Типы политических процессов и их краткая характеристика. Понятие «политический процесс», его сущность, формы, структура, виды и этапы. Режимы протекания политического процесса

Политические события в современном обществе происходят довольно часто, так как меняются курсы внутренней политики, увеличиваются взаимосвязи между государствами. Цепь регулярных политических событий называют политическим процессом. Изучим кратко сущность, типы политических процессов и факторы, влияющие на их развитие.

Развитие политического процесса

Рассматривая историю человечества, можно выделить два этапа в развитии политического процесса.

  • 1 этап. Традиционное общество;

Политический процесс еще не приобрел организованного и четкого характера, он развивается стихийно, «снизу»: инициатива исходит от всех людей, которые начинают нуждаться во власти, в налаживании отношений с другими племенами (государствами).

  • 2 этап. Индустриальное и постиндустриальное общество;

Политический процесс становится более определенным, целенаправленным, развивается теперь «сверху»: формируется слой людей, для которых политика - основное занятие. Политические действия планируются, появляются тактически разработанные программы.

В результате прохождения человечеством двух указанных этапов формируется государственная власть, которая распределяется между гражданами и политическими силами (правителями, партиями, государственными органами).

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Классификация

Все виды политических режимов принято подразделять на несколько групп:

  • по значимости для общества: частные и базовые;
  • по масштабам: внутриполитические и международные.

Говоря о политическом процессе, необходимо понимать, что он появляется и регулируется его участниками.

В структуре субъектов (участников) политического процесса главные позиции занимают:

  • инициаторы;
  • исполнители.

Целью политического процесса является проблема. Для ее решения выстраивается следующая последовательность действий:

1. инициаторы заявляют политическую проблему;

2. происходит поиск исполнителей, которые могут решить проблему (органы, должностные лица);

3. выбираются методы и средства, а также ресурсы для решения проблемы;

4. активные действия, решение проблемы.

Стадии

Любой политический процесс проходит несколько стадий:

  • формирование политической системы (политические силы создают свою программу, ведут борьбу за власть, проводят в жизнь свой курс);

В России существует многопартийная система, и разные политические силы предлагают свои решения политических проблем, например, решение жилищной проблемы некоторые партии видят в оказании материальной помощи, другие - в снижении процентных ставок на кредит для покупки недвижимости и так далее.

  • повторение, обновление установленных и действующих механизмов политики (регулярные выборы, увеличение или уменьшение функций государственных органов и так далее);
  • принятие решений по насущным проблемам, реализация власти;
  • осуществление контроля над действиями власти, оценка ее деятельности (специальные органы, средства массовой информации, референдумы).

Что мы узнали?

С момента своего зарождения человеческое общество начало формировать политическую систему, которая в современном обществе приобрела наиболее разработанную структуру. Политические процессы регулируются обществом, в особенности его представителями (органами, партиями), которым предоставлены функции управления, решения внутренних проблем и внешнеполитических задач.

Более детальная оценка содержания политического процесса связана с характеристикой его типов и разновидностей. Политические процессы развертываются как в мировых масштабах, так и в рамках политической системы общества, отдельного региона, локальной территории. Их можно классифицировать по масштабам, характеру преобразований, составу участников, временной продолжительности и др. Политические процессы выступают как мировые и национальные, общегосударственные и региональные (местные), как межклассовые, межгрупповые, так и внутри классов, социальных и иных групп, вне или внутри политических партий и движений.

Можно сказать, что политические процессы подразделяются на внутриполитические и внешнеполитические.

Внутриполитический процесс протекает между субъектами политики (классами, другими социальными группами, нациями, партиями, общественными движениями, политическими лидерами), сердцевиной деятельности которых является завоевание, удержание и использование политической власти. Внутриполитический процесс охватывает различные сферы жизни общества – политическую, правовую, экономическую, социальную, экологическую, демографическую, культурную, военную и др. Внутриполитические цели могут достигаться как мирными, так и насильственными методами.

Внешнеполитический процесс распространяется на отношения с другими государствами как искусство ведения международных дел. Он теснейшим образом связан с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем и выражает их на мировой арене. Одновременно внешнеполитический процесс обладает рядом особенностей, обусловленных существованием в мире множества государств с несовпадающими интересами и программами в различных областях. В современных условиях внешнеполитический процесс во всевозрастающей степени становится искусством переговоров, достижения разумных, взаимоприемлемых политических компромиссов.

По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы подразделяются на базовые и периферийные.

Базовый политический процесс характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д. В этом смысле можно говорить о процессах политического участия в государственном управлении (в принятии решений, законодательном процессе и др.).

Периферийные политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы осуществления власти.

По характеру участия масс в политической жизни можно выделить демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия и недемократические, внутреннее содержание которых определяется наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью соответствующих политических партий и общественных организаций и лидеров, существованием авторитарной политической культуры и менталитета граждан.

В политологии выделяют также такие виды политических процессов, как открытый и скрытый (теневой). Открытый политический процесс характеризуется прежде всего тем, что политические интересы групп и граждан систематически выявляются в электоральных предпочтениях, программах партий и движений, а также в других формах публичных притязаний людей к государственной власти. Напротив, скрытый (теневой) процесс базируется на публично не оформленных политических институтах и центрах власти, а также на таких властных притязаниях, которые по разным причинам не предусматривают обращения к официальным носителям власти. В качестве же центров власти, к которым в таком случае апеллируют граждане, могут выступать запрещенные, нелегализованные и не признанные обществом структуры (например, мафиозные кланы), действующие в данном политическом пространстве. Контроль за правящими элитами полностью отсутствует.

Характер преобразования власти дает основания говорить о революционных и эволюционных политических процессах.

Революционный тип политического процесса развивается в обстановке революционной ситуации или близкой к ней (по В.И. Ленину: «верхи» не могут, а «низы» не хотят жить по-старому, высокая политическая активность масс). Для этого типа характерно относительно быстрое качественное изменение власти, полный пересмотр конституции государства; использование как мирных, так и насильственных средств для низвержения предыдущего режима; электоральные предпочтения уступают место стихийным произвольным формам массовых политических движений; на всех уровнях власти – дефицит времени для принятия управленческих решений; падение роли консультативных и экспертных органов, возрастание ответственности политических лидеров; нарастание конфликтности традиционной и новой элит.

Эволюционный тип политического процесса характеризуется постепенным разрешением накапливаемых противоречий и рационализацией конфликтов; разведением функций и ролей различных политических субъектов; устойчивостью сформированных механизмов принятия решений; совместной деятельностью элиты и электората, взаимоконтролирующих друг друга и обладающих свободой действий в рамках обретенных ими статусов; легитимностью власти, единством социокультурных ценностей и ориентиров управляющих и управляемых; консенсусом и наличием конструктивной оппозиции; сочетанием управления с самоуправлением и самоорганизацией политической жизни.

С точки зрения устойчивости основных форм взаимосвязи социальных и политических структур, определенности функций и взаимоотношений субъектов власти можно выделить стабильные и нестабильные политические процессы.

Стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми институциализированными формами политической мобилизации и поведения граждан, а также функционально отработанными механизмами принятия политических решений. Такой процесс основывается на легитимном режиме правления, соответствующей социальной структуре, высокой эффективности господствующих в обществе правовых и культурных норм.

Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса как проявление необходимости изменения политического курса. К этому может привести целый ряд факторов: спад производства, социальные конфликты, вызванные изменившимися условиями вертикальной и горизонтальной мобильности, осложнения международных отношений. Нестабильность политического процесса наиболее ярко проявляется в резком колебании электоральных предпочтений путей развития.

Вопрос 1. Понятие и виды политического процесса

Лекция 7. Политический процесс

Вопросы лекции:

1. Понятие и виды политического процесса.

2. Политическое изменение и политическое развитие.

3. Теории политической модернизации.

1.1. Политический процесс - это совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе.

Термином ʼʼпроцессʼʼ (от лат. "processus" - продвижение) обычно характеризуют определœенное движение, имеющее свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Основные виды политических процессов:

а) формирование органов политической системы;

б) воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования:

в) принятие и исполнение политических решений.

Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, на­правленных на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, на придание им динамики, обновления.

Особо выделяют экстремальные виды политического процесса:

а) восстание;

Любому восстанию присущ некоторый уровень организованности, большую роль здесь играют руководители, выдвигающие определœенные цели. Эти цели находят обоснование в несложной программе, лозунгах.

Наличием определœенной степени организованности, целœенаправлен­ности восстание отличается от бунта - массового действия, имеющего еще больше ограниченного временем протекания, а также проблемой, причиной, его вызвавшей.

Бунт - это почти всœегда ответная реакция на какие-либо экстраорди­нарные действия представителœей господствующих политических групп, государственных органов, не перерастающая ограниченных задач со­противления отдельным действиям правительства.

Мятеж по степени интенсивности, эмоциональной, напряженности близок к бунту, но в отличие от него имеет более ограниченное число участников. Мятеж возникает как результат продуманной, целœенаправленной подготовки определœенной группы лиц. Носит вооруженный характер, ставка делается на военную силу и основное ядро мятсжников обычно составляет армия.

С присоединœением к его инициаторам более широкого состава участников мятеж быстро теряет качество организованного, целœенаправленного действия. Человек здесь подчинœен эмоциям, а его действия всœе более теряют связь с реальными условиями и возможностями общества. Такая логика развития быстро придает мятежу качества бунта͵ он исчерпывает свой преобразовательный потенциал и затухает.

В случае если массы не присоединяются к мятежникам, то мятеж становится путчем , то есть выражается в вооруженных действиях, не опирающихся ни на широкую поддержку, ни на учет ситуации, ни на продуманную программу.

По способам достижения динамического равновесия политической системы в ходе ее преобразований, предполагающих определœенную последовательность политических изменений, можно выделить три типа политических процессов:

а) технократический;

б) идеократический;

в) харизматический.

Эта классификация представляет собой результат теоретического допу­щения, вычленения некоторых идеальных типов, которые в политической практике тесно взаимосвязаны, переплетены.

Политический процесс технократического типа. Участники строго придерживаются тех политических ролей и функций, которые предписаны им законодательством, политическими традициями.

Данный тип сложился в странах с относительно высокой однороднос­тью культурной среды - в англосаксонских странах. Приверженность большинства населœения традициям обеспечивает стабильность политической системы, сохранение высокой эффективности ее политических институтов, поскольку лидеры выступают в качестве носителя интересов тех институтов, которые они непосредственно представляют.

Политический процесс идеократического типа характерен для традиционных обществ, где отсутствуют автономная личность, развитая диф­ференциация политических ролей и функций, находящихся на начальной стадии модернизации. Интегрировать разнородное в этнокультурном и социально-экономическом отношениях общество можно на базе общенациональной идеи.

Политический процесс харизматического типа. Этот тип характерен для восточной культурной традиции, в рамках которого абсолютизируются роль и статус политического лидера, а нередко его просто обожествляют. Но не всœегда политический лидер является лидером по должности. Он должна быть и неформальным лидером.

Харизматический тип политических изменении бывает эффективным при условии, в случае если дополняется технократическим и идеократическим политическими процессами. Харизма лидера может основываться либо на его должностном статусе, либо на его способности выражать чаяния подавляющего большинства членов общества, используя при этом недовольство, протест и обещая непременно изменить ситуацию к лучшему.

Вопрос 1. Понятие и виды политического процесса - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Вопрос 1. Понятие и виды политического процесса" 2017, 2018.

Политические отношения, их субьекты и объекты.

Типы и стадии развития политического процесса.

Понятие политического процесса, его содержание и структура.

План.

ТЕМА 12. Политические процессы и политические отношения.

Характеристика политики как процесса, т.е. процессуальный подход, позволяет увидеть особые грани взаимодействия субъектов по поводу государственной власти. Однако в силу того, что по своим масштабам политический процесс совпадает со всей политической сферой, некоторые учёные отождествляют его либо с политикой в целом (Р. Доуз), либо со всей совокупностью поведенческих акций субъектов власти, изменением их статусов и влияний (Ч. Мэрриам). Сторонники же институционального подхода связывают политический процесс с функционированием и трансформацией институтов власти. (С. Хантингтон). Д. Истон понимает его как совокупность реакций политической системы на вызовы окружающей среды. Р. Дарендорф делает акцент на динамике соперничества групп за статусы и ресурсы власти, а Дж. Мангейм и Р. Рич трактуют его как сложный комплекс событий, определяющий характер деятельности государственных институтов и их влияние на общество.

Все эти подходы, так или иначе, характеризуют важнейшие источники, состояния и формы политического процесса.

Политический процесс представляет собой совокупность всех динамических изменений в поведении и отношениях субъектов, в исполнении ими ролей и функционировании институтов, а также во всех иных элементах политического пространства, осуществляющихся под влиянием внешних и внутренних факторов.

Политический процесс исключает какую-либо заданность или предопределённость в развитии событий и делает акцент на практических видоизменениях явлений. Таким образом, политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политических явлений, конкретное изменение их состояний во времени и пространстве.

В силу такой интерпретации политического процесса его центральной характеристикой выступает изменение, которое означает любые модификации структуры и функций, институтов и форм, постоянных и переменных черт, темпов эволюции и других параметров политических явлений. Изменения означают как трансформацию свойств, которые не затрагивают основных структур и механизмов власти (например, могут меняться лидеры, правительства, отдельные институты, но ведущие ценности, нормы, способы отправления власти сохраняются в прежнем качестве), так и модификацию несущих, базовых элементов, которые в совокупности способствуют достижению системой нового качественного состояния.



В науке сложилось множество представлений об источниках, механизмах и формах изменений. Например, Маркс видел основные причины политической динамики во влиянии экономических отношений, Парето связывал их с циркуляцией элит, Вебер с деятельностью харизматического лидера, Парсонс - с исполнением людьми различных ролей и т.д. Однако чаще всего в качестве основного источника политических изменений называют конфликт.

Конфликт - один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Как источник политического процесса конфликт представляет собой разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов.

Данное понятие подчёркивает объективность, естественноисторический характер развития политических событий. Оно показывает реальное взаимодействие субъектов политики, включает в себя субъективные намерения политических лидеров, групп, элит и т.д., но результатом своим имеет, как правило, нечто весьма далёкое от сознательно провозглашаемых целей. Иначе говоря, понятие «политический процесс» как бы нейтрально по отношению к любым политическим доктринам. Оно исключает какую-либо ангажированность или предопределённость эволюции политической жизни.

В целом политический процесс включает механизмы становления и функционирования политических отношений и институтов, формы взаимодействия многочисленных субъектов политики, технологию осуществления политической власти и т.д.

В структуре политического процесса принято выделять, по меньшей мере, четыре значимых компонента:

1) субъекты (акторы) политического процесса (институциализированные и неинституциализированные);

2) политические интересы данных субъектов;

3) политическая деятельность людей (профессиональная политическая деятельность и политическое участие граждан);

4) политические отношения, складывающиеся в результате деятельности субъектов политического процесса.

С точки зрения значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы можно подразделить на базовые и периферийные. Первые из них характеризуют те разнообразные изменения в различных областях политической жизни, которые касаются модификации её базовых, системных свойств. К ним можно отнести политическое участие, характеризующее способы включения широких социальных слоев в отношения с государством. В таком же смысле можно говорить и о процессе государственного управления, определяющем основные направления целенаправленного использования материальной силы государства. В то же время периферийные политические процессы выражают изменения в не столь значимых для общества областях. Например, они раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления), развитие местного самоуправления.

Политические процессы могут отражать изменения, протекающие в явной или скрытой форме. Явный политический процесс характеризуется тем, что интересы групп и граждан систематически выявляются в их публичных притязаниях к государственной власти, которая в свою очередь делает доступной для общественного контроля фазу подготовки и принятия управленческих решений. Скрытый процесс базируется на деятельности публично не оформленных политических институтов и центров власти, а также не властных притязаниях граждан, не выраженных в форме обращения к официальным органам государственного управления.

Открытые и закрытые политические процессы. Закрытые процессы- тот тип изменений, который может быть достаточно однозначно оценен в рамках критериев лучшее/худшее, желательное/нежелательное и т.д. Открытые -изменения, которые не позволяют предположить, какой - позитивный или негативный для субъекта - характер имеют сложившиеся трансформации или какая из возможных в будущем стратегий более предпочтительна.

Стабильные и переходные политические процессы. Стабильные выражают ярко очерченную направленность изменений, преобладание определённого типа властных отношений, форм организации власти, предполагающих устойчивое воспроизведение политических отношений даже при сопротивлении тех или иных сил тенденций. Внешне они могут характеризоваться отсутствием войн, массовых протестов и др. В переходных процессах отсутствует чёткое преобладание тех или иных базовых свойств организации власти, исключающих возможность качественной идентификации изменений.

В науке представлены и попытки типологизировать политические процессы на цивилизованной основе. Так, Л. Пай выделял «незападный» тип политического процесса, относя к его особенностям склонность политических партий претендовать на выражение мировоззрения и представления образа жизни; большую свободу политических руководителей в определении стратегии и тактики структур и институтов и т.д.

Внутри цикла политического процесса можно выделить несколько фаз или стадий осуществления в нём основных функций политики, как это сделали, например, Г. Алмонд и Г. Пауэлл. Они постулируют наличие системных (социализации, рекрутирования и коммуникации) и процессуальных функций политики, к которым относят функции артикуляции интересов, их агрегирования, а также выработки конкретных политических мер и их осуществления. Каждой процессуальной функции можно поставить в соответствие определённую стадию в развёртывании целостного политического процесса.

На первой стадии происходит «артикуляция интересов» различных социальных групп, осознающих, что без воздействия на политическую власть им не решить свои проблемы. Их оформление и выражение берут на себя многочисленные группы интересов (профсоюзы, объединения предпринимателей и пр.).

Вторая стадия характеризуется «агрегацией интересов», то есть процессом укрупнения, сведения относительно мелких, частичных интересов в некий обобщённый политический интерес, выразителем которого уже выступают крупные политические партии, объединения, движения и т.д.

На третьей стадии политического процесса тем или иным способом достигается согласие основных заинтересованных сил и происходит выработка определённой политики, что является результатом деятельности главным образом представительных (законодательных) органов власти. Хотя во многих случаях (как, например, в нынешней России) направленность вырабатываемого политического курса в немалой степени зависит и от исполнительной власти.

Четвёртая стадия обычного цикла политического процессов заключается в осуществлении коллективных политических решений, их «переводе» на язык конкретной практической деятельности государства типа мобилизации экономических ресурсов, исполнения бюджета и т.п. это уже почти исключительная прерогатива исполнительной власти, действия которой должны в принципе контролироваться властью законодательной. На практике же характер и глубина такого контроля всякий раз зависят от сложившегося на данный момент баланса политических сил, контролирующих главные ветви государственной власти.

Политический процесс можно определить как упорядоченную последовательность единичных действий и взаимодействий политических акторов, как правило, создающих и воссоздающих политические институты. Можно дать и другое определение политического процесса - иное по форме, но близкое сути: политический процесс представляет собой развертывание политики во времени и в пространстве в виде упорядоченной последовательности единичных действий и взаимодействий, которую связывает определенная логика или смысл.

Совпадая по своим масштабам со всем политическим пространством, политический процесс распространяется не только на конвенциональные (договорные, нормативные) изменения, которые характеризуют поведенческие акции, отношения и механизмы конкуренции за государственную власть, отвечающие принятым в обществе нормам и правилам политической игры. Наряду с этим политические процессы захватывают и те изменения, которые свидетельствуют о нарушении субъектами их ролевых функций, зафиксированных в нормативной базе, превышение ими своих полномочий, выход за пределы своих политических ниш. Тем самым в содержание политического процесса попадают и изменения, которые имеют место в деятельности субъектов, не разделяющих общепринятые стандарты в отношениях с государственной властью, например, деятельность партий, находящихся на нелегальном положении, терроризм, криминальные деяния политиков в сфере власти и т.п.

Отражая реально сложившиеся, а не только планируемые изменения, политические процессы обладают ярко выраженным ненормативным характером, что объясняется наличием в политическом пространстве разнообразных типов движения (волнового, циклического, линейного, инверсионного, т.е. возвратного, и др.), обладающих собственными формами и способами трансформации политических явлений, сочетание которых лишает последние строгой определенности и устойчивости.

С этой точки зрения политический процесс представляет собой совокупность относительно самостоятельных, локальных трансформаций политической деятельности субъектов (отношений, институтов), которые возникают на пересечении самых разнообразных факторов и параметры которых не могут быть точно определены, а тем более спрогнозированы. При этом политический процесс характеризует дискретность изменений или возможность модификации одних параметров явления и одновременно сохранения в неизменном виде других его черт и характеристик (например, изменение состава правительства может сочетаться с сохранением прежнего политического курса). Уникальность и дискретность изменений исключает возможность экстраполяции (перенесения значений современных фактов на будущее) тех или иных оценок политического процесса, затрудняет политическое прогнозирование, ставит пределы предвидению политических перспектив.

В то же время каждый тип политических изменений обладает собственной ритмикой (цикличностью, повторяемостью), сочетанием стадий и взаимодействий субъектов, структур, институтов. Например, электоральный процесс формируется в связи с избирательными циклами, поэтому политическая активность населения развивается в соответствии с фазами выдвижения кандидатов в законодательные или исполнительные органы власти, обсуждения их кандидатур, избрания и контроля за их деятельностью. Собственный ритм политическим процессам могут задавать решения правящих партий. В периоды же качественной реформации общественных отношений решающее влияние на характер функционирования государственных учреждений и способы политического участия населения оказывают не решения высших органов управления, а отдельные политические события, изменяющие расстановку и соотношение политических сил. Такой «рваный» ритм способны задать политическому процессу военные перевороты, международные кризисы, стихийные бедствия и т.д.

Отражая реальные, практически сложившиеся изменения в политических явлениях, политический процесс непременно включает в свое содержание и соответствующие технологии и процедуры действий. Иными словами, политический процесс демонстрирует тот характер изменений, который связан с деятельностью конкретного субъекта, применяющего в то или иное время и в том или ином месте привычные для него способы и приемы деятельности. Поэтому применение разных технологий решения даже однородных задач предполагает различные по характеру изменения. Таким образом, без этого технократического звена политические изменения приобретают абстрактный характер, теряя свою специфичность и конкретно-историческую оформленность.



 
Статьи по теме:
Как и сколько печь говядину
Запекание мяса в духовке популярно среди хозяек. Если все правила соблюдены, готовое блюдо подают горячим и холодным, делают нарезки для бутербродов. Говядина в духовке станет блюдом дня, если уделить внимание подготовке мяса для запекания. Если не учесть
Почему чешутся яички и что предпринять, чтобы избавиться от дискомфорта
Многие мужчины интересуются, почему у них начинают чесаться яйца и как устранить эту причину. Одни считают, что это из-за некомфортного белья, а другие думают, что дело в нерегулярной гигиене. Так или иначе, эту проблему нужно решать. Почему чешутся яйца
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з