Жанр сценки в ролевой лирике Н. Некрасова и его композиционные особенности. Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Перед дождём» в начальной школе

Результаты поиска

Нашлось результатов: 15930 (1,65 сек )

Свободный доступ

Ограниченный доступ

Уточняется продление лицензии

1

Изучение творчества Н.А. Некрасова в школе

В учебно-методическом пособии предложен оригинальный подход к изучению жизни и творчества Н.А. Некрасова. Народность как критерий истинности художественного творчества поэта прослеживается в системе уроков по поэме "Кому на Руси жить хорошо". С этих позиций автор предлагает изучение биографии и лирики Н.А. Некрасова. Содержание и формы занятий апробированы в средних школах №№ 7, 9, 20 города Шуи Ивановской области.

С этих позиций автор предлагает изучение биографии и лирики Н.А. Некрасова . <...> При изучении биографического материала и лирики Н.А, Некрасова ученики должны прийти к убеждению, что <...>Некрасова Это отмечается, например, в работе З.Я. Рез "Лирика Н.А. <...> Проводя параллель с лирикой Н.А Некрасова , покажем учащимся особенность сюжета "Кому на Руси жить хорошо <...> Еще в лирике Н.А.

Предпросмотр: Изучение творчества Н.А. Некрасова в школе.pdf (0,3 Мб)

2

Анализ художественного текста и творческие работы в школе. 5 класс. Материалы для учителя

В пособии отражена система анализа художественного текста в школе в соотношении с творческими работами (сочинениями разных типов). Целью анализа является прежде всего умение видеть эстетическую сторону текста, читать его как художественный. Внимание к художественному строю текста, в свою очередь, развивает способности самовыражения словом (в большей или меньшей степени, в зависимости от способностей и склонностей ребенка). Так или иначе, умение читать произведение непосредственно связано с умением строить собственный текст. Безусловно, в этом процессе совершенно необходима связь уроков литературы с уроками развития речи, русского языка, мировой художественной культуры.

терминов особенности лирики определяются так: "Лирика рисует отдельные состояния характера в определенный <...>Некрасова «Мороз, Красный нос» Поэма Н. А. <...>Некрасова "Мороз, Красный нос". <...> Поэзия мира и мир в поэзии (лирика русских поэтов о природе) Н. Языков «Буря», Ф. <...> Выразительные средства в лирике : А. Пушкин «Зимняя дорога»…………………………………………………… А.

Предпросмотр: Анализ художественного текста и творческие работы в школе. 5 класс. .pdf (0,2 Мб)

3

№11 [Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение: Библиогр. указ., 2012]

"Болящий дух" : О лирике Е.А. <...> К истории сотрудничества Н.А.Некрасова с Ф. <...>Некрасова "Школьник" // М.В. <...> Гражданская лирика Н.А. Некрасова в оценке А.В. <...> Ранняя лирика Б.Л.

Предпросмотр: Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение Библиогр. указ. №11 2012.pdf (1,8 Мб)

4

№4 [Молодые в библиотечном деле, 2003]

Некрасова г. Ижевска, Центральной городской библиотеки г. Омска. <...> Н.А.Некрасова г. Москвы. <...> Н.А.Некрасова (г. <...>Некрасова , передавшая около 4 тыс. экз. книг. <...> Но мы не добились бы этого, если бы остались при своем старом взгляде на великого лирика .

Предпросмотр: Молодые в библиотечном деле №4 2003.pdf (0,2 Мб)

5

№9 [Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение: Библиогр. указ., 2011]

Является продолжением библиографических указателей "Новая советская литература по литературоведению" и "Новая иностранная литература по литературоведению". Издается ежемесячно. Содержит информацию об отечественной и зарубежной литературе по теории и истории литературоведения, литературы всех стран и народов, фольклора, поступающей в библиотеку ИНИОН РАН. Издание предназначено для использования в научной, учебной, библиографической и справочной деятельности. В указатель включены сведения о книгах и статьях из журналов и сборников. Каждый номер снабжен вспомогательными авторским и предметным указателями.

Некрасова ) // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. – Оренбург, 2010. – № 11 (117). – С. 12-15. <...> Островский А Н 546 Шифр: 07107634 Некрасова А.М. <...> Лунные мотивы в лирике К. Бальмонта и Вяч. <...> Концепт "Странствие" в лирике Н. <...> Мотивы лирики И.Ф. Анненского и А.А.

Предпросмотр: Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение Библиогр. указ. №9 2011.pdf (1,8 Мб)

6

Жанр сценки в ролевой лирике Н.А. Некрасова и его композиционные особенности

В статье ставится вопрос о выделении жанра сценки среди ролевых стихотворений Н.А. Некрасова. Намечаются признаки этого нетрадиционного жанра. Особое внимание уделяется композиционным особенностям сценки.

Как известно в поэзии Некрасова особое место занимает ролевая лирика . <...> Григорьян в статье «К вопросу о жанрах в лирике Некрасова » писал: «В становлении поэтических жанров Некрасова <...> Корман Лирика Н.А. Некрасова . Воронеж, 1964. – 388с.; Гаркави А.М. <...> К вопросу о жанрах в лирике Некрасова // Некр. сб. 4. – Л.: Наука. – 1967. – С.145-157. 6. <...>Лирика Некрасова . – М.: Худож. лит.. – 1977. – 117с.

Предпросмотр: Жанр сценки в ролевой лирике Н.А. Некрасова и его композиционные особенности.pdf (0,2 Мб)

7

К проблеме композиция и жанр лирического произведения (итоги изучения композиции эпиграммы и элегии Н.А. Некрасова)

В статье ставится проблема соотношения композиции и жанра стихотворного произведения. Для постановки и решения данной проблемы обобщаются результаты проведённого автором исследования композиции двух стилистически полярных жанров - эпиграммы и элегии.

Некрасова . <...>Некрасова . <...> Композиция лирики Н.А. <...> К вопросу о жанрах в лирике Некрасова / К.Н. <...>Лирика Некрасова / Б.О. Корман. – Ижевск: Удмуртия, 1978. – 300с. 12. Лотман Ю.М.

Предпросмотр: К проблеме композиция и жанр лирического произведения (итоги изучения композиции эпиграммы и элегии Н.А. Некрасова).pdf (0,2 Мб)

8

Графика поэзии Н.А. Некрасова монография

Издание представляет собой монографическое исследование графического облика на материале поэзии Н.А. Некрасова, его предшественников и современников. Графические средства («лесенка», курсив, графический эквивалент тек-ста) рассмотрены с точки зрения традиции их использования в русской поэзии, творческой истории, структуры и функций этих приёмов. Автор предлагает собственную методику анализа графических средств в соотношении с другими стиховыми формантами и во взаимосвязи с художественным миром произведения.

Большинство трёхсложников приходится на лирику Некрасова (табл. 4). <...> Во всей лирике Некрасова этот процент несколько ниже – 60,5%. <...>Лирика Некрасова / Б. О. Корман. – Ижевск, 1978. – 299 с. 217 Корман, Б. О. <...> Идейно-художественное своеобразие лирики Н. А. Некрасова / И. В. Трофимов, А. М. <...> Специфика художественного пространства и времени в лирике Некрасова // Современное прочтение Некрасова

Предпросмотр: Графика поэзии Н. А. Некрасова.pdf (0,5 Мб)

9

Теория литературы и практика читательской деятельности учеб. пособие

М.: ФЛИНТА

В пособии поднимаются проблемы теории детской литературы: рассматривается специфика литературы, вошедшей в круг детского чтения, намечаются пути исследования детской литературы и т.п. На материале литературы для детей рассматриваются особенности системы художественного произведения и принципы его функционирования в литературе и культуре. Пособие содержит программу лекционного курса, методические разработки практических занятий, материал для организации самостоятельной работы (систему упражнений и итоговых вопросов, варианты тестовых заданий и пр.). Предметом анализа выступают преимущественно произведения из круга детского чтения. Пособие ориентировано на теоретико-литературную подготовку будущих учителей начальных классов, а также учителей русского языка и литературы.

ЛИРИКА КАК РОД ЛИТЕРАТУРЫ. <...>Некрасова «Мороз, красный нос» величественного 1 Там же. С. 32. 2 Чуковский К. <...>Некрасова «Лыжи». Какую функцию выполняет отсутствие знаков препинания? <...>Некрасова 2. В учебнике Л.Ф. Климановой и др. рядом расположенные стихотворения В. <...> Брюсова, "лирика истинная всегда поэзия, но "поэзия" – не только лирика "1.

Предпросмотр: Теория литературы и практика читательской деятельности.pdf (0,2 Мб)

10

Библиотечная жизнь Кузбасса. Вып. 3 (20): сборник

В вып. 3 сборника "Библиотечная жизнь Кузбасса" за 1998 год рассматриваются проблемы школьных и юношеских библиотек в современном библиотечно-информационном пространстве, дистантного обучения педагогов в системе образования Кемеровской области, экологического воспитания и просвещения.

Гроссмана", "Лирика Б. Пастернака", "Методические приемы при изучении творчества Л.Н. <...>Некрасова , "Гранатовый браслет", "Олеся", "Яма" А.И.

11

Стихотворения

М.: Издательство "Детская литература"

В книгу великого русского поэта, «печальника народного горя» Н. А. Некрасова вошло около ста широко известных стихотворений. Среди них «Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога» и другие.

«Лирика Некрасова 70�х годов, - отмечает Н. Н. <...> Народная жизнь в лирике Некрасова 70�х годов тоже изоб� ражается по�новому. <...>Лирика Некрасова . Ижевск, 1978. С. 106.) <...>Лирика Некрасова . С. 210.) Б. Я. <...>Лирика Некрасова . С. 71.) «Если мучимый страстью мятежной...»

Предпросмотр: Стихотворения.pdf (0,2 Мб)

12

Николай Алексеевич Некрасов родился в местечке Немирово Каменец-Подольской губернии. Его отец, небогатый помещик, служил в те время в чине капитана. Через три года после рождения сына он, выйдя майором в отставку, навсегда поселился в своем родовом имении Грешневе. Здесь, в Ярославской губернии, поэт провел все свое детство. Господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян, но мальчик часто убегал к своим деревенским товарищам, купался с ними в речке, совершал «грибные набеги»

Избранная лирика . – М.: Дет. лит., 1990. <...>Лирика : Избранное. Анализ текста: Сочинения: Справочное пособие. – М.: Изд. дом «Дрофа», 1997. <...> «Счастливый день, его я отличаю»: Вечер любовной лирики Н. <...> «Надрывается сердце от муки»: Лирика Некрасова в 10-м классе // Литература: газ. <...>Некрасова «Русские женщины» // Литература: газ.

13

№5 [Человек и современный мир, 2018]

Международный научно-исследовательский журнал «Человек и современный мир» является электронным периодическим изданием. Основная цель журнала – освещение и обсуждение широкого спектра проблем социогуманитарного знания, человековедения, экологии, психологии и других научных проблем, касающихся мира современного человека.

.: редакция "Сочинений Некрасова " (первое посмертное издание, СПб., 1879; подробные библиографич. указания

Предпросмотр: Человек и современный мир №5 2018.pdf (0,4 Мб)

14

Творчество Томаса Мура в русских переводах первой трети XIX века учеб. пособие

М.: ФЛИНТА

В учебном пособии рассмотрены особенности восприятия произведений Томаса Мура (в частности, цикла «Ирландских мелодий» и поэмы «Лалла Рук») русскими поэтами и переводчиками первой трети XIX в. Детальный анализ большого фактического материала, относящегося к 1810-1830-м гг., позволил не только вписать творчество инонационального писателя в контекст развития отечественной романтической литературы, но и отчасти уточнить представления о «золотом веке» русской поэзии.

<...>Лирика и поэмы. – Л., 1939. – С.XXVII. <...>Лирика пушкинской поры. <...> В 1852 г. в "Современнике" Н.А.Некрасова и И.И.Панаева был опубликован цикл из двух статей о Томасе Муре <...>Лирика пушкинской поры.

Предпросмотр: Творчество Томаса Мура в русских переводах первой трети XIX века.pdf (0,5 Мб)

15

Русская литература. Курс лекций [учеб. пособие]

М.: Проспект

В учебном пособии в форме лекций раскрываются основные программные вопросы учебной дисциплины «Русская литература». Незаменимо при подготовке к экзаменам, зачетам, семинарам.

Проблематика лирики Н. А. Некрасова Он до смерти работает, До полусмерти пьет! <...>НЕКРАСОВА Говоря о судьбе поэта в лирике Некрасова , следует иметь в виду, что на протяжении всего своего <...> Тема поэта и поэзии в лирике Н. А. Некрасова на судьбу народа. <...> Проблематика лирики Н. А. Некрасова ........................114 Лекция № 33. <...> Тема поэта и поэзии в лирике Н. А. Некрасова .............118 Лекция № 34.

Предпросмотр: Русская литература. Курс лекций. Учебное пособие.pdf (0,6 Мб)

16

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Перед дождём» в начальной школе

Некрасова «Перед дождём» в начальной школе Анализ лирического стихотворения в школе вызывает особые трудности <...> В лирике Некрасова есть много замечательных пейзажных зарисовок, которые говорят о глубокой и нежной <...> грусти и тоски больше всего соответствуют осенние картины, которые чаще всего встречаются в пейзажной лирике <...> Обратите внимание, на то, как «оживают» объекты природы у Некрасова . <...> В Полном собрании сочинений Некрасова в комментариях сказано, что «в стихотворении говорится о жандарме

Предпросмотр: Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Перед дождём» в начальной школе.pdf (0,3 Мб)

17

Журналистика. Сборник учебных программ (в 3-х частях). Ч.II

Лирика Н.А. Некрасова (1821–1878) Место Некрасова в истории русской литературы. <...> Поэтика «натуральной школы» и ее отражение в лирике Некрасова («На улице»). <...> Семинарское занятие предполагает чтение и анализ лирики Некрасова и Фета. Тема 11. Драматургия А.Н. <...>Лирика Н.А. Некрасова . 37. Лирика А.А. Фета. 38. Роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история». <...>Лирика Н.А. Некрасова . Воронеж, 1964. Скатов Н.Н. Некрасов. Современники и продолжатели. М., 1986.

Предпросмотр: Журналистика. Сборник учебных программ (в 3-х частях). Ч.II.pdf (0,3 Мб)

18

В статье отстаивается понимание лирического сюжета как движения чувства, развития эмоции. Элементы описаний мира внешнего (портрет, пейзаж, деталь) становятся носителями лирического переживания. В качестве примера анализируется лирический сюжет в стихотворении А. Блока «Здесь ночь мертва. Слова мои дики…». В стихотворении упоминается «черный монах», что дает основание для сопоставления образного строя стихотворения с рассказом А. Чехова «Черный монах», тем более что для «прозы настроений» писателя характерна музыкальная (сонатная) композиция, что доказано Н. Фортунатовым. Некоторое сходство деталей этих двух произведений только подчеркивает принципиальное различие эпического и лирического типов сюжета. Событийный сюжет в рассказе Чехова завершен, лирический сюжет в стихотворении Блока сжат в одну точку и оставляет лирического героя в ситуации «распутий». Анализ стихотворения показывает, что сюжет стихотворения (нарастание отчаяния и рвущийся из груди крик) реализуется не в событийной канве, а в самом интонационном строе текста

Исследуя перформативные истоки лирики , В.И. <...> Одним словом, лирика тяготеет к монологичности. Однако субъектная сфера лирики усложняется. Б.О. <...> Корман блестяще проанализировал ролевого героя в лирике Некрасова ; в начале ХХ в. окончательно формируется <...> лирического субъекта композиционно отделено от слова персонажа-рассказчика, как, например, в стихотворении Некрасова <...>Лирика в историческом освещении // Теория литературы. Т. III.

19

№8 [Досуг в школе, 2010]

Газета для учителей и организаторов внеклассной работы в начальных, средних и старших классах.

Мастер вокальной лирики . <...>Лирика природы и любви Оформление: Портреты Некрасова кисти Крамского (1), иллюстрации к произведениям <...> Значительное место в творчестве Некрасова занимает лирика любви и русской природы. <...> Особенность лирики Некрасова заключается в том, что в ней как бы разрушается лирическая замкнутость, <...> Это ясно для меня из Вашей книги», – так написал Некрасову о его любовной лирике Чернышевский.

Предпросмотр: Досуг в школе №8 2010.pdf (0,6 Мб)

20

Итоговая книга в поэзии последней трети XIX века: архитектоника и жанровая динамика

Омский госуниверситет

Рассматриваются проблемы формирования, развития и жанровых трансформаций лирической книги как суверенной художественной структуры на материале поэзии последней трети XIX столетия. Дается определение книги стихов в отличие от других составных метажанровых образований: цикла, стихотворного сборника и др. Исследуется обширный материал впервые выявленного уникального ансамбля итоговых лирических книг. Предлагается методология и методика анализа лирической книги как системного многоуровневого художественного целого в авторском и историко-литературном контекстах.

С разной степенью априорности к ним можно отнести в лирике Некрасова «Начало поэмы (Опять она, родная <...>Некрасова «Последние песни». <...>Некрасова , А. Фета, Я. <...>Некрасова , «Вечерние огни» А.А. <...> «Мечты и звуки», «Лирический пантеон», «Гаммы», – метафорические заглавия дебютных изданий лирики Некрасова

Предпросмотр: Итоговая книга в поэзии последней трети XIX века архитектоника и жанровая динамика.pdf (0,3 Мб)

21

Литература второй половины XIX века учебное пособие

Изд-во ЛИК

Учебное пособие представляет собой комплект лекций по литературе XIX века и предназначено для студентов среднего профессионального образования с целью формирования у них информационной компетентности. Работа над разделами курса, включающимися в себя произведения писателей разных направлений, эстетических позиций и социально-политических взглядов, позволяет широко использовать сопоставительный анализ и выработать у студентов объемное, объективное представление о развитии литературы.

Некрасова ). 4. <...> КАК ЧИТАТЬ ЛИРИКУ (на материале лирики Н.А. <...> В лирике этого нет! <...>Лирика Некрасова сделала следующий шаг. <...> Новаторство в лирике Н.А.

Предпросмотр: Литература второй половины XIX века.pdf (0,2 Мб)

22

Русское слово в лирике XIX века. 1840-1900 учеб. пособие

Книга посвящена искусству слова в русской поэзии Золотого века, которая внесла величайший, ни с чем не сравнимый вклад не только в русскую, но и в общечеловеческую культуру. В учебном пособии освещена послепушкинская эпоха (1840-1900), когда литературные нормы и вкусы заметно менялись. Этапы эволюции русской лирики XIX в. осмыслены в книге с позиций исторической поэтики с выходом ее в поэтику лингвистическую, в теорию интерпретации и понимания стихотворного текста, обрисовано многоцветье самых разных индивидуальностей и творческих дарований - от корифеев до менее известных, иногда почти забытых стихотворцев.

Некрасова , в пейзажной лирике развивалась в качестве основной тема деревенского пейзажа, которая находила <...> если обратиться ко всей ранней любовной лирике Некрасова , в ней можно заметить сплав языковых элементов <...> Для своего времени любовная лирика Н.А. Некрасова была новаторской. <...>Некрасова . Разработка социальных тем в некрасовской лирике была близка Никитину. <...> Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 537 ратуроведом Н.Н. скатовым: «Лирика Некрасова

Предпросмотр: Русское слово в лирике XIX века (1840-1900).pdf (0,2 Мб)

23

Журналистика: сборник учебных программ. Часть 1

Профили подготовки «Телевидение и радиовещание», «Международная журналистика», «Спортивная журналистика», «Музыкальная журналистика», «Журналистика в социально-культурной сфере», «Литературно-художественная критика»

Островского 1 1 1 4.5 Лирика Н.А. Некрасова 1 1 1 4.6 Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» <...> Островского 1 3 4.5 Лирика Н.А. Некрасова 1 3 4.6 Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» 4 4.7 Ф.И. <...> Его традиции в современном театре. 4.5 Лирика Н.А. Некрасова Начало творческого пути. <...> Фета (1820–1892) предполагает чтение и анализ лирики Некрасова и Фета. <...>Лирика Н.А. Некрасова . 37. Лирика А.А. Фета. 38. Роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история».

Предпросмотр: Журналистика. Сборник учебных программ. Часть 1 .pdf (0,9 Мб)

24

Некрасова . <...> Гражданскому пафосу лирики Некрасова его противники противополагали пафос известных сти� хов Пушкина: <...> (у самого Некрасова в стихотворении подразумевался Гоголь). <...> Пройти мимо поэзии Некрасова Чехов, ра� зумеется, не мог. <...> Отношение Чехова к творчеству Некрасова неодно� значно.

25

М.: ПРОМЕДИА

Два поэта совершенно разных эпох - со своими задачами и устремлениями, представляющие две разные общественные группы, два пути к художественному освоению проявлений народного бытия. Даже один размер дает у того и другого разные ритм, темп, интонацию. Но "функционально" каждый в своем веке призван был исполнить едва ли не одну и ту же художественную миссию.

А среди них и к литературному наследству демократического лирика и эпика Н.А. Некрасова . <...> Обследование лирики Твардовского позволяет дополнить наблюдения ученого. <...> Иное дело присутствие (прежде всего в лирике Твардовского) некрасовских мотивов. <...>Лирика Александра Твардовского. Вологда, 1989. Вильям-Вильмонт Н. Заметки о поэзии А. <...> Некрасов и лирика Михаила Исаковского, эпос Александра Твардовского // Скатов Н.Н.

26

Подготовка к ЕГЭ по литературе: теория литературоведения, тесты по истории литературы, темы сочинений. Экзамен на «отлично» учеб. пособие

М.: ВЛАДОС

Пособие предназначено для школьников и абитуриентов, готовящихся к экзамену по литературе: итоговому диктанту, ЕГЭ или творческому экзамену. В пособии содержатся необходимые абитуриенту теоретические сведения по литературоведению и практическая часть, актуализирующая знания по истории литературы и направления на выработку навыков прохождения теста и умения писать сочинения, что обеспечивает комплексную подготовку абитуриента к экзамену.

Некрасова . Творчество М.Е. <...>Лирика . <...> Чуковский, говоря о лирике Некрасова : Тайна его [Некрасова ] ритмики заключается в том, что он берет самый <...>Некрасова тематически относится к: a) философской лирике ; c) гражданской лирике ; b) любовной лирике ; <...>Некрасова . Творчество М.Е.

Предпросмотр: Подготовка к ЕГЭ по литературе теория литературоведения, тесты по истории литературы, темы сочинений. Экзамен на «отлично».pdf (0,3 Мб)

27

Жанр ролевого отрывка в лирике Н.А. Некрасова и его композиционные особенности

В статье ставится вопрос о выделении жанра отрывка среди ролевых стихотворений Н.А. Некрасова. Особое внимание уделяется композиционным особенностям двух отрывков. Показывается своеобразие отрывков Некрасова, а так же устанавливается их связь с традицией предшественников.

Оренбургский государственный педагогический университет Жанр ролевого отрывка в лирике Н.А. <...> Тем самым Некрасов сразу в начале произведения прибегает к прозаизации лирики . <...> Введение Некрасовым имени в стихотворение является признаком прозаизации лирики . <...> Поэтика композиции лирики В.А. Жуковского: дис. канд… филол. наук / Р.А. <...>Некрасова / О.В.

Предпросмотр: Жанр ролевого отрывка в лирике Н.А. Некрасова и его композиционные особенности.pdf (0,2 Мб)

28

Стихи. Переводы. Poetica. Moralia. В 4 т. Т. 3. Poetica

М.: ПРОМЕДИА

Третий том четырехтомного издания избранных работ Ольги Седаковой, продолжая многовековую традицию мысли поэта о поэзии, своим заглавием отсылает к классическим образцам – «Поэтике» Аристотеля или «Искусству поэзии» Горация (а в новое время – к поэтологии Рильке, Клоделя, Элиота). Том включает тексты, посвященные поэзии, поэтике и отдельным русским поэтам. Жанры этих сочинений разнообразны, от почти формального филологического исследования до радиобеседы и короткой рецензии.

Таков общий тон лирики великого современника Пушкина Баратынского, таков тон лирики нашего современника <...> Эта своеобразная трезвость связывает ее словесную манеру с ролевой лирикой Некрасова («Пьяница», «Буря <...> Языковое, версификационное и пси хологическое присутствие Некрасова отмечает неангажированную лирику <...> «Гимн» Некрасова : Господь! <...> Неожиданную реплику Некрасова представляет собой «черная лирика » Ю.Кузнецова.

Предпросмотр: Собрание сочинений. Том 3. Poetica.pdf (0,5 Мб)

29

Русская литература XIX века.1840-1860 годы.

Автор книги - заслуженный профессор МГУ, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, лауреат Литературной премии им. И.А. Гончарова В.А. Недзвецкий - ранее опубликовал два лекционных курса по русской литературе советского периода (Будапешт, 1986, 1989) и курсы лекций о русской литературной критике XVIII-XIX веков (М., 1994, 2008), а также спецкурс о творчестве И.С. Тургенева (Москва-Стерлитамак, 2008). Две последние лекции в книге (о Н.А. Некрасове и А.Н. Островском) написаны доцентом Московского городского педагогического университета Е.Ю. Полтавец. Посвященный русской литературе второй трети XIX века, творцы которой (А. Герцен, И. Тургенев, И. Гончаров, Н. Чернышевский, Л. Толстой, Ф. Достоевский, Н. Некрасов, А. Фет, Ф. Тютчев, А. Островский и др.) уже при их жизни стали признанными лидерами отечественного и общеевропейского литературного процесса, лекционный курс В. Недзвецкого и Е. Полтавец отличается тонкостью эстетического анализа, выдержанностью концепции и доступностью изложения.

«Панаевский» цикл лирики Н. <...> Тютчев, говорит он, -лирик особого рода, лирик -мыслитель, и это совершенно верно. <...>Лирика Некрасова , ошеломляюще новаторская, пронзительная по чувству и при этом всегда мужественно-сдержанная <...> В лирике Некрасова исследователи отмечают большую долю драматического элемента, эпические тенденции, <...> героиня любовной лирики Некрасова внутренне противоречива, душевный мир ее очень сложен, и Некрасову

Предпросмотр: Русская литература XIX века.184-1860 годы..pdf (0,2 Мб)

30

Проблема: первые переводы русской поэзии, сделанные с других языков с целью понимания ментальности русского народа, со временем породили интерес к русской культуре в целом, что поспособствовало укреплению отношений двух стран. Цель статьи – рассмотреть процесс проникновения русской и советской поэзии в литературное поле Китая, определить круг авторов, которыми она была представлена в данной стране. Методом обзора автор исследует переводы, издания и полноценные научные работы по русской и советской поэзии в Китае. Результаты: проанализирована история публикаций русских поэтов в Китае.

Лирика » (Чу Цинь, 1989) и т. д.; «Избранные стихи Лермонтова» (Юй Чжэнь, 1980), «Избранные стихи Некрасова <...> » (Вэй Хуанну, 1980), «Избранные стихи Некрасова » (Дин Лу, 1980), трёхтомное «Собрание сочинений Некрасова <...> Избранная лирика Бунина» (Чжао Сюнь, 1985). <...> Пушкина», «Избранная лирика Блока», «Избранная лирика Есенина»; «Мой век, мой зверь. <...> Обращает на себя внимание высказывание о лирике Пушкина Цюй Цюбая: «Лирика Пушкина – это его небывалое

31

М.: ПРОМЕДИА

Некрасова . <...> Бокарев интересно анализирует образ Музы в лирике С. <...> Пайкова «Поэтическая топика в лирике Н.А. <...> Вершининой «Некрасов о Жуковском» речь идет о влиянии поэтики романтизма на некрасовскую лирику . <...> ЛученевскойБурдиной посвящены творческим взаимосвязям Некрасова с Л. Н.

32

Сегментация лирического текста как способ решения проблем композиции

Проблема сегментации лирического текста изучалась многими литературоведами начиная с середины XX века. В статье автор дает анализ различным методикам сегментации текста и интерпретирует композицию как литературоведческую категорию.

Евсеевой в диссертации «Поэтика композиции лирики В.А. Жуковского» . Р.А. <...> О лирике / Л.Я. Гинзбург. – Л.: Сов. писатель, 1974. – 406с. 6. Сильман, Т.И. <...>Лирика : поэтика и типология композиции / Ю.М. <...>Некрасова / А.М. <...>

Предпросмотр: Сегментация лирического текста как способ решения проблем композиции.pdf (0,1 Мб)

33

№3 [Русская речь, 2017]

Реминисценции из гражданской лирики Некрасова о безысходной крестьянской жизни, сопоставление моциона <...> Вслед за романтиками, «чистыми лириками », А. А. <...>Некрасова полностью меняет ее смысл. <...> Слова – Некрасова . Это – начало его поэмы «Коробейники», написанной в 1861 году. <...> А ведь у Некрасова следующее четверостишие такое: «Ой!

Предпросмотр: Русская речь №3 2017.pdf (0,2 Мб)

34

№5 [Литература (ИД 1 Сентября), 2018]

Надо, например, читать побольше Некрасова . <...> не только новой российской журналистики, русской психологической прозы, очеркистики и медитативной лирики <...> с лирикой А. <...> В ходе работы с десятиклассниками над лирикой Некрасова они сами заметили явную тенденцию к прозаизации <...> Что выищешь в этих болоночьих лириках ?!

Предпросмотр: Литература (ИД 1 Сентября) №5 2018.pdf (0,2 Мб)

35

ДВА ВАРИАНТА ИТОГОВОЙ КНИГИ ПОЭТОВ-КЛАССИКОВ: «ПОСЛЕДНИЕ ПЕСНИ» Н. А. НЕКРАСОВА И «ВЕЧЕРНИЕ ОГНИ» А. А. ФЕТА [Электронный ресурс] / О.В. Мирошникова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. .- 2018 .- №2(32) .- С. 10-15 .- doi: 10.17238/issn1998-5320.2018.32.10 .- Режим доступа: https://сайт/efd/661249

Проблема. Статья посвящена анализу двух прощальных книг великих русских поэтов: «Последние песни» Н. А. Некрасова и «Вечерние Огни» А. А. Фета. Актуальность изучения макротекстовой специфики лирического творчества обусловлена тем, что в поэзии последней трети XIX века ярко выражен процесс циклизации, межтекстовые связи внутри авторских лирических систем. Целью данного исследования является сопоставление итоговых книг 1870–1890-х годов Н. А. Некрасова и А. А. Фета, уникальность которых нашла своё отражение в продуманности архитектоники, динамизме мотивного комплекса, выразительности полиграфического исполнения. Традиция лирической циклизации в это время обретала разнообразные законченные формы и становилась влиятельным фактором литературного развития. Вывод. В творчестве Н. А. Некрасова, А. А. Фета и др. усложняются межтекстовые связи внутри авторских лирических систем. Это свидетельствует о том, что традиция лирической цикличности в это время обретает разнообразные законченные формы, влияя на культуру сознания и издания цельной книги стихов, что станет впоследствии важным для поэтики символизма.

Некрасова и «Вечерние Огни» А. А. Фета. <...>Некрасова и А. А. <...> Оно может относиться к стихотворениям и лирико -исповедального, и лирико -публицистического, и сатирического <...> Общеизвестна мелодическая основа лирики «поэта-музыканта», его противопоставление слова – звуку, «рассудочной <...>Некрасова , А. Фета, Я.

36

№6 [Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка, 2016]

Старейший российский общефилологический журнал, основан в 1852 г. по инициативе академика И.И. Срезневского. Являясь органом Отделения историко-филологических наук Российской академии наук (ОИФН РАН), продолжает академические традиции фундаментальной отечественной филологии и отражает современное состояние российских и зарубежных исследований в области языка и словесности. Публикуются статьи по проблемам литературоведения, языкознания и фольклористики, рецензии на фундаментальные филологические работы, обзоры и хроники, материалы по истории науки, информация о деятельности ОИФН РАН. Входит в Перечень ВАК для опубликования работ соискателей ученых степеней.

Некрасова . <...>Некрасова с традициями элегического жанра. <...> О лирике . Изд.2-е. Л., 1974. . <...> О некоторых подтекстах из псалмов в оригинальной лирике Иванова см. также в статье . <...> Одним из результатов этой работы было разделение им по типу мелодики всей классической русской лирики

Предпросмотр: Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка №6 2016.pdf (0,8 Мб)

37

Терминологический минимум студента-филолога

Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета

Пособие разъясняет литературоведческие категории на примерах, известных студенту из историко-литературных курсов. Оно включает в себя относительно небольшой, но необходимый для анализа литературного произведения круг терминов. В тексте выделены курсивом те из них, которым посвящены отдельные словарные статьи.

В драме и лирике Р.П. нет. <...> Символикой особенно богата лирика . <...> Напр., «Бородино» М.Ю.Лермонтова, «Железная дорога» Н.А.Некрасова . <...>), но широкое развитие получает в лирике реалистической, особенно в творчестве Н.А.Некрасова («Калистрат <...>лирика и др.

Предпросмотр: Терминологический минимум студента-филолога.pdf (0,4 Мб)

38

№6 [Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение: Библиогр. указ., 2011]

Является продолжением библиографических указателей "Новая советская литература по литературоведению" и "Новая иностранная литература по литературоведению". Издается ежемесячно. Содержит информацию об отечественной и зарубежной литературе по теории и истории литературоведения, литературы всех стран и народов, фольклора, поступающей в библиотеку ИНИОН РАН. Издание предназначено для использования в научной, учебной, библиографической и справочной деятельности. В указатель включены сведения о книгах и статьях из журналов и сборников. Каждый номер снабжен вспомогательными авторским и предметным указателями.

Учебное пособие для абитуриентов «Русская литература XIX–XX веков» под редакцией Б. С. Бугрова и М. М. Голубкова в 1998–2015 гг. выдержало 13 изданий (уникальный случай в издательской практике новейшего времени). Оно пользуется заслуженной популярностью у преподавателей и учащихся, которые верят каждому слову в нем. Тем важнее отметить в замечательном пособии сохранившиеся и вновь возникшие при переизданиях недостатки и ошибки.

Пушкина) подчас находятся на грани лирики и лироэпики» (1-е изд., II, 310). <...> У Некрасова чуть ли не во всей лирике – синтез жанров. <...> Конечно, данью давней традиции является то, что у «общественника» Некрасова все для всех обязательно, <...>Лирика . Театр. 2-е изд. М., 2008. С. 134). <...>Некрасова , наоборот, усилили, и подходящим набором: «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди...»

40

Работа О. Ронена «Серебряный век как умысел и вымысел» была посвящена изучению истории этого термина и возможностям его практического применения в современном литературоведении. Наша статья дает дополнительные сведения об употреблении словосочетания в 1920-е гг., тем самым расширяя круг источников для изучения русской литературной критики и журналистики. В приложении публикуется статья И.Н. Розанова «Поэты Серебряного века».

(изданная в Париже антология «Русская лирика » с предисловием Д. <...> > сделало из Некрасова единственного властителя дум своего времени. <...> Задушевность, проявившаяся впервые в русской лирике заметно у Жуковского, является наиболее характерным <...> Как Пушкин, он не только лирик и постоянно переходит то к эпическим формам, то к драматургическим. <...> Русские лирики : Очерки. М., 1929. Ронен О.

41

Вот уже в восьмой раз в середине августа 2010 г. в Ярославле и в пос. Борисоглебский под Ростовом состоялись дни памяти талантливого поэта, переводчика и критика Константина Владимировича Васильева. Обсуждались новейшие процессы современной русской литературы. Рассматривался своеобразный колористический дальтонизм поэта, анализировалась его художественная философия. Уделялось внимание современной молодой прозе.

Некрасова и народные поверья». Доклад проф. О.И. <...> Аманова (Ташкент) в докладе «Переклички восточной поэзии и лирики К. <...>Некрасова , был основателем и руководителем регионального Центра некрасоведческих исследований, большое <...>Некрасова «Карабиха». Он вырастил и воспитал на своем примере целое поколение ярославских учителей. <...> Казалось бы, что нового можно сказать о Некрасове , но ей удалось выявить широчайший мифологический контекст

42

№4 [Филологический класс, 2014]

«Филологический класс» издается как для учителей-словесников, так и для ученых-филологов. Журнал стремится к сближению академической науки с непосредственной практикой школьного преподавания русского языка и литературы.

<...> См. у Кс. некрасовой : РИСУнОК лежали пашни под снегами... <...> Многоголосье в лирике н.а. некрасова // Корман Б.О. Избр. труды. теория литературы. - Ижевск, 2006. <...> Семенова, «Рисунок» Кс. некрасовой ). <...> Многоголосье в лирике н.а. некрасова // Корман Б.О. Избр. труды. теория литературы. - Ижевск, 2006.

Предпросмотр: Анализ лирического стихотворения.pdf (0,3 Мб)

44

№6 [Вестник Московского университета. Серия 9. Филология, 2014]

Журнал является одним из наиболее авторитетных периодических изданий, в которых публикуются научные статьи по лингвистике и литературоведению как ученых МГУ имени М. В. Ломоносова, так и представителей других отечественных и зарубежных университетов, академических научных институтов. В журнале печатаются научные статьи, отражающие наиболее яркие научные достижения профессоров и преподавателей, аспирантов и студентов факультета; подробнейшим образом представлена научная жизнь филологического факультета старейшего университета страны

Важнейшей задачей ЕГЭ является объективная оценка качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, на основе контрольных измерительных материалов стандартизированной формы (КИМ). Использование КИМ позволяет получить многоаспектную достоверную информацию об уровне освоения выпускниками Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и степени их готовности к продолжению образования в организациях высшего образования гуманитарной направленности

Толстого «Война и мир», лирикой и поэмой Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», пьесой А. Н. <...>Некрасова проверялось заданиями трёх уровней сложности. <...>Некрасова , но и в лирической поэзии в целом. <...>Некрасова играют песни и легенды?»).

48

Анализ композиции лирического стихотворения в начальной школе

В статье ставится вопрос о значимости анализа композиции при изучении лирических стихотворений в начальных классах. Предлагается трёхчастное членение лирического текста (зачин, развитие темы, концовка).

Евсеева в диссертации «Поэтика композиции лирики В.А. Жуковского» . <...>Некрасова «Перед дождём». <...> В Полном собрании сочинений Некрасова в комментариях сказано, что «в стихотворении говорится о жандарме <...>Некрасова ): дис. канд… филол. наук / О.В. Слонь. – Оренбург, 2007. – 245с. 9. Федотов О.И. <...> Поэтика композиции лирики В.А. Жуковского: дис. канд… филол. наук / Р.А. лирику Батюшкова от увядания. <...> Аполлон Григорьев ценил Некрасова за то, что в его поэзии "звучит большая любовь к почве".

I Стихотворения с автопсихологическим лирическим субъектом : 1. автопсихологический субъект представлен не как лицо, а как точка зрения, «голос» («В столицах шум, гремя витиии…» Некрасова). (В дальнейшем для краткости этот лип лирического субъекта будем называть голосом ). Объектом же изображения могут быть: o внешний мир, в кототором отстутствуют люди, хотя могут быть показаны следы их деятельности. Таковы пейзажные стихотворения («Полночный звон степной пустыни» Бунина); o один или несколько персонажей, образующих систему. Если изображено несколько групп, то обычно они как-то сопоставлены, между ними могут возникнуть отношения.Такая система персонажей представлена в стихотворении Некрасова «Смолкли честные, доблестно павшие…». Отношение автопсихологического субъекта к изображаемым, называемым персонажам проявляется в прямооценочной лексике, тропах («честные, доблестно павшие»). 2. Автопсихологический субъект может оказаться одновременно и объектом изображения, в таком случае следует говорить об автопсихологическом лирическом герое . Он открыто заявляет о себе, о своих взглядах, чувствах, взаимоотношениях с кем-либо («Ты отстрадала я еще страдаю…») Здесь возможны следующие разновидности: o лирический герой – единственное лицо, его мысли и чувства выражены прямо, они устойчивы, и можно говорить о характере . Таково стихотворение Некрасова «Я сегодня так грустно настроен…». Здесь воссоздан характер: лирический герой «устал от мучительных дум» о своей тяжелой болезни, о приближающейся смерти. Герой пребывает в меланхолическом состоянии, понимает свою обреченность; o наряду с автопсихологическим героем объектом изображения могут оказаться и другие лица , т.е. персонажи , что характерно для посланий, любовной лирики. В сознании лирического героя появляется какой-то персонаж(и), между ними возникают отношения («Давно ль под волшебные звуки…» Фета. Если показана группа персонажей, то герой либо осознает себя ее частью, либо противопоставляет себя ее членам. Возможен также случай, когда взгляды героя и группы противопоставлены частично. Здесь представлены не личные отношения, а процесс самосознания, самоопределения («Ликует враг, молчит в недоуменье…» Некрасова). Аналогичное разграничение понятий (субъект / герой) может быть предложено и по отношению к ролевым стихотворениям . II. Стихотворения с ролевым лирическим субъектом , обладающим особой речевой манерой, которая позволяет соотнести его с той или иной социальной или культурной средой. Применительно к таким стихотворениям часто говорят о двусубъектной конструкции. Например, в стихотворении Некрасова «Нравственный человек» отчетливо слышится ирония и даже сарказм, относящийся к зоне речи автопсихологического субъекта. Но автопсихологический субъект может максимально устраняться, его голос явно звучит в заглавии, в тексте стихотворения его практически не слышно. 1. Так же, как и автопсихологический, ролевой субъект представлен только как точка зрения, взгляд на мир, голос , о нем можно судить только по тому, как описывается, оценивается объект восприятия. Такие стихотворения отличает в той или иной мере налет стилизации , что часто проявляется в следовании определенной жанрово-стилистической традиции («В городке» А. Белого). Объектом изображения ролевого субъекта также могут быть: o Внешний мир, в котором отсутствуют люди; например, стихотворение Бунина «Рыбацкая», входящее в цикл «Из анатолийских песен». Назвать воду легкой может человек, деятельность которого проходит в море. Летом здесь легко работать, море не создает дополнительных трудностей, поэтому и вода в нем – легкая. o Один или несколько персонажей. Позиция ролевого субъекта может быть выражена через его отношение к изображаемым (называемым) лицам, что проявляется в лексике, тропах и др. Так, стихотворение «О последнем рязанском князе Иване Ивановиче» Брюсова (в конце страницы) имеет зачин, характерный для фольклора: «Ой вы, струночки, - многострунчаты! // Балалаечка многознаечка!» Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов, диалектных слов (нонче ), повторов (думу думает ), характерны для фольклора. Сюжет (о невинно убиенном князе) напоминает историческую песню о временах укрепления московского княжества. Симпатии повествующего субъекта на стороне рязанского князя, ему противостоят жестокие «люди московские»: четкое деление персонажей на положительных и отрицательных также характерно для фольклора. Здесь ролевой субъект выражает народную точку зрения, это стилизация народной исторической песни. Интересные стихотворения с ролевым субъектом можно найти в детской поэзии, где автор перевоплощается в ребенка, выражает его точку зрения, взгляд на мир (С.Я. Маршак «Что растет на елке»). 2. Если ролевой субъект оказывается одновременно и объектом изображения (говорит о себе, своих отношениях с кем-либо), то перед нами ролевой герой («Огородник» Некрасова). o ролевой герой единственный объект изображения, представленный как характер, это наиболее типичный случай. Так же, как и у автопсихологического героя, мысли и чувства могут быть представлены как постоянные, всегда присущие герою, или же они проявляются в каком-то поступке, как в стихотворении Мандельштама «Пилигрим»: «Слишком легким плащом одетый, // Повторяю свои обеты». Яркие примеры стихотворений этого типа можно найти в жанре эпитафий, написанных от имени умершего. Этот жанр был популярен в античности, но и в ХХ веке можно найти такие стихотворения, например, «Надпись на могильной плите» Бунина «Я, тишину познавший гробовую, // Я, воспринявший скорби темноты, // Из недр земных земле благовествую // Глаголы Незакатной Красоты!»; · кроме ролевого героя объектом изображения могут оказаться и другие персонажи, между ними возникают какие-то отношения («Буря» Некрасова) На способ изображения персонажей влияет субъектная организация лирического произведения. Сходные персонажи могут быть показаны по-разному. Например, в стихотворениях Некрасова «Тройка» и «Катерина» изображены крестьянки, но если в первом стихотворении передан взгляд со стороны , то во втором – изнутри . Структура стихотворений с ролевым субъектом более сложная, поскольку здесь может быть представлена скользящая точка зрения, что характерно для эпических произведении. В стихотворении Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…» соотносятся точки зрения автопсихологического и ролевого субъектов, при этом формально носитель речи один. СЮЖЕТ: Голос и герой – каковы различия? Но важно помнить , что существуют стихотворения, где в ходе лирического высказывания меняется субъектная организация : вначале лирический субъект выступает как голос , а потом превращается в героя . Например, в стихотворении Фета «Тургеневу» (1864) первые две строфы посвящены Тургеневу, который в то время жил в Баден Бадене («Тебя пригрел чужой денницы яркий луч»). Но начиная с третьей строфы автор рисует свой портрет («Поэт! и я обрел, чего давно алкал…»), хотя иногда и обращается к адресату («И верь! »). В автопортрете много автономинаций: «Вот здесь, не ведая ни бурь, ни грозных туч // Душой, привычною к утратам, // Желал бы умереть, как утром лунный луч, // Или как солнечный – с закатом». Конечно, лирика очень разнообразна, в ней много переходных, пограничных случаев. Но необходимо сначала определить «чистые» типы, чтобы понять взаимодействие разных начал в рамках одного стихотворения.

Кафедра русской классической литературы и теоретического литературоведения Елецкого государственного университета

http://narrativ.boom.ru/library.htm

(Библиотека «Narrativ»)

[email protected]

В сборник вошли статьи профессора Б. О. Кормана (4922 - 1983), в которых раскрываются основные положения разрабатывавшейся ученым проблемы автора. Сборник включает ряд ранее не публиковавшихся работ Б. О. Кормана. Раздел «Примечания» оформлен с учетом современных требований, содержит указания на место и время первой публикации.

Предназначен ученым-филологам, аспирантам, студентам, всем, интересующимся историей отечественной литературы и культуры.

Б.О. Корман. Избранные труды по теории и истории литературы / Предисл. и составл. В.И. Чулкова. Ижевск: изд-во Удм. ун-та, 1992. 236 с.

© Б.О. Корман, 1992 г.

В.И. Чулков, 1992 г.

Предисловие

Научное наследие Б. О. Кормана, помимо двух монографий и трех учебных пособий, включает в себя около 80 статей, публиковавшихся в малотиражных и большей частью труднодоступных научных журналах, периферийных межвузовских сборниках и т. п. 1 Для вузовского профессора, совмещавшего исследовательскую работу с преподавательской, картина довольно характерная. Однако в данном случае она нуждается в дополнительном комментарии.

«Сюжет» научной деятельности Б. О. Кормана предельно насыщен: каждая его «единица»-статья является одновременно и очередным, не повторяющим предыдущие, шагом в развитии собственной теории, и подтверждением ее продуктивности. Теория позволяла выбрать новый угол зрения на предмет и увидеть в нем новое содержание. Вот эта двойная новизна - теории и результатов ее применения - обеспечивает ощущение несоразмерной объему плотности, весомости статей ученого.

Конечно, здесь в первую очередь проявилась индивидуальность Б. О. Кормана. Но была тому и иная, скрытая от многих, причина.

Время, отделяющее первую монографию Б. О. Кормана от второй и последней, - это время не только напряженного труда, посвященного развитию, проверке,на широком историко-литературном материале собственных представлений о специфике художественной литературы, логике ее развития и путях изучения. Это еще и время борьбы за право иметь и возможность выразить эти представления.

1 Наиболее полный список трудов Б. О. Кормана см.: Проблема автора в художественной литературе. Устинов, 1985.

Хронологические рамки описываемого периода: 1964 (выход в свет 1-го издания «Лирики Некрасова») - 1983 (год завершения книги «Лирика и реализм» и смерти Бориса Осиповича). 1964 - 1983 - даты более чем знаменательные. Для одних они отмеряли время, позволявшее «и награжденья брать, и весело пожить», для других оказались двумя концами удавки, чуть ослабленной, чтобы не задушить окончательно, но все же достаточно тугой, чтобы препятствовать свободному дыханию.

Пафосом неприятия эпох-удавок проникнута статья Бориса Осиповича о «Горе от ума», опор с ними лежит в основе его размышлений о субъектной ограниченности истины и ценности любой, каждой человеческой личности (статьи о Пушкине и Достоевском). Спор велся на материале русской литературы XIX века, но внимательный читатель понимал, чем подпитывались, куда уходили корнями развиваемые ученым идеи. А внимательными читателями судьба Бориса Осиповича не обделила. Вот только цели у них были разные.

В. Гиппиус, Б. Городецкий, К. Чуковский, А. (так! - В. Ч.) Днепров, М. Зельдович, В. Кранихфельд, Ю. Лотман, Ю. Манн, М. Нольман, М. Поляков, А. Пыпин, С. Рейсер, М. Ромм, Л. Сидяков, Б. Томашевский, Ю. Тынянов, М. (так! - В. Ч.) Успенский, Я. Эльсберг, И. Ямпольокий. Это шире, чем в издании 1964 г., там такого плотного строя исследователей довольно однотипной ориентации не было представлено». Думаю, незабвенный камергер Митрич позавидовал бы зоркости нашего рецензента. Но, может быть, я возвожу напраслину? Ведь признает же он: «...Б. Корман - серьезный и дотошный исследователь вовсе не структуралистского пошиба...» Правда, тут же торопится добавить: «...а типичной местно-вузовской школы, с небольшим геллертерским уклоном - но не более». Вот так. Поэтому и вывод ясен: «...перед нами книга, целиком (подчеркнуто автором - В. Ч.) неприемлемая для широкого читателя, или книга, требующая возврата к первоначальному ее виду. Но ведь такая книга уже есть! Это издание «Лирики Некрасова» 1964 г., которое не надо повторять».

Может показаться, что в рецензии идет полемика между представителями разных научных направлений. Однако для чиновного читателя, которому она в первую очередь адресована, принципиально важными были, во-первых, указание на «состав цитируемых авторов» и, во-вторых, упрек в том, что во втором издании книги ссылки на революционно-демократическую критику носят формальный характер. Из-под «научного» колпака явно торчали идеологические уши. Подобные рецензии, рифмуются и с временем создания, и с сегодняшним днем, и с личностью их авторов сами. И рифмы получаются просто чеканные.

Тогда - в 1977 г. - переиздание «Лирики Некрасова» удалось отстоять. И здесь нельзя не помянуть словами благодарности A.M. Гаркави, А.Л. Тришунина, У.А. Гуральника, Б.Ф. Егорова, Е.А. Маймина, Д.Е. Максимова, Н.Н. Скатова, Ю.В. Манна, 3.С. Паперного, Н.К. Силкина, У.Р. Фохта, С.Е. Шаталова, буквально вынудивших тогдашнего заместителя Председателя Госкомиздата РСФСР В. Н. Звягина подписать поразительное по смыслу письмо: «Уважаемый Борис Ошерович! Сообщаем Вам, что, учитывая многочисленные отзывы о Вашей книге «Лирика Некрасова», поступившие в Госкомиздат РСФМР, и то обстоятельство, что рукопись полностью набрана и понесены материальные затраты, мы дали указание издательству «Удмуртия», в виде

исключения (?!), осуществить выпуск Вашей монографии в соответствии с тематическим планом (?!).»

Удалось отстоять и хрестоматию «Образцы изучения текста художественного произведения в трудах советских литературоведов» (Ижевск, 1974), борьба за которую шла с 1971 года. Свою веточку в костер здесь подбросил «профессор Московского государственного университета» С. Петров: «Подбор... «образцов анализа» поражает, мягко говоря, крайним субъективизмом, и в этих образцах ясно ощутима формалистическая тенденция. В качестве образцов приведены отрывки из трудов Бахтина и Ю. Лотмана... Удивительно, что в хрестоматии совершенно обойден опыт советской литературы, искусства социалистического реализма, которое, как известно, внесло много нового в «формы выражения авторского сознания» и литературе, прежде всего принцип партийности». Рецензент другой, а уши те же.

Оба удачно завершившихся эпизода выглядят случайными на фоне постоянных придирок, настойчивых требований «снять», «убрать», «добавить» и т. д.

По заказу МГЗПИ в 1973 - 1975 гг. Б. О. Корман перерабатывает книгу «Изучение текста художественного произведения» (М., 1972, МГЗПИ), готовя ее расширенный вариант. Набор претензий, предъявленных к рукописи, нам уже знаком - нельзя цитировать Лотмана, Гинзбург, Бухштаба, нельзя публиковать анализ стихотворения М. Цветаевой, нельзя ссылаться на периферийные издания с работами, в частности, Я. О. Зунделовича. В заключающем переписку с редколлегией письме В. Э. Лебедевой - редактору рукописи, отдавшей работе над ней много сил, - Б. О. Корман писал: «Итак, у товарищей из МГЭПИ есть свой взгляд на историю нашей науки и на историю разработки проблемы автора - взгляд, находящийся в резком противоречии с реальностью. Это их дело, но я-то тут при чем? Издавать книгу, приспособленную к чужим мне взглядам и позициям, я не собираюсь. Разумеется, я очень хотел бы изложить свой подход к литературе в книге, над которой мы с Вами работали. Но не такой ценой. «По возможности» и «хоть что-нибудь» - это еще куда ни шло. А вот «применительно к подлости» - увольте». В конечном итоге Борис Осипович отказался от издания и потребовал вернуть уже отредактированную рукопись.

В той же ситуации оказался он. и в 1979 - 1981 гг., готовя книгу «Практикум по изучению литературных родов». Рецензии шли из Госкомиздата СССР и были анонимными. Но это

не меняло сути дела: «Работа Б. О. Кормана представляет собой сугубо доктринерское, с содержательной стороны выхолощенное построение. Оно полностью, псевдонаучно, дает наихудший провинциально-ученический вариант формализма и структурализма в литературоведении... Пособие дезориентирует читателя... Оно методологически резко расходится с существующими учебниками теории литературы, полностью игнорирует их и должно быть отвергнуто. Попутно должен быть рассмотрен и вопрос в целом; допустимы ли формализм и схоластика в областных вузах вообще». В этой рецензии нов лишь последний фрагмент, смысл которого прозрачен: пора делать оргвыводы. Этого Госкомиздату показалось мало, и на свет появилась вторая - тоже анонимная, - рецензия того же уровня. Общий их пафос Б. О. Корман сформулировал в одном из разборов: «Рецензия написана бездоказательно, так, как если бы заранее было известно, что рукопись обязательно надо отвергнуть».

Здесь уже не спасли положительные отзывы кафедры русской и зарубежной литературы Калининградского университета (подписан проф. А. М. Гаркави), заведующего кафедрой философии: Московского полиграфического института В. И. Свинцова, С. Г. Бочарова, Е. А. Маймина и Э. В. Слининой. И эта книга не была издана.

Казалось бы, ну что тут особенного? Б. О. Корман не первый и не последний в ряду битых, мороченых, шельмованных. Но от этого не легче. Именно этот агрессивный союз чиновника и «коллеги» (от сотрудника академического института до «коллеги» по кафедре), густо замешанный на привычке устраиваться «применительно к подлости», был той второй причиной, по которой количественно резко преобладающим жанром в научном наследии Б. О. Кормана оказалась статья в малотиражном сборнике.

Будущий историк науки о литературе, думаю, обратит внимание на характерный для 60 - 70-х гг. расцвет провинциальных научных сборников. В эти десятилетия «провинция» брала на себя функции «центра», в частности - функцию поиска новых, специфически литературоведческих, а не иллюстративно-идеологических путей изучения художественной литературы. Достаточно назвать тартуские сборники по семиотике, кемеровские - по исторической поэтике, даугавпилсские - по сюжетосложению, горьковские «Болдинские чтения», калининградские, пермские сборники. К этому ряду примыкала и серия сборников по проблеме автора (Борисо-

глебск - Воронеж - Ижевск), в издание которых Б. О. Корман вложил много сил и времени.

Статья в периферийном межвузовском сборнике оказалась тогда для многих жанром, позволявшим сократить временную дистанцию между вызреванием идеи и ее текстовым воплощением, сборник же был трудноуловим для цензуры, заботившейся о «чистоте нашей науки» не менее, чем о чистоте идеологии. Сборники спасали идеи, давали их авторам возможность высказаться. Однако ограниченность тиража резко сужала круг читателей, а ограниченный объем статьи искажал масштаб развиваемых концепций, затруднял целостное их восприятие.

Предлагаемый сборник избранных работ Б. О. Кормана призван показать, как в процессе выявления и описания форм выражения авторского сознания в художественной литературе ученый сформулировал принципы системно-субъектного подхода к художественному феномену и внес существенный вклад в развитие отечественного литературоведения.

Завершая предисловие, выражаю глубокую благодарность Миле Михайловне Дыниной, предоставившей нам рукописи неопубликованных статей Б. О. Кормана и другие материалы из его архива,

Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. - 236 с. Отсканированный текст.В сборник вошли статьи профессора Б. О. Кормана (1922 — 1983), в которых раскрываются основные положения разрабатывавшейся ученым проблемы автора. Сборник включает ряд ранее не публиковавшихся работ Б. О. Кормана. Раздел «Примечания» оформлен с учетом современных требований, содержит указания на место и время первой публикации.
Предназначен ученым-филологам, аспирантам, студентам, всем, интересующимся историей отечественной литературы и культуры.В. Г. Белинский об эмоциональном тоне лирической поэзии
Некоторые предпосылки изучения образа автора в лирической поэзии
(Понимание лирики как системы)
О соотношении понятий «Автор», «Характер» И основной эмоциональный тон»
К дискуссии о комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
Итоги и перспективы изучения проблемы автора
Субъектная структура стихотворения Баратынского "Последний поэт"
История и теория в книге о лирике
Авторское сознание в лирической системе И.И. Козлова
Лирический герой Некрасова в "Записках из подполья" Достоевского
О родовой природе стихотворения А. Блока "На железной дороге"
О целостности литературного произведения
Из наблюдений над терминологией М.М. Бахтина
К методике анализа слова и сюжета в лирическом стихотворении
Творческий метод и субъектная организация произведения
Проблема автора в художественной прозе Ф.М. Достоевского
Кризис жанрового мышления и лирическая система (О поэзии Н.М. Муравьёва)
Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов
Проблема личности в реалистической лирике
Романтическая лирика эпохи реализма
Принципы анализа художественного произведения и построение единой системы литературоведческих понятий



 
Статьи по теме:
Как и сколько печь говядину
Запекание мяса в духовке популярно среди хозяек. Если все правила соблюдены, готовое блюдо подают горячим и холодным, делают нарезки для бутербродов. Говядина в духовке станет блюдом дня, если уделить внимание подготовке мяса для запекания. Если не учесть
Почему чешутся яички и что предпринять, чтобы избавиться от дискомфорта
Многие мужчины интересуются, почему у них начинают чесаться яйца и как устранить эту причину. Одни считают, что это из-за некомфортного белья, а другие думают, что дело в нерегулярной гигиене. Так или иначе, эту проблему нужно решать. Почему чешутся яйца
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з