Типы политических процессов и их краткая характеристика. Типы политических процессов

Политические события в современном обществе происходят довольно часто, так как меняются курсы внутренней политики, увеличиваются взаимосвязи между государствами. Цепь регулярных политических событий называют политическим процессом. Изучим кратко сущность, типы политических процессов и факторы, влияющие на их развитие.

Развитие политического процесса

Рассматривая историю человечества, можно выделить два этапа в развитии политического процесса.

  • 1 этап. Традиционное общество;

Политический процесс еще не приобрел организованного и четкого характера, он развивается стихийно, «снизу»: инициатива исходит от всех людей, которые начинают нуждаться во власти, в налаживании отношений с другими племенами (государствами).

  • 2 этап. Индустриальное и постиндустриальное общество;

Политический процесс становится более определенным, целенаправленным, развивается теперь «сверху»: формируется слой людей, для которых политика - основное занятие. Политические действия планируются, появляются тактически разработанные программы.

В результате прохождения человечеством двух указанных этапов формируется государственная власть, которая распределяется между гражданами и политическими силами (правителями, партиями, государственными органами).

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Классификация

Все виды политических режимов принято подразделять на несколько групп:

  • по значимости для общества: частные и базовые;
  • по масштабам: внутриполитические и международные.

Говоря о политическом процессе, необходимо понимать, что он появляется и регулируется его участниками.

В структуре субъектов (участников) политического процесса главные позиции занимают:

  • инициаторы;
  • исполнители.

Целью политического процесса является проблема. Для ее решения выстраивается следующая последовательность действий:

1. инициаторы заявляют политическую проблему;

2. происходит поиск исполнителей, которые могут решить проблему (органы, должностные лица);

3. выбираются методы и средства, а также ресурсы для решения проблемы;

4. активные действия, решение проблемы.

Стадии

Любой политический процесс проходит несколько стадий:

  • формирование политической системы (политические силы создают свою программу, ведут борьбу за власть, проводят в жизнь свой курс);

В России существует многопартийная система, и разные политические силы предлагают свои решения политических проблем, например, решение жилищной проблемы некоторые партии видят в оказании материальной помощи, другие - в снижении процентных ставок на кредит для покупки недвижимости и так далее.

  • повторение, обновление установленных и действующих механизмов политики (регулярные выборы, увеличение или уменьшение функций государственных органов и так далее);
  • принятие решений по насущным проблемам, реализация власти;
  • осуществление контроля над действиями власти, оценка ее деятельности (специальные органы, средства массовой информации, референдумы).

Что мы узнали?

С момента своего зарождения человеческое общество начало формировать политическую систему, которая в современном обществе приобрела наиболее разработанную структуру. Политические процессы регулируются обществом, в особенности его представителями (органами, партиями), которым предоставлены функции управления, решения внутренних проблем и внешнеполитических задач.

На наш взгляд, можно выделить четыре основных типа политических процессов:

1. Экономико-политические;

2. Структурообразующие - следствие образования определенных институтов и систем норм, моделирующих способ продолжительности жизни базисных социальных структур;

3. Идеологически-политические – следствие создания и поддержки идеологических систем;

4. Формирование общественного мнения.

Отечественный политолог Л. С. Мамут выделяет следующие типы политических процессов:

· Формирование органов политической системы (институционализация);

· Воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования:

· Принятие и исполнение политических решений.

Типология политических процессов:
По масштабу распространения различают:
глобальный
региональный
локальный
макромасштабный (общий)
микромасштабный (частный)
По объектам политического воздействия:
внешнеполитические (двухсторонние и многосторонние)
внутриполитические (базовые и локальные)
По характеру взаимосвязи общества и властных структур:
стабильные
нестабильные
С точки зрения сферы действия:
экономико-политические
структурообразующие
идеологически-политические
процессы формирования общественного мнения
По форме протекания:
явные (открытые) процессы
теневые процессы
С точки зрения системной организации политической власти:
демократические процессы
недемократические процессы

26.Мировое сообщество и современные международные отношения. Принципы мировой политики, тенденции и проблемы ее осуществления.

Мирово́е соо́бщество (междунаро́дное соо́бщество) - политический термин, часто употребляемый в работах по политологии, выступлениях государственных деятелей и в СМИ для обозначения взаимосвязанной системы государств мира. В зависимости от контекста, может указывать на различные группы стран, объединяемые по различным экономическим, политическим и идеологическим характеристикам. Иногда означает существующие международные организации, в первую очередь - ООН, как организацию, объединяющую практически все страны земного шара.

Междунаро́дные отноше́ния - это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Понятия и сведения о мировой политике

В ходе истории все большее внимание на жизнь отдельных граждан и государств в целом оказывает международная политика. Это связано прежде всего с усилением взаимозависимости стран и народов, расширением экономических, научно-технических, полного и иного сотрудничества между ними, развитием межличностных контактов, созданием мощных, не знающих национальных границ СМИ и глобальных, общемировых информационных систем.

В современном мире различные уровни политики: макро-, микро- и мегауровни тесно взаимосвязаны и оказывают друг на друга большое влияние.

Политику, выходящую за пределы национальных государств, характеризует ряд категорий:

ü Внешняя политика – это внешнее действие одной нации, одного государства. Она характеризует деятельность или, гораздо реже, сознательную бездеятельность государства по отношению к другим странам;

ü Международная политика - совокупная деятельность государств на международной арене.

ü Межгосударственная политика – отражает систему отношений между государствами, их органами, службами и представителями (президент, правительство, парламент, министерство иностранных дел и др.);

ü Наднациональная политика – сравнительно новое в политическом лексиконе понятие, еще не получившее широкое распространение в российской политологии. Оно обозначает сферу политики, образовавшуюся в результате передачи отдельными государствами части своих суверенных прав наднациональным органам, которые принимают в этой области решения;

ü Мультинациональная политика – это влияющая на международные отношения совместная деятельность объединенных политических субъектов из нескольких или многих государств, например (ОБСЕ, ОАЕ). Субъекты этой политики – национальные государства;

ü Транснациональная политика – сфера международной деятельности негосударственных актов или субъектов: партий, профсоюзов, международных неправительственных организаций, а также транснациональных корпораций;

ü Трансправительственная политика.

Мировая политика является результатом глубокой трансформации международных связей и взаимодействий, возникновения общих проблем, решение которых уже не может быть найдено в рамках национально-государственных границ. В результате происходящих изменений международная система приобретает глобальный, общемировой характер. Решение глобальных проблем мировой политики во многом определяется динамикой хозяйственного развития, перспективными интеграционными процессами, которые ведут к усилению взаимосвязи и взаимозависимости в рамках мирового хозяйства и мирового рынка и тем самым создают экономическую основу для прогресса мирополитических отношений.

Мировая политика отличается от политики составляющих ее элементов: она является не просто совокупностью или даже равнодействующей внешних политик государств и других участников международных отношений. Включая в себя эти составляющие и обладая собственными качественными особенностями, она оказывает на поведение субъектов международных отношений самостоятельное влияние. Все основные элементы мировой политики тесно связаны между собой и взаимодействуют как части единого целого. Эффективность ее зависит от многих факторов, в том числе от действенности принимаемых политических решений и рекомендаций, соответствия внешней политики государств реально складывающейся обстановке.

От внутренней политики мировую политику отличает отсутствие центральной власти, обеспечивающей соблюдение обязательных для каждого субъекта правил поведения. Поэтому мировая политика представляет собой зону повышенного риска, в которой каждый участник взаимодействия вынужден исходить зачастую из непредсказуемого поведения других. В отличие от внешней политики она складывается во многом стихийно и не ограничивается деятельностью государств. По своему характеру и целям мировая политика представляет собой особый род политики, имеющий в основе создание и поддержание стабильной международной среды, в которой могли бы реализоваться интересы всех участников.

Однако ошибочно было бы абсолютизировать особенности мировой политики. Как и всякая политика, она является – хотя и своеобразной – сферой властных отношений, представляет собой соперничество и согласование ценностей, целей и интересов государств и других международных субъектов. Как и во всякой политике, ее объектами являются распределение ресурсов и организация общественной жизни. Это означает, что мировая политика выступает не только как особая сфера, или поле деятельности международных субъектов, но и как процесс.

Мировая политика все больше должна становиться гуманистической стратегией по объединению людей независимо от их национальной, государственной или социально-классовой принадлежности. В этом ее цель и назначение. Самая ближайшая задача мировой политики: создать систему международной безопасности, которая базировалась бы на доверии и мире, свободном от ядерного оружия, насилия, страха, подозрительности и ненависти.

Следующая задача – это обеспечение безопасности и защищенности человека. Речь идет о том, чтобы принципы и нормы международного права стали ориентирами каждого субъекта международных отношений. Возрастание удельного веса прежде всего таких ценностей, как социальное и экономическое благосостояние, личное благополучие и безопасность, неотчуждаемость основных прав и свобод человека, все чаще приводит к тому, что государство должно отдавать именно им приоритет над традиционными ценностями своей внешней политики.

Применение силы в мировой политике в соперничестве государств на международной арене опасно. Это грозит уничтожением человечества. Современный мир богат новыми элементами, которые способствуют перераспределению центров экономической и политической активности. Таким образом, наблюдаются крупные перемены в мировой политике, в структуре и содержании международных отношений.

Политический процесс

Ключевые слова: политический процесс, политическое изменение, модернизация, инициирование политики, формирование политики, реализация политики, оценка политики, стиль политики, администрирование; бюрократия, модель рационального выбора, модель последовательных ограничений, смешанно-сканирующая модель.

Основные вопросы:

1. Понятие, структура, стадии политического процесса.

2. Типы политического процесса.

3. Процесс принятия решений: стадии протекания, модели выбора эффективной альтернативы.

Понятие, структура, стадии политического процесса

Динамичность современной политической жизни, усложнение отношений и связей на различных уровнях организации общества обусловили очень активное использование понятия «политический процесс».

В современной отечественной политической науке для определения понятия политического процесса справедливо различаются его макро- и микроаспекты, широкий и узкий смысл.

В широком смысле политический процесс определяют как ход развития, воспроизводство политической системы под влиянием действующих на нее факторов. Политический процесс – это совокупная деятельность субъектов политики, посредством которой происходит формирование, преобразование и функционирование политической системы общества.

В узком смысле политический процесс может рассматриваться как совокупность действий, направленных на достижение определенных целей, как процесс отправления публично-властных полномочий, как механизм, с помощью которого «делается» публичная политика, как процесс принятия политических решений и т.д. Иными словами, микроуровень представлен субпроцессами.

Первостепенное значение имеет понимание политического процесса в широком смысле.

Очень важно для понимания политического процесса представлять порядок его реализации. Целостный единый процесс делится на четыре стадии или этапа:

1. формирование политической системы;

2. воспроизведение компонентов и признаков политической системы;

3. принятие и исполнение политико-управленческих решений;

4. контроль за функционированием политической системы.

Формирование политической системы означает сведение отдельных ее частей в единый политический процесс. Формирование происходит с учетом сложившихся закономерностей и потребностей общества, оно идет непрерывно, постоянно возобновляясь, и представляет собой воплощение воли людей, создающих систему. Чтобы можно было говорить о воспроизводстве политической системы, необходимо обеспечить поддержку и ее признание со стороны общества.

Воспроизводство системы выделяется в отдельный этап политического процесса, но надо учитывать, что элементы воспроизводства присутствуют на всех этапах. Основными характеристиками этой стадии являются преемственность и обновляемость. Преемственность означает воссоздание политических отношений и институтов, ценностей, норм, сохранение их сущностных характеристик при ставке на усовершенствование. Обновляемость предполагает зарождение новых черт и свойств системы, ее развитие.


Принятие и исполнение политических решений является одним из важнейших этапов политического процесса. Эта стадия связана с определением целей и средств их достижения, выяснением соотношения тех интересов, которые стоят за принимаемым решением.

Контроль за состоянием и деятельностью политической системы завершает цикл политического процесса. Он выступает как корректировка движения политической системы в соответствии с ее собственными принципами и интересами участников процесса. Политическая жизнь общества представляет собой последовательную смену политических процессов: завершение одного цикла означает начало следующего.

Минимальным компонентом, «единицей измерения» политического процесса является политическое изменение. Политическое изменение это фрагмент политического процесса,отражающий появление нового качества в способе и характере взаимодействия между политическими субъектами, а также между политической системой и внешней средой. Анализ уровня, специфики политических изменений дает возможность описать динамику, состояние политического процесса, его разновидности.

Изучая политические изменения, различают три режима протекания политического процесса: режим функционирования, развития и упадка. В условиях режима функционирования в политической системе воспроизводятся сложившиеся, традиционные отношения между субъектами политики: элитой и электоратом, политическими партиями, органами местной власти и т. д.

Режим развития должен быть сопряжен с такими методами управления, используя которые политическая элита смогла бы отвечать на новые требования времени. Усложнение структуры политической системы требует поиска эффективных технологий властвования (коммуникаций, принятия решений и др.).

Режим упадка , говоря сам за себя, характеризуется разрушительными для политической системы явлениями, неспособностью найти выход из кризисного состояния, потерей легитимности власти.

Политический процесс – это динамическая характеристика политической системы. Он представляет собой цикл политических изменений, последовательную смену состояний политической системы. Исследователь ориентирован на целостное восприятие всей системы, на изучение внутренней логики развития политических событий, цепочки политических изменений.

Типы политического процесса

Невозможно обойти проблему типологизации политического процесса. Основания для типологии могут быть самые различные, зависящие как от цели исследователя, так и от некоторых объективных параметров, например, от способа и масштабности политических изменений, политического режима и др. Очень важным основанием типологизации выступает социокультурный контекст политического процесса. Социокультурный контекст, влияющий на политическую традицию, дает основание выделить три типа политического процесса – технократический, идеократический и харизматический.

В технократическом политическом процессе политические изменения подчинены принятой законной технологии. Субъекты политических отношений придерживаются определенных функций, не превышая своих полномочий, не выходя за рамки своих политических ниш. Сменить роль или статус возможно через легитимное использование процедуры политического изменения, применяя известные и разрабатывая новые технологии. Политический лидер в таком типе процесса помещается в пространство рационально установленных норм для выполнения объективного служебного долга. Его воля функциональна в той мере, в какой он реализует интересы представляемого им института. При нарушении «правил игры» используются механизмы отрешения от должности. Такой тип политического процесса характерен странам с богатым опытом политической жизни, в процессе которой шел эволюционный отбор институтов и механизмов, которые адаптировались к потребностям общества. В качестве примера в первую очередь приводят страны англо-саксонского ареала, а также, но в меньшей степени – романо-германской традиции.

Политический процесс идеократического типа характерен для традиционных стран, либо для стран на начальной стадии модернизации. В таком типе политического процесса приоритет имеет не технология политического изменения, а идеология, не процедура, а идея, объединяющая общество. В этом случае очень многое зависит от содержания идеологий, от заявленных базовых принципов государственного устройства. Идеократический политический процесс в большей степени свойственен восточнославянской политической традиции, странам Востока, не утратившим традиционной ориентации. Идеократический политический процесс оптимален в период структурной перестройки политической системы, но идеократия может быть опасна, когда становится радикальной, агрессивной, тотальной.

Политический процесс харизматического типа характеризуется всевластием лидера-харизмы, с волей которого связываются идеологические доктрины и работа институтов.

В зависимости от характера функционирования общества выделяют политические процессы в традиционном обществе – традиционные ; и процессы в обществах, переживающих модернизацию – политико-модернизационные.

Для первого типа характерны патриархальность политической жизни, отсутствие у населения ярко выраженных политических интересов, низкий уровень участия в политической жизни при скурпулезном выполнении внешних государственных ритуалов. Политический процесс в условиях модернизации отличается расширением политического участия, созданием институтов, позволяющих оказывать влияние на процесс принятия политических решений. Согласно теории модернизации , политическая система зависит не от характера общественно-экономической формации, а от типа осовременивания, т.е. способа перехода от традиционных ценностей к современным рациональным структурам.

Проблема влияния модернизации на политику является дискуссионной. Политической модернизации характерно то, что политический авторитет воспринимается рационально, появляется большое разнообразие политических ролей. В то же время множество центров влияния, таких как религиозные, клановые, этнические, заменяются единственным национальным правительством, что усиливает национальную централизацию и интеграцию. При этом нужно отличать модернизацию как процесс, как направление перехода к политической системе современного типа от политической модернизации как результата, который не всегда соответствует идеальным моделям и не обязательно приводит к вышеперечисленным характеристикам.

Эволюционные и революционные политические процессы характеризуются таковыми в зависимости от используемых методов и характера поставленных целей. При революционном процессе преобразования имеют радикальный характер, используются силовые средства. Основу эволюционного развития составляют поступательные преобразования, осуществляемые легитимной властью.

По масштабу выделяют глобальный политический процесс, региональный и локальный.

Глобальный (мировой) политический процесс представлен множеством равноправных субъектов политических отношений, воздействующих на ситуацию в мире. Региональный процесс охватывает какой-либо геополитический ареал. Локальный политический процесс носит частный характер.

По объекту воздействия выделяют внешнеполитические и внутриполитические . Внешняя политика регулирует отношения государства с другими субъектами внешнеполитической деятельности, а для внутриполитического процесса определяющими являются социальная, экономическая структура, а также культурная специфика каждой конкретной страны.

С точки зрения публичности политики выделяются открытый и скрытый (теневой) политические процессы . Открытый политический процесс характеризуется развитой коммуникацией между его участниками, государством и заинтересованной общественностью. Скрытый процесс связывают с ограниченной коммуникацией между государством и обществом, особой ролью теневых структур, возникающей масштабной коррупцией и т. д.

Политические процессы отличаются друг от друга по масштабам, длительности, факторам, характеру взаимодействия между факторами и т.п. В политической науке выделяют различные типы политических процессов. Существует несколько способов типологии политических процессов, основанных на различных критериях.

Исходя из разномасштабности политических процессов, можно выделить несколько их разновидностей. Это, прежде всего повседневные политические процессы («мелкие» факторы и единицы измерения), которые связаны, в первую очередь, процессы, с непосредственными взаимодействиями индивидуальных, групповых и частично институциональных факторов. В качестве примера можно привести законодательный процесс в каком-либо парламенте.

Другим типом политического процесса является исторический политический процесс (более крупные факторы - в основном группы и институты). Это процессы, связанные с совершением какого-либо исторического события. Так, политическая революция, может быть представлена как процесс подобного рода. В качестве такого же исторического процесса может рассматриваться возникновение и развитие какой-нибудь политической партии.

Наконец, это эволюционные политические процессы, которые характеризуются участием “крупных” факторов (институтов, политической системы), а также поддаются измерению с помощью крупномасштабных временных единиц. Такими процессами может быть, например, процесс превращения полиса в имперскую столицу, или модернизация политической системы в результате череды политических реформ, или переход к демократии в результате демонтажа авторитарного правления, проведения учредительных выборов, а затем их закрепления в череде регулярных соревновательных выборов.

Существуют и другие критерии различения отдельных типов и разновидностей политического процесса. Так, А.И. Соловьев проводит подобные разграничения на основании различий в предметных областях. Кроме того, А.И. Соловьев выделяет открытые и закрытые политические процессы. Закрытые политические процессы «означают тот тип изменений, который может быть достаточно однозначно оценен в рамках критериев лучшее/худшее, желательное/нежелательное и т.д. Открытые же процессы демонстрируют такой тип изменений, который не позволяет предположить, какой - позитивный или негативный для субъекта - характер имеют сложившиеся трансформации или какая из возможных в будущем стратегий более предпочтительна…. Иначе говоря, такой тип процессов характеризует изменения, совершающиеся в предельно неясных и неопределенных ситуациях, которые предполагают повышенную гипотетичность как совершаемых, так и планируемых действий». Также, он выделяет стабильные и переходные процессы. Стабильные процессы предполагают «устойчивое воспроизведение политических отношений», а переходные - отсутствие «четкого преобладания тех или иных базовых свойств организации власти», которая осуществляется в условиях «несбалансированности политической активности основных субъектов».

Политический процесс является динамической характеристикой политики. Поэтому можно утверждать, что формами существования политического процесса являются политические изменения и политическое развитие. Многие исследователи выделяют различные виды политических процессов, понимая под ними типы политических изменений и политического развития.

В зависимости от характера изменений выделяют эволюционный и революционный типы политического развития. Под эволюционным понимается такой тип, который включает в себя постепенные, пошаговые качественные изменения. Под революционным - тип развития, ориентированный на масштабность и быстротечность. Несмотря на эвристическую значимость выделения этих типов, следует признать условность их различия применительно к политическому развитию. В действительности политическое развитие носит эволюционный характер, революции являются лишь частью эволюционного пути. Их масштабность и быстротечность имеет принципиально важное значение лишь с точки зрения повседневности и истории.

Довольно часто выделяют стабильный и кризисный типы развития. Предполагается, что стабильный тип политического развития характерен для обществ, где существуют достаточные институциональные гарантии и общественный консенсус, предотвращающие резкие изменения политического курса и тем более резкую смену политического режима. В то же время предполагается, что основой стабильного развития служит способность системы адекватно реагировать на вызовы среды. Это способствует постепенному и плавному характеру изменений.

Кризисный тип развития характерен для обществ, где такие отсутствуют необходимые условия и система неспособна давать адекватные ответы на внешние изменения. Тогда политическое развитие осуществляется в виде кризиса, который может затрагивать как отдельные стороны политической жизни, так и всю систему целиком. Развитие полномасштабного кризиса приводит к неустойчивому состоянию системы или даже к ее распаду.

Выделение этих двух типов политического развития также следует признать условным. На самом деле под стабильным или кризисным развитием очень часто понимается не эволюционная динамика политической системы, а характеристика повседневных и исторических политических процессов, происходящих в ее рамках. Однако сообщения, например, о правительственном кризисе отнюдь не свидетельствуют о кризисном характере политического развития данной политической системы.

Следует отметить также и то, что на практике толчком и в определенном смысле двигателем развития любой политической системы являются системные кризисы. Кризисы появляются в результате несоответствия структур и способов связи между элементами системы возникающим потребностям. Их разрешение требует качественных изменений системы или ее отдельных частей. На практике мы можем, как правило, наблюдать чередование кризисов и периодов относительной стабильности. Таким образом, следует рассматривать кризисный характер изменений и политическую стабильность не как характеристики политического развития в целом, а как особенности его отдельных моментов.

Выделяют также типы политического развития на основе его содержания. Среди них особо следует выделить глобализацию. Другими типами политического развития являются политическая модернизация, демократизация.

по способам достижения динамического равновесия политической системы в ходе ее преобразований, предполагающих определенную последовательность политических изменений (эта классификация представляет собой результат теоретического допущения, вычленения некоторых идеальных типов, которые в политической практике тесно взаимосвязаны, переплетены):

Политический процесс технократического типа.

Особенности:

Среди факторов политических изменений предпочтение отдается политическим технологиям и процедурам: нормам, традициям, процедура принятия политических решений, способам легитимного наделения властью.

Участники строго придерживаются тех политических ролей и функций, которые предписаны им законодательством, политическими традициями.

Данный тип сложился в странах с относительно высокой однородностью культурной среды – в англосаксонских странах.

Приверженность большинства населения традициям обеспечивает стабильность политической системы, сохранение высокой эффективности ее политических институтов, поскольку лидеры выступают в качестве носителя интересов тех институтов, которые они непосредственно представляют.

Политический процесс идеократического типа.

Особенности:

Характерен для традиционных обществ, где отсутствуют автономная личность, развитая дифференциация политических ролей и функций, находящихся на начальной стадии модернизации.

Интегрировать разнородное в этнокультурном и социально-экономическом отношениях общество можно на основе общенациональной идеи.

Политический процесс харизматического типа.

Особенности:

Этот тип характерен для восточной культурной традиции, в рамках которого абсолютизируются роль и статус политического лидера, а нередко его просто обожествляют. Но не всегда политический лидер является лидером по должности. Он может быть и неформальным лидером.

Харизматический тип политических изменений бывает эффективным при условии, если дополняется технократическим и идеократическим политическими процессами. При незрелости гражданского общества и политической инфраструктуры, при низкой правовой культуре и отсутствии общенационального согласия по поводу черт и свойств желаемого общества вновь приходится уповать на личность: ею может стать номенклатурный чиновник и просто демагог.

Харизма лидера может основываться либо на его должностном статусе, либо на его способности выражать чаяния подавляющего большинства членов общества, используя при этом недовольство, протес и обещая непременно изменить ситуацию к лучшему.

Политические процессы делятся на:

А.) внешнеполитические и внутриполитические.

Б.) по участию масс:

Ангажирующие (демократические, демократический процесс, прямая демократия, представительная, плюралистическая);

Не ангажирующие (не демократические, тоталитарные, теократические, автократические).

В.) по публичности:

Открытый;

Скрытый (теневой).

Г.) по формам преобразования:

Революционный;

Эволюционный.

Д.) по устойчивости взаимоотношений:

Стабильный;

Нестабильный.

Экстремальные виды политического процесса:

Восстание. Его особенности:

В зависимости от исторической эпохи, социального состава участников восстания характеризуются большим разнообразием. Их различают по степени интенсивности, длительности, по возможности успеха, уровню организованности, духовным и психологическим импульсам, которые вдохновляют участников.

Любому восстанию присущ некоторый уровень организованности, большую роль здесь играют руководители, выдвигающие определенные цели. Эти цели находят обоснование в несложной программе, лозунгах.

Бунт. Его особенности:

Наличием определенной степени организованности, целенаправленности восстание отличается от бунта – массового действия, имеющего очень высокую степень интенсивности, активности его участников, но еще больше ограниченного временем протекания, а также проблемой, причиной, его вызвавшей.

Бунт – это почти всегда ответная реакция на какие-либо экстраординарные действия представителей господствующих политических групп, государственных органов, не перерастающая ограниченных задач сопротивления отдельным действиям правительства.

Мятеж. Его особенности:

Мятеж по степени интенсивности, эмоциональной напряженности близок к бунту, но в отличие от него имеет более ограниченное число участников.

Мятеж возникает как результат продуманной, целенаправленной подготовки определенной группы лиц. Носит вооруженный характер, ставка делается на военную силу, основное ядро мятежников обычно составляет армия.

С присоединением к его инициаторам более широкого состава участников мятеж быстро теряет качество организованного, целенаправленного действия, приобретает такие черты, как предельная широта предъявляемых обществу обвинений, нетерпимость к цивилизации, какому бы то ни было руководству, встает на путь его тотального отвержения. Человек здесь подчинен эмоциям, а его действия все более теряют связь с реальными условиями и возможностями общества. Такая логика развития быстро придает мятежу качества бунта, он исчерпывает свой преобразовательный потенциал и затухает.

Путч. Если массы не присоединяются к мятежникам, то мятеж становится путчем, то есть выражается в вооруженных действиях, не опирающихся ни на широкую поддержку, ни на учет ситуации, ни на продуманную программу.

В общем итоге можно выделить основные разновидности политических процессов локально-региональные и глобальные: внутрисистемные и переходные (транзитные), стабильные и кризисные; легальные и теневые



 
Статьи по теме:
Как и сколько печь говядину
Запекание мяса в духовке популярно среди хозяек. Если все правила соблюдены, готовое блюдо подают горячим и холодным, делают нарезки для бутербродов. Говядина в духовке станет блюдом дня, если уделить внимание подготовке мяса для запекания. Если не учесть
Почему чешутся яички и что предпринять, чтобы избавиться от дискомфорта
Многие мужчины интересуются, почему у них начинают чесаться яйца и как устранить эту причину. Одни считают, что это из-за некомфортного белья, а другие думают, что дело в нерегулярной гигиене. Так или иначе, эту проблему нужно решать. Почему чешутся яйца
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з