Лучше делать погреб в гараже.

Владельцы загородного жилья могут соорудить погреб для хранения даров приусадебного хозяйства или окрестных лесов в подвале жилого дома или рядом с ним. К сожалению, многие лишены такой возможности. Трудность разрешима, если человек имеет собственный гараж. В этом случае хранилище для стратегических продуктовых запасов можно устроить в недрах «автоконюшни». Как построить погреб в гараже своими руками - рассказывается в предлагаемой статье.

Виды погребов

Подполье для провианта можно сделать по-разному, в зависимости от материальных и технических возможностей:
  • Наземный вариант.
  • Представляет собой небольшой приямок глубиной до 1 метра, бетонный или сложенный из кирпича. Боковые стенки можно оклеить пенополистиролом. Сверху закрывается крышкой, утепленной полиуретановой изоляционной плитой толщиной 8 см.

  • Полузаглубленный (высотой около 1,5 м).
  • Наиболее рационально поместить его в конце смотровой ямы. Либо заказать пластиковый погреб (кессон) в гараже. Все строительство сведется только к земляным работам, да еще останется подключить освещение, которое, как и вентиляция, входит в комплектацию покупки.

  • Заглубленный.
  • Предусматривает высоту потолка не менее чем в рост человека. Чем глубже подвал, тем лучше его теплоизоляционные качества. Более трех метров обычно не делают.

Какой погреб выбрать для своего гаража?

В первую очередь следует оценить водонасыщенность грунта, особенно весной, после таяния снега. Иначе каждый год придется вычерпывать воду, да и ограждение подвала прослужит недолго, не говоря о постоянной сырости внутри помещения. Решение о выборе той или иной конструкции лучше принимать после определения уровня грунтовых вод (УГВ). Для этого нужно в конце лета просверлить один шурф на месте будущего котлована. Дно шурфа должно быть ниже предполагаемой отметки пола погреба на полметра.

В мае следующего сезона будет видно: есть ли вода в колодце, а если да - то на какой глубине. Если дно отверстия сухое, считайте - повезло. Ну а если грунтовые воды все-таки появились, нужно замерить глубину их расположения. И после этого ориентироваться на возможную глубину подвала, учитывая, что пол должен располагаться выше УГВ хотя бы на полметра.

Строительство погреба в гараже «с нуля»

Наиболее удобно строить погреб в гараже своими руками одновременно с возведением основного сооружения:

  • Все тяжелые земляные работы можно сделать за один раз, с применением экскаватора.
  • Заглубленный ленточный фундамент послужит ограждением будущего погреба, что обеспечивает экономию на строительных материалах (опалубка, бетон, арматура, кирпич). Разработанные заранее чертежи исключат лишние закупки.
  • Для заливки (бетонируемые пол, ограждение подвала, монолитный железобетон основания) дешевле заказать сразу несколько миксеров бетонной смеси и закончить бетонные работы за один день. По истечении четырех недель - время твердения бетона, можно переходить к следующему этапу.
  • Перекрытие погреба можно выполнить из железобетонных плит, поскольку нет препятствий для использования подъемного крана.
  • Так как работы производятся на открытом воздухе, не требуется дополнительное освещение.


Правила возведения погреба

Чтобы избежать катастрофы, делая погреб в гараже своими руками, необходимо выдержать призму обрушения грунта (допустимое расстояние от нагрузки до края котлована). Подобная инструкция содержится в строительных пособиях, можно посоветоваться с крановщиком, экскаваторщиком. Они обязаны знать эти требования. К примеру, при глубине выемки (от основания подошвы), равной 2 м, расстояние от котлована до несущей конструкции (м) должно быть не более: 3,0 - для песчаных грунтов; 2,4 - супесь; 2,0 - суглинки; 1,5 - глина.

Получается, что при ширине гаража, равной четырем метрам, погреб даже в глинистом грунте можно сделать шириной всего лишь 1 метр: 4 – (2 × 1,5). Если фундамент гаража изготовлен из монолитного железобетона, стену погреба допускается приблизить к нему, при условии, что ширина участка будет не более 1,5 м. Для подстраховки применяют распорные крепи из бруса, подкладывая под них обрезки досок. В процессе бетонирования их постепенно удаляют.

Возводим стены погреба

При одновременном строительстве гаража и хранилища продуктов в качестве ограждения погреба выступает ленточное основание гаражной постройки. Оно может быть:

  • сборным - из фундаментных стеновых блоков (ФБС);
  • монолитным - из железобетона;
  • сложенным из штучных материалов: керамический полнотелый кирпич, цементно-песчаные (пескобетонные) блоки.

Те же материалы применимы и в случае изготовления стен погреба в построенном сооружении, за исключением ФБС, поскольку их монтаж возможен только с использованием подъемного крана.

Стены и грунтовые воды

Погреб в гараже — стены

Возводя погреб в гараже своими руками, следует помнить про грунтовые воды. Даже если пол находится выше УГВ, в подвал могут проникать дождевые и талые воды. Чтобы исключить проникновение их в почву, по периметру гаража должна быть выполнена надежная отмостка, а в некоторых случаях - открытый дренаж, предназначенный для отвода поверхностных вод. Конечным барьером на пути влаги должна стать боковая гидроизоляция фундаментных и стеновых конструкций подвала. Наиболее надежной является наружная изоляция. При новом строительстве ее можно осуществить несколькими способами:

Изнутри наиболее простым способом является обработка проникающими гирофобизирующими составами. Раствор проникает в поры материала, где кристаллизуется и перекрывает путь влаге.


Если гараж с погребом будет возводиться на слабонесущих грунтах, основание можно сделать в виде железобетонной плиты, которая будет служить одновременно и полом подземного хранилища.

В подобной ситуации при ленточном основании пол может представлять собой бетонную стяжку толщиной 8–10 см, с уложенной в нее армирующей дорожной сеткой. Предварительно основание котлована необходимо выровнять, уложить слой щебня или гравия, засыпать песком. После тщательной утрамбовки каждого слоя настелить гидроизоляцию в виде рубероида или других рулонных материалов. Лучшим материалом послужит эластичная полимерная мембрана. Бетонный пол заливается поверх изоляционного слоя, который отсечет расположенные ниже грунтовые воды.

Для небольшого погребка достаточно будет глиняного пола. Делают его из двух слоев жирной глины, между которыми укладывают гидроизоляцию. Каждый слой утрамбовывают. Поверх можно уложить деревянный настил.

Надежная крыша погреба

Перекрытие погреба, занимающего всю площадь гаража, следует выполнять из покупных железобетонных плит после кладки или бетонирования несущих стен. Небольшой погреб, или круглый в плане, рациональнее перекрыть монолитным железобетоном, установив снизу опорную опалубку. Если подвальчик расположен в стороне от парковочного места, допустимо настелить толстые доски по стальным или деревянным балкам, при обязательном наличии эффективной вентиляции подполья.


Как держать погреб сухим?

Чтобы овощи и стеклянная посуда не покрывались испариной, воздух в погребе необходимо осушать. С этой целью устраивают приточную и вытяжную вентиляцию. Вытяжка должна располагаться под перекрытием подвала, а приточка - на высоте 10–20 см от пола. Дополнительно к естественной вентиляции рекомендуется применять и принудительную (с электрическим вентилятором), которую можно включать в летнее время.

Дело в том, что летом температура в погребе холоднее, чем на улице, и естественная циркуляция не работает. Хотя выбросов метана здесь не бывает, однако существует не очень полезный газ - радон, от которого лучше избавляться.

Утепление погреба в гараже

Когда местность располагается в холодной климатической зоне, заложенный на хранение картофель по весне может подслащивать из-за сильного охлаждения. Если такая опасность вероятна, ограждающие конструкции подпола нужно утеплять. Правильно закрепить утеплитель снаружи.

Так и площадь погреба не уменьшится, и точка росы будет находиться не внутри помещения, а на границе утеплителя. То есть, внутри погреба не будет конденсата, и для освещения можно будет применить обычные светильники, а не влагозащищенные. В качестве утеплителя рекомендуется пенополистирол толщиной 100 мм. Для приклеивания применяется контактный клей. Потолок также утепляют снаружи.

Спуск в закрома должен быть удобным и безопасным. Следует помнить, что при подъеме с продуктами ваш вес увеличивается, в то же время держаться за ступеньки или поручень приходится одной рукой. Поэтому конструкция должна быть прочной. Сделать лестницу можно из металлического профиля с применением сварки или крепежных соединений.

После того как погреб в гараже своими руками будет построен, настоящий мужчина постарается благоустроить его: покрасить изнутри, изготовить стеллажи, провести освещение, чтобы посещение этого укромного уголка приносило положительные эмоции.

Основное требование, которое обязательно должно соблюдаться в подвале гаража – отсутствие влажности. Какая отделка подвала в гараже поможет избавиться от сырости и грибка, устранить затхлость в помещении?

Продумать все детали конструкции погреба под гаражом важно еще на этапе закладки фундамента. В этом случае необходимо сразу предупредить влажность в подвале, выполнив несложные строительные работы, которые легко сделать своими руками.

Фундамент гаража надо качественно изолировать от влаги снаружи и изнутри. Основная проблема – сезонный подъем грунтовых вод и влажность в подвале вследствие весенних и осенних паводков.

Картина, когда залит водой погреб и яма в гараже, каждую весну и осень, не редкость.

Второе важное требование – качественная вентиляция погреба. При отсутствии доступа свежего воздуха продукты быстро покрываются плесенью. Но это не один минус. Высокая влажность вызывает быструю коррозию металла, поэтому хранить автомобиль в гараже с сырым подвалом просто опасно.

Вентиляция может быть как естественная – приток воздуха обеспечивается правильно установленной системой труб или принудительная — установка вентилятора, если нет возможности вывести трубы при ремонте или переоборудовании гаража.

Третье требование – стены и потолок погреба или подвала в гараже нужно утеплить. Это обеспечит плюсовую температуру в холода и исключит появление конденсата на стенах летом.

Проектирование подвала в гараже

На первой стадии закладки фундамента гаража с погребом нужно обязательно выяснить три факта:

  • на каком уровне расположены грунтовые воды в месте строительства;
  • определить глубину промерзания грунта;
  • конструкция, глубина и гидроизоляция фундамента зависят от типа грунта на участке.

Если гараж уже построен и есть желание выкопать погреб, то надо обратить внимание на следующие параметры:

  • конструкция фундамента – мелко заглубленный ленточный фундамент не выдержит несущих нагрузок, если снять большой слой грунта внутри постройки – необходимо углублять и укреплять фундамент;
  • при высоком расположении грунтовых вод нужно проводить устройство дренажной системы;
  • на глинистых и слабых торфяных грунтах важно уделить внимание серьезной внешней гидроизоляции подвала.

Важное правило для фундамента гаража с погребом – нижняя точка фундамента должна быть расположена ниже точки промерзания грунта на 50 сантиметров минимум. При морозе почва промерзает и выталкивает слабый фундамент, что приводит к быстрой деформации и разрушению всей постройки.

Устройство подвала в готовом гараже

При рытье котлована в уже построенном гараже, особенно если пол погреба будет намного ниже подошвы фундамента гаража важно правильно выдержать расстояние до стен:

  • до стенки гаража стенку подвала располагают на расстоянии, равном глубине подвального помещения ниже подошвы фундамента.

Например, пол погреба на 1 метр ниже фундамента гаража. Значит, нужно отступать на метр от фундамента при рытье котлована.

Последовательность строительных работ при устройстве подвала

По размерам предварительного чертежа нужно вырыть котлован и тщательно утрамбовать грунт. Размеры стандартного погреба под гараж – 2.5 м (ширина) на 2 метра (глубина).

Важно. Стены подвала не должны быть расположены ближе, чем на полметра от стены гаража. Это необходимо для качественной гидроизоляции.

Устройство фундамента

После того, как котлован вырыт, а пол тщательно утрамбован, приступаем к устройству заглубленного фундамента:

  • по грунту засыпается слой щебня средней фракции, минимальная толщина 3 см;
  • по гравию или щебенке заливают черновую бетонную стяжку, толщина от 7 до 10 см, зависит от прочности грунта на участке;
  • после застывания бетонной стяжки монтируют слой рубероида, в качестве гидроизоляции. Надо уложить материал в два слоя, склеив листы между собой жидкой смолой. Кроме рубероида можно использовать гидроизоляцию под бетонные полы или битумную мастику, она стоит дороже, но гарантирует качество и сокращает время строительства;
  • слой рубероида нужно заводить на стены котлована, высота нахлеста на стену — не менее 15 см.

Важно. Обязательно по периметру надо установить дренажную систему для отвода грунтовых и сезонных вод.

По слою гидроизоляции устанавливают армированную бетонную стяжку из цемента с водоотталкивающими присадками («Дегидрол люкс» 10-2) или заливать готовым бетоном – марка W20. Толщина бетонной стяжки пола погреба – не менее 20 см.

Если планируется обустройство погреба с глиняным полом, то надо насыпать глину в несколько слоев и тщательно утрамбовывать каждый. Первый слой глины — толщина 15 — 25 см, второй слой — до 1 м, утрамбовывается с увлажнением по листам рубероида.

Возведение стен подвала

Обязательное условие — стены подвала или погреба в гараже должны быть выполнены только из армированного бетона или красного кирпича. Силикатный кирпич и пеноблоки не выдерживают высокой влажности даже при качественной гидроизоляции.

Проще стены в погребе гаража выложить бетонными блоками – это сократит сроки строительства, но требует затрат на аренду спецтехники. Если подвал строиться в готовом гараже, то надо бетонировать стены погреба или выполнять кладку из кирпича.

Бетонирование стен подвала, цемент марки не ниже М400:

  • выставляем деревянную опалубку. Обязательно установите распорки, чтобы предотвратить осыпание грунта;
  • крепим прочную армирующую сетку. Жесткое армирование стенок делать нельзя, сетку из арматуры необходимо только вязать проволокой. Это предотвратит разрыв стяжки при сезонном пучении грунта;
  • бетонируем стенки послойно. Высота первого слоя бетона – 40 см;
  • высота каждого последующего слоя – не больше 30 см.

Застывание бетона должно происходить естественным образом – среднее время полного застывания 28 – 30 дней, в зависимости от погодных условий.

Важно. При бетонировании стенок подвала обязательно простукивайте резиновым молотком каждый залитый слой, чтобы избежать пустот и каверн в стенах.

Кирпичная кладка стен подвала в гараже выполняется в один ряд со смещением в полкирпича. Обязательно проверяйте вертикаль уровнем или отвесом через каждые два ряда кладки. Атирку швов надо проводить обязательно.

Потолок погреба – плита перекрытия

Пол гаража будет потолком подвала, поэтому основное внимание надо уделить тепло- и гидроизоляции плиты перекрытия:

  • плиту перекрытия с двух сторон нужно гидроизолировать битумом или битумной мастикой в два слоя;
  • снизу (потолка подвала) выполняют пенопластом – это самый бюджетный вариант. Но нужно помнить, что мыши и крысы могут испортить отделку. Поэтому толщина пенопласта для утепления потолка должна быть не более 5 см;
  • обязательно слой утепления надо оштукатурить по сетке. Это защитит утеплитель от сырости и грызунов.

Можно утеплять плиту перекрытия и сверху по бетонной стяжке перекрытия:

  • по плите укладывается слой гидроизоляции (рубероид, битумная мастика);
  • слой утеплителя (пенопласт, керамзит) монтируют по маякам, толщина слоя утепления 10 – 15 см;
  • после заливают армированную бетонную стяжку.

Люк для входа в подвал также надо утеплить пенопластом или минеральной ватой, чтобы не создавать мостики холода в погребе и не провоцировать появление сырости в подвале.

Защитная отделка подвала гаража разными способами

Главные характеристики отделки стен, пола и потолка погреба – устойчивость к разрушительному действию влаги. Какие варианты дезинфекции и защиты поверхностей можно применять, и какие материалы для отделки подвала в гараже самые популярные.

Защита подвала от влажности — материалы

Кирпичные или бетонные стены погреба надо перед финишной отделкой дополнительно защитить от влаги, которая поступает из грунта в тело бетона:

  • для стен подойдет наплавляемая стеклоткань, но дешевле обработать бетонные поверхности составом «Типром К Люкс». Расход такой влагозащитной пропитки для бетона – от 150 до 300 г на метр квадратный. Можно наносить грунт на влажные поверхности. Бутыль 5 литров стоит до 1500 рублей – хватит для обработки стен и потолка подвала;
  • для гидроизоляции пола погреба в гараже можно применять рубероид, но надежней и долговечней наплавляемый стеклоизол (рулонный);
  • можно обработать стены погреба и потолок битумной мастикой.

Без хорошей гидроизоляции даже хорошая водостойкая краска и штукатурка в сыром подвале долго не продержаться.

Порядок гидроизоляции погреба в гараже

Для работы понадобиться распылитель для пропитки и паяльная лампа. Порядок выполнения гидроизоляции:

  • на чистые бетонные или кирпичные стены наносим водозащитную пропитку, можно наносить и кисточкой, но расход материала будет большим, чем при работе с пульверизатором. Гидроизоляция кирпичных и бетонных стен погреба необходима;
  • когда пропитка высохнет, монтируем стеклоизол на бетонную стяжку пола в подвале;
  • раскроите материал на нужные по размеру полосы, нахлест на стены – не менее 25 см;
  • постепенно разматывая рулон, и прогревая материал горелкой, укладываем изоляцию;
  • старайтесь не перегревать покрытие, оно просто расплавиться.

После застывания изоляции для надежности на полу необходимо выполнить финишную цементную стяжку, чтобы защитить слой изоляции (толщина до 5 см). Вместо стеклоизола можно использовать битумную мастику или несколько слоев рубероида.

Оштукатуривание стен погреба

Кирпичные стены можно не штукатурить, достаточно обработать водоотталкивающей пропиткой. Нанесение штукатурки на станы подвала – проведение работ:

  • армирующую тонкую сетку режем на куски и крепим к стене дюбелями. Важно, чтобы сетка плотно прилегала к поверхности стены;
  • для штукатурки стен подойдет любая цементная смесь с водоотталкивающими характеристиками (Церезит, См-11, Осовит Стартвэлл);
  • тщательно размешиваем штукатурную смесь с водой по инструкции и штукатурим стены по металлической сетке.

Перед финишной покраской надо дождаться, чтобы стены полностью просохли – на это уйдет примерно два дня.

Побелка известью или покраска стен подвала в гараже

Самый простой метод защиты и дезинфекции стен и потолка – известковый раствор. Известь пушонку гашеную достаточно развести водой и нанести на стены в два слоя, дождавшись, пока первый слой высохнет, наносят второй слой.

Известковый раствор наносят на кирпичные и цементные стены в погребах каждый год. Так как антисептические свойства известки снижаются через 12 месяцев.

Акриловые и силикатные краски с антисептическими присадками долговечней извести, но и стоят дороже. Надо также учесть, что перед нанесением акриловых красок на бетонные стены поверхность нужно обработать грунтовкой для лучшей адгезии материалов.

Краски на основе акрила или жидкого стекла, покрытие стен известью, качественная гидроизоляция и любая другая отделка стен подвала в гараже не дадут гарантии сухости, если не обустроить качественную вентиляцию погреба.

Вентиляция естественная и принудительная

Систему естественной вентиляции легко сделать своими руками из металлопластиковых труб. Главное, не забыть об устройстве подвала гаража с вентиляцией еще на стадии строительства. Правильное обустройство погреба без вентиляционной системы невозможно.

Естественная вентиляция

Основным недостатком естественной вентиляции погреба считается неравномерная подача воздуха. Зимой трубы покрыты инеем и забиваются снегом, а летом температура на улице выше, чем в погребе и приток свежего воздуха в подвал ограничен.

Этих проблем можно избежать, если на приточное отверстие трубы поставить небольшой бытовой вентилятор, который можно включать по необходимости, чтобы не тратить деньги на электроэнергию.

Естественную вентиляцию своими руками сделать в погребе несложно:

  • под потолком монтируем вытяжную трубу, надо, чтобы высота трубы над крышей была не менее 35 см. Чем выше вытяжная труба, тем сильнее поток циркуляции воздуха в помещении;
  • приточная труба располагается на 10 см выше уровня пола в гараже и выводится наружу. Хороший поток обеспечивает высота приточного отверстия – 30 см от земли.

В трубе надо установить заслонки, чтобы иметь возможность регулировать поток воздуха и защитные решетки от мышей, листьев и мусора.

Принудительная вентиляция подвала гаража

В помещении гаража и погреба всегда будет сухо и комфортно, если установить принудительную систему вентиляции. Самый простой вариант – обычный маломощный вентилятор устанавливается на приточную трубу воздуховода.

Если в гараже проводятся часто ремонтные и покрасочные работы, то вентилятор надо устанавливать и на вытяжку.

Трубы для системы вентиляции подойдут обычные пластиковые для водопровода или металлические гофрированные. Стоят они недорого, а гофрированная труба легко монтируется при любой конструкции гаража и погреба.

Если потратить средства и уделить время правильной отделке погреба под гаражом, то в помещении всегда будет сухо, тепло и комфортно. Огромный вред автомобилю приносят влажные погреба и подвалы. Коррозия металла авто при влажном погребе в гараже обеспечена.

Если у вас есть гараж, то вы наверняка хоть раз да задумывались о том, чтобы оборудовать в нем небольшой (или даже просторный) подвал. Что и говорить, идея очень неплохая, ведь подобное решение позволяет увеличить полезную площадь на несколько квадратных метров. Как ее использовать – дело десятое – в подвале можно хранить урожай и консервации, сделать мастерскую и небольшой бар с бильярдом или настольным футболом… Звучит просто замечательно, но как правильно сделать подвал гаража, чтобы он был прочным, сухим и долговечным? Об этом и пойдет речь в нашей статье.

Подвал в гараже каждый может использовать по-разному, начиная от хранения заготовок, овощей и фруктов, заканчивая подземным баром или мастерской. Суть в том, что экономическая выгода такого мероприятия налицо – вы без значительных вложений увеличиваете полезную площадь жилья. Строительство подвала можно рассматривать как выгодную инвестицию в будущее, поскольку гараж с погребом будет оцениваться в разы дороже, чем обычный, если вы когда-нибудь решите его продать или сдать в аренду.

Конечно, следует понимать, что оборудование подобных помещений – задача очень непростая и требующая определенных знаний, навыков и финансовых вложений. Если не придерживаться технологии и не знать «подводных камней», можно получить в результате непригодный к эксплуатации погреб и выбросить деньги на ветер.

Так, при строительстве подвала в гараже следует предусмотреть следующее:

  1. Надежная гидроизоляция – вам нужно максимально исключить проникновение подземных и осадочных под внутрь помещения. Для этого мало использовать качественные гидроизоляционные материалы. В первую очередь следует узнать, на какой глубине пролегают грунтовые воды на вашем участке и до какого уровня они способны подниматься в периоды сильных дождей и оттепели. Исходя из полученных сведений, можно определить глубину будущего подвала и выбрать подходящий способ гидроизоляции.
  2. В некоторых случаях одной гидроизоляцией не обойтись. Быть может, придется делать водоотвод при помощи дренажной системы. Составлять проект гаража с подвалом можно только после оценки состояния и характеристик грунта.
  3. Качественная вентиляционная система – поскольку в подвале так или иначе уровень влажности воздуха будет повышен, следует обеспечить регулярную вентиляцию помещения. В противном случае на стенах и потолке появится конденсат, который приведет к образованию плесени и грибков. Обшивка рано или поздно разрушится, и внутрь будут просачиваться подземные воды. Этот процесс протекает незаметно и занимает долго времени, зато последствия очень серьезные. Кроме того, вещи и продукты, хранящиеся в сыром подвале со стоячим воздухом, будут быстро портиться и гнить.
  4. Утепление – если вы планируете использовать подвал в гараже в качестве мастерской или бара для отдыха с друзьями, его необходимо утеплить. Теплоизоляционный материал должен быть максимально устойчивым к влаге, даже если вы устроили хорошую гидроизоляцию. В случае с мастерской важно выбирать пожаробезопасные материалы.

Технология строительства

Прежде чем браться за лопату и покупать стройматериалы, необходимо начертить подробную схему подвала в гараже. Она должна в точности отображать масштабированные размеры всех поверхностей, перекрытий, толщину теплоизоляции и количество расходных материалов, начиная от внешней поверхности стен, заканчивая декоративной отделкой внутри.

Также предварительно следует узнать, можно ли углубиться в грунт на вашем участке на 3-3,5 м (может, вам «повезло» и под гаражом как раз проходят газовые или водопроводные трубы). Если вы строите гараж с подвалом «с нуля», то отдайте предпочтение фундаменту ленточного типа, поскольку в этом случае фундамент будет заменять собой часть стен, а в качестве потолка подвала будет выступать цокольное перекрытие.

Если грунтовые воды на участке проходят близко к поверхности и уровень влажности почву повышен, то строить подвал в гараже лучше всего из монолитных бетонных плит. Возведение облегченных стен рационально лишь в сухих и непучинистых грунтах. В этом случае основным стройматериалом можно выбрать листы асбестоцемента кровельного шифера, выкладывая их в 2-4 слоя и прикрепляя к деревянной обрешетке. Проклеивать листы между собой лучше всего битумной мастикой или смесью казеинового клея с цементом марки не ниже М400.

Наметим основные этапы работы, как построить подвал в гараже:


Вот так вкратце выглядит работа по обустройству подвала в гараже своими руками. Предлагаем сосредоточиться на наиболее важных моментах.

Пол в подвале

Чтобы пол в подвале гаража получится сухим и максимально теплым, необходимо продумать этот момент еще во время рытья котлована. Увеличьте его глубину на 30-40 см, чтобы оставить место для дренажной подушки. Выровняйте дно, засыпьте его 15 см слоем песка, полейте его водой, чтобы плотно утрамбовать, а сверху сделайте 15 см слой из щебня. Такая «подушка» не позволит подземным водам вплотную подступать к гидроизоляции и постепенно портить ее. Кроме того, осадочные воды будут быстро уходить через щебенку и песок глубже, не задерживаясь в земле под подвалом и не заболачивая ее.

После утрамбовки щебня дно застилают рулонной гидроизоляцией в несколько слоев или заливают все жидким битумом. После этого можно сделать армированную бетонную стяжку толщиной 20-30 см. Когда она высохнет, очень желательно покрыть бетон гидроизоляционной грунтовкой глубокого проникновения.

Допустимо делать пол в подвале и из глины, если уровень пролегания подземных вод позволяет, и вы обустроили надежную гидроизоляцию. В этом случае глину укладывают двумя слоями: первый толщиной 25 см, далее слой толя, а затем второй слой глины толщиной 40-60 см. Поверх глины можно сделать дощатый настил. Однако вариант с железобетонным полом является оптимальным для подвала в гараже.

Стены в подвале

Материал для строительства стен следует выбирать, исходя из физических характеристик грунта. Для непучинистых сухих грунтов подойдет полнотелый красный кирпич, а в остальных случаях лучше использовать надежный и крепкий железобетон. Кирпичные стены после кладки следует покрыть штукатуркой из цементного раствора.

Если вы отдали предпочтение бетонным стенам, то для их строительства следует сперва возвести секционную опалубку из досок. Высота одной секции должна составлять от 35 до 40 см. Внутрь устанавливают арматуру, заливают 30 см слой бетона, а когда он высохнет — переставляют секцию выше, после чего повторяют процедуру, пока стена не достигнет нужной высоты. Наращиваемую секцию скрепляют с предыдущей при помощи реек и гвоздей.

Полезный совет: После высыхания бетона или кладки кирпича покройте всю поверхность стен гидрофобной грунтовкой глубокого проникновения для усиления гидроизоляции.

Гидроизоляция подвала

Гидроизоляции подвала в гараже следует уделить особое внимание, поскольку от нее зависит не только удобство эксплуатации помещения, но также его долговечность. С гидроизоляцией пола мы уже разобрались выше. Что же касается стен, то здесь есть свои нюансы. Так, если в процессе рытья котлована вы обнаружили небольшие ручейки воды в стенах, немедленно заделайте их жирной глиной. Для этого в месте протечки сделайте углубление в 40-50 см и плотно забейте его глиной.

В процессе работы между стеной котлована и стеной подвала останется промежуток. Снаружи стенки подвала можно обклеить рулонной гидроизоляцией или обмазать мастикой. Сам промежуток будет неплохо забить глиной. Этого можно и не делать, если подземные воды залегают глубже уровня пола подвала. Во влажных грунтах используют оклеечную или напыляемую гидроизоляцию. В последнее время набирает популярность защита поверхностей от влаги жидкой резиной. Такой способ актуален не только для подвалов во влажных почвах, но даже для бассейнов.

Вентиляция в подвале

Вентиляция в подвале – еще один важный момент, на котором стоит сосредоточить внимание. Для хорошей и стабильной циркуляции воздушных потоков в цокольных стенах следует проделать небольшие отверстия. Вентиляционную систему необходимо детально продумать и спланировать еще на этапе рисования схемы. Вытяжка воздуха может осуществляться естественным или принудительным образом.

В первом случае движение воздуха происходит за счет разницы давлений. Как известно, воздух автоматически движется из области низкого давления в область высокого. В квартирах многоэтажных домов оборудована естественная вентиляция, так что вы сможете без труда понять о чем речь.

Чтобы сделать такую же систему в подвале гаража, сделайте следующее:


Недостаток такой вентиляционной системы в том, что зимой она не работает. Избежать этого можно, если утеплить трубы и периодически чистить их от снега. Выходную часть трубопровода можно сделать съемной, чтобы облегчить техническое обслуживание.

Монтаж принудительной вентиляции похож на описанный выше, только циркуляция воздуха происходит не из-за разницы в давлении, а посредством вентиляторов, установленных в трубах. Такая вытяжка не зависит от погодных условий и более удобна в эксплуатации. Больше информации на эту тему вы найдете в статье .

Утепление подвала

Наконец, когда покончено с вентиляцией, можно приступить к утеплению подвала в гараже. Делать это обязательно, даже если вы планируете хранить там овощи и консервации. При отсутствии теплоизоляции внутри будет слишком холодно, особенно в зимнее время, и все ваши заготовки попросту заледенеют и испортятся.

Популярным утеплителем для подвалов является пенополистирол. Обычный пенополистирол – это пенопласт, но вспененный он обеспечивает лучшую защиту и долговечность. Оба вида не боятся влаги, что важно, и не подвержены гниению. Толщина листа пенополистирола должна быть не меньше 5 см для хорошей теплоизоляции.

Важно: Если расположить утеплитель только внутри, неизбежно образуется конденсат из-за разницы температуры стены и внутреннего пространства. Если есть возможность, утепляйте подвал снаружи, чтобы точка росы не переместилась внутрь стен. Если такой возможности нет, оставьте небольшое вентиляционное пространство внутри стен, прикрепив утеплитель на обрешетку и защитив пароизоляционной мембраной.

Потолок в подвале гаража также требует утепления. Отработанный воздух, нагреваясь, идет вверх и натыкается на холодный потолок, в результате чего образуется конденсат, а к чему он приводит, мы уже знаем.

Мы постарались наиболее детально описать, как сделать подвал в гараже, но в каждом конкретном случае технология может отличаться. Это зависит от масштабов работы, характеристик грунта и финансовых возможностей.

Напоследок предлагаем вам ознакомиться с видео о подвале в гараже:

Подвал в гараже: фото

Обустройство подвала в гараже является важным моментом в постройке всего помещения. Ведь это сохранность продуктов и влажность самого помещения.
Излишки влаги ведут и к разрушению конструкции и это предотвратить. Устройство подвала в гараже лучше всего определить на стадии строительства.
Ведь тогда и цена работы будет значительно ниже. Хотя если делать своими руками, тогда конструкция будет стоить дешевле, но сделать все правильно будет гораздо сложнее.
Сегодня мы расскажем, как обустроить подвал в гараже.

Строительство погреба в гараже

Как обустроить разберем теперь в деталях. Надо будет составить план ведения работ.
Для этого стоит посмотреть фото и видео. Подобрать наиболее приемлемый вариант и все нанести на лист бумаги.

Составляем план

Оборудование подвала в гараже начинается с правильного определения его зон. Давайте определимся, что именно должно быть в погребе и строении в целом.

Мастерская
Вход в погреб Если вы думаете что-либо мастерить в гараже, тогда мастерская в подвале гаража не должна мешать свободному входу в погреб. Он должен быть доступен постоянно.
Дверь Дверь в погреб из гаража должна полностью герметично закрываться, туда не должен проникать холодный воздух в зимнее время.
Вытяжка Устройство погреба в гараже в обязательном порядке должно включать и вытяжку. Воздух не должен застаиваться и циркулировать.
Перекрытие Перекрытие подвала в гараже должно быть достаточно прочным. Причем его надо будет утеплить и сделать гидроизоляцию.
Освещение Обустройство погреба в гараже включает в себя и правильное освещение. Включатель должен быть правильно расположен. Просто быть всегда при входе.

Внимание: При планировке все следует учесть. Все должно быть сделано комфортно и качественно.

Что следует учесть

Перед тем, как решить на самостоятельное строительство погреба необходимо удостовериться, что на глубине около 3 метров на месте работ не проходят возможные подземные коммуникации.
Итак:

  • Разрешить проблему поможет районный инженерный план, где наличие коммуникаций обязательно обозначено. В этом случае от своей затеи придется отказаться или построить объект на другом, максимально подходящем месте.
  • Дополнительно придется учитывать наличие грунтовых вод, близкое залегание которых будет негативно влиять на постройку, разрушая использованные строительные материалы.
  • В общем, строительство подвала и смотровой ямы во многом схоже. Однако в противовес яме, для обеспечения сохранности продуктов подвал нуждается в хорошей гидроизоляции, утеплении.
  • Обязательным условием также является вентиляция(см.), которая обеспечит систематический приток свежего воздуха, устранит запах затхлости. Все эти меры помогут поддерживать в помещении стабильную температуру и сухость, необходимые при хранении продуктов питания.

Как построить погреб: пошаговая инструкция

Как оборудовать гараж с погребом теперь разберем в подробностях. Для этого есть множество вариантов.
Здесь будет играть роль и площадь помещения и приближенность грунтовых вод. Надо учитывать все и после этого выбирать нужный вариант.

Что понадобится

Перед началом строительства подвала необходимо заранее запастись необходимыми материалами, к которым принадлежит:

  • Утеплитель;
  • Битум;
  • Щебенка;
  • Арматура;
  • Песок;
  • Опалубка;
  • Бетонная смесь.

Из инструментов под руками должна быть лопата, рулетка, а иногда – гвозди и молоток:

  • Для комфортного передвижения внутри объекта, его высота не должна быть менее 2.5–3 метров. Вначале необходимо позаботиться о самой важной части – надежном и прочном фундаменте, для чего вырытая в гараже траншея засыпается крупным и мелким щебнем, песком и заливается заранее подготовленным бетонным раствором.

Внимание: Если для строительства конструкции используются бетонные блоки, которые в процессе сооружения фиксируются раствором – для обеспечения вентиляции в обязательном порядке оставляются небольшие щели, так как по завершении строительства дополнительно создавать их, устанавливая вентиляцию достаточно сложно, и грозит большими временными затратами.

  • Для утепления используются различные предназначенные для подобных целей материалы, однако наиболее оптимальный, быстрый и недорогой из них – монтаж пенополистирольных пластин.
  • Как известно, – необходимое условие не только для длительного срока хранения продуктов, но и самого сооружения. Подвал всегда только тогда считается качественно построенным, если внутри он абсолютно сухой, а через стенки не просачивается влага.
  • При близком расположении грунтовых вод необходимо устроить дренажную систему, а защиту наружных стен обеспечить плотной штукатуркой и фиксацией нескольких слоев рубероида.
  • Внутренняя часть стены покрывается раствором цемента, а далее – битумной смазкой, накладывая ее постепенно несколькими слоями. Существует еще один, достаточно простой способ гидроизоляции: обсыпать фундамент конструкции с внешней стороны щебнем, битым кирпичом или песком.

Процесс возведения стен

Следующий этап после установки фундамента – строительство стен.
Для их создания используются самые разные материалы: кирпич, блоки и так далее:

Вы вполне можете сделать погреб в гараже своими руками, чтобы хранить в нем разнообразные варенья и соленья. Гаражный подвал – очень полезное хозяйственное помещение, поэтому имеет смысл заняться его строительством и грамотным обустройством.

Виды погребов – какими они бывают?

Подвалы в гаражах отличаются друг от друга показателем их заглубления в землю. Наиболее распространенным вариантом считается погреб с глубиной от 1,6 до 3 м. Такой тип «гаражной ямы» называют полностью заглубленным. В нем можно хранить любые запасы, заготовленные на зиму рачительными хозяйками.

Немного реже строятся полузаглубленные подвалы. Их углубляют в грунт не более чем на метр. При желании можно сделать и так называемый наземный погреб – выкопать небольшую яму на полу гаража и поместить в нее какую-либо пластиковую емкость.

При выборе вида гаражного подвала следует принимать во внимание глубину залегания почвенных вод в конкретной местности. Специалисты советуют строить погреба, основания которых от источника влаги удалены хотя бы на 0,5 м.

Заглубленные хранилища обычно возводятся под капитальными гаражами с относительно большими площадями. Размеры таких подвалов, в принципе, могут быть любыми. На практике роют ямы шириной не более 2,5 м и глубиной около 2 м. Все работы ведутся по заранее составленному плану (чертежи постройки, схемы тепло- и гидроизоляции, набор используемых материалов и так далее).

Заглубленные подвалы лучше всего делать одновременно с возведением самого гаража. Но вполне можно построить погреб и в готовом сооружении – технология выполнения строительных мероприятий будет одинакова. Просто в уже эксплуатируемом гараже нельзя будет пользоваться специальной техникой для рытья котлована. Работы придется выполнять при помощи лопаты и другого инструмента, не надеясь на помощь машин.

Несколько важных советов, помогающих правильно построить подвал в гараже своими руками:

  • Если почва на вашем земельном участке очень влажная либо грунтовые воды поднимаются высоко, яму требуется возводить из монолитного бетона, который обладает большой плотностью и влагонепроницаемостью.
  • При строительстве одновременно гаража и подвала лучше всего делать ленточный фундамент – он станет «заменой» части стен погреба.
  • В сухих почвах допускается строительство облегченных подвальных стен из кровельного асбестоцементного шифера.

Принципы обустройства напольного основания в гаражном подвале

После того как будет вырыт котлован, необходимо тщательно выровнять его дно и затем утрамбовать его. Уровень дна всегда берется на 25–30 см меньше отметки, на которой будет располагаться будущее напольное покрытие.

На утрамбованный пол укладывают подушку из . Делается несколько слоев таким образом, чтобы толщина песчаного пласта составляла не менее 20 см. Каждую часть подушки следует трамбовать, используя в случае потребности воду. Профессионалы, кроме того, рекомендуют обустраивать дополнительно гравийный слой аналогичной толщины.

После этого выбираем вид пола, который мы хотим построить. Он может быть бетонным, грунтовым или глиняным. При укладке бетонного основания обязательно нужно применять арматурные прутки. Металлические изделия обеспечат поверхности высокую прочность. Полы с арматурой практически не боятся сдвигов грунта. Прутки заливают бетоном, толщина поверхности должна составлять около 7,5 см.

Затем выполняется гидроизоляция бетонного слоя при помощи рубероида (желательно сделать двухслойные изделия, склеив расплавленным битумом два листа материала). Изоляция изготавливается так, чтобы за фундамент края рубероида выступали сантиметров на 12–14.

Вместо бетонного раствора при обустройстве дна погреба допускается применять готовые плиты из железобетона. В этом случае вам предстоит очень точно выровнять основание ямы, используя лазерный либо обычный строительный уровень. Плиты устанавливают на 15-сантиметровый слой щебня и 5-сантиметровый песка.

Грунтовые основания делать не рекомендуется. К такому варианту разумно склоняться только тогда, когда почвенные воды на участке располагаются на низком уровне. Грунтовые основания обустраиваются на гравийно-песчаной подушке. Их в обязательном порядке защищают от влаги.

Самым же экономичным и при этом экологичным является глиняное основание. Его делают из двух слоев. Сначала укладывают один пласт глины (он должен быть достаточно толстым), затем – рубероид, который будет выполнять функцию гидроизолятора, а на него – снова глиняный слой. На такое основание в большинстве случаев впоследствии монтируют деревянные доски. Их установка осуществляется после полного высушивания глины.

Стены подвала – как сделать их надежными?

Для возведения стеновых поверхностей в погребе запрещается применять легкие строительные материалы – ДСП, листы фанеры и так далее. Необходимо использовать крепкие и надежные изделия. Стены можно построить из бетона, хорошо обожженного красного полнотелого кирпича либо из популярных в наши дни пеноблоков.

При использовании кирпича вам придется серьезно потратиться. Этот материал достаточно дорогой. После монтажа кирпичных стен их поверхность, кроме того, нужно будет хорошо оштукатурить. Работать с пенобетонными изделиями намного проще. Их достоинство – отсутствие необходимости выполнять мероприятия по гидроизоляции полученных поверхностей.

Чаще же всего стенки погреба делают из бетона. Пошагово такой процесс выглядит следующим образом:

  1. Накладываем арматурную сетку на стены. Ее изготавливают из обрезков отслуживших свое труб или из толстых металлических стержней, которые скрепляются между собой отожженной проволокой. Арматуру нельзя сваривать, так как бетон при скачках температуры будет растрескиваться.
  2. Строим опалубку из кусков фанеры, реек большой толщины либо другого древесного материала. Опалубка обустраивается отдельными (40-сантиметровыми по высоте) секциями, которые послойно заполняются бетонным раствором. Отдельные элементы конструкции соединяются обычными гвоздями.
  3. Замешиваем бетон (рекомендуется использовать материал с маркировкой М400) и заливаем его слоями по 25–30 см в опалубку.

Как видим, инструкция по возведению бетонных стен для подвала проста. Особых премудростей в ней нет. Справиться с такими работами сможет любой домашний умелец. Обратите внимание на то, что готовые стенки из бетона нежелательно высушивать при помощи фенов и других тепловых устройств. Правильно будет подождать, пока они высохнут естественным образом.

Перекрытие потолка – по-настоящему важный этап работ

Если вы решили сделать совсем небольшой подвал, вполне допустимо изготавливать его перекрытие из деревянных досок. Нужно лишь утеплить его изнутри, используя подручные материалы. В остальных случаях перекрытие следует делать надежным и массивным. Не забывайте, что оно должно будет выдерживать массу вашего автомобиля, стоящего в гараже.

Прочное перекрытие обычно делается из бетонной плиты. При этом нужно применять для нее специальный армирующий «скелет». Оснащается люком с двойной крышкой. Приобрести такой лючок любых необходимых размеров совсем несложно. При большом желании его можно сделать и самому. Люк устанавливается в отверстие, которое нужно проделать в бетонной плите. В этом месте у вас будет находиться вход в погреб. Размеры его выбирайте сами.

Перекрытие с внутренней стороны всегда обрабатывается горячим битумом и утепляется после остывания битумной смеси. В качестве утепляющего материала обычно используется стекловата либо более дорогой (но, заметим, и более эффективный) пенополистирол в пластинах. Его маркировка – ПСБ-С-25. Таким пенополистиролом можно теплоизолировать не только перекрытие, но и стены, и внешние части подвального фундамента.

Свежий воздух для погреба – обустраиваем вентиляцию

Сохранность фруктов и овощей в подвале в течение длительного времени обеспечивается грамотной организацией его вентиляционной системы. Ее можно сделать естественной или принудительной.

Естественная подача свежего воздуха обустраивается просто:

  • Одна труба (ее называют приточной) монтируется от пола погреба на высоте около 25 см и выводится на улицу. Защиту наружной части приточной трубы выполняют при помощи металлического колпака.
  • Вторая труба (вытяжная) устанавливается ниже на 25 см от потолка погреба, где всегда присутствуют наиболее влажные и теплые воздушные массы, которые постоянно нужно выводить для обеспечения требуемого микроклимата в подвале. Ее выводят над кровлей гаража примерно на 50 см.

Эффективность естественной вентиляции невысока. Летом она часто просто-напросто не функционирует (воздух на улице и в подвале имеет одинаковую температуру), а зимой система может забиваться инеем и снегом, от которых вентиляцию приходится постоянно очищать.

Принудительные системы воздухообмена в разы современнее и эффективнее. Но их монтаж требует финансовых затрат на приобретение специальных вентиляторов, работающих от бытовой электросети. Эти устройства монтируют в вентиляционные трубы, которые устанавливаются так же, как и при организации естественной вентиляции. Возможна и схема с использованием одной двустворчатой трубы.

Принудительные системы от климатических условий почти независимы. Они гарантируют оптимальный микроклимат в погребе. Если же вы хотите создать самую надежную вентиляцию в своем подвале, покупайте специальный моноблок, управляемый мини-компьютером. Такая техника будет сама высчитывать требуемое количество свежего воздуха, подаваемого в погреб, а также вытягивать из него необходимый объем влажных и теплых потоков.

И не забудьте сделать лестницу в свой гаражный погреб. Она может быть и самой простой – приставной, и стационарной, сделанной из металла, прочной древесины либо бетона.



 
Статьи по теме:
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з
Рыба на решетке - самое вкусное и ароматное блюдо
Особенность приготовления рыбы на мангале состоит в том, что независимо от того, как вы будете жарить рыбу — целиком или кусочками, кожу снимать не следует. Тушку рыбы нужно разделать очень аккуратно — старайтесь разрезать ее таким образом, что голова и х
Ю.Андреев - Живой журнал! Андреев Ю.А. Юрий Андреев: биография
Андреев Ю.А. - об авторе Юрий Андреевич родился в Днепропетровске. В 1938 году семья переехала из Днепропетровска в Смоленск, где встретила войну (отец - кадровый военный). В 1944 семья переехала в Ленинград по месту службы отца. Окончил школу с золотой