Почему пчелы общественные насекомые. Пчелы и муравьи- общественные насекомые план-конспект урока на тему. V. Домашнее задание

Урок по теме « Пчёлы и муравьи общественные- насекомые»

Цель:

- выделить особенности строения медоносной пчелы и муравья в связи с общественным образом жизни;

Показать роль в природе и значение в жизни человека; доказать необходимость охраны этих насекомых ;

- расширять кругозор учащихся.

Методы обучения : репродуктивный, поисковый, исследовательский, метод коллективного принятия решения

Тип урока: изучение нового материала .

Форма организации занятий : учебный проект.

Типология проекта : информационно – исследовательский, краткосрочный.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Пчёлы и муравьи -общественные насекомые, книги, раздаточный материал, дидактические карточки.

Форма организации работы в классе : классно-урочная, групповая, индивидуальная.

Содержание урока:

I . Организационный момент (Взаимное приветствие учащихся и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку)

Стадия вызова:

Прежде, чем сообщить тему сегодняшнего урока, я загадаю Вам загадки, а Вы должны угадать, о чем пойдет речь на уроке.

1. Я пахну летом и пыльцой.

Лечу к цветочкам пулей.

Но я бываю очень злой.

К тому, кто лезет в улей!

2. На поляне возле ёлок Дом построен из иголок. За травой не виден он, А жильцов в нём миллион.

II .Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала . Активизация опорных знаний и умений.

- На предыдущих уроках мы начали изучать самый многочисленный тип животных - тип Членистоногие. Какие признаки данного типа наблюдаются у пчелы и муравья? (выслушиваю ответы детей).

Членистые конечности

Наличие хитинового покрова.

К какому к классу вы бы отнесли данных животных?

(к классу Насекомых).

Как Вы уже поняли героями нашего урока будут пчёлы и муравьи.

В виду того, что информации об этих насекомых очень много, изучать эту тему мы будем в рамках проекта.

Цели проекта:

    Изучить систематическое положение медоносной пчелы и муравья;

    изучить строение медоносной пчелы;

    изучить полиморфизм в улье и муравейнике; найти признаки сходства и отличия;

    изучить значение пчёл и муравьёв в природе и жизни человека; охрану насекомых;

    изучить историю пчеловодства;

    сделать вывод почему пчёл и муравьёв относят к общественным животным;

    презентовать наш проект.

III .Этапы работы над проектом.

1.Формируются 3 группы учащихся:

Каждая группа получает инструктивную карту, на которой напечатан план изучения области темы. Листы- ответа.

На сегодняшнем уроке работа будет проводится по группам

    « Теоретики», 2 « Пчеловоды», 3 « Биологи».

    Просьба к участникам групп помнить правила работы в группе, соблюдать время.

    На групповую работу отводится 20 минут, время выступления оратора 3-4 минуты.

    Просьба начать работу с ознакомления инструктивной карты.

    Я желаю вам удачи.

Инструктивная карта «ТЕОРЕТИКИ»

Цель: изучить систематическое положение медоносной пчелы и муравья, выяснить их значение в природе и жизни человека, предложить меры охраны насекомых.

1.Систематичесое положение пчелы и муравья.

2. Внешнее строение пчелы:

Рассмотрите подробнее строение рабочей пчелы на рис. 1 (справочный материал) и ответьте на вопросы?

    На какие отделы разделено тело пчелы?

    Сколько пар крыльев?

    Сколько пар ног?

    Какие органы чувств различаются на голове пчелы?

    Особенности в строении задних ног. Как вы думаете, для чего они нужны?

3. Какого значение пчёл и муравьёв в природе и жизни человека.

4. Предложите меры по охране насекомых.

5. Сделайте вывод почему пчёл и муравьёв называют общественными насекомыми?

Инструктивная карта «Пчеловоды»

Цель: изучить историю пчеловодства.

1. Откуда мы могли узнать информацию о том, что пчела с незапамятных времён сделалась домашним животным человека?

3. Какими продуктами пчеловодства платили дань, подати и налоги?

4. Что использовали древние славяне вместо сахара, а что - для света?

5. Как называлось древнее пчеловодство?

6. Что изобрёл в 1814 году украинский помещик Пётр Иванович Прокопович?

7.Сделайте вывод в котором отражено значение пчёл в природе и жизни человека.

Инструктивная карта «Биологи»

Цель: изучить полиморфизм в улье и муравейнике; найти признаки сходства и отличия.

    Теоретическая часть.

1.Полиморфизм пчелиной семьи.

2.Полиморфизм муравьиной семьи.

3. Что называется роением? В чём его биологическая роль?

    Практическая часть.

Используя материал учебника стр 135-136 и справочный материал заполните таблицу "Полиморфизм пчёл и муравьёв»

Признаки сравнения.

Полиморфизм пчёл и муравьёв

Матка

пчелы

Матка

муравья

Трутень

Самец муравья

Рабочая пчела

Рабочие муравьи

1. Размеры тела.

l = 18-20 мм m = 0,25 г

До 50 мм

l = 15-16 мм m = 0,2 г

До 50 мм

l = 12-14 мм m = 0,1 г

2 мм

2. Количество особей в семье.

1

2 и более

Несколько

десятков

От нескольких десятков до нескольких сотен

70 000

От нескольких десятков до миллиона

3. Сроки жизни.

До 5 лет

12-20 лет

1 сезон

Несколько дней, недель

1 сезон

До 3 лет

4. Особенности строения.

Крупная пчела, длинное заострённое брюшко; связано с её воспроизводительной функцией

похожа на рабочих, но отличаются от них строением груди и более крупными размерами. Имеют крылья, которые откусывают себе после оплодотворения

пчела средней величины с очень крупными глазами , соприкасающимися на затылке, брюшко округлое

Развиваются из неоплодотворённых яиц,имеют крылья

на задних ногах корзиночки , на брюшке зеркальца, расширение пищевода - медовыйзобик; на конце брюшка жало

Самки с недоразвитой половой системой , Крылья у них отсутствуют, имеется упрощённое строение груди, глаза меньше, чем у самок, или отсутствуют

5. Выполняемые функции.

Спаривание

и откладывание яиц

Спариваие

И откладывание яиц

Оплодотворение

самки

Оплодотворение самки

Чистка ячеек, кормление матки и личинок, строительство сот, разведка, сбор пищи, защита улья.

Забота о семье (Охранники, «няньки», чистят гнездо и тд)

Ответьте на вопросы?

1.Дайте понятие полиморфизм?

2. Сделайте вывод в чём заключается полиморфизм у пчёл и муравьёв,с чем это связано.

2.Поиск информации.

Учащимся предлагается найти ответы на вопросы, указанными в инструктивной карте. Учащиеся работают с учебником, дополнительной литературой.

3.Обработка информации .

Учащиеся в группах заполняют карты ответа, готовят выступление – защиту проекта, определяют из своей группы выступающего.

4. Защита проекта.

Представители каждой группы презентуют свою работу, рассказывают о своих достижениях, делают выводы:

1. Пчела и продукты её жизнедеятельности имеют огромное практическое значение. Но самое большое значение деятельности пчёл проявляется в опылении растений.

2. Пчелиная семья состоит из матки, трутней и рабочих пчёл. Между ними в семье распределены обязанности.

4. Особенности строения рабочей пчелы связаны с её "профессиональными" обязанностями.

5. Пчела и муравей - "общественные" насекомое, обладающее сложным инстинктивным поведением, в их заботливом уходе за "деткой", в целесообразности разделения труда между членами семьи, в их удивительном строительном искусстве

IV . Домашнее задание.

Задания на выбор:

Подготовить сообщения о тутовом шелкопряде

Производство шёлка

Насекомых занесённых в Красную книгу.

V . Итоги урока и рефлексия.

Ребята, вы проделали большую работу.

Делаю свой комментарий. И предлагаю кратко ответить на вопросы

Какое у вас настроение?

Продолжите пожалуйста фразу

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались…

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

Завтра я хочу на уроке…

Общественные насекомые. Большинство насекомых ведет одиночный образ жизни. Однако есть и общественные насекомые. К ним относятся термиты, шмели, осы, муравьи, пчелы. Сообщество этих насекомых представляет собой одну большую разросшуюся семью. В семье есть отдельные группы, которые выполняют разные функции: собирают пишу, делятся ею друг с другом, ухаживают за личинками, охраняют гнездо.

Большую часть живущих в муравейнике (рис. 104) муравьев составляют бескрылые рабочие особи - это бесплодные самки. Число их иногда достигает миллиона. Кроме них в муравейнике живет царица. У нее тоже нет крыльев. Она обламывает их после брачного полета. Всю жизнь она откладывает яйца, а вся забота о муравейнике лежит на рабочих муравьях. Они добывают корм, ремонтируют и чистят муравейник, кормят личинок и царицу, обороняют муравейник в случае нападения врагов.

Раз в год, в начале лета, в муравейнике из куколок появляются крылатые самки и самцы, которые отправляются в брачный полет. После спаривания самцы погибают, а самки сбрасывают крылья и основывают новый муравейник. Большинство муравьев - хищники. Некоторые питаются сладкими выделениями тлей. Для этого муравьи охраняют, «пасут» этих насекомых, кормящихся на растениях, иногда строят для них укрытия.

Рис. 104. Поперечный разрез муравейника: 1 - камеры с яйцами; 2 - камеры с личинками: 3 - камеры с куколками

Другие виды муравьев разводят в подземных камерах для питания грибы, принося туда измельченные листья растений. Есть растительноядные муравьи. Муравьи общаются, прикасаясь друг к другу усиками, ножками и головой. Кроме того, у них существует «химический язык» - они выделяют особые вещества, которыми метят свои дорожки. По запаху муравьи узнают родственников и врагов.

К общественным насекомым относится медоносная пчела. Крупная семья пчел насчитывает до 100 тыс. особей, которые живут в улье (рис. 105, А). В улье большинство насекомых - рабочие пчелы. Это бесплодные самки, у которых видоизмененный яйцеклад служит жалом. Они чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов. Живут они только один сезон (около года). В пчелиной семье главная пчела - матка, которая откладывает яйца - до 2000 в сутки. Живет она около пяти лет. Весной, в мае - июне, в пчелиной семье из куколок появляются новая матка и несколько десятков самцов, которых называют трутнями: никакого участия в работе они не принимают, а основная их задача - оплодотворение матки. Старая самка с частью рабочих пчел покидает улей - происходит роение. Пчеловоды собирают рой и поселяют его в новом улье. Осенью рабочие пчелы изгоняют оставшихся трутней из улья, и они погибают.

Рис. 105. Пчелы: А - пчелиный улей; Б - схема «танца» пчел

Вся забота об улье лежит на рабочих пчелах: взрослея, каждая рабочая пчела меняет несколько «профессий». Сначала они строят соты, чистят ячейки, кормят личинок, принимают корм у прилетающих пчел и распределяют его в улье, вентилируют улей, охраняют его и, наконец, начинают вылетать из улья за нектаром. Пчелы общаются друг с другом, как и муравьи, при помощи прикосновений и выделяемых веществ.

Однако только у пчел имеется «язык танца». При помощи особых телодвижений и перемещений одна пчела может сообщить другим, где находятся богатые нектаром цветущие растения (рис. 105, Б). Пчела-разведчица «танцует» в улье на сотах.

Сложное поведение общественных насекомых называется инстинктивным, потому что инстинкт - совокупность врожденных форм поведения, закрепленных наследственно и свойственных определенному виду животных. Поведение общественных насекомых настолько сложное, что наводит многих людей на мысль, что оно разумно. Однако эти действия животных инстинктивны, бессознательны.

Медоносную пчелу издавна разводит человек. Она распространена по всему земному шару. Человек получает от пчел воск, мед, различные лекарственные препараты (прополис, пчелиный яд, пчелиное молочко).

На нижней стороне брюшка рабочей пчелы находятся особые железы, которые выделяют воск. Из него пчелы строят соты. На задних ногах пчел имеются участки, окруженные длинными хитиновыми волосками, - корзиночки. Пчелы ползают по цветкам, и пыльца попадает на волоски их тела. Потом пчела счищает пыльцу в корзиночку с помощью специальных щеточек на лапках ног. Вскоре там образуется комочек пыльцы - обножка, которую пчела переносит в улей. Перга - пропитанная медом пыльца - служит запасом белкового корма пчелиной семьи.

У рабочих пчел имеется своеобразное расширение пищевода - медовый зобик. Из собранного с цветков нектара, который прошел через медовый зобик, образуется основной запас пищи пчелиной семьи - мед. Медом наполняются ячейки, которые пчелы закрывают тонким восковым слоем. За год от одной пчелиной семьи можно получить до 100 кг меда.

Хотя человек издавна разводил пчел, разборные рамочные ульи были изобретены сравнительно недавно - в 1814г. русским пчеловодом П.И. Прокоповичем. До этого, чтобы извлечь мед из пчелиного гнезда, которое, как правило, располагалось в выдолбленной колоде дерева, надо было разламывать соты, то есть разорять пчелиную семью. Уцелевший рой пчел может жить самостоятельно, без помощи человека. Это свидетельствует о том, что пчелы еще не полностью одомашнены.

Тутовый шелкопряд. Существуют и другие полезные для человека насекомые. Таковы шелкопряды. Это единственное насекомое, не встречающееся в природе в диком состоянии (рис. 106). Самки его даже «разучились» летать. Взрослое насекомое - толстая бабочка с беловатыми крыльями размахом до 6 см. Гусеницы этого шелкопряда едят только листья шелковицы, или тутового дерева.

Рис. 106. Стадии развития тутового шелкопряда: 1 - самка, откладывающая грену; 2 - гусеница; 3 - формирование кокона; 5 - куколки в коконе

Ученые предполагают, что в диком состоянии предок тутового шелкопряда обитал в предгорьях Гималаев. Разводить шелкопряда стали в Китае около 3000 лет до н. э. В наше время это насекомое полностью одомашнено. Сейчас его разводят в Китае, Японии, Индокитае, в Южной Европе, Южной Америке, Средней Азии и на Кавказе - там, где растет шелковица (тутовое дерево). Существует несколько десятков пород тутового шелкопряда, различающихся по длине, прочности и окраске производимой ими шелковой нити.

Самки тутового шелкопряда откладывают яйца (каждая - до 600 яиц), которые называются греной. Из них появляются гусеницы. Этих гусениц содержат в специальных помещениях на кормовых этажерках, выкармливают листьями шелковицы. При окукливании каждая гусеница в течение трех суток вьет кокон из очень тонкой нити, длина которой достигает 1500 м.

Шелковая нить выделяется особой шелкоотделительной железой, расположенной на нижней губе гусеницы.

Готовые коконы шелководы собирают, обрабатывают горячим паром, а потом специальными машинами разматывают шелковые нити. Часть коконов оставляют для выведения бабочек на воспроизводство.

Шелк используют в легкой промышленности для получения тканей, в медицине (из него делают нити для сшивания ран) и в авиации.

Охрана насекомых. Человек очень сильно влияет на окружающую среду (распахивает целинные степи, вырубает леса, использует ядохимикаты). Поэтому численность многих видов животных, в том числе насекомых, сокращается. Некоторые виды находятся на грани исчезновения. В связи с этим редкие виды насекомых взяты под oxpairy. Созданы Красные книги, куда занесены сведения об особо охраняемых редких животных (рис. 107), причинах их бедственного положения и мерах охраны. Среди насекомых нашей страны, занесенных в Красную книгу, встречается дыбка степная - большой степной кузнечик, обитающий в степях на юге России. Область распространения этого кузнечика сократилась в связи с распашкой целинных степей. Из жуков на страницы Красной книги попало несколько видов крупных хищных жуков - жужелиц. На юге Дальнего Востока охраняется самый крупным жук России - реликтовый дровосек, длина тела которого достигает 10,8 см, длина личинки до 17 см. Он попал на страницы Красной книги в связи с вырубкой старых деревьев, в древесине которых развиваются его личинки.

Рис. 107. Редкие и охраняемые насекомые: 1 - дыбка степная; 2 - аполлон; 3 - дальневосточный реликтовый дровосек; 4 - жужелица кавказская; 5 - шмель стенной; 6 - перламутровка зенобия

В Красную книгу занесены и многие виды шмелей, например шмель изменчивый и шмель степной. Среди бабочек, занесенных в Красную книгу, можно назвать аполлопа, мпемозину, перламутровку зенобию. Они охраняются Законом «Об охране животного мира».

Роль насекомых в природных сообществах огромна. Насекомые - важнейшие опылители цветковых растений. Они служат пищей различным беспозвоночным (паукам, многоножкам), рыбам, амфибиям, рептилиям, птицам и зверям, даже некоторым насекомоядным растениям (росянке). Среди насекомых много санитаров, которые помогают перерабатывать в минеральные вещества органические остатки растений и животных. Почвенные насекомые и их личинки повышают плодородие почвы, перемешивая и удобряя ее своими экскрементами. Велика роль насекомых в круговороте веществ в природе.

Упражнения по пройденному материалу

  1. Какие особенности поведения и образа жизни характерны дли обитателей муравейника?
  2. Охарактеризуйте состав пчелиной семьи и функции каждой группы пчел.
  3. Почему муравьев и пчел относят к общественным насекомым? Поясните их значение в природе и в жизни человека.
  4. На основании каких признаков тутовый шелкопряд относят к домашним животным? Какое значение в хозяйственной деятельности человека имеет это насекомое?

Общественные и одомашненные насекомые

Большинство насекомых ведет одиночный образ жизни. Однако есть и общественные насекомые . К ним относятся термиты, шмели, осы, пчелы, муравьи . Сообщество этих насекомых представляет собой одну большую разросшуюся семью. Общественные насекомые делятся пищей друг с другом, совместно ухаживают за личинками, охраняют гнездо.

Пчелы и муравьи - общественные насекомые

Пчелы. К общественным насекомым относится медоносная пчела . Крупная семья пчел насчитывает до 100 тыс. особей, которые живут в улье . В улье большинство насекомых - рабочие пчелы. Это бесплодные самки, у которых видоизмененный яйцеклад служит жалом . Они чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов. Живут они один теплый сезон (менее года). В пчелиной семье главная пчела - матка , которая откладывает яйца - до 2000 в сутки. Матка крупнее рабочих пчел. Живет она около пяти лет. Весной, в мае - июне, в пчелиной семье из куколок появляются новая матка и несколько десятков самцов, которых называют трутнями : никакого участия в работе они не принимают, а основная их задача - оплодотворение матки. Осенью рабочие пчелы изгоняют оставшихся трутней из улья, и они погибают.

Вся забота об улье лежит на рабочих пчелах: взрослея, каждая рабочая пчела меняет несколько "профессий". Она строит соты, чистит ячейки, кормит личинок, принимает корм у прилетающих пчел и распределяет его в улье, вентилирует улей, охраняет его и, наконец, начинает вылетать из улья за нектаром. Пчелы общаются друг с другом так же, как и муравьи, - при помощи прикосновений и выделяемых веществ.

Однако только у пчел имеется "язык танца". При помощи особых телодвижений и перемещений одна пчела может сообщить другим, где находятся богатые нектаром цветущие растения . Пчела-разведчица "танцует" в улье на сотах.

На нижней стороне брюшка рабочей пчелы находятся особые железы, которые выделяют воск . Из него пчелы благодаря сложным инстинктам строят соты . На задних ногах пчел имеются участки, окруженные длинными хитиновыми волосками, - корзиночки. Пчелы ползают по цветкам, и пыльца попадает на волоски тела насекомого. Потом пчела счищает пыльцу в корзиночку с помощью специальных щеточек на лапках ног. Вскоре там образуется комочек пыльцы - обножка, которую пчела переносит в улей. Перга - пропитанная медом пыльца - служит запасом белкового корма пчелиной семьи.

У рабочих пчел имеется своеобразное расширение пищевода - медовый зобик . Из собранного с цветков нектара, который прошел через медовый зобик, образуется основной запас пищи пчелиной семьи - мед . Медом наполняются ячейки, которые пчелы закрывают тонким восковым слоем. За год от одной пчелиной семьи можно получить до 100 кг меда.

Хотя человек издавна разводил пчел, разборные рамочные ульи были изобретены сравнительно недавно - в 1814 г. украинским пчеловодом П. И. Прокоповичем. До этого, чтобы извлечь мед из пчелиного гнезда, которое, как правило, располагалось в выдолбленной колоде дерева, надо было разламывать соты, то есть разорять пчелиную семью. Уцелевший рой пчел может жить самостоятельно, без помощи человека. Это свидетельствует о том, что пчелы еще не полностью одомашнены.

Муравьи - общественные перепончатокрылые. Жала у них нет, но сохранилась ядовитая железа, благодаря которой они могут защититься от врагов. Рыжие лесные муравьи приносят большую пользу лесу. Муравьи одного муравейника поедают за день десятки тысяч насекомых и защищают от вредителей лес на площади 0,2 га. Они живут семьями.

Муравейник состоит из надземной и подземной частей. Большую часть живущих в муравейнике муравьев составляют бескрылые рабочие особи - это бесплодные самки. Число их иногда достигает миллиона. Кроме них в муравейнике живет царица. У нее тоже нет крыльев. Она обламывает их после брачного полета. Всю жизнь она откладывает яйца, а вся забота о муравейнике лежит на рабочих муравьях. Они добывают корм, ремонтируют и чистят муравейник, кормят личинок и царицу, обороняют муравейник в случае нападения врагов. Раз в год, в начале лета, в муравейнике из куколок появляются крылатые самки и самцы, которые отправляются в брачный полет. После спаривания самцы погибают, а самки сбрасывают крылья и основывают новый муравейник. Могут они попасть и в тот муравейник, в котором проходило их развитие.

Большинство муравьев - хищники. Некоторые питаются сладкими выделениями тлей. Для этого муравьи охраняют, "пасут" этих насекомых, кормящихся на растениях, а иногда строят для них укрытия. Другие виды муравьев разводят в подземных камерах для своего питания грибы, принося для этого измельченные листья растений. Есть растительноядные муравьи.

Муравьи общаются, прикасаясь друг к другу усиками, ножками и головой. Кроме того, у них существует "химический язык" - они выделяют особые вещества, которыми метят свои дорожки. По запаху муравьи узнают родственников и врагов.

Сложное поведение общественных насекомых называется инстинктивным, потому что инстинкт - совокупность врожденных моментов поведения, закрепленных наследственно и свойственных определенному виду животных. Поведение пчел, муравьев и некоторых других животных настолько удивительно и сложно, что наводит многих людей на мысль, что оно разумно. Однако эти действия животных инстинктивны, бессознательны.

Одомашненные насекомые

Существует единственное полностью одомашненное насекомое , не встречающееся в природе в диком состоянии, - тутовый шелкопряд ; самки этого вида даже "разучились" летать. Взрослое насекомое - толстая бабочка с беловатыми крыльями размахом до 6 см. Гусеницы этого шелкопряда едят только листья шелковицы, или тутового дерева.

Ученые предполагают, что в диком состоянии предок тутового шелкопряда обитал в предгорьях Гималаев. Бабочка была одомашнена в Китае около 3 тыс. лет до н. э. В наше время это насекомое полностью одомашнено. Его разводят в Китае, Японии, странах Индокитая, в Южной Европе, Южной Америке, Средней Азии и на Кавказе - там, где может произрастать дерево шелковица. Существует несколько десятков пород тутового шелкопряда, различающихся по длине, прочности и окраске производимой ими шелковой нити.

Самки тутового шелкопряда откладывают яйца (каждая самка - до 600 яиц), которые называются греной . Из них появляются гусеницы. Этих гусениц в специальных помещениях на кормовых этажерках выкармливают листьями шелковицы. При окукливании каждая гусеница в течение трех суток вьет



 
Статьи по теме:
Как и сколько печь говядину
Запекание мяса в духовке популярно среди хозяек. Если все правила соблюдены, готовое блюдо подают горячим и холодным, делают нарезки для бутербродов. Говядина в духовке станет блюдом дня, если уделить внимание подготовке мяса для запекания. Если не учесть
Почему чешутся яички и что предпринять, чтобы избавиться от дискомфорта
Многие мужчины интересуются, почему у них начинают чесаться яйца и как устранить эту причину. Одни считают, что это из-за некомфортного белья, а другие думают, что дело в нерегулярной гигиене. Так или иначе, эту проблему нужно решать. Почему чешутся яйца
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з