Сообщение общественные насекомые пчелы и муравьи. Пчелы – общественные насекомые. I. Мотивационная беседа

Класс: 7

Презентация к уроку
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

Обучающие:

  • изучить особенности поведения общественных насекомых;
  • изучить многообразие общественных насекомых;
  • изучить роль общественных насекомых в природе и жизни человека.

Развивающие:

  • активизировать и развивать мыслительную деятельность учащихся с помощью проблемного обучения;
  • развивать творческие умения учащихся;
  • развивать умение выделять главное из рассказа учителя, материала учебника и дополнительных материалов.

Воспитывающие:

  • воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы;
  • воспитание устойчивого интереса к предмету биологии;
  • воспитание бережного отношения к общественным насекомым путем обозначения их роли в природе и жизни человека.

Знания, которыми должны овладеть ученики в итоге урока:

  • к общественным насекомым относят термитов, шмелей, ос, пчел, муравьев;
  • муравьиная семья состоит из бескрылой самки-царицы, рабочих муравьев, личинок; самцы участвуют только в оплодотворении самок, после чего погибают. Внутри семьи существует распределение обязанностей;
  • муравьи регулируют численность насекомых-вредителей леса;
  • пчелиная семья состоит из матки, трутней, рабочих пчел и личинок; трутни принимают участие в оплодотворении самок, после чего погибают.
  • внутри пчелиной семьи существует распределение обязанностей;
  • пчелы обладают сложным инстинктивным поведением, которое проявляется в сложных действиях, производимыми пчелами в процессе работы, в их заботливом уходе за потомством, в целесообразности разделения труда между членами семьи, в их удивительном строительном искусстве;
  • пчелы и продукты их жизнедеятельности имеют огромное практическое значение в природе и жизни человека.

Ход урока

I. Организационный момент (5 минут)

Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих в журнале.

II. Актуализация знаний по ранее изученной теме: “Типы развития насекомых”. (10 минут)

Фронтальный опрос:

Как происходит развитие насекомых с полным превращением?

Чем отличается развитие с неполным превращением от развития с полным превращением?

Насекомые какого типа развития имеют большее преимущество и почему?

III. Изучение нового материала

Изучение нового материала начинается с темы урока. На традиционном уроке тему урока учитель обычно записывает на доске в начале занятия, т.е. дает в готовом виде.

Целью проблемного урока при постановке темы является творческая деятельность учащихся.

Уже с самого начала изучения нового материала ученик должен думать, анализировать, рассуждать.

Попытаемся сделать так, чтобы ученик, отвечая на вопросы, сам сформулировал тему урока.

Для этого изначально разобьем тему урока на две подтемы:

  1. Пчелы и муравьи – общественные насекомые.
  2. Полезные насекомые.

Данные подтемы ученикам в готовом виде не сообщаются, мы их сформулировали для себя, чтобы в дальнейшем четко продумать вопросы, подводящие учеников к данным подтемам.

Разрабатываем диалог, побуждающий учеников к осознанию темы урока.

Подводящий к теме диалог, создание проблемной ситуации:

Задание 1 (5 минут)

Ученикам предлагается перечень слов, определенным образом характеризующих какое-то насекомое. В данном случае это пчелы и муравьи.

Учитель: Перед вами два ряда слов, каждый из них характеризует определенное насекомое. Предлагаю вам разбиться на пары и подумать: Что это за насекомые? Что вы знаете о данных насекомых?

ЛЕС, ДЕРЕВО, ЖИЛИЩЕ, СЕМЬЯ, НЕКТАР, МЕД.

ЛЕС, ПЕНЬ, ХОЛМИК, СЕМЬЯ, ТЛЯ.

После того, как ученики пришли к правильному ответу, им предлагается выполнить следующее задание:

Задание 2 (10 минут)

Для создания проблемной ситуации предлагаю сравнить иерархию общественных насекомых с иерархией, существующей в нашей школе.

Для этого на доске ученикам предлагается три схемы:

Ученикам предлагается посмотреть на данные схемы и ответить на вопрос: Что общего между представленными схемами?

Учитель: Перед вами представлены схемы (см. Приложение), на которых изображена иерархия в пчелиной, муравьиной семьях и иерархия нашей школы. Что общего между этими тремя схемами?

Ученики: Что у насекомых, что и у людей существует распределение обязанностей.

Учитель: Правильно. Давайте подумаем, что такое общество в целом?

Ученики: Это объединение людей.

Учитель: А что их объединяет?

Ученики: Какая-либо деятельность.

Учитель: Правильно. Общество-это группа людей, объединенная коллективной деятельностью. Как вы думаете, у муравьев и пчел существует совместный труд? Если да, то почему вы так думаете?

Ученики: Потому, что у них существует распределение обязанностей, они работают совместно и образуют семью.

Ученики: Можно.

Учитель : Правильно. Записываем первую тему сегодняшнего урока: “Пчелы и муравьи – общественные насекомые”.

Учитель: Ребята, кто из вас знает, что такое муравейник и что такое улей?

Ученики: Муравейник-это жилище муравьев, а улей-жилище пчел.

Учитель: Как вы думаете, все ли муравьи образуют семью, или существуют муравьи, которые живут по одному?

Ученики: Нет, все муравьи образуют семью.

Учитель: А почему муравьи не могут жить по одному?

Ученики: Они погибнут, т.к., к примеру, матка не может одновременно производить кладку яиц и охранять муравейник.

Учитель: А теперь подумайте и ответьте на мой вопрос: Как вы думаете, если пчелы тоже относятся к общественным насекомым, то распределение обязанностей будет такое же или другим?

Ученики: Распределение обязанностей будет аналогичным.

Задание 3 (10 минут)

Ученикам предлагается поработать с текстом учебника и составить таблицу, в которой будет более подробно отражены состав пчелиной и муравьиной семей, а так же функции, которые они выполняют в семье.

Предварительно схемы, представленные на доске необходимо убрать, для того, чтобы организовать поисковую деятельность учеников, а так же задействовать их память, посмотреть, как хорошо они запомнили то, что ранее видели на доске.

Учитель: ребята, откройте учебник на странице 135 (табл. 5). Предлагаю вам придумать и заполнить таблицу, в которой вы должны определить состав пчелиной и муравьиной семей, а так же указать роль, выполняемую ими в семье. Подсказкой вам может служить схема, которую вы видели на доске в начале урока.

Таблица. Состав муравьиной и пчелиной семей:

Пчелиная семья Муравьиная семья
Член семьи Особенности, роль Член семьи Особенности, роль
Матка Главная пчела по размерам крупнее остальных пчел, производит кладку яиц. Матка (царица) Бескрылая самка, крылья обламывает после брачного полета. Роль заключается в кладке яиц.
Трутень Самец. Роль заключается в оплодотворении самок. После оплодотворения самцы изгоняются из улья и погибают. Самец Крылатые особи. Роль заключается в оплодотворении самок. После спаривания самцы погибают.
Рабочие пчелы Бесплодные самки, яйцеклад видоизменен в жало.

Роль: чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов.

Рабочий муравей Бесплодные самки, которые не имеют крыльев.

Роль заключается в чистке муравейника, собирании корма, уходе за царицей и личинками, в охране муравейника от врагов.

Во время выполнения задания учитель следит за тем, чтобы весь класс включился в работу, подходит к ученикам, смотрит за ходом выполнения задания, при необходимости вносит поправки.

После выполнения задания учитель задает вопросы к классу:

  • Все справились с заданием?
  • Какие трудности возникли при выполнении задания, что было не понятно?

Если возникают вопросы, то учитель делает соответствующие пояснения и дополнения. Если все ученики справились с заданием, и вопросов не возникло, то учитель приступает к следующему заданию, а качество выполнения таблицы проверяет в конце урока при закреплении изученного материала.

Задание 4 (15 минут)

При выполнении данного задания организуется поисковая деятельность учащихся. Учащихся делят на три группы (деление можно произвести согласно рядам в классе). Каждому ряду учеников учитель задает по одному проблемному вопросу. После чего ученикам дается время на размышление и записи в тетради ответа на вопрос. Учитель спрашивает у учеников, как они могут ответить на этот вопрос, выслушивает все мнения. Далее раздает текст на карточках, с помощью которого ученики должны найти ответ на поставленный вопрос. Ответы ученики записывают в тетради, после этого организуется работа по обмену информацией, в завершении подводятся итоги и формулируются выводы.

Карточка №1

Проблемный вопрос: Какие преимущества дает общественный образ жизни муравьям и пчелам?

Семьи общественных насекомых обычно строят крупные жилища, создание которых не под силу одиночным видам. Наличие такого жилища, иногда к тому же весьма прочного (термитники), повышает защищенность как самих насекомых, так и, что намного важнее, их потомства и запасов пищи, которые можно в таком жилище хранить. За счет совместной деятельности общественные насекомые (пчелы, муравьи) могут поддерживать в своих жилищах оптимальный микроклимат (температуру, влажность), что недоступно одиночным видам.

Важные преимущества дает возможность совместных действий. Вместе можно защищаться от более крупных врагов, овладеть более крупной добычей, недоступной для одиночного насекомого такого же размера (муравьи).

Карточка № 2

Проблемный вопрос: Зачем муравью муравейник?

Муравейник – это гнедо, дом муравьиной семьи. Свои гнезда-купола муравьи используют для улавливания солнечных лучей и накапливания тепла.

Муравейники состоят из хвоинок, мелких веточек, кусочков коры и растительного мусора. На первый взгляд кажется, что весь этот мусор набросан беспорядочно. Однако оказывается, что даже в самый сильный дождь муравейник практически не промокает.

Высота муравейников обычно составляет 0,5-0,7 м, но иногда они достигают высоты 1,5 м. Началом для постройки гнезда зачастую служит старый пень. Население средних гнезд насчитывает около 500 000 особей, а в крупных бывает до миллиона муравьев. Каждая семья владеет обособленной, охраняемой территорией, в пределы которой другие муравьи не допускаются. На ней муравьи прокладывают “запаховые” дороги, по которым транспортируют пищевые продукты и строительный материал.

Муравьи очень сильны и успешно доставляют в муравейник не только мелких насекомых, но и превосходящих по массе. Если же добыча очень велика, то они транспортируют ее коллективно. При наблюдении за ними может показаться, что они не помогают, а только мешают друг другу – каждый тащит в свою сторону. Однако, поскольку общее стремление у всех муравьев одно, добыча, в конце концов, оказывается в муравейнике.

Таким образом, совместный образ жизни позволяет муравьям строить крупные жилища, которые повышают защищенность как самих насекомых, так и их потомства и запасов пищи. За счет совместной деятельности муравьи (общественные насекомые) могут поддерживать в своих жилищах оптимальный микроклимат (температуру, влажность), что недоступно одиночным видам.

Карточка № 3

Проблемный вопрос: Как общаются муравьи?

Текст (http://edu.zelenogorsk.ru/projs/eko/bespozv/nas35.html):

При общении друг с другом муравьи используют разнообразные сигналы, в основном путем прикосновения друг к другу усиками, ногами, головой. Используются также и химические сигналы. Всем известно, что потревоженные муравьи принимают оборонительную позу: поднимаются высоко на задних лапках и направляют конец брюшка вперед. И сразу чувствуется резкий запах. Это муравей выбрызнул жидкость, состоящую из муравьиной кислоты и вещества тревоги – ундекана. Нужно заметить, что у большинства муравьев, хотя они и относятся к жалоносным перепончатокрылым, жала нет. Однако ядовитые железы на конце брюшка у них сохранились. Как же они их используют? У муравья мощные челюсти, которыми он при нападении или защите кусает врага. Одновременно он подгибает брюшко так, что его конец оказывается возле головы, и выбрызгивает яд в нанесенную челюстями ранку. Если рядом находятся другие муравьи, то запах выбрызнутой жидкости воспринимается ими как сигнал тревоги, и они немедленно присоединяются к первому муравью. А на дорогах, по которым муравьи бегут из муравейника и к муравейнику, они выделяют другие, так называемые следовые, вещества, которые позволяют им не сбиваться с пути. Все муравьи из одного гнезда имеют общий запах, позволяющий им узнавать друг друга и не допускать муравьев из чужих гнезд в свое гнездо.

Учитель : Как вы думаете, поведение общественных насекомых сложное?

Ученики : да.

Учитель : означает ли это, что данные насекомые обладают разумом?

Ученики : наверно означает.

Учитель : А кто-нибудь из вас знает, что такое инстинкт?

Ученики высказывают свое мнение. Таким образом возникает проблема и выдвижение различных гипотез. Данную проблему ученикам предлагается разрешить с помощью учебника.

Учитель : что бы разрешить данную проблему, давайте обратимся к учебнику, и запишем, что же такое инстинкт, и действительно ли насекомые обладают разумом.

Ученикам предлагается открыть страницу 137, найти и записать информацию о том, что такое инстинкт.

Примерная запись в тетради:

Инстинкт – совокупность врожденных моментов поведения, закрепленных наследственно и свойственных определенному виду животных.

Поведение пчел, муравьев и некоторых других животных настолько сложно и удивительно, что наталкивает людей на мысль, что оно разумно. Однако эти действия животных инстинктивны, бессознательны.

Учитель : Ребята, как вы думаете, насекомые полезны или вредны?

Ученики : Полезны.

Учитель : Записываем в тетради вторую подтему нашего урока: “Полезные насекомые”. (10 минут)

Учитель : Каких полезных насекомых вы знаете?

Ученики : муравьи, пчелы, жуки, шелкопряд.

Учитель : А какую пользу приносят данные насекомые?

Ученики : мед, шелк, поедают вредных насекомых…

Учитель : А кто-нибудь из вас знает, кто такой тутовый шелкопряд и чем он известен?

Ученики высказывают свои версии, после чего им предлагается обратиться к тексту учебника и ответить на следующие вопросы:

Где в природе встречается тутовый шелкопряд? (вопрос на внимательность, ученики должны ответить, что тутовый шелкопряд полностью одомашненное животное и в природе не встречается).

  • Как выглядит взрослое насекомое тутового шелкопряда и почему этому насекомому дали такое название?
  • Как человек получает шелк с помощью тутового шелкопряда?

IV. Рефлексия. (5 минут)

Фронтальный опрос учащихся:

  1. Какие насекомые относятся к общественным?
  2. Назовите состав и особенности пчелиной семьи.
  3. Назовите состав и особенности муравьиной семьи.
  4. Почему поведение общественных насекомых является сложным, но не является разумным?
  5. Каких насекомых относят к полезным, какую пользу они приносят?
  6. Каких насекомых человек одомашнил? Какую пользу приносят они?

V. Домашнее задание.

Параграф 28, вопросы после параграфа, записи в тетради;

Ответить письменно на вопросы:

Взрослая бабочка тутового шелкопряда не питается. У нее не развиты ротовые органы. Как же живет это насекомое?

Как пчелы добывают мед?

Учебная литература

Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко: под ред. проф. И.Н. Пономаревой, - 3-е изд. перераб. – М.: Вентана-Граф. 2009. – 160 с.: ил.

Урок по теме « Пчёлы и муравьи общественные- насекомые»

Цель:

- выделить особенности строения медоносной пчелы и муравья в связи с общественным образом жизни;

Показать роль в природе и значение в жизни человека; доказать необходимость охраны этих насекомых ;

- расширять кругозор учащихся.

Методы обучения : репродуктивный, поисковый, исследовательский, метод коллективного принятия решения

Тип урока: изучение нового материала .

Форма организации занятий : учебный проект.

Типология проекта : информационно – исследовательский, краткосрочный.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Пчёлы и муравьи -общественные насекомые, книги, раздаточный материал, дидактические карточки.

Форма организации работы в классе : классно-урочная, групповая, индивидуальная.

Содержание урока:

I . Организационный момент (Взаимное приветствие учащихся и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку)

Стадия вызова:

Прежде, чем сообщить тему сегодняшнего урока, я загадаю Вам загадки, а Вы должны угадать, о чем пойдет речь на уроке.

1. Я пахну летом и пыльцой.

Лечу к цветочкам пулей.

Но я бываю очень злой.

К тому, кто лезет в улей!

2. На поляне возле ёлок Дом построен из иголок. За травой не виден он, А жильцов в нём миллион.

II .Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала . Активизация опорных знаний и умений.

- На предыдущих уроках мы начали изучать самый многочисленный тип животных - тип Членистоногие. Какие признаки данного типа наблюдаются у пчелы и муравья? (выслушиваю ответы детей).

Членистые конечности

Наличие хитинового покрова.

К какому к классу вы бы отнесли данных животных?

(к классу Насекомых).

Как Вы уже поняли героями нашего урока будут пчёлы и муравьи.

В виду того, что информации об этих насекомых очень много, изучать эту тему мы будем в рамках проекта.

Цели проекта:

    Изучить систематическое положение медоносной пчелы и муравья;

    изучить строение медоносной пчелы;

    изучить полиморфизм в улье и муравейнике; найти признаки сходства и отличия;

    изучить значение пчёл и муравьёв в природе и жизни человека; охрану насекомых;

    изучить историю пчеловодства;

    сделать вывод почему пчёл и муравьёв относят к общественным животным;

    презентовать наш проект.

III .Этапы работы над проектом.

1.Формируются 3 группы учащихся:

Каждая группа получает инструктивную карту, на которой напечатан план изучения области темы. Листы- ответа.

На сегодняшнем уроке работа будет проводится по группам

    « Теоретики», 2 « Пчеловоды», 3 « Биологи».

    Просьба к участникам групп помнить правила работы в группе, соблюдать время.

    На групповую работу отводится 20 минут, время выступления оратора 3-4 минуты.

    Просьба начать работу с ознакомления инструктивной карты.

    Я желаю вам удачи.

Инструктивная карта «ТЕОРЕТИКИ»

Цель: изучить систематическое положение медоносной пчелы и муравья, выяснить их значение в природе и жизни человека, предложить меры охраны насекомых.

1.Систематичесое положение пчелы и муравья.

2. Внешнее строение пчелы:

Рассмотрите подробнее строение рабочей пчелы на рис. 1 (справочный материал) и ответьте на вопросы?

    На какие отделы разделено тело пчелы?

    Сколько пар крыльев?

    Сколько пар ног?

    Какие органы чувств различаются на голове пчелы?

    Особенности в строении задних ног. Как вы думаете, для чего они нужны?

3. Какого значение пчёл и муравьёв в природе и жизни человека.

4. Предложите меры по охране насекомых.

5. Сделайте вывод почему пчёл и муравьёв называют общественными насекомыми?

Инструктивная карта «Пчеловоды»

Цель: изучить историю пчеловодства.

1. Откуда мы могли узнать информацию о том, что пчела с незапамятных времён сделалась домашним животным человека?

3. Какими продуктами пчеловодства платили дань, подати и налоги?

4. Что использовали древние славяне вместо сахара, а что - для света?

5. Как называлось древнее пчеловодство?

6. Что изобрёл в 1814 году украинский помещик Пётр Иванович Прокопович?

7.Сделайте вывод в котором отражено значение пчёл в природе и жизни человека.

Инструктивная карта «Биологи»

Цель: изучить полиморфизм в улье и муравейнике; найти признаки сходства и отличия.

    Теоретическая часть.

1.Полиморфизм пчелиной семьи.

2.Полиморфизм муравьиной семьи.

3. Что называется роением? В чём его биологическая роль?

    Практическая часть.

Используя материал учебника стр 135-136 и справочный материал заполните таблицу "Полиморфизм пчёл и муравьёв»

Признаки сравнения.

Полиморфизм пчёл и муравьёв

Матка

пчелы

Матка

муравья

Трутень

Самец муравья

Рабочая пчела

Рабочие муравьи

1. Размеры тела.

l = 18-20 мм m = 0,25 г

До 50 мм

l = 15-16 мм m = 0,2 г

До 50 мм

l = 12-14 мм m = 0,1 г

2 мм

2. Количество особей в семье.

1

2 и более

Несколько

десятков

От нескольких десятков до нескольких сотен

70 000

От нескольких десятков до миллиона

3. Сроки жизни.

До 5 лет

12-20 лет

1 сезон

Несколько дней, недель

1 сезон

До 3 лет

4. Особенности строения.

Крупная пчела, длинное заострённое брюшко; связано с её воспроизводительной функцией

похожа на рабочих, но отличаются от них строением груди и более крупными размерами. Имеют крылья, которые откусывают себе после оплодотворения

пчела средней величины с очень крупными глазами , соприкасающимися на затылке, брюшко округлое

Развиваются из неоплодотворённых яиц,имеют крылья

на задних ногах корзиночки , на брюшке зеркальца, расширение пищевода - медовыйзобик; на конце брюшка жало

Самки с недоразвитой половой системой , Крылья у них отсутствуют, имеется упрощённое строение груди, глаза меньше, чем у самок, или отсутствуют

5. Выполняемые функции.

Спаривание

и откладывание яиц

Спариваие

И откладывание яиц

Оплодотворение

самки

Оплодотворение самки

Чистка ячеек, кормление матки и личинок, строительство сот, разведка, сбор пищи, защита улья.

Забота о семье (Охранники, «няньки», чистят гнездо и тд)

Ответьте на вопросы?

1.Дайте понятие полиморфизм?

2. Сделайте вывод в чём заключается полиморфизм у пчёл и муравьёв,с чем это связано.

2.Поиск информации.

Учащимся предлагается найти ответы на вопросы, указанными в инструктивной карте. Учащиеся работают с учебником, дополнительной литературой.

3.Обработка информации .

Учащиеся в группах заполняют карты ответа, готовят выступление – защиту проекта, определяют из своей группы выступающего.

4. Защита проекта.

Представители каждой группы презентуют свою работу, рассказывают о своих достижениях, делают выводы:

1. Пчела и продукты её жизнедеятельности имеют огромное практическое значение. Но самое большое значение деятельности пчёл проявляется в опылении растений.

2. Пчелиная семья состоит из матки, трутней и рабочих пчёл. Между ними в семье распределены обязанности.

4. Особенности строения рабочей пчелы связаны с её "профессиональными" обязанностями.

5. Пчела и муравей - "общественные" насекомое, обладающее сложным инстинктивным поведением, в их заботливом уходе за "деткой", в целесообразности разделения труда между членами семьи, в их удивительном строительном искусстве

IV . Домашнее задание.

Задания на выбор:

Подготовить сообщения о тутовом шелкопряде

Производство шёлка

Насекомых занесённых в Красную книгу.

V . Итоги урока и рефлексия.

Ребята, вы проделали большую работу.

Делаю свой комментарий. И предлагаю кратко ответить на вопросы

Какое у вас настроение?

Продолжите пожалуйста фразу

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались…

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

Завтра я хочу на уроке…

Показать все

Особенности поведения общественных насекомых

Поведение насекомых определяется совокупностью условных и безусловных рефлексов, инстинктов, таксисов и тропизмов (подробнее об этом можно прочитать ).

У общественных насекомых, живущих колониями и сложно взаимодействующих между собой, присутствуют все эти компоненты поведения, но наиболее сильно у них выражены инстинкты - длинные цепочки рефлексов, запускающихся друг за другом по своеобразному «эффекту домино». Иногда инстинктивное поведение обусловливает настолько сложные комплексы действий, что сложно поверить в отсутствие у муравьев, термитов, пчел и ос способности мыслить и полноценно общаться между собой.

За проявление инстинктов и других сложных форм поведения отвечают особые области головного мозга. У многих общественных насекомых эти области развиты очень хорошо и увеличены в размерах относительно остальных. Например, так называемые грибовидные тела, отвечающие за интеграцию информации, получаемой от органов чувств, занимают у медоносной пчелы шестую часть объема мозга, а у муравья Formica- одну треть. Сам мозг у них тоже развит сильнее в сравнении с другими насекомыми.

Ключевые особенности поведения общественных насекомых состоят в следующем:

Это можно проиллюстрировать на примере еще одного опыта. Возле дороги малого лесного муравья установили специальное приспособление: две камеры, две шторки, закрывающие каждую из этих камер, и две нити, соединенные со шторками. Если муравей тянул за одну нить, шторка открывалась, и в камере в качестве вознаграждения насекомое получало сахарный сироп. За другой шторкой не было ничего. Муравьи быстро поняли, что к чему, и открывали камеру, в которой находился сироп, более 60 раз в час. Притом, иногда одни муравьи тянули за нить, поддерживая шторку открытой и уступая другим право полакомиться сиропом.

Еще одна особенность заключается в том, что общественные насекомые целенаправленно и слаженно могут выполнять одну общую работу, необходимую ради интересов колонии. Они строят муравейники, добывают пищу, осуществляют кладку и ухаживают за ними в соответствии с какой-то негласной договоренностью, в которой каждому члену сообщества отведена определенная роль. (фото)

Поведение и разделение на касты

Обеспечивать автономное существование колонии было бы невозможно, если бы у всех насекомых в группе были «равные права». Поэтому внутри семьи общественные насекомые обычно разделены на касты - подгруппы, представители которых выполняют определенные задачи. На примере пчел можно видеть, что в улье одна-единственная матка, которая откладывает , несколько трутней, которые ее оплодотворяют, а все остальные особи - это рабочие пчелы. Они отвечают за жизнеобеспечение, запасание пищи, уход за яйцами и и т.д. Соответственно, у этих трех подгрупп совершенно разные модели поведения. Еще более сложно устройство сообщества у муравьев. У некоторых родов и видов муравьев среди рабочих особей выделяют «разведчиков», «фуражиров», «воинов», «водоносов», «нянек» и т.д. Всего в одном муравейнике может насчитываться до 11 каст, и ведут они себя, соответственно, по-разному.

Поведение общественных насекомых в целом очень сложное. Но внутри каждой семьи «поступки» отдельных ее членов более схожи, чем действия разных насекомых одного вида, ведущих одиночный образ жизни. Это объясняется тем, что в группе насекомые живут в примерно одинаковых условиях, поэтому у них развиваются похожие условные рефлексы и формируются похожий жизненный опыт.

Однако каждое насекомое семьи уникально. Было установлено, что способность к обучению и другие врожденные свойства различаются у разных членов сообщества, даже в пределах одной касты. Иными словами, как и среди людей, среди муравьев, пчел и т.д. есть «глупые» и «умные». Их поведение отличается.

Осы

Можно привести еще много примеров того, насколько удивительным может быть поведение общественных насекомых. Но даже эти примеры заставляют нас убедиться в том, что по своему развитию представители класса Insecta иногда даже превосходят организмы, находящиеся на более высоких ступенях эволюции. Именно особенности поведения общественных насекомых по сей день заставляют некоторых специалистов высказывать мнение, что, вероятно, наряду со всем остальным (рефлексы, инстинкты и др.), насекомые имеют зачаточные формы рассудочной деятельности.

Муравьи (рис. 1) обитают на всех континентах, кроме Антарктиды. Они живут семьями. Муравьиная семья может насчитывать от нескольких сотен до миллионов особей. Это зависит от вида. Размерами они тоже различаются - от самых крошечных (примерно 2 мм) до гигантов (2-3 см).

Свои дома муравьиные семьи строят в земле, в древесине, под камнями, некоторые на деревьях (рис. 2), а некоторые - кочуют, то есть перемещаются.

Рис. 2. Муравейник ()

Обычный рыжий муравей наверняка вам знаком. Вы все встречали их гнезда - муравейники, которые могут быть высотой до 1 метра. Но это только видимая часть, скрытая часть находится в земле и может быть даже больше внешней (рис. 3).

Рис. 3. Устройство муравейника

В муравейниках всегда куча ходов и камер. Это ведь не просто дом, это целый город. В таком гнезде есть одна или несколько самок-цариц, главная задача которой заключается в откладывании яиц, чтобы пополнять население муравейника. Молодые самки - крылатые, после спаривания они сбрасывают крылья. Известно много видов муравьев, но нет ни одного, который бы вел одиночный образ жизни.

Большую часть населения муравейника составляют рабочие, которые и выполняют всю работу. Они строят, чинят гнездо, проветривают, обвивают его, ухаживают за личинками и куколками, запасают пищу.

Муравьи-солдаты защищают муравейник от врагов. Их в гнезде может быть несколько тысяч.

В тропических лесах, где часто бывают наводнения, муравьи селятся на деревьях. Самые удивительные гнезда устраивают муравьи-портные, они сооружают из листьев висячие домики (рис. 4).

Рис. 4. Муравейник на дереве

У муравьев очень плохое зрение, но у них прекрасно развито обоняние и осязание. Эти органы находятся у муравьев на усиках. Ими они ощупывают все предметы, различают своих и чужих, а также находят дорогу в свой муравейник.

Многие животные запасают пищу впрок, а муравьи умеют заниматься хозяйством, у них есть домашние животные и грибные сады. Муравьи - единственные существа, кроме человека, которые имеют домашних животных.

Самые ценные для муравьев - это их «коровы», тли (рис. 5).

Тля сосет сок растений и перерабатывает его в сладкий сироп. Вот этот сироп и любят муравьи. Подойдя к тле, муравей щекочет ей брюшко усиками, доит тлю, и та немедленно выделяет каплю сиропа, слизнув ее, муравей спешит с ношей домой, где сдает ее на хранение в кладовую. Своих «коров» муравьи не оставляют без присмотра. Они защищают их от врагов, выгуливают, если светит солнце, сооружают для них укрытия и прячут.

Известны более сотни различных видов муравьев, разводящих грибы. Это муравьи-листорезы. Они срезают кусочки листьев, уносят их в гнездо, пережевывают и выращивают на этой массе специальные плесневые грибы. Такие муравьи способны наносить вред посадкам, так как они обгрызают листья, почки и цветы.

Существуют муравьи-жнецы, которые питаются только семенами. Они умеют заготавливать зерна растений и перемалывают их в муку.

Муравьи - очень трудолюбивые существа. Они приносят огромную пользу лесу. За 12 часов муравьи могут принести в свой дом 33 000 вредных гусениц. Поэтому там, где есть муравейники, лес здоровый и чистый.

Есть в мире муравьи, которые не умеют работать, а могут только воевать. Это муравьи-амазонки. Они достаточно крупные, их длина - около 1 см. Они похищают куколок муравьев других видов и в дальнейшем используют их в качестве рабочей силы. Солдаты амазонок не способны даже сами себя прокормить, поэтому для выполнения работы они вынуждены набирать себе рабочую силу - рабов.

Существуют опасные муравьи, муравьи-кочевники. Их называют бродягами, армейскими муравьями, потому что в их колонии могут находиться тысячи муравьев. Они не строят гнезд, а постоянно кочуют и устраивают привалы, чтобы их королева отложила тысячи яиц. Когда из яиц появляется потомство, армия продолжает свой путь, наводящий на всех страх. Муравьи аккуратно поднимают свои личинки и продолжают свое движение, нападая на любое живое существо, которое оказалось на их пути.

Огненные муравьи считаются одними из самых опасных. Они наносят очень болезненные укусы по ощущениям похожие на ожоги. Яд, который они впрыскивают, вызывает сильные аллергические реакции, способные привести к смертельному исходу.

В домах человека обитают фараоновые муравьи. Впервые они были обнаружены в гробницах египетских фараонов, но постепенно расселились по всему миру. Эти незваные гости доставляют немало хлопот, поедая продукты питания людей.

Муравьи - одни из самых долгоживущих насекомых. Рабочие особи могут жить от 1 года до 5 лет, матки - от 15 до 20 лет. Таким образом, муравейник, в котором молодые матки сменяют старых, может простоять на одном месте не одну сотню лет.

Муравьи выделяют едкую жидкость, которая называется муравьиная кислота. Эту кислоту человек использует, чтобы лечить некоторые заболевания. Жители Мексики умеют добывать мед из муравьев, которых называют медовые муравьи. Эти насекомые пью сок сладкого дуба. Сок они хранят у себя в брюшке. Им они кормят личинок. По вкусу он напоминает пчелиный мед.

Наверное, в каждом доме есть такой важный продукт, как мед. Мед берут из пчелиных ульев (рис. 7), где он хранится в восковых ячейках, сотах. Мед делают пчелы (рис. 6).

Пчел на земле тоже очень много видов. Они обитают практически везде, кроме Антарктиды. Одни пчелы живут самостоятельно, другие - сообща. По специфическому запаху пчелы отличают своих от чужих. Питаются пчелы нектаром и пыльцой растений.

Мед нам дают домашние пчелы. Их так и называют - медоносные пчелы. В каждом улье есть своя пчелиная матка, королева. Это самая большая пчела, только она откладывает яйца. Другие пчелы являются рабочими. Они заботятся о порядке, строительстве. Королева живет до 5 лет, а рабочие пчелы - только 5 недель летом и до полугода зимой. Есть еще трутни, это самцы, которые появляются в семье только перед роением (рис. 8). Они отличаются от рабочих пчел большими глазами и толщиной.

Роение - это деление пчелиной семьи для размножения и образования новой семьи.

Улей заполнен сотами, которые разделены на ячейки (рис. 9). Часть из них служит детской, где растут личинки, другая - кладовыми. Мед - это зимняя еда пчел, ведь зимой они не спят, а растения в это время года не цветут. Для этого пчелы трудятся все лето, и запасов этих хватает и им, и человеку.

Среди пчел имеются разведчицы, которые ищут новые источники корма. В случае удачи они используют специальный танец, который рассказывает, далеко ли лететь за нектаром.

Рабочую медоносную пчелу легко узнать - она все время находится в движении, летает от цветка к цветку, ползает по цветку, стараясь побольше набрать на волоски, покрывающие ее тело. С них она счищает пыльцу в корзиночки с задних ног. Пчела способна нести груз, превышающий ее вес более чем в 300 раз.

Итак, пчелы и муравьи усердно и слажено работают, и человеку есть чему у них поучиться.

Список литературы

  1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. - М.: Русское слово.
  2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. - М.: Просвещение.
  3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. - М.: ВИТА-ПРЕСС.
  1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  2. Detishka.ru ().

Домашнее задание

  1. Нарисуй муравья и пчелу. Какие особенности их строения ты заметил?
  2. Сравни образ жизни муравья и пчелы. Чем они похожи? Чем отличаются?
  3. *Попроси родителей показать тебе муравейник в лесу и пасеку. Что тебя впечатлило больше всего? Обсуди это со своими одноклассниками.

Насекомых, живущих большими семьями, называют социальными. Членов семьи социальных насекомых делят на две группы: самцов и самок, которые выполняют функцию размножения, и рабочих, не участвуют в размножении, а совместно выполняют все работы по поддержанию жизни семьи и охраняют особей первой группы. Образуют семьи только представители двух рядов: Перепончатокрылые и Термиты.

Ряд Перепончатокрылые объединяет насекомых с полным превращением, которые имеют по две пары прозрачных крыльев, сросшиеся (рис. 69). Еще одной особенностью перепончатокрылых является то, что самцы появляются на свет только из неоплодотворенных яиц. Ряд Перепончатокрылые насчитывает около 90000 видов насекомых.

Развитые перепончатокрылые - жалящие насекомые: осы, пчелы, муравьи. Все они заботятся о своем потомстве.

Осы - и социальные, и одиночные насекомые. Они выкармливают личинок животной пищей, которую добывают, парализуя своих жертв с помощью жала. Взрослые осы питаются нектаром растений или выделениями тлей. Гнезда они строят из своеобразного полуфабриката бумаги: челюстями отгрызают маленькие волоконца древесины, увлажняют их слюной и перетирают.

Жизненный цикл семьи лесной осы, распространенной в лесах Украины, такой. Весной из хранилища - какой-то трещины в древесине - вылетает самка. В удобном месте она устраивает гнездо, свисающий с потолка хранилища и состоит из нескольких ячеек. В каждую ячейку самка откладывает по яйцу, из которого появляется личинка. Самка выкармливает личинок пережеванную насекомыми. Она приносит им пищу, будто птичка, кормит птенцов. Личинки окукливаются, а после стадии куколки превращаются в рабочих. Теперь они сами устраивают гнезда и заботятся о новых личинок. Кроме того, рабочие кормят самку, единственная обязанность которой - откладывать яйца. Рабочие - тоже самки, но они не участвуют в процессе размножения. Внешне самки-рабочие не отличаются от самки-царицы и после ее гибели способны сами откладывать яйца. В течение лета количество особей в гнезде растет, семья увеличивается. В конце лета из яиц появляются не рабочие, а полноценные самки и самцы спариваются. Затем самцы умирают, а самки прячутся до весны. С наступлением зимы в гнезде «разыгрывается настоящая трагедия»: старая самка и рабочие убивают всех личинок и куколок, не успели развиться, а потом и сами умирают.

Шершни - это большие осы, которые очень больно жалят. Свое гнездо они устраивают в дуплах деревьев. Как строительный материал для гнезда используют не древесину, а кору ветвей молодых берез. Личинок выкармливают насекомыми, в том числе и медоносными пчелами.

Пчелы. Медоносная пчела - один из немногих видов насекомых, которых человек одомашнил (рис. 70). Пчелиная семья состоит из матки (царицы), рабочих (недоразвитых самок, которые, в отличие от ос, не способны к размножению) и самцов-трутней. После спаривания трутней не пускают в ульи, поэтому они погибают или пчелы-рабочие их убивают. Личинки пчел развиваются в восковых ячейках, из которых пчелы выстраивают специальные ряды - соты.

Знаешь ли ты, что для выработки 1 кг меда пчела приносит в улей 150000 порций нектара из 100000000 цветков, преодолевая при этом расстояние до 300 000 км? Этого достаточно, чтобы 5 раз обогнуть земной шар по экватору.

Молодые пчелы-рабочие выполняют разнообразную работу: чистят ячейки сотов, выкармливают личинок, матку, строят соты, а затем начинают собирать пыльцу и нектар из цветков.

В новые места пчелы переселяются семьями, называются роями и состоят из матки и рабочих.

Пчелы - очень полезные насекомые. Во-первых, они дают мед - вкусный и питательный продукт. Во-вторых, из сотов получают воск, который используют для изготовления лаков и красок, а также в электротехнической промышленности. В-третьих, эти насекомые производят пчелиный клей, или прополис, который обладает противомикробным действием, способствует заживлению ран. В состав прополиса входят смолистые вещества, воск, пыльца и т.п.. Пчелы используют прополис для замазывания щелей в стенках ульев, а человек - в медицине. Однако самое главное - пчелы опыляют растения.

Шмели - это, по сути, большие пчелы. Они ведут социальный образ жизни. Свои гнезда устраивают в укромных местах. Ранней весной единичные самки летают низко над землей, отыскивая место для основания новой семьи - щель или какую-то норку в земле. Гнездо шмеля шаровидные и состоит из нескольких ячеек. В одной ячейке развиваются личинки, а в других содержатся запасы меда. Развитие личинок длится 20-ЗО дней. С куколок выходят особи-рабочие, значительно меньше по размерам, чем матка. После гибели царицы рабочие способны размножаться.

Шмели - одна из наиболее уязвимых групп насекомых. Во многих странах Европы за вылов только одного шмеля взимается большой штраф. Однако, несмотря на охранные мероприятия, многие виды этих полезных мохнатых насекомых, напоминающих плюшевых мишек, уже практически исчезло. Из 38 видов шмелей, живущих на территории нашей страны, особой охраны нуждаются 10 видов.

Знаешь ли ты, что в мире насекомых встречаются шмели-«кукушки», откладывающих яйца в свободные ячейки гнезд других видов шмелей? Поскольку все шмели очень похожи, то к личинкам, которые появились из чужих яиц, хозяева гнезд относятся, как к собственным.

Термиты належть к насекомым с неполным метаморфозом. По образу жизни и особенностями внешнего строения они подобны муравьев, их часто так и называют - «белые муравьи». Термиты живут многочисленными семьями в почве или древесине и почти не появляются на поверхности. Они сооружают огромные конусообразные здания, похожие на муравейники, где живут миллионы особей. Колонии термитов состоят из крылатых самцов, матки (царицы) и рабочих. Наибольшие по размеру особи-рабочие становятся солдатами, они крепкие челюсти, поэтому их назначение - охранять гнездо. Остальные рабочие добывают корм для солдат и матки, которые не способны самостоятельно питаться. Летать могут только самцы и царицы, но после брачного лета самцы погибают, а оплодотворенная самка теряет крылья и начинает откладывать яйца. На территории Украины в степной зоне живут термиты лишь одного вида - светобоязни термиты.

Социальные насекомые образуют семьи, состоящие из самцов и самок, способных размножаться, и особей-рабочих, которые их обслуживают. Такое распределение особей по функциям - особое явление в мире животных.

Проверь себя. 1. Каких насекомых называют одиночными, а каких - социальными? 2. Каковы отличительные черты перепончатокрылых насекомых? 3. Опиши жизненный цикл семьи лесной осы. 4. Чем отличается жизнь пчелиной семьи от жизни семьи ос? 5. Как образуется муравьиная семья?



 
Статьи по теме:
Почему чешутся яички и что предпринять, чтобы избавиться от дискомфорта
Многие мужчины интересуются, почему у них начинают чесаться яйца и как устранить эту причину. Одни считают, что это из-за некомфортного белья, а другие думают, что дело в нерегулярной гигиене. Так или иначе, эту проблему нужно решать. Почему чешутся яйца
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з
Рыба на решетке - самое вкусное и ароматное блюдо
Особенность приготовления рыбы на мангале состоит в том, что независимо от того, как вы будете жарить рыбу — целиком или кусочками, кожу снимать не следует. Тушку рыбы нужно разделать очень аккуратно — старайтесь разрезать ее таким образом, что голова и х