритмов, который создают расположенные на равном расстоянии закругленные арки и повторяющиеся летали трифория и верхних окон нефа. Первоначально собор имел плоское деревянное перекрытие.

Квадратная башня. Церковь Св. Петра. Нортгемптон

Большинство норманнских церквей имело западную башню, в верхней части которой размещалась звонница. Обычно башни были квадратными в сечении, но существовали и местные варианты с различными башнями, в том числе круглыми.
Отличительная черта интерьера этой церкви, относящейся примерно к 1150 г.. – чередующиеся опоры, четырехдольные и круглые, которые очень четко организуют пространство церкви.

Романская архитектура Италии: разнообразие

В этот период в Италии не прекращалась борьба за верховную власть между папским Римом и Священной Римской империей. Как и во Франции, каждая область здесь имела свой собственный архитектурный стиль, на который оказывала влияние архитектура Западной Европы. В целом, Италия оставалась достаточно консервативной. Здесь меньше строили, чем во Франции, Англии или Испании. Архитекторы романского периода в полной мере использовали наследство античности. Византии и мусульманские влияния. Они продолжали применять базиликальные планы, возводить купола, строить кампанилы и баптистерии, отделывать фасады зданий. За редким исключением, все это не встречается в других европейских странах.

Сан-Миньято-аль-Монте. Флоренция (ок. 1018 г.)

Крипта, расположенная в Сан-Миньято под основными хорами, довольно редко встречается в итальянской архитектуре.
В Италии в большинстве случаев все еще использовали базиликальный план, немного измененный по сравнению с римскими образцами. В Сан-Миньято – традиционный широкий центральный и узкие боковые нефы. большие хоры, приподнятые на платформе, и огромная крипта.

Одна из главных характерных черт флорентийского романского стиля – использование цветного мрамора. Продуманное геометрическое расположение панелей позволяло использовать игру света на гладком камне. Такая отделка своим богатством и изысканностью, несомненно. контрастировала со скульптурными фасадами, характерными для Северной Европы.

Сан-Марко. Венеция (ок. 1063-1096 г.)

Этот фасад с большими арками был построен в XI в., но полностью отделан лишь в начале XIX в. Это третий собор, построенный на этом месте. Его романская форма с крестообразным планом в значительной степени черпает в вдохновение в византийском искусстве.

Итальянская романика: местные черты

В Ломбардии в наибольшей степени сказывается влияние французской и немецкой архитектуры. Церкви здесь имели широкие нефы и каменные своды, над основным зданием поднимались башни. В Риме в это время строили немного, что объяснялось большим числом сохранившихся здесь классических зданий. В тосканских городах: Флоренции. Лукке, Пизе, напротив, развились собственные своеобразные стили, сочетавшие византийское использование мрамора и мозаик с планами, мало отличавшимися от римских образцов. Примером расцвета местного романского стиля может служить ансамбль в Пизе: облицованный мрамором собор с куполом, колокольня и баптистерий представляют собой отдельные строения, расположенные рядом. К ним примыкает кладбище.

В итальянских церквях XII-XIII вв. часто встречаются глухие фасады с расположенными над ними фронтонами. Это – один из двух вариантов решения западного фасада. Второй – ломбардийский фасад, с расположенными по сторонам башнями-близнецами.

Орнамент этой капители XIII в., напоминающей коринфскую, сделан в виде листьев антемии (жимолости). Он происходит из Греции и является одной из самых стойких форм лиственного орнамента. Кампанила или отдельно стоящая колокольня, рас-полагалась с западной стороны здания. Существуют разнообразные формы кампанил, наиболее ранняя из известных – квадратная, но встречаются и круглые. в частности, в Пизе.

Как обычно это бывает, Романский стиль получил своё название лишь спустя долгое время, после своего завершения. Романским стилем французские археологи назвали европейскую архитектуру 10-12 веков, так как считали это архитектурное направление не совсем удачным вариантом позднеримской архитектуры.

Романский стиль стал закономерным отражением духа своей эпохи: для периода раннего феодализма характерны раздробленность европейских земель и частые междоусобные войны. Поэтому дозорные башни, массивность всех конструкций (стен, колонн, сводов), световые проемы, походившие на бойницы – эти черты присущи постройкам романского периода. Величественные храмы огромных размеров находились на расстоянии колокольного звона и часто выступали в роли крепости для жителей всего города. Дома феодалов - замки - являлись настоящей крепостью. Они были окружены стенами внушительной высоты с башнями. А добраться до ворот можно было через подъемные мосты, опускающиеся над поверхностью воды глубокого рва.

Романский стиль в архитектуре, как и вся культура Средневековья в целом, отражает в себе культурный и экономический упадок и последующий застой, связанный с тем, что достижения римлян в строительном ремесле были утеряны, и уровень техники значительно снизился. Но постепенно, по мере развития феодализма, стали складываться новые типы построек: укрепленные феодальные жилища, монастырские комплексы, базилики. Последние выступали как основа культового строительства.

Многое базилика Средневековья взяла из позднеримской архитектуры периода формирования раннехристианского храма. Подобные здания представляют собой архитектурную композицию с вытянутым пространством, которое на несколько нефов разделяют ряды колонн. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения. Базилика святого Аполлинария в Классе (Равенна) ярко демонстрирует раннюю культовую архитектуру романского стиля:

Приёмы строительства.

Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем. Так, страдающие от постоянных пожаров деревянные перекрытия были заменены сводчатыми конструкциями. Над главными нефами стали возводить цилиндрические и крестовые своды, а это потребовало усиления стеновых опор. Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий - с помощью подпружных арок и крестовых сводов - в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества .

Разрез и план типичной романской базилики:

Особенности романского стиля в архитектуре проявляются в том, что зодчие стремятся основные вертикальные опоры размещать за пределами наружных стен. Постепенно этот принцип дифференциации становится обязательным.

Материалом для строительства чаще всего служил известняк, а также другие породы, которыми была богата окружающая местность: гранит, мрамор, кирпич и вулканический бут. Процесс укладки был прост: раствором скреплялись некрупные обтесанные камни. Сухие техники никогда не применялись. Сами камни могли быть разной длинны и высоты и тщательно обрабатывались только с лицевой стороны.

Особенности архитектуры романского собора:

В основе плана - раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства;
Увеличение хора или восточной алтарной части храма;
Увеличение высоты храма;
Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами; Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры);
Тяжёлые своды требовали мощных стен и колонн;
Основной мотив интерьера - полуциркульные арки.

Отличие конструкций Романского стиля от более позднего Готического:

Скульптура в романской архитектуре.

В начале 12-го столетия начинает расти роль скульптуры в архитектуре и в особенности рельефа. На смену языческим римским образам приходят церковные композиции, которые олицетворяют сцены из евангельского писания. Романские соборы украшались монументально-декоративными композициями в виде рельефных человеческих фигур, расписанных красками.

Как правило, скульптуры использовались для создания целостной картины экстерьера соборов. Месторасположение рельефов не имело определенных границ: они могли находиться на западных фасадах (где располагался главный вход) , возле порталов, на капителях или архивольтах. Угловые фигуры были значительно меньше, чем скульптуры в центре тимпана (внутренняя часть полукруглой арки, находящейся над порталом). Во фризах они принимали более приземистую форму, а на несущих колоннах - удлиненные пропорции.


Каждая область Западной Европы внесла свои художественные вкусы и традиции в развитие романского стиля. Все зависело от традиций и условий жизни региона, в котором строилось сооружение. Так, романские строения Франции отличны от немецких, а немецкие в той же мере не похожи на испанские.

Романский стиль в архитектуре Франции постепенно приспосабливался к условиям окружающей действительности. Так чтобы защитить постройки от постоянных набегов мадьяр, создали огнеустойчивые конструкции; для размещения большого числа прихожан постепенно перестроили и переделали внутреннее и внешнее пространство соборов.

Церковь при бенедиктинском монастыре "Сен-Флибер", построенная в XII в:

В Италии провинции северной части страны создали свой стиль, отличавшийся монументальностью. Возник он под влиянием романского стиля Франции, дворцовой архитектуры Германии и связан с появлением техник строительства из кирпича.

Архитектура романского стиля североитальянских провинций характеризуется мощными аркадными фасадами, карликовыми галереями, расположенными под карнизом, порталами, колоны которых стояли на скульптурах животных. Примерами таких сооружений являются церковь «Сан-Микеле» (Падуя), соборы Пармы и Модены XI-XII вв.

Архитекторы Флоренции и Пизы создали самобытный и жизнерадостный вариант романского стиля. Благодаря тому, что эти области были богаты мрамором и камнем, почти все конструкции выполнялись именно из этих надежных материалов. Флорентийский стиль во многом стал наследником римской архитектуры, и часто соборы были декорированы в античном стиле.

Развитие романского стиля в Англии связано с норманнским завоеванием и распространилось на два типа зданий: замок и церковь.Архитектура романского стиля была быстро освоена англичанами и ускорила строительную активность в стране. В начале столетия деревянные башни уже полностью сменились на каменные. Изначально это были двухэтажные здания, имевшие форму куба. По примеру нормандских архитекторов, английские зодчие начали использовать сочетание донжона, рвы и палисады, которые окружали лагеря лучников. Из Нормандии также было позаимствовано конструирование двухбашенного фасада западной части здания.

Наиболее известным из сохранившихся романских построек является Вестминстерское аббатство. Это сооружение имеет башню средокрестия, парные башни, расположенные на западе, и три восточные апсиды.

XI век для Англии ознаменовался строительством множества церковных сооружений, среди которых значатся Винчестерский, Кентерберийский соборы, аббатства святого Эдмонда и еще множество других зданий в романском стиле. Многие из этих построек позднее были реконструированы и переделаны в готическом стиле , но по сохранившимся документам и остаткам древних конструкций можно представить внушительную монументальность и облик зданий.



 
Статьи по теме:
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з
Рыба на решетке - самое вкусное и ароматное блюдо
Особенность приготовления рыбы на мангале состоит в том, что независимо от того, как вы будете жарить рыбу — целиком или кусочками, кожу снимать не следует. Тушку рыбы нужно разделать очень аккуратно — старайтесь разрезать ее таким образом, что голова и х
Ю.Андреев - Живой журнал! Андреев Ю.А. Юрий Андреев: биография
Андреев Ю.А. - об авторе Юрий Андреевич родился в Днепропетровске. В 1938 году семья переехала из Днепропетровска в Смоленск, где встретила войну (отец - кадровый военный). В 1944 семья переехала в Ленинград по месту службы отца. Окончил школу с золотой