Схемы стандартных окон и дверей. Стандартные размеры оконных и дверных проемов: ширина и высота проема для дверей и окон по госту. Общие правила устройства проемов

20168 0 7

Что нужно знать про оконные проемы – 4 важные правила для начинающего строителя

В современном жилищном строительстве мало кто придерживается установленных стандартов и ограничений на оконные проемы, поэтому каждый владелец строящегося жилья старается выбирать их форму и размеры, исходя из собственного вкуса и личных предпочтений.

В некоторых случаях такой подход приводит к тому, что уже готовое окно, вдруг неожиданно получается слишком маленьким или слишком большим, а иногда даже оказывается установленным не в том месте, где нужно.

Для того чтобы избежать подобных ситуаций, в этой статье я предлагаю рассмотреть основные вопросы, касающиеся правильного выбора типа и места расположения окон, а также распространенных типовых размеров оконных проемов для жилых и подсобных помещений.

Правило 1. Каким критериям должно соответствовать окно

Для тех владельцев жилья, которые желают обустроить в своем будущем доме проемы оконные по ГОСТу, я рекомендую ознакомиться с нормативно-техническим документом ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия». При этом сразу хочу предупредить, что этот документ содержит немало специализированной технической информации, которая в большинстве случаев, может оказаться непонятной и бесполезной для многих частных застройщиков.

Чтобы читатель не ломал голову над этим вопросом, далее я постараюсь доступным языком объяснить основные положения действующего Государственного стандарта на окна:

  1. При выборе технических характеристик для будущего оконного проема, прежде всего, нужно руководствоваться тем, в каком помещении будет расположено окно, и для каких целей оно будет использоваться;
  2. Суммарная площадь остекления одного или нескольких оконных проемов должна обеспечивать свободное пропускание нужного количества естественного солнечного света , которого должно быть достаточно для того, чтобы в светлое время суток не использовать искусственное освещение;
  3. Все размеры по ГОСТу оконных проемов, в принципе, стандартизированы, однако, в соответствии с действующими стандартами, они могут варьироваться в достаточно широких пределах. Поэтому в следующем разделе я планирую более детально уделить внимание этому вопросу.

  1. Класс звукоизоляции, класс воздухопроницаемости и водонепроницаемости, коэффициент светопропускания, значение сопротивления теплопередаче, и значение звукоизоляции должны находиться в установленных пределах данного нормативно-технического документа;
  2. Расчетный срок эксплуатации деревянных и пластиковых рам должен быть не менее 20 и 40 лет, соответственно, срок службы фурнитуры и стеклопакетов должен составлять не менее 20 лет, а срок службы комплекта резиновых уплотнителей – не менее 5 лет.
  3. Количество циклов открывания/закрывания распашных или сдвижных створок, при сохранении нормальной работоспособности, должно быть не менее 20000.

Во время проектирования и строительства дома, я рекомендую использовать стандартные размеры оконных проемов для пластиковых окон, поскольку изготовление стеклопакетов неправильной формы или нестандартных размеров может обойтись значительно дороже.

Правило 2. Типовые размеры оконных проемов в многоквартирных домах

Оконные и дверные проемы в квартирах многоэтажных домов являются частью наружных несущих стен здания, поэтому изменять их размеры, или вносить какие-либо другие изменения в конструкцию, категорически запрещается действующими Строительными Нормами и Правилами (СНиП). В то же время, для замены или установки новых окон, владельцам жилья необходимо знать, хотя бы примерный размер наружного остекления во всех комнатах квартиры.

В большинстве случаев, каждый тип и каждая серия многоэтажных домов имеют стандартные окна, и чтобы читателю было проще ориентироваться, далее я приведу примерные размеры оконных проемов в типовых жилых квартирах:

  1. Дома старого жилищного фонда, построенные в начале прошлого века, отличаются вытянутыми комнатами, толстыми стенами и высокими потолками , поэтому проемы окон в таких домах чаще всего имеют прямоугольную вертикальную форму и достаточно большие размеры:
  • В таких квартирах ширина одностворчатого окна может составлять от 850 до 1150 мм, а высота в среднем бывает около 1900 мм, но иногда может достигать 2100 мм;
  • Две створки обычно имеют такую же высоту, однако ширина их может быть от 1200 до 1500 мм;
  • Трехстворчатые окна встречаются нечасто, при этом их максимальные размеры могут достигать 2400х2100 мм.

  1. Так называемые «сталинские дома», которые строились в период с 30-х по 60-е года прошлого столетия, помимо высоких потолков, отличаются большими и просторными комнатами с отдельной планировкой , поэтому одностворчатые окна в таких квартирах практически нигде не встречаются:
  • Двухстворчатые окна имеют два стандартных типоразмера: 1150х1950 мм, и 1500х1900 мм;
  • Для трехстворчатых окон в то время существовал один стандарт – 1700х1900 мм.

  1. Типовые пятиэтажные жилые дома, которые строились в период с начала 50-х до середины 80-х годов прошлого века, принято называть «хрущевками» . Они имеют тесную неудобную планировку с маленькими кухнями и небольшими проходными комнатами, а стандартная высота потолков составляет не более 2500 мм. Для изготовления окон в таких квартирах использовались два типоразмера, причем их легко определить даже без рулетки, по форме и ширине подоконника:
  • Если у окна присутствует широкая массивная подоконная плита, то его размеры составляют, для двухстворчатого проема – 1450х1500 мм, а для трехстворчатого – 2040х1500 мм;
  • В квартирах с узким подоконником, который практически не выступает за плоскость стены, размеры двухстворчатых и трехстворчатых окон составляют 1300х1305 мм, и 2040х1350 мм, соответственно.

  1. Более новые «брежневки» строились в 70-х – 80-х годах, наряду с «хрущевками», а их главное положительное отличие заключается в улучшенной планировке и большей площади кухонь . Типовые проекты таких домов имеют несколько серий, и в каждой серии размеры окон немного отличаются между собой:
  • Из всех «брежневок», 600-я серия отличается самыми большими окнами, поскольку в таких квартирах двухстворчатый проем имеет размеры 2380х1420 мм, а трехстворчатый – 2690х1420 мм;
  • В 602-й серии двухстворчатое окно имеет размер 1210х1450 мм, а трехстворчатое – 2100х1450 мм;
  • 606-я серия имеет самые маленькие окна: двухстворчатое – 1450х1410 мм, а трехстворчатое – 1700х1410 мм.

  1. Современными новостройками принято считать многоквартирные дома, которые строились с 90-х годов прошлого столетия, до настоящего времени. Типовые проекты современных домов представлены более чем в 40 различных сериях, поэтому я приведу размеры оконных проемов для нескольких наиболее распространенных типовых серий:
  • 137-я серия две створки — 1150х1420 мм, три створки — 1700х1420 мм;
  • 504-я серия две створки — 1450х1410 мм, три створки — 1700х1410 мм;
  • 504Д серия две створки — 1420х1100 мм, три створки — 1420х2030 мм;
  • 505-я серия две створки — 1410х1450 мм, три створки — 1410х2030 мм;
  • 600.11-я серия две створки — 1410х1450 мм, три створки — 1410х2050 мм;
  • 600Д серия имеет только две створки, и в этом случае размеры проемов оконных могут составлять 1420х2680 мм, 1100х2360 мм или 1420х2360 мм.

Хочу напомнить, что все представленные размеры являются приблизительными, и предназначены для ориентировочного расчета стоимости изготовления новых окон. Я настоятельно не рекомендую использовать указанные значения при заказе оконных рам, поскольку в каждом конкретном случае, все замеры под пластиковое окно нужно проводить непосредственно на месте монтажа.

Правило 3. Размеры и расположение окон в частных домах

При проектировании и строительстве частных домов, размеры и форму оконных проемов я советую выбирать с учетом требований того же нормативного документа ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия». В то же время, я должен отметить, что у частных застройщиков есть больше возможностей для маневров, поскольку данный документ не устанавливает какие-либо жесткие рамки и ограничения:

  1. Для того чтобы не нарушить концептуальный стиль проекта жилого дома, при разработке размеров и количества оконных проемов нужно принимать во внимание высоту потолков, общее количество этажей, площадь и ширину каждой комнаты, а также другие архитектурные особенности здания;

  1. Оптимальную высоту и ширину окон следует определять, исходя из общей площади помещения, и необходимого уровня ;
  2. Площадь остекления и стандартные размеры оконных проемов частных домов регулируются СНиПом П-А862. Согласно требованиям данного норматива, в жилых и спальных помещениях суммарная площадь светового проема должна составлять не менее чем 1/8 от общей площади каждой комнаты ;
  3. Для остекления нежилых и хозяйственно-бытовых помещений, эти размеры в частном доме могут быть уменьшены до 4 раз. Таким образом, в туалете, ванной, кладовке или котельной, площадь окна может составлять не более чем 3% от общей площади комнаты ;

  1. В регионах с холодным климатом и небольшой продолжительностью светового дня, направление окон лучше всего ориентировать на южную или юго-западную сторону дома;
  2. В условиях жаркого климата с большим количеством солнечных дней в году, для меньшего влияния солнца на внутренний микроклимат, окна следует располагать с северной или восточной стороны дома;
  3. Удобство использования и функциональные качества окон в различных помещениях, во многом зависят от того, на какой высоте расположен подоконник относительно уровня чистового пола. Из собственного опыта я рекомендую использовать следующие значения:
  • В гостиной, спальне или детской игровой комнате оптимальная высота от уровня пола до подоконной плиты составляет 700-900 мм . Такой размер обеспечивает хороший панорамный обзор и максимально эффективное пропускание естественного солнечного света;
  • Для кухни высота подоконника может составлять от 800 до 1200 мм . Это обусловлено тем, что подоконная плита должна располагаться на одном уровне с раковиной и столешницами кухонной мебели;

  • В туалете, ванной комнате или в бане высоту подоконника принято делать не менее 1600 мм . Это делается для того, чтобы обеспечить качественную естественную вентиляцию, и в то же время максимально усложнить подглядывание посторонних лиц за жильцами во время проведения интимных процедур;
  • На утепленных балконах, верандах и закрытых летних террасах, подоконная доска должна ложиться сверху бокового ограждения, при этом его высота может составлять от 700 до 1100 мм.
  • В хозяйственно-бытовых и подсобных помещениях световой проем обычно выполняется в виде невысокого окна или широкой горизонтальной форточки , которая устанавливается на уровне 1600-1800 мм от пола.

При выборе места установки окон в загородном доме, я советую обращать внимание не только на технические моменты, но и на эстетическую сторону вопроса. В этом деле не бывает мелочей, например, аккуратная красивая кладка кирпича и стильная наружная отделка оконных проемов оказывают существенное положительное влияние на внешний вид фасада, и на эстетический облик всего дома в целом.

Правило 3. Особенности устройства оконных проемов в кирпичном доме

Для обустройства окна в стене кирпичного дома, в соответствии с техническим проектом, начиная с заданной высоты, не укладываются несколько рядов кирпичей, в результате чего в кирпичной кладке образуется оконный проем.

Чтобы не вдаваться в технические подробности работы каменщиков, ниже я расскажу о том, что такое четверть в оконном проеме, для чего она используется, и как изготовить проем для деревянного или металлопластикового окна в доме из кирпича.

  1. Сразу хочу сказать, что ширину проема с внутренней стороны дома всегда нужно делать на несколько сантиметров шире, чем проектные размеры оконной рамы . Таким образом, на виде сверху в боковых стенках образуется уступ, который называется четвертью;

  1. Во время монтажа, деревянная или пластиковая оконная рама устанавливается изнутри дома в расширение откоса , и упирается своей передней частью в заднюю кромку четверти;
  2. Таким образом, обеспечивается качественная тепло- и гидроизоляция окна. Это достигается за счет того, что холодный ветер и косой дождь с улицы не смогут напрямую проникать в щель между наружным откосом и оконной рамой.
  3. После того как кладка боковых стенок будет закончена, на верхний ряд кирпичей необходимо уложить верхнее перекрытие окна. Оно представляет собой горизонтальную перемычку, которая должна воспринимать на себя нагрузку от всех остальных рядов кирпича и потолочного перекрытия, расположенных выше оконного проема;
  4. В качестве перемычки чаще всего используется тонкая железобетонная балка шириной 250-300 мм, металлический швеллер или толстостенный стальной уголок сечением не менее 120х120 мм ;

  1. Главный недостаток стальных перемычек заключается в том, что металл имеет высокую теплопроводность, поэтому над окнами образуются, так называемые мостики холода. Чтобы свести к минимуму вероятность проникновения в дом низкой температуры, декоративная отделка снаружи дома должна быть выполнена с применением теплоизоляционных материалов;
  2. Перемычка должна быть такой длины, чтобы после укладки она полностью перекрывала оконный проем, и заходила сверху на боковые кирпичные стены не менее чем на 100 мм с каждой стороны ;
  3. После установки перемычки, я советую еще раз проверить соответствие размеров оконного проема, а затем приступать к дальнейшей укладке следующих рядов кирпичей над оконным проемом;
  4. Монтаж оконных блоков, заделка оставшихся щелей и чистовая отделка внутри обычно выполняется в самом конце, после того как будет построен весь дом и смонтирована крыша, поэтому об установке окон я планирую рассказать отдельно в следующей статье.

Чтобы своими руками изготовить арочное окно полукруглой или овальной формы, я советую использовать в качестве перекрытия два металлических уголка или швеллер подходящего сечения. Для этого нужно в одной из полок каждого уголка, или в двух узких полках швеллера, при помощи болгарки сделать множество глубоких прорезей на расстоянии 50-100 мм друг от друга. После этого, любой профильный металлопрокат несложно будет согнуть в дугу по нужному радиусу.

Правило 4. Обустройство оконного проема в доме из газобетона

Изготовление оконных проемов в газобетонном доме, в целом выполняется по таким же принципам, как и в домах из кирпича. Исключение составляют силовые несущие элементы и верхние горизонтальные перемычки, поскольку они отливаются из монолитного железобетона непосредственно на месте монтажа.

  1. Для изготовления вертикальных несущих элементов дома применяются специальные пустотелые газобетонные блоки . После того, как они устанавливаются друг на друга, внутри них образуется вертикальная полость в виде колодца;

  1. Такие блоки выполняют функции несъемной опалубки . Внутрь получившегося колодца устанавливается арматурный , а затем заливается до самого верха жидкий бетонный раствор;
  2. После застывания бетонного раствора, внутри газобетонных блоков образуется монолитная железобетонная колонна, которая обладает высокой несущей способностью. Я рекомендую изначально закладывать в проект такие колонны, и располагать их по углам дома, а также по краям широких оконных и дверных проемов;
  3. Верхние оконные перекрытия имеют похожее внутреннее устройство, только в качестве несъемной опалубки для заливки бетонного раствора используются U-образные блоки с открытым верхом, изготовленные из тяжелых марок газобетона.
  • Внутри готового оконного проема нужно установить и жестко закрепить вертикальные подпорки из обрезков толстых брусков или стальных труб;

  • На них сверху закрепить плашмя толстую ровную доску, а затем выложить U-образные блоки таким образом, чтобы они своей нижней плоскостью образовывали верхний край оконного проема;
  • В получившийся пустотелый желоб нужно уложить арматурный каркас, и приварить его торцы к выступающим пруткам арматуры вертикальных колонн, а затем залить весь желоб до верха жидким бетонным раствором;
  • После застывания раствора, над оконным проемом образуется жесткая перемычка из монолитного железобетона, закрытая со всех сторон газобетонными блоками.
  1. В газобетонных домах подготовка оконных проемов для монтажа ПВХ окон может начинаться только после окончательного застывания и созревания монолитно-бетонной смеси. В зависимости от марки бетонного раствора, этот период может продолжаться от 14 до 28 суток.

Газобетон имеет открытую мелкопористую структуру, за счет чего сильно впитывает влагу, поэтому, под воздействием атмосферных осадков, со временем может растрескиваться и разрушаться. Чтобы этого не происходило, я советую не терять время, и сразу же после строительства выполнять защитно-декоративное оформление снаружи газобетонных домов, с применением гидрофобных влагоотталкивающих отделочных материалов.

Заключение

В этой статье я рассказал об установке окон в кирпичных и газобетонных домах, и намеренно не упомянул здесь о деревянных срубах, потому что монтаж окон и заделка в деревянном доме – это тема совершенно отдельной статьи. Дело в том, что при строительстве бревенчатых срубов и каркасно-щитовых домов из дерева нужно учитывать очень много специфических моментов, которые не присущи домам из минеральных строительных материалов.

Чтобы наглядно закрепить полученную информацию, я рекомендую просмотреть приложенное видео в этой статье, а если у вас возникнут какие-либо замечания или предложения, я готов их обсудить в форме для комментариев.

22 сентября 2016г.

Если вы хотите выразить благодарность, добавить уточнение или возражение, что-то спросить у автора - добавьте комментарий или скажите спасибо!

От выбора размера оконных проемов зависит освещенность и комфорт проживающих. И если жители стандартных многоэтажных домов лишены возможности выбирать нужные окна, то жители частных домов с легкостью экспериментируют с увеличенными размерами окон. Но при этом нужно учесть много строительных правил и свойств, чтобы не снизить теплоэффективность здания и не создавать угрозы для безопасности проживающих.


Оконные блоки в доме

При выборе окончательных размеров , следует чётко понимать их зависимость от всей площади остекления: при выборе больших окон в деревянном доме будет холодно, при выборе маленьких – темно, а это приведет к постоянному использованию дополнительных источников света. Следует найти золотую середину и ориентироваться на строительные законы и нормы.

Выбор размера окна в деревянном доме напрямую будет зависеть от их назначения и расположения.

При выборе соотношения площади стен и остекления следует учитывать такие закономерности:

  • Форма и площадь помещения. Для вытянутых в длину комнат необходимо два окна и более, а вот для маленьких будет достаточно одного окна по центру .
  • Расположение окон относительно световых сторон. Большие окна располагайте с западной и южной сторон – это обеспечит большую максимальную . В таких комнатах домашние растения будут чувствовать себя очень комфортно.
  • Назначение помещения. Большие окна устанавливают в , рабочих кабинетах и прочих комнатах, в которых регулярно находятся люди, и где требуется большое количество естественного дневного света.

Как правило, такие комнаты при проектировке располагают с южной-западной стороны здания. Для спальни качественная освещённость особо и не требуется, поэтому ее располагают с северной либо западной стороны, и для неё будет достаточно лишь одного оконного блока.


Финский стиль в скандинавских домах

Также с северных сторон принято размещать кухню и прочие кладовые помещения хозяйственного свойства. Исторический факт, раньше большие окна устанавливали в или скандинавских домах: потому что естественное дневное освещение улучшало настроение и повышало работоспособность, что было важным в короткие зимние дни. В данных комнатах приятно было находиться постоянно: яркий естественный дневной свет дополнительно мог усиливаться светлой и теплой и выбором белой мебели.

Конечно, идеально копировать финский стиль в российских домах не всегда возможно, однако какие-то элементы все-таки можно позаимствовать.

Стандартные параметры и свойства оконных систем

Для изготовления пластиковых оконных конструкций вам придётся обратиться в строительную компанию, или если хотите , прямо к производителю, и там вам предложат стандартный ассортимент.

Как правило, размеры окон в каркасном деревянном доме следующие:


Выбор большей величины створки не совсем безопасен: стекло – это хрупкий материал, и для него требуется специальный переплёт. Если вы планируете, на втором этаже, то размеры двери будут стандартными (высота 2100-2200 мм, ширина 700-900 мм).

Все перечисленные размеры окон выпускают большинство строительных компаний, и если вы захотите сделать эксклюзивный заказ, оконный комплект выйдет существенно дороже.

Стандартные параметры оконных конструкций рассчитаны на однотипные проёмы многоэтажных панельных домов, и спрос на них достаточно высокий, а вот заказы по индивидуальным размерам строительные компании выполняют значительно реже. Поэтому и стоимость гораздо выше. При проектировке учитывайте будущее расположение всей мебели и её габариты.


Расстояние от окна до пола

Обычное стандартное окно должно располагаться на высоте от 80 до 90 см от пола : это обеспечивает хороший обзор как сидящему, так и стоящему человеку, и под подоконник можно поставить рабочий стол или другой предмет мебели. Верхний же край блока обычно располагают на высоте от 220 до 230 см от пола.

Особые требования идут к окнам в помещениях деревянной бани: для банной комнаты не требуется хорошего освещения, а вот сохранение и удержание тепла очень важно. Следуя данным требованиям, стандартное банное окошко в парилке идет размером не более 600?600 мм, а в комнате отдыха окно можно сделать больше, например 1000?1200 мм.

Максимальная величина пластиковой оконной конструкции

При выборе больших индивидуальных оконных конструкций с увеличенной площадью створок, вам необходимо знать существующие требования, закреплённые специальными строительными нормативами:

  • Площадь всей конструкции не должна быть более 6 кв. метров. Иначе она может не выдержать ветровой нагрузки, и в неблагоприятные погодные условия стеклопакет может треснуть и рассыпаться на осколки.
  • Игнорировать правила безопасности не стоит: погодные условия в разных регионах России изменчивы и непредсказуемы. Большие блоки должен иметь перегородки, а площадь створок не должна быть выше 2,8 кв. м. Максимально допустимый размер створок составляет 110?240 см. При проектировании оконных проемов учитывайте, что большая конструкция может быстро выйти из строя. Профиль из металлопластика с двухкамерным (трёхкамерным) стеклопакетом будет очень тяжелым, и из-за большого веса фурнитура в скором времени начнёт прогибаться и провисать. Створку при этом изведет, и она начнет скрипеть, пользоваться такой конструкцией будет неудобно и тем более небезопасно. Если вы решите установить арочное окно, то его радиус не должен быть менее 35 см. Требования к большой величине створок будут такими же, как и у обычных поворотных систем.

Вид окон при панорамном остеклении дома

При несоблюдении данных требований может возникнуть угроза для жителей, поэтому не стоит их игнорировать даже при . Если вы желаете обеспечить дому хорошую освещённость, вам необходимо заказать современные конструкции панорамного остекления из специального закалённого стекла или так называемого триплекса. Конечно, их стоимость значительно дороже, но они гораздо безопаснее и обеспечат всем жильцами хороший обзор. Делая выбор, какой размер окна для дома вам заказывать, следует учесть особенность климата и ветровую нагрузку в вашем регионе. Если зимы холодные, то тепло быстрее будет уходить через стеклопакеты, а это значит ежегодное увеличение затрат на отопление.

Величина отверстия под оконный блок


Зазор для окна в каркасном доме

Размеры деревянных окон в каркасном доме будут не совпадать с размерами проема. Они будут иметь большую величину, этот допуск нужен для установки в последующем обсадной коробки и подоконника. От планируемой высоты нижнего края окна нужно отступить вниз около 5 см: 4 см – это толщина подоконника и 1 см – это слой монтажной пены . По своей ширине отверстие превышает окно на 14 см: 5 см с каждой из сторон для установки и монтажа обсадной коробки и 2 см с двух сторон на прослойку монтажной пены для прочного крепления.

Сверху проём больше примерно на 10 см: данный зазор оставляют, потому что со временем будет опускаться. При расчётах и планировке стоит учитывать и нижний край рамы, он не должен быть расположен на высоте больше 1 м от уровня пола. В таком случае на подоконник не совсем удобно опираться руками, и освещения в комнате будет недостаточно.

Требования к профилю и стеклопакетам

При выборе оконного блока необходимо так же правильно выбрать профиль и стеклопакеты. Выбрать будет более сложно, если вы будете ставить металлопластиковые рамы: так как количество предложений на строительном рынке растёт, и вам надо точно знать какие критерии вас устроят в большей степени.

Вот несколько основных и важных требований:

  • Число камер в стеклопакетах. Для домов дачного типа или для помещений, которые будут использовать только летом, можно поставить однокамерный стеклопакет. Однако зимой, такого пакета будет недостаточно. Придётся приобретать двухкамерные стеклопакеты с воздушными прослойками, они защитят ваш дом от промерзания, хотя по стоимости будут значительно выше однослойных пакетов.
  • Число камер в пластиковом профиле. Чем больше камер, тем лучше профиль держит тепло, потому что воздух является наилучшим теплоизолятором. Для капитального объекта принято выбирать 3-х либо 4-камерный стеклопакет.
  • Выбор уплотнителя. На выбор данного материала обращают очень мало внимания, а ведь благодаря уплотнителю ликвидируются все щели и сквозняки. Дешёвый и резиновый материал начнет «дубеть» переставая выполнять свои основные функции. Некоторые из производителей предлагают уплотнители прозрачного типа из эластомера: стоимость его выше, но защита от холода намного лучше и качественнее.
  • Фурнитура. Главное правило — не стоит на ней экономить. Дешёвые замки, прижимы, ручки быстро выйдут из строя, а ослабленные петли и тонкий каркас обязательно приведут к перекосу и провисанию всех створок. Как итог — придётся потратиться на дорогостоящий ремонт, поэтому экономия не оправдывает вложенных средств.

Выбор оконных систем для каркасного дома – очень сложная и ответственная задача, и решение ее лучше обсудить с мастерами и профессионалами. Самый дешёвый и доступный вариант – окна из металлопластика, их можно заказать в любой строительной компании. Пластиковые оконные конструкции значительно влияют на экологичность, поэтому при их выборе нужно заранее решить вопрос с качественной , но при этом они отлично удерживают тепло и при эксплуатации прослужат вам значительно дольше. В помещениях будет светло, уютно и комфортно, а грамотно рассчитанная общая площадь остекления даст вам достаточный уровень освещённости.

Выполняя чисто практические функции, окна и двери являются вместе с тем существенным элементом архитектурной композиции, в значительной мере определяя ее характер. Оконные и дверные проемы органически входят в общее архитектурное решение, активно участвуя в формировании пропорций, масштабности, ритмического строя и архитектурного образа сооружения.

Перекрытия проемов бывают прямолинейными или криволинейными в зависимости от способа перекрытия - балкой или аркой. По очертанию кривой различают арки полуциркульные, лучковые, трехцентровые *** (рис, 82).

В каменной или кирпичной стене оконный проем, обычно расширяется откосами внутрь, образуя амбразуру окна. Часть стены между низом окна;и полом называется подоконной стенкой. Со стороны помещения она покрыта подоконной доской, образуя внутренний подоконник; обычно он выполняется из дерева, реже из камня. Снаружи между переплетом овна и краем стены подоконная стенка также покрывается наклонной каменной плитой или скрывается стальным листом. Это наружный подоконник, или подоконная доска, если плита выступает из плоскости стены в виде полочки. Часть стены между двумя окнами называется простенком****.

Размеры окон определяются в первую очередь функциональными требованиями - освещать внутренние помещения. Во-вторых, они зависят от технических возможностей, высоты помещений, которая ограничивает высоту окна, конструкции перекрытия оконного проема, влияющей на его ширину, и наконец, размеры и форма оконных проемов принимаются в соответствии с композиционными соображениями, представле-ниями о хороших пропорциях, господствующими в период преобладания того или иного стиля.


* Это название предложено проф. Н. Султановым.

** Тимпаном называются и поверхность, ограниченная архивольтом арки, если верхняя часть ее заглушена, а также криволинейные треугольники по обеим сторонам архивольта, если арка вписывается в прямоугольную форму (рис. 81, 85).



*** Здесь не упомянуты такие виды арок, как стрельчатые, трехлопастные, килевидные и др., характерные для разных архитектурных стилей.

**** Часть стены между окном и углом здания называют угловым простенком.


В классической архитектуре таким представлениям удовлетворяли проемы с отношением ширины к высоте, равным 1: 2, предельным считалось отношение 1: 1,5, т. е. полтора квадрата. Естественно, что архитектурные требования неизменно должны сочетаться с практическими: при классической форме и пропорциях окон и обусловленности их размеров освещенность помещений регулировалась размещением большего или меньшего числа окон.

Функции окна не ограничиваются освещением и инсоляцией помещения, оно служит также смотровым, а отчасти и вентиляционным проемом. Окно осуществляет визуальную связь интерьера с внешней средой. В современной архитектуре последняя функция приобрела большое значение. Характерное для современной архитектуры стремление уничтожить резкую грань между внутренним и наружным пространством, и добиться более равномерного освещения интерьера привело к превращению целых плоскостей стен в сплошное окно, зачастую к полному уничтожению наружной стены и замене ее остекленной поверхностью, чему способствуют и возможности современных конструкций.

Начиная с XVII в. в больших залах крупных зданий, занимающих по высоте два этажа, было распространено освещение в два света, т. е. двумя рядами окон, расположенных друг над другом в соответствии с поэтажным размещением на фасаде. Такие двусветные залы имеются во многих исторических зданиях Москвы и Ленинграда - залы в Зимнем дворце в Ленинграде, Колонный зал Дома Союзов в Москве и многие другие.

Конструктивные приемы современного строительства дают большую свободу в отношении расположения и выбора размера оконных проемов, допуская самые разнообразные решения. Применение для перекрытия оконных проемов железобетонных перемычек с сильным армированием позволило значительно увеличить ширину окон и придать им «лежачую» форму, при которой ширина окна значительно больше его высоты. Появление такого окна сделало возможным более равномерное освещение помещения, а также улучшило визуальную связь интерьера с внешним пространством, так как одно широкое окно может заменить два и более вертикальных. Вид из такого окна раскрывается панорамно, не прерывается простенками.

Современные конструкции позволяют устанавливать легкие стены на выносных консолях. Благодаря использованию таких ненесущих стен можно полностью ликвидировать простенки и применять сплошные ленточные окна большой протяженностью или опоясывающие все здание, как это практикуется во многих сооружениях современной архитектуры (см. рис. 73). Эти конструкции позволяют также располагать окна не по вертикальным осям - окно над окном, а произвольно, например в шахматном порядке.

В зависимости от характера архитектуры и требований композиции оконные проемы имеют разную пластическую обработку, связанную с конструктивным решением или имеющую чисто декоративное значение. В простейшем виде окно представляет собой просвет в гладкой стене, лишенный какого-либо обрамления. Сочетание таких отверстий друг с другом и со стеной может создать ощущение гармонии благодаря совершенству пропорций и удачно найденному ритму. Форма, лишенная декоративного убора, который мог бы скрыть ее недостатки, требует особо точно найденных пропорциональных отношений. Подобные решения можно встретить в произведениях строгой классики, таких как сооружения архитекторов Палладио, Кваренги, Стасова.

Некоторые приемы обработки окон возникли в результате конструктивной необходимости. Следуя общей закономерности развития многих архитектурных форм, эти приемы постепенно утрачивают первоначальный смысл, превращаясь в способ декоративной обработки, повторяющей традиционную форму.

Наиболее распространенным приемом обработки окон в классической архитектуре является обрамление оконного проема снаружи профилированной рамкой, называемой наличником*. Происхождение этой формы связано с конструктивными приемами образования проемов. Наличник появился в результате пластической обработки балки-перемычки и поддерживающих ее каменных косяков, которые устанавливались для предотвращения непосредственного опирания перемычки на кладку стены.


* Нужно отметить, что наличник как форма, вытекающая из конструкции проема, существует не только в классической архитектуре. Оформление проемов наличниками было распространено в архитектуре различных эпох и стилей.

Этот конструктивный прием был известен с древнейших времен.

Обрамление из каменных брусков, обработанных профилями, и образует наличник. В случае, когда концы перемычки выступали за пределы косяков, внутренние профили следовали очертанию пролета, а наружные - внешнему контуру перемычки и косяков. Таким образом создалась форма наличника с ушками.

В классической архитектуре профиль наличников приобрел довольно устойчивую форму, близкую к форме архивольтов арок, с небольшим общим выносом. Внутренняя часть наличника, обращенная к проему, состояла из одной или нескольких гладких полочек, незначительно выступающих одна над другой - фасций*, наружные края обычно заканчивались профилем киматия или выкружки с полочкой.

Часто над проемами размещался карнизик для защиты от дождевой воды, стекающей по стене. Простейший вид такого устройства - выносная полочка над перемычкой. Этот карнизик называется сандриком. Он выполнялся также в виде небольшого фронтончика. Обычный - профиль сандрика соответствует простейшему классическому карнизу и сохраняет его основные элементы - выносную плиту, поддерживающую часть в виде одного профиля, и венчающий карниз. Сандрики помещались над проемами и применялись с наличниками и без них. При проеме с наличником сандрики располагались непосредственно на нем или на некотором расстоянии от него, образуя фризок. Сандрики часто поддерживались кронштейнами, которым иногда соответствовали вертикальные полочки, шедшие по краям наличника, - так называемые контрналичники (рис. 83).

Декоративный характер носят обрамления проемов с применением ордера в виде пилястр или трехчетвертных колонн, поставленных по краям проема и перекрытых антаблементом с фронтоном или без него. Этот прием был особенно распространен в архитектуре итальянского Возрождения, но применялся уже в античную эпоху (см. рис. 19).

Проемы с криволинейными перекрытиями в классической архитектуре обрабатывались, как арки: архивольтами с импостами или путем выявления клинчатой структуры арки с расшивкой швов, выделением замкового камня. Швы арки обычно увязывались со швами стены (см. рис. 82).

Арочный пролет также обрамлялся наличником с сандряком, ордерными колоннами или пилястрами с антаблементом. Своеобразным видом подобного обрамления арочного проема является «окно Браманте», названное так по имени известного итальянского архитектора, применившего его в здании палаццо Канчеллерия в Риме. Этот прием возник из способа облицовки стены. Вокруг арочного оконного проема оставлялась прямоугольная впадина в облицовке, в которую после затухания осадки вставлялась каменная рама, обрамляющая его (рис. 84).

Более декоративный характер носит другой вид обрамления проема - «окно Сансовино», представляющее собой арочный пролет, обработанный архивольтом и импостами, опирающимися на маленькие колонны, приставленные к притолокам проема (рис. 85).

Необходимость увеличить световой пролет, не изменяя его высоты и сохраняя нормы классических пропорций, привела к созданию сложных окон, являющихся сочетанием нескольких


* В штукатурном деле они называются платиками.


проемов. Таковы двойные и тройные окна, представляющие собой широкий проем, разделенный стойками, подпирающими перемычку (рис. 86). Особо нужно выделить тип тройного окна, получивший название «окно Палладио» - по имени итальянского архитектора XVI в. Андреа Палладио. Это - широкий проем, разделенный колонками на три части: средняя перекрыта полуциркульной аркой, опирающейся на импосты, которые служат перемычками боковых проемов и в то же время являются антаблементами колонн, разделяющих просвет окна (рис. 32, 87).

В некоторых случаях в зависимости от характера композиционного решения и практических требований применялись круглые, овальные, эллиптические, квадратные лежачие, полукруглые, многогранные оконные проемы. Все эти виды окон использовали обычно как вспомогательные – для освещения антресолей, промежуточных служебных, цокольных и аттиковых этажей, как «второй свет» в двухсветных залах.

Обработку дверных проемов в классической архитектуре производили теми же приемами, что и оформление оконных. Различие заключалось в том, что наличник или другой вид обрамления не доходит до низа проема, а заканчивается тумбой, т.е. каменной вставкой, в которую он упирается. Большой дверной прем позволяет применять более сложную пластическую обработку. Значительные по размерам двери с развитой пластической декоративной обработкой называются порталами. Примером величественных и богато обработанных порталов могут служить двери Исаакиевского и Казанского соборов в Ленинграде.

ПЕРЕКРЫТИЯ

Перекрытия принадлежат к основным конструктивным частям здания. Будучи одним из элементов, ограждающих внутреннее пространство, перекрытия в зависимости от их характера могут оказывать существенное влияние на архитектурное решение интерьера. В соответствии с

конструкцией перекрытия можно подразделить на две основные группы - на плоские (иначе балочные, или архитравные) и сводчатые. Далее будут рассмотрены основные виды архитектурных форм перекрытий и некоторые приемы их обработки, связанные с их тектонической основой.

В случае, иногда нижняя поверхность перекрытия образует гладкую горизонтальную* плоскость потолка, его обработка не связана с конструктивной структурой и может быть выполнена любыми декоративными средствами - лепкой, орнаментальной росписью, живописными плафонами **, обшивкой деревом и пр., включая имитацию конструктивной структуры. В простейшем случае потолок представляют собой гладкую плоскость без всякой обработки, что характерно для подавляющего большинства зданий массового строительства. Когда конструкция перекрытия обнажена, архитектурная форма потолка неизбежно связана с его конструктивной структурой. Наиболее распространенным видом перекрытия является плоское, имеющее в большинстве случаев в основе балочную конструкцию. Среди памятников античного греческого зодчества сохранились немногочисленные образцы архитектурного решения


* В современной архитектуре встречаются не только горизонтальные плоские перекрытия. В некоторых зданиях, где эти перекрытия не являются междуэтажными не служат полом вышележащего этажа, они делаются иногда наклонными. В некоторых случаях такие наклонные перекрытия соответствуют наклонному полу вышележащего помещения, как в фойе концертного зала в г. Турку.

** Плафон (фр. Рlafond - потолок). Так называют потолки с декоративной отделкой. Часто применялась роспись потолка или на нем укреплялись живописные полотна, специально выполненные по правилам плафонной живописи, которые также называются плафонами.

балочных перекрытий, в которых пространство между колоннадой и целлой перекрывалось каменными балками. По этим балкам укладывались каменные плиты - стротеры. Для облегчения последних в них выбирались квадратные углубления - кессоны, или кассетоны. Сама балка часто обрабатывалась наподобие архитрава фасциями и легким профилем наверху. Таким образом, конструкция перекрытия одновременно являлась гармоничной архитектурной формой (см.рис.48).

Однако каменной балкой можно перекрыть очень небольшой пролет, поэтому устройство плоских перекрытий относительно большого пролета до появления металлических и железобетонных конструкций осуществлялось с помощью деревянных балок или путем подвески деревянных потолков к стропилам.

Открытые деревянные балки в виде прямоугольных в сечении брусьев обычно обрабатывались декоративной росписью и резьбой. Концы балок часто опирались на выступающие из стен консоли. Панели потолка между балками также декоративно обрабатывались.

Применение системы вспомогательных балочек, пересекающих главные в перпендикулярном направлении, естественным образом создавало систему прямоугольных кессонов, которые заполняли всю плоскость потолка (рис. 88). Вследствие того, что конструктивные балки ограничивали композиционные возможности декоративного решения плафона, их стали заменять подвесными потолками, на поверхности которых размещали декоративные балки и кессоны легкой коробчатой конструкции, имитировавшие форму конструктивных балок, причем положение их на плоскости потолка подчинялось исключительно декоративным задачам и не обусловливалось конструкцией. Такие декоративные кессоны самой разнообразной формы отделывались легкими профилями, лепкой или резьбой, позолотой и орнаментальными росписями. Итальянская архитектура эпохи Возрождения содержит множество примеров подобного рода решений, отличающихся исключительной декоративной насыщенностью и богатством.

В современной архитектуре тектоническая форма плоских перекрытий выявилась в ребристых конструкциях железобетонных перекрытий, в которых плита укреплена выступающими балками. Эта конструкция, в чистом виде имеющая несколько утилитарный характер, в некоторых случаях находит более выразительное решение. Примером такого решения в современных зданиях, архитектура которых в известной степени основывается на классических традициях, являются интерьеры Новой ратуши в Стокгольме (Золотой зал, галерея), Галерея посланников в здании Финского сейма в Хельсинки, выставочный зал в Доме архитекторов в Москве, зал железнодорожного вокзала в г. Пушкине и др. (рис. 89). Система главных и вспомогательных балок в ребристых железобетонных конструкциях создает четкую кессонную структуру перекрытия, которая может одновременно являться также архитектурной формой.

Воплощение новых конструктивных идей в устройстве железобетонных перекрытий с ребрами, расположенными по линиям равных моментов, выявляет новые, интересные возможности архитектурного решения плоских перекрытий, как это можно видеть на примере перекрытий, сконструированных инженером Нерви (см. рис. 89).

В связи с насыщением современных зданий техническими устройствами широкое распространение получили системы подвесных потолков которые крепятся к перекрытиям на относе. Если в архитектуре XVI - XVIII вв. при строительстве подвесных потолков руководствовались преимущественно эстетическими соображениями, то в современных условиях устройство таких потолков преследует практические цели.

Пространство между перекрытиями и подвесным потолком используется для прокладки электро-, радио-, телевизионной и телефонной проводки, а также размещения спринклерных систем, вентиляционных устройств, осветительной аппаратуры, акустических устройств (так называемые акустические потолки в концертных и театральных залах).

Естественно, что при исполнении подвесных потолков ставятся и эстетические задачи - найти гармоничную архитектурную форму. Этому способствует то обстоятельство, что подвесные потолки, не связанные непосредственно с конструктивной структурой, дают большие возможности для их пластического решения. Например, система встроенного отражательного отопления в здании пенсионных касс в Хельсинки и система акустических и осветительных устройств Дома немецкого радио Берлине создают своеобразную, необычную структуру и пластику поверхности потолка (рис. 90). В подобных решениях проявляется свое образный синтез новой техники и архитектурной формы.

Сводчатые тектонические системы возникли в архитектуре великих древних цивилизаций (Египет и Месопотамия), но широкое развитие получили только (в зодчестве Древнего Рима, где наряду с основными формами клинчатых, каменных и кирпичных сводов были разработаны системы литых бетонных сводов. Основные виды этих сводов существуют и в наше время. На их основе установилась классификация и сложилась терминология, в значительной степени действующая и теперь, когда появились новые системы сводчатых конструкций - тонкостенные, сборные и монолитные, железобетонные и армоцементные своды.

Существуют следующие основные виды кирпичных, каменных и бетонных сводов (рис. 91).

Цилиндрический свод представляет собой полуцилиндр, две длинные стороны которого опираются на стены или другие сплошные продольные опоры, например на балки, поддерживаемые стойками или аркадами.

Разновидностями цилиндрического свода являются полуциркульные, эллиптические, трех - и многоцентровые своды, так называемые коробовые, различающиеся только формой Образующей кривой. Стены, на которые опирается свод, называются опорными, а перпендикулярные им стены в торцах свода - щековыми*.

Крестовый свод. Если отрезок цилиндрического свода рассечь взаимно перпендикулярными диагональными по отношению к оси свода вертикальными плоскостями, то образуются четыре части: две из них, расположенные вдоль свода, называются распалубками, две другие, идущие поперек свода,- лотками (рис. 92).

Можно представить себе два перпендикулярно пересекающихся цилиндрических свода с пятами и шельгами, находящимися на одном уровне. Линии пересечения этих поверхностей полностью соответствуют следам сечения их двумя диагонально расположенными вертикальными плоскостями, и на поверхностях двух пересекающихся сводов получается по четыре распалубки и лотка. Если отбросить лотки, то сомкнутые по диагонали четыре распалубки и образуют крестовый свод: выступающие углы диагональных стыков распалубок-ребра свода дают в плане крест. Крестовый свод опирается в четырех точках, в которые сводятся его пяты. Таким образом, опорные и щековые стены могут отсутствовать, и свод покоится на четырех опорах-стойках - так называемый балдахин. Распалубки могут быть образованы и пересечением любой сводчатой поверхности другим сводом, имеющим тот же или меньший радиус,- полуциркульным, коробовым, эллиптическим и др.

Сомкнутый свод является противоположностью крестового. Он состоит из четырех лотков, которые, смыкаясь по диагонали, образуют входящие углы в противоположность крестовому оводу, ребра которого имеют выступающие углы. Сомкнутым сводом перекрывали не только квадратные и прямоугольные, но и многоугольные в плане помещения, причем свод опирался по всему периметру. Сомкнутый свод известен также под названием монастырского свода.

Зеркальный свод можно представить себе как сомкнутый свод, верхняя часть которого срезана горизонтальной плоскостью, образующей так называемое зеркало. Криволинейные части свода, обрамляющие зеркало, называются паддугами**. Зеркало выполнялось в виде плоского или очень пологого свода. В первом случае свод имел в сечении корытообразную форму, во втором случае он представлял собой свод коробового профиля со средней частью, очерченной большим


* По существу цилиндрический свод может и не замыкаться в Торцах, например в крытых проездах, тоннелях. Замыкание торца может производиться также полукуполом (конхой) или отрезком поперечного свода, (лотком). В этом случае свод называется замкнутым.

** При плоских перекрытиях переход от потолка к стенам иногда представляет собой криволинейную поверхность, которая также называется паддугой.


радиусом. Зеркало свода, обычно отделявшееся от паддуг рельефной рамой, использовалось часто как поверхность для живописного плафона. Зеркальный свод, появившийся впервые в архитектуре эпохи Возрождения, позволил значительно снизить чрезмерную высоту помещений, вызывавшуюся применением цилиндрических, крестовых или сомкнутых сводов, что было особенно важно при увеличении числа этажей зданий.

Купольный свод, или купол, образуется вращением кривой (полуокружности, полуэллипса, параболы и др.) вокруг вертикальной оси. Таким образом, в плане или в горизонтальном сечении купол дает круг, а в любом другом - кривую линию*.

Куполом можно перекрывать не только круглые в плане помещения, где он опирается на стены по всему периметру, но также квадратные и многоугольные. В таком случае переход от купола круглого очертания к помещению квадратной или многоугольной формы осуществляется посредством сферических треугольников - парусов, или пандативов, или путем устройства сводов в виде части конуса - тромпов, а также с помощью системы арок. Сферические паруса несут в своей верхней часта опорное кольцо, на котором возводится купол или стена цилиндрической формы - барабан, перекрываемый куполом. Барабан обычно использовался для размещения оконных проемов для освещения подкупольного пространства. Полукруглые в плане помещения, например апоиды, перекрывали, как правило, полукуполом, или конхой.

Парусный свод можно рассматривать как производный от купольного. Геометрическое построение парусного свода получается путем отсечения от купольной поверхности боковых частей плоскостями призмы, продольная ось которой совмещена с осью купола. Свод такой формы является тем случаем купола на парусах, когда и купол и паруса имеют общий радиус и принадлежат, таким образом, одной и той же сферической поверхности. Верхняя часть такого свода выше парусов, представляющая собой шаровой сегмент, называется скуфьей. Чаще всего таким сводом перекрывали квадратное в плане помещение. Свое наименование он получил благодаря сходству с закрепленным в четырех углах надутым ветром парусом. Парусный свод может перекрывать многоугольные, а также треугольные в плане помещения, например перекрытие тонкостенным парусным сводом большого пролета треугольного в плане помещения - аудитории Массачусетского технологического института. Как и крестовый свод или купол на парусах, парусный свод может опираться на отдельные опоры, образуя балдахин.

Термин «ненарушенный» применяется к любым сводам и даже плоским покрытиям, имеющим небольшой подъем по слабой кривой к середине - вспарушенность. Плоский потолок в больших помещениях обычно делают несколько вспарушенным, чтобы устранить впечатление провисания.

Перечисленные основные формы сводчатых перекрытий не исчерпывают всего разнообразия этих конструктивных систем, применявшихся в истории архитектуры. Существовали различные виды и сочетания приведенных сводов, например своды на распалубках, бочарные и др. Еще большим разнообразием отличаются современные железобетонные и армоцементные своды.

Приемы пластической разработки оводов очень разнообразны. Здесь мы можем коснуться только тех из них, которые вытекают из самой структуры сводчатых перекрытий и отражают их тектонику. Таким является прием расчленения цилиндрического свода подпружными арками**, по которым настилаются плиты, образующие поверхность свода. Этот чисто конструктивный прием, применявшийся в античной римской и романской архитектуре, вводит ритмическое начало в архитектурное решение гладкого цилиндрического свода.


* Существуют купола эллиптические или овальные в плане, форму которых можно рассматривать как результат вращения полуэллипса или полуовала вокруг горизонтальной оси. В зависимости от характера образующей кривой получают купола - разной формы - сферический, в форме полушара, эллиптический (в разрезе), сферо-конический, со стрельчатой верхней частью и др. Все купола, имеющие в сечении очертания дуги круга, называются сферическими.

** Подпружными называются арки, поддерживающие свод или предназначенные для его укрепления; в купольных системах - арки, которые служат опорой для парусов и поддерживают опорное кольцо купола или барабана; в крестовых и парусовых сводах-арки, расположенные по четырем сторонам свода и являющиеся для него опорой.

Распространенным приемом обработки сводов, также связанным с их тектоникой, является кессонирование. В каменном своде, цилиндрическом или коробовом, кессоны получают путем создания каркаса из арок, идущих по кривой поперек свода, и пересекающих из горизонтальных ребер, расположенных вдоль свода. Полученные таким образом ячеи перекрываются плитами*. Однако в чистом виде подобная конструкция встречается крайне редко, примером, ее может служить перекрытие портика капеллы Пацци во Флоренции.

В римских каменных сводах кессоны вытесывались после возведения сводов, как это выполнено в арке Тита в Риме, где кессоны имеют уже чисто декоративное значение, что подтверждается и тем, что разбивка их не совпадает со швами кладки. Более органичный характер имели кессоны в бетонных сводах античных римских сооружений, которые получали путем укладки на опалубку деревянных форм в виде ящиков с соответствующей профилировкой. При бетонировании в местах установки форм образовывались углубления, кессоны, на поверхности свода. Наиболее типичным примером служат кессонированный купол Пантеона и остатки сводов базилики Максенция в Риме.

Обработка кессонами применялась для сводов всех форм - крестовых, купольных и др. Практическое назначение кессонов состоит в облегчении обычно очень толстых бетонных сводов. Таким же образом создавались и кессоны в сводах, выложенных из кирпича. Так же, как и в плоских перекрытиях, кессоны сводов обрабатывались профилями с резьбой, лепкой и другими видами орнаментального декора. Часто в центре кессонов помещались скульптурные розетки, которые иногда выполнялись в металле, как в кессонах свода Казанского собора в Ленинграде.

Появление железобетонных конструкций открыло широкие возможности для выполнения самых разнообразных сводчатых конструкций. Особенно это относится к тонкостенным армоцементным сводам, так называемым сводам-оболочкам, которые при толщине, равной всего нескольким сантиметрам, могут перекрывать громадные пролеты. Для придания сводам большей жесткости применяются волнистые профили оболочек, придающие своеобразный характер поверхности перекрытия. Рациональная форма этих конструкций является одновременно и выразительной архитектурной формой (рис. 93).

Достижения современной строительной техники вызывают к жизни новые архитектурные формы, создают предпосылки для появления нового, современного стиля, который характеризуется синтезом конструктивных, технических и эстетических элементов.

*Такая конструкция аналогична каменным кессонам в перекрытиях птеронов греческих храмов. Виоле-ле-Дюк дает схему такого конструктивного каменного свода, где горизонтальные ребра заклинены в арках.


ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ОПОРЫ

Классическим примером архитектурной формы опоры является колонна. В античной греческой архитектуре стойки-колонны несли горизонтальное перекрытие - антаблемент. В поздней римской архитектуре возникла конструкция, в которой колонны служили опорой для арок, причем арка непосредственно отиралась пятой на капитель колонны или между пятой арки, и капителью вставлялась промежуточная часть в виде антаблемента. Введение аркады на колоннах давало возможность значительно шире раздвинуть их по сравнению с каменными архитравными конструкциями, ограниченными размерами каменной балки. В дальнейшем прием опирания арок и сводов на колонны широко применялся в средневековых сооружениях и в архитектуре эпохи Возрождения (см. рис. 10).

Распространенным видом опоры являются столбы, круглые, многоугольные, квадратные или прямоугольные в горизонтальном сечении. Столбы могут нести балочное или сводчатое перекрытие или аркаду. В классической архитектуре наряду с гладкими столбами можно встретить столбы с разной степенью пластической обработки-пилястрами, лопатками, филенками и т. п. Они обычно имеют плинт, базу и завершение в виде карниза или упрощенной капители. Столбы, поддерживающие арки, обычно завершаются профилем импоста. Мощные столбы, поддерживающие аркады или подпружные арки, называются пилонами.

В античной архитектуре встречаются опоры в виде скульптурных изображений мужской или женской фигуры, например мраморные женские фигуры, которые поддерживают один из портиков Эрех-тейона в Афинах, так называемые кариатиды, или коры, или кариатиды дворца Бельведер в Петродворце (рис. 94). Того же назначения скульптурные изображения мужских фигур носят название атлантов, или теламонов, замечательным образцом которых служат гранитные атланты портика Эрмитажа в Ленинграде. Естественно, что подобные опоры со временем утратили конструктивную роль, превратившись в декоративный элемент, создающий видимость опоры (рис. 95).

Античные гермы, т. е. каменные квадратные столбы, иногда расширяющиеся кверху и заканчивающиеся скульптурным бюстом, также использовались в архитектурных композициях в качестве поддерживающего элемента. Примером могут служить портики Розового павильона в Петродворце (рис. 96). В здании Эрмитажа гермы использованы в качестве вертикального импоста в двойных окнах главного фасада (см. рис. 86).

В современном строительстве в качестве вертикальных опор применяются преимущественно железобетонные или металлические стойки, форма которых видоизменяется в широких пределах как в части пропорций, так и в отношении абриса горизонтального сечения. При соответствующем армировании железобетонные колонны могут иметь очень большую высоту относительно диаметра и малое сечение при сравнительно больших нагрузках. Их поперечное сечение может быть кругом, квадратом, прямоугольником, причем последний может быть сильно вытянутым, так что стоика при обретает вид ребра. Стойка может быть также многогранной, имеет в сечении сложный профиль с западами и т. п., что достигается применением соответствующей опалубки. Указанные особенности способствуют выявлению характера железобетонных стоечных конструкций.

Можно выделить некоторые разновидности современных опор, характеризуемые особенностями их конструкции. К таким опорам можно гнести расширяющиеся кверху опоры, поддерживающие грибовидные ли воронкообразные перекрытия, У-образные опоры, поддерживающие перекрытие в двух точках, веретенообразные - отражающие распределение усилий в стойке, и др. (рис. 97).

БАЛКОНЫ

Балконы являются элементами здания, которые служат определенным практическим целям, улучшая функциональные качества сооружения. Вместе с тем они представляют собой важные композиционные элементы, участвующие в формировании облика здания и способствующие достижению большей его пластической выразительности. Балконы способствуют связи внутренних помещений с наружным пространством. летний период, особенно в местностях с теплым климатом, они дополняют полезную площадь помещений, что весьма существенно для жилых некоторых других типов зданий.

Монтаж проёмов в каркасном доме – дело довольно сложное, что связано с непростой конструкцией и многослойностью стен в подобных строениях. Установка окон своими руками в уже готовый проём много времени не займёт, да и двери установить тоже будет не проблема. Но первоначально всё равно нужно будет сделать проёмы, отделка которых отнимает много времени. О них и будет идти речь в статье.

Отделка и обустройство оконных проёмов в каркасном доме

Несмотря на то что теория строительства каркасных домов кажется предельно простой, когда дело доходит до практики, всё существенно усложняется. Особенно это касается того момента, когда необходимо делать дверные проёмы и установить окна своими руками.

Главная проблема заключается в том, что каркасные стены многослойные. Внешние стены быстровозводимых домов отличаются большими слоями (в стандартной комплектации – 9 слоёв, включая теплоизоляцию, плиты ОСБ, гидроизоляцию и так далее).

С перегородками (внутренними стенами здания) всё несколько проще, так как там только 4 слоя. Именно по этой причине дверные проёмы установить легче своими руками, чем установить оконный проём. Отделка проёмов - процедура необязательная, но желательная.



Схема устройства стандартного оконного проёма в каркасном доме

Иногда бывает и так, что владелец здания, который осуществляет строительство своими руками, делает проёмы неровными, из-за чего их приходится выравнивать при помощи цементного раствора.

Внешние стены быстровозводимых домов - многослойные, обычно они состоят из 9 слоёв.

Также стоит добавить, что установка и отделка двери, проёма под ней, по своей технологии ничем не отличается от таких же работ по созданию оконных проёмов. Так что, стоит разобрать вопрос лишь с установкой окон и проёмов под них, а уже затем эту практику можно использовать и для установки двери.

Особенности каркаса

Каркас быстровозводимого дома практически всегда состоит именно из деревянных элементов (крайне редко – из металлического профиля). В силу этих причин обязательно нужно рассчитывать предельно допустимую нагрузку на такие элементы, особенно на угловые части конструкции.

Для того чтобы обеспечить равномерную нагрузку на фундамент, принято делать и верхнюю, и нижнюю обвязку каркаса, при этом шаг стоек будет составлять около 1 метра.



Пример устройства проёмов в канадском каркасном доме с использованием хидера

Это очень важно, так как от данного параметра зависит, к примеру, то, можно ли установить пластиковое окно с “тёплым стеклопакетом” или нет (главная проблема таких окон заключается в том, что они сильно увеличивают нагрузку на дом, особенно если последний – щитовой, облегчённый, какими часто бывают небольшие дачные домики).

А если человек собирается сделать каркасный дом с панорамными окнами, то здесь главное, чтобы рамы встали вровень, что своими руками осуществить довольно затруднительно. Это касается не только оконных выемок, но и тех, где будут стоять двери.

Так вот, как уже было отмечено выше, шаг стоек должен составлять около 1 метра, но там, где будут находиться различные отверстия для окон, этот шаг обязательно должен быть шире. Важный момент: если человек желает совершить установку окон, длина которых превышает 120 сантиметров, он должен знать, что подобные окна в каркасном доме слишком усложнят конструкцию.



Устройство боковых опор в оконном проёме каркасного дома

Во-первых, это потребует существенных дополнительных затрат, во-вторых, своими руками подобные конструкции уже точно не установишь. Да и времени это займёт довольно много.

Отделка отверстий может осуществляться 2 способами:

  1. используя такое устройство, как ригель (речь идёт о финской технологии возведения каркасных домов);
  2. используя такое устройство, как хидер (речь идёт о канадской технологии возведения каркасных домов).

В России по канадской технологии каркасные дома практически не строят, предпочитая финскую с использованием ригеля.

Ригель и его устройство

Как уже было отмечено, финский способ организации отверстий для окон основан на использовании ригеля. Ригели являются большими опорными балками, причём на эти балки опираются все другие элементы конструкции дома, в том числе, это касается и окон, и дверей.



Схема устройства дверного проёма в каркасном доме

Интересно, что опорная балка может быть и верхней, и нижней, однако, используется только одна. Чаще всего финский способ применяют, если есть необходимость установить пластиковое окно, имеющее относительно большой вес.

Если рассматривать конкретно каркасный дом, то в нём ригелем будет являться доска, которая стоит как бы на ребре и врезана в верхнюю часть стойки каркаса. Функция этой доски сводится, в основном, к тому, что она равномерно распределяет нагрузку от балок перекрытия к проёмам для окон, это же касается и двери. Чаще всего ригель является не цельным, а состоит из нескольких разных частей.

Дело в том, что доски длиной более 6 метров при строительстве каркасных домов не используют, а стена дома, как правило, длиннее 6 метров. Интересно, что устройство стыкуется исключительно со стойкой для окон, что делает саму конструкцию гораздо более надёжной.



Проём в стене каркасного дома

Правда, есть один нюанс: при строительстве дома своими руками надо избегать ситуации, когда ригель состыковывается со стойкой в том месте, где уже есть стык верховой обвязки. Иначе конструкция получится попросту неустойчивой, что может привести к тому, что пластиковое окно банально упадёт.

Кстати, специалисты рекомендуют не использовать пластиковые рамы в каркасных домах, а отдавать предпочтение деревянным. С другой стороны, отделка деревянной рамы – задача тоже не из лёгких, да и обслуживать её придётся постоянно. Своими руками сделать ригель довольно легко, кстати говоря.

Хидер и его устройство

Отделка отверстий для окон по канадскому способу предполагает использование хидера и двойных стоек. Сами по себе стойки представляют собой одну основную и вторую дополнительную (по этой причине их и именуют двойными).

Оконные стойки также устанавливаются и сверху, и снизу оконного отверстия, их шаг – как и обычный для каркаса. В стенах, где окна или двери отсутствуют, нагрузка от верхней обвязки равномерно передаётся через стойки к фундаменту. Но там, где присутствует отверстие, расстояние между основной и дополнительной стойкой довольно большое.



Ригель в каркасной стене финского дома

По этой причине в домах, возводимых по канадской технологии, и устанавливают хидер. Обычно он состоит из сдвоенного (в редких случаях – даже строенного) бруса, его высота может колебаться в диапазоне от 100 до 130 сантиметров, но не менее и не более.

Конкретные размеры из этого диапазона будут зависеть от величины самого окна и поперечной балки (имеются в виду лаги перекрытия). Хидер принимает всю нагрузку на себя и равномерно распределяет её по стойкам и на фундамент. В целом, он в точности выполняет ту же самую функцию, что и ригель, так что, своими руками можно сделать и то, и другое.

Правда, специалисты утверждают, что установка хидера не так популярна, так как она обусловлена большими трудозатратами, чем установка ригеля. Впрочем, если отделка отверстий осуществляется специалистами, то это не имеет большого значения. Отделка будет стоить примерно одинаково, независимо от того, осуществляют её по канадской или финской технологии.



Схема фронтона каркасного дома

Высота хидера может колебаться в диапазоне от 100 до 130 см.

Советы и рекомендации по обустройству проёмов в каркасном доме

На что стоит обратить внимание при обустройстве отверстий:


Видео

Можете посмотреть видео, где специалисты рассказывают о том, как правильно обустраивать оконные и дверные проёмы в каркасных домах.



 
Статьи по теме:
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з
Рыба на решетке - самое вкусное и ароматное блюдо
Особенность приготовления рыбы на мангале состоит в том, что независимо от того, как вы будете жарить рыбу — целиком или кусочками, кожу снимать не следует. Тушку рыбы нужно разделать очень аккуратно — старайтесь разрезать ее таким образом, что голова и х
Ю.Андреев - Живой журнал! Андреев Ю.А. Юрий Андреев: биография
Андреев Ю.А. - об авторе Юрий Андреевич родился в Днепропетровске. В 1938 году семья переехала из Днепропетровска в Смоленск, где встретила войну (отец - кадровый военный). В 1944 семья переехала в Ленинград по месту службы отца. Окончил школу с золотой