Кальвин Жан – краткая биография. Кальвин, жан

Введение

1.Жан Кальвин: жизнь и деятельность

2. Протестантизм - движение в оппозицию гуманизму

Введение

Великим вкладом Франции в дело Реформации стал ее выдающийся сын Жан Кальвин. Во Франции он родился, вырос, учился, принял евангельскую веру, был арестован, выслан и наконец обрел поддержку малочисленных, но воинственных последователей, которые были готовы сражаться и умереть за свои убеждения. Третья военная кампания Габсбургов и Валуа вынудила Кальвина избрать окольный путь из Парижа в Страсбург. В женевском гостиничном номере, где Кальвин намеревался задержаться не более одной ночи, обладатель огненно-рыжих бороды и волос, французский реформатор Гийом Фарель, который вместе с Пьером Вире изгнал из этого города папизм, уговорил его остаться и помочь в реформировании Женевы.

Все время, которое Кальвин был в Женеве, он не переставал проповедовать: два раза в воскресенье и три раза среди недели. Кальвин верил, что все Слово Божие, без исключения, написано для верующих и оно должно быть проповедано все, а не только какие-то выбранные места. Писание объясняет само себя. Поэтому Кальвин проповедовал книгу за книгой, стих за стихом. Когда он через три года вернулся из изгнания, то взял для проповеди стих, следующий за тем, на котором вынужден был прерваться и продолжил проповедовать.

Кальвин проповедовал без каких бы то ни было записей, но тем не менее сохранилось 2200 записанных его проповедей. Это стало возможно благодаря приставленному к нему стенографисту, который записывал то, что говорил Кальвин с кафедры.

Кальвин был теологом-миссионером. Хотя он и не жил во Франции, но много сделал для распространения там благой вести. В 1550г. он основал школу, где обучались пасторы и проповедники для Франции. Они стали глашатаями благовестия в этой стране, где проповедовать было опасно для жизни. В Женеве жили многие эмигранты из Франции, в том числе и печатники. И в городе с населением всего 15000 человек работали 30 издательских домов. Огромное количество литературы, включая Библию, отправлялось во Францию. В 70-е годы во Франции каждый десятый был протестантом. Когда Кальвин покидал Францию в 30-е годы, там их практически не было.

Кальвин действительно был человеком великого мужества и самоотверженного служения. Беза писал: «Я знал его на протяжении шестнадцати лет и считаю себя вправе утверждать, что в этом человеке все являет образец христианской жизни и смерти, который трудно умалить и с которым трудно соревноваться». При всех своих ошибках, упрямстве, нетерпимости и внезапных вспышках раздражительности, недостатке простоты, великодушия и открытости, Кальвин был духовным гигантом в эпоху ужасного хаоса. Умеренный скептик девятнадцатого века Эрнст Ренан заключил: «Кальвин имел успех, потому что был величайшим христианином своего времени». Сам Кальвин счел бы эти слова ложью или, в лучшем случае, пристрастным суждением.

Целью исследования является рассмотрение религиозно-политического учения Жана Кальвина.

Основные задачи:

    Изучить литературу по проблеме исследования.

    На основе теоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания о биографии Жана Кальвина.

    Рассмотреть сущность и специфику религиозно-политического учения Жана Кальвина.

1. Жан Кальвин: жизнь и деятельность

Жан Кальвин родился в Нуайоне, около Парижа, в 1509 году. Его прошлое интересно с точки зрения его симптоматичности для нового строя. Отец его, Жерар Кальвин, происходил из семьи, многие поколения которой обслуживали баржи на реке Уазе. Сам Жерар, отказавшись от этой профессии ради духовной карьеры, вполне заслуженно занимал ряд должностей с весьма звучными наименованиям: “апостолический нотариус”, “фискальный прокурор графства”, “клерк церковного суда”, “секретарь епархии” и “агент капитула” Жан второй сын Жерара, сначала предполагал стать священником, но отказался от своего намерения по совету отца и посвятил себя юриспруденции. До этого момента он был молодым человеком эразмовского склада: общительным в кругу друзей, с изысканным вкусом и блестящим знанием латыни -словом, типичным представителем эпохи Возрождения. И все же в нем было нечто такое, за что он получил прозвищеВинительный падеж.

В течение 1533 года с Кальвином произошла перемена: он нашел свое жизненное призвание, “подсказанное ему, - как он говорил позже, - и одобренное божественным провидением”. Теперь Кальвина стали подозревать в ереси, и он оказался под угрозой наказания. В 1534 году Жан Кальвин нашел себе убежище в швейцарском городе Базеле. Там, в следующем году, он опубликовал богословский трактат, где изложил все протестантское вероучение, -“Christianae religionis institutio” (“Наставление в христианской вере”). Нелегко найти сочинение, равноценное по своему значению труду Кальвина. Кальвин свел воедино все протестантские идеи, создав ясную, систематизированную и исчерпывающую концепцию в возрасте двадцати шести лет. Он был одним из тех талантов, которые придают вещам окончательный вид, делая дальнейшую работу излишней. У Кальвина бог является вдохновителем и творцом, как добра, так и зла. Он относится к нам, как драматург к своей пьесе: персонажи пьесы говорят и делают все то, что требует от них автор. Как картина человеческой жизни это выглядит страшно, но в то же время нельзя не признать, что перед нами великолепный театральный спектакль. Теория предопределения утверждает, что все существенно важные вопросы уже решены давным-давно и что все планы людей-это, в сущности, только une chiquenaude de Dieu, то есть достаточно богу щелкнуть пальцами, чтобы они рассыпались в прах. Зачем мы должны что-то обдумывать, если за нас все уже решено? Зачем нам трудиться, если не мы достигаем результата? Доктрина о предопределении внушала всем жаждущим этого такую же уверенность, что вся мощь Вселенной на стороне избранных.

В 1536 году Кальвин приехал в Женеву, торговый город, с определенным, устоявшимся укладом жизни и однородным населением. Женевцы только недавно отказались от католицизма и изгнали местного епископа. Сюда дошла слава о выдающихся способностях Кальвина, проявившихся в столь раннем возрасте, и его сейчас же избрали в органы власти. Царству божьему теперь предстояло стать божьей республикой, а закон божий должен был тщательно проводиться в жизнь членами городского магистрата. Граждане Женевы, которые только что избавились от тирании, отнеслись неодобрительно к первым мероприятиям Кальвина. Одного человека поставили к позорному столбу за игру в карты. Какая-то невеста появилась в слишком блестящем и пышном свадебном наряде, и ее портниху, мать и двух подружек арестовали. Пара, обвинявшаяся в прелюбодеянии, подверглась наказанию кнутом на улицах города, а потом была изгнана из Женевы. После двух лет такой деятельности Кальвина женевцы изгнали и его самого.

Однако в 1541 году те же самые женевцы снова призвали его к себе. С тех пор и до своей смерти в 1564 году ценой невероятных усилий, почти без сна Кальвин создавал великую теократию, власть бога на земле, вызвавшую множество подражаний и вместе с тем подвергавшуюся ожесточенной критике. При Кальвине Женева превратилась как бы в стеклянный, открытый взору город, где следили за малейшими проступками, фиксируя их, и, если требовалось, публично осуждали за них или даже наказывали. Вы не могли улыбнуться во время церковной службы, не должны были спать во время проповеди, не имели права играть в кости. Вам не следовало петь легкомысленную песенку или танцевать в воскресенье. Вы не могли назвать своего сына Клодом, если члены магистрата хотели, чтобы он был назван Авраамом. И, конечно, появились ереси - новые ереси, обнаруженные впервые, а с ними -и новые жертвы. Между 1542 и 1546 гг. , когда теократия еще только начинала расцветать, было пятьдесят восемь казней и среди них- что кажется чудовищным -обезглавление ребенка за то, что он ударил своих родителей. Всего в Женеве за период в шестьдесят лет было сожжено на костре сто пятьдесят еретиков. Не так уж много по сравнению с тем, что делали реакционные изуверы, но все же ощутимо, да, ощутимо.

Всякое насилие порождает тоже насилие, и насилию внутренне присуще зло. Массовые казни, устраивавшиеся реакционерами, могут объяснить поведение Кальвина, но оправдать его могут только отчасти. Можно ли чем-нибудь оправдать обезглавливание ребенка? Исключительно верно выразился в те годы французский гуманист Кастелио, написавший трактат “О еретиках”; он сказал прямо: “Христос был бы Молохом, если бы требовал приносить ему в жертву людей, сжигая их живыми на костре”.

род. 10 июля 1509, Нойон, Пикардия - ум. 27 мая 1564, Женева) - церковный реформатор; написал "Institutio religionis christianae" (1536), где развил систему христ. веры, в основу которой положил следующий принцип: Библия, в особенности свод ее религиозных догм, содержащихся в Ветхом завете, является единственным источником (христ.) истины. В своем учении (кальвинизм), на котором вначале сказывалось влияние антисхоластического гуманизма, он исходил из предопределения. На тесную связь кальвинизма, в особенности развившегося из него англ, пуританства, с современным капитализмом Запада указал прежде всего Макс Вебер (см. также Аскетизм). Собр. соч. в "Corpus Reformatorum" (59 Bde., 1863-1900).

Отличное определение

Неполное определение ↓

КАЛЬВИН Жан

(10 июля 1509 – 27 мая 1564) – основатель кальвинизма, один из наиболее крупных деятелей Реформации. Род. в г. Нуайон (Франция). С 1523 учился на юридич. фак-те в Орлеане и Париже. В 1531 К. написал свой первый труд, в к-ром получили отражение идеи, почерпнутые им в общении с гуманистами, сказалось сильное влияние Эразма Роттердамского и Лютера. Осенью 1533 К. отрекся от католич. церкви и создал первую общину последователей своих реформаторских идей. Однако вскоре он подвергся преследованию и в 1534 покинул родину. В 1536 в Базеле К. опубликовал гл. свое соч. "Наставления в христианской вере", в к-ром дал систематич. изложение нового вероучения, основанного на признании абс. предопределения, к-рое Энгельс характеризовал как религ. выражение интересов "...самой смелой части тогдашней буржуазии" (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, 1955, с. 94). Попав в 1536 в Женеву, К. стал во главе реформац. движения и вскоре начал энергично проводить в жизнь свои идеи, требуя строгого соблюдения религ.-нравств. установлений, к-рым он придал характер гос. закона. К. упразднил пышный католич. культ, ввел строгую регламентацию обществ. и личной жизни – развлечений, одежды, пищи и т.д., требовал обязат. посещения церк. службы. Им были разработаны "Церковные установления", ставшие основой кальвинистской церкви. К. ожесточенно преследовал инакомыслящих – гуманистов (Кастеллио), прежних своих единомышленников, несогласных с его режимом (Пьер Амо, Ами Перрен и др.). С особой беспощадностью, не уступая в жестокости самой инквизиции, он обрушился на вольномыслящих (казнь Ж. Грюэ в 1547, сожжение М. Сервета в 1553). Соч.: Opera selecta, Bd 1–5, M?nch., 1926–36; Unterricht in der christlichen Religion, Neukirchen, 1955. Лит.: Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке. Введение к английскому изданию, в кн.: Maркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, M., 1955; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же; Виппep Р. Ю., Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI века. Церковь и государство в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма, М., 1894; Wendel Р., Calvin. Sources et ?volution de sa pens?e religieuse, , 1950;МcNeill J. T., The history and character of calvinism, N. Y., 1954. Б. Рамм. Ленинград.

КАЛЬВИН (Calvin, от латинизированного Calvinus, французский Cauvin - Ковен) Жан (10.7.1509, Нуайон, провинция Пикардия, Франция - 27.5.1564, Женева), французский и швейцарский богослов, деятель Реформации, основатель одного из течений в протестантизме - кальвинизма. Родился в семье секретаря епископа. В 1523-27 годах учился в парижских коллежах Ла-Марш и Монтегю, первоначально готовясь к карьере священнослужителя. Позднее, по настоянию отца, посвятил себя занятиям юриспруденцией: с 1528 в университетах Орлеана и Буржа, славившихся факультетами права, проходил курс юридических и гуманитарных наук (у П. де Летуаля, А. Альциати), овладел древними языками - греческим и латинским, основательно изучил Священное Писание. Юридическое образование оказало значительное влияние на склад мышления Кальвина, выработав в нём способность развивать мысль в строгом логическом порядке. На формирование его личности повлияли также идеи гуманистов, прежде всего Эразма Роттердамского. В 1531 году Кальвин завершил обучение, получив степень лиценциата права. В связи со смертью отца он был вынужден вернуться в Нуайон, откуда вскоре отправился в Париж, где в 1532 за свой счёт издал первое сочинение - комментарии на книгу Сенеки «О добродетели великодушия», свидетельствовавшие о высокой образованности Кальвина.

Познакомившись ещё в Бурже (через немецкого гуманиста М. Вольмара) с учением М. Лютера и У. Цвингли, Кальвин постепенно стал приверженцем Реформации, однако окончательно порвал с католической церковью только в конце 1533, когда ему пришлось бежать из Парижа, спасаясь от преследований. В 1534 году он отказался от своего церковного бенефиция, полученного в 1527 стараниями отца. Вскоре, в связи с усилившимися гонениями на протестантов, Кальвин покинул Францию и через Страсбург отправился в Базель. Там он сблизился со многими деятелями Реформации [М. Буцером (1491-1551), Г. Буллингером (1504-75), В. Капитоном], занялся изучением древнееврейского языка, чтобы лучше понять Священное Писание, в частности Ветхий Завет. В 1536 в Базеле на латыни вышло первое издание его главного сочинения «Наставление в христианской вере» («Institutio Christianae religionis»). Посвятив его французскому королю Франциску I, Кальвин хотел разъяснить своё представление о христианском вероучении, с тем чтобы защитить своих единомышленников, подвергавшихся во Франции гонениям.

Весной 1536 года Кальвин предпринял путешествие в Италию; жил при дворе Рене Французской, герцогини Феррарской (дочери французского короля Людовика XII, кузины Маргариты Наваррской). После короткой деловой поездки во Францию Кальвин остановился в Женеве; в сентябре 1536 был там избран пастором и, возглавив сторонников Реформации, стал энергично проповедовать собственное учение. Суровые нравственные требования Кальвина восстановили против него значительную часть женевского общества. В 1538 оппозиция достигла такой силы, что Кальвин был вынужден покинуть Женеву и отправиться в Базель, а затем в Страсбург, где опубликовал ряд теологических сочинений, включая существенно дополненное издание латинского текста «Наставлений в христианской вере» (1539) и его перевод на французский язык (1541). В 1540-41 по приглашению немецких теологов он участвовал в религиозных коллоквиумах в Вормсе и Ратисбонне (Регенсбург); познакомился с Ф. Меланхтоном - другом и соратником Лютера.

В 1541 году партия сторонников Кальвина взяла верх в Женеве, и он смог туда вернуться. Женева стала местом, где реформаторские взгляды Кальвина нашли практическое применение. Кальвин проводил строгое различие между «видимой» и «невидимой» Церковью. «Видимая» Церковь представляет собой совокупность верующих на земле, «невидимая» - собрание избранных, известных лишь Богу. «Видимая» Церковь должна состоять из самоуправляющихся общин, руководители которых избираются и контролируются их членами. Кальвин ввёл четыре вида церковного служения, которое осуществляли священники (совершали богослужения, проповедовали), старейшины (надзирали за чистотой веры и нравственности), доктора (преподавали теологию) и диаконы (ведали благотворительностью). Священники (пасторы) и старейшины (пресвитеры) были объединены в консисторию, которой вменялось в обязанность следить за соблюдением норм нравственности и строго карать нарушителей. Кальвин считал необходимым сотрудничество церковных и светских властей (при условии автономии Церкви). Однако на практике в Женеве постепенно сложился режим теократического типа. На основании написанных Кальвином и принятых городским советом «Церковных установлений» («Ordonnances ecclésiastiques», 1541) магистраты взяли на себя заботу о моральном облике горожан. Город был разделён на кварталы, старейшины строго следили за посещением церковных служб, регулярно проводили проверки жилищ, предписывали обязательные правила относительно ношения одежды, поведения за столом и др. Увеселения, включая пение и танцы, азартные игры запрещались как греховные. Желая воссоздать простоту церковной обстановки и богослужения апостольских времён, Кальвин опубликовал общий «Чин церковных молитв и песнопений» («Forme des Prières et de Chantz ecclesiastiques», 1542), в соответствии с которым упразднялись церковные таинства, кроме крещения и причащения (Вечери Господней), церковные праздники, кроме воскресного дня, из храмов удалялись церковные украшения и утварь. В богослужении главную роль приобретали молитвы и проповеди. Кальвин написал также краткий Катехизис.

Неукоснительно придерживаясь избранного курса и назначая суровые наказания за отступления от чистоты вероучения, Кальвин постоянно вступал в конфликты с оппонентами. Всего за время его «правления» в Женеве за ересь было казнено более 150 человек, особенный резонанс получило сожжение в 1553 испанского врача М. Сервета, отрицавшего учение о Святой Троице. В качестве наказания широко практиковалось и изгнание из Женевы. Лишь в 1555 году сторонники Кальвина окончательно возобладали в городском совете. С этого времени ни одно важное решение не принималось без его участия или вопреки его воле, хотя формально он стал гражданином Женевы только в 1559. Кальвин также занимал профессорскую кафедру теологии (с 1559) в основанной по его инициативе Академии (ныне Женевский университет). К тому времени его власть и авторитет настолько возросли, что его стали называть «женевским папой». В Женеве наблюдался приток иммигрантов со всей Европы: к 1562 население города выросло в два с лишним раза по сравнению с 1535. В конце 1562 года здоровье Кальвина серьёзно ухудшилось, с 1563 он уже больше не преподавал и не проповедовал.

Кальвин написал множество сочинений: толкования и гомилии почти на все книги Священного Писания (от Книги Бытие до Книги Иисуса Навина, на все книги пророков, кроме глав 21-48 Книги Иезекииля, и на весь Новый Завет, кроме 2-го и 3-го Посланий апостола Иоанна и Откровения апостола Иоанна Богослова), теологические трактаты, полемические памфлеты антикатолической направленности (в частности, «О реликвиях», 1543), а также окончательный вариант «Наставления в христианской вере» (латинская версия опубликована в 1559, французская - в 1560). Важнейшим вкладом Кальвина в идеи протестантизма было развитие доктрины о «двойном предопределении» (смотри Предопределение), присутствовавшей уже у Августина. Согласно Кальвину, спасение или осуждение определены Богом для каждой сотворённой Им души ещё до рождения. Человек не способен изменить свою судьбу, спасти или погубить душу добрыми или злыми делами. В то же время человек располагает свободой относительно своего места в жизни («призвания»), на котором он полнее всего воплотит провиденциальный замысел. Чем добросовестнее человек трудится и выполняет предписанные Богом мирские обязанности, тем полнее он реализует своё «призвание». Необходимо веровать в свою избранность и молиться, готовясь смиренно принять любую волю Божию. Сомневаться в собственной избранности человек не должен, поскольку подобное беспокойство является симптомом недостатка веры. Хотя в сочинениях самого Кальвина идея «двойного предопределения» не являлась центральной, она стала доминирующей у его последователей (особенно у Т. Беза).

С догмой о «двойном предопределении» в системе взглядов Кальвина была связана и трактовка Евхаристии. Он утверждал духовный характер причастия и считал, что Божию благодать при его совершении получают только избранные, истинно верующие. Первоначально Кальвин стремился к компромиссу с трактовками Евхаристии как Лютера, так и Цвингли (трактат «О Вечере Господней», 1541), но в 1549 году заключил по этому вопросу Цюрихское соглашение с цвинглианами, что привело к его разрыву с лютеранами.

Идеи Кальвина и созданная им в Женеве модель церковного и государственного устройства оказали также большое влияние на политическую теорию. Хотя сам Кальвин наилучшей формой правления считал аристократическую республику, сформулированный и реализованный им принцип самоуправляющихся религиозных общин, перенесённый в сферу политики, способствовал развитию теорий выборности власти и демократического республиканского устройства (в том числе в ходе Нидерландской революции 16 века, Английской революции 17 века и Войны за независимость в Северной Америке 1775-83). Исходя из принципа абсолютного суверенитета Бога, Кальвин признавал за подданными право на пассивное сопротивление власти, нарушающей Его установления, что стало важным вкладом в развитие концепции прав человека.

Представления о важности реализации каждым человеком своего «призвания» и об успехе (в том числе и материальном) как признаке «избранности» привели к возникновению новой этики труда, которая, согласно теории М. Вебера, сыграла существенную роль в становлении капиталистических отношений.

Соч.: Opera quae supersunt omnia / Hrsg. Von G. Baum, Е. Cunitz, Е. Reuß. Brunsvigae, 1863-1900. Bd 1-59; Наставление в христианской вере. М., 1997-1998. Т. 1-2.

Лит.: Stauffer R. Dieu, la création et la providence dans la prédiction de Calvin. Berne, 1978; Bouwsma W. J. J. Calvin: а sixteenth-century portrait. Oxf., 1989; Helm Р. J. Calvin’s ideas. Oxf., 2004; Schützeichel Н. Der Herr mein Hirt. Calvin und der Psalter. Trier, 2005.

Французский богослов и юрист, основатель кальвинизма (пуританства).

«Робкий, необщительный мальчик уже рано стал обнаруживать редкие способности. В городской школе он был первым. Семейство Моммор, одно из первых в этой местности, обратило внимание на талантливого мальчика, приблизило его к себе и позволило заниматься под руководством своего домашнего учителя. В этом-то доме, в обществе своих аристократических сверстников, Кальвин получил своё первоначальное образование; здесь он усвоил себе те несколько утончённые манеры, которые отличали его всегда от германского реформатора, те аристократические симпатии, которые отразились даже на самом характере его учения. […] … благодаря своим успехам, Кальвин скоро переводится в коллегию Монтегю, где, под руководством профессора-испанца, занимается изучением диалектики. По странному совпадению в этой самой коллегии несколько лет спустя слушал лекции другой знаменитый деятель, которому в истории церкви пришлось играть роль диаметрально противоположную той, какая выпала на долю нуайонского воспитанника. Это был испанец Игнатий Лойола .

Судя по тем немногим известиям, которые сохранились об этом периоде его жизни, Кальвин уже и тогда обнаруживал необыкновенно сосредоточенный характер. Он вёл тихую, уединенную жизнь, был очень религиозен и работал с усердием и усидчивостью, приводившими в изумление его учителей. В коллегии Монтегю он не только был первым, но даже до срока переводился в высший класс. Товарищи его, однако, не любили. Его сдержанность, нелюдимость, строгий нетерпимый тон и в особенности нотации, которые он позволял себе читать им по поводу их увлечений, раздражали их, вызывали к нему неприязнь. Они мстили своему обличителю насмешками и за склонность к обвинениям дали ему ироническое прозвище «винительный падеж». Зато учителя не могли нахвалиться талантливым, необыкновенно прилежным учеником и уже рано стали возлагать на него большие надежды».

Порозовская Б.Д., Жан Кальвин: его жизнь и реформаторская деятельность / Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биографические очерки (переиздание биографической библиотеки Ф.Ф. Павленкова), М., «Республика», 1995 г., с. 172-173.

В 1533 году под влиянием идей Мартина Лютера , Жан Кальвин отрёкся от католической церкви. В этом же году он опубликовал первую версию сочинения: Institutio religionis christianae / Наставление в христианской вере, где систематизировал идеи Эразма Роттердамского , Мартина Лютера , Ульриха Цвингли и других реформаторов католической церкви, но выразил их в более категоричной форме. Иногда это сочинение называют «энциклопедией протестантизма»…

«Первоначальный план Кальвина, когда он задумал этот труд, состоял в том, чтобы дать соотечественникам краткое популярное изложение основных принципов нового ученья. Теперь, ввиду изменившихся обстоятельств, план этот подвергся некоторым изменениям. Противники Реформации должны были убедиться, что последователи её не только не придерживаются каких-либо разрушительных доктрин, но что они одни стоят на истинно евангельской почве, что истинная церковь лишь та, к которой принадлежат они, приверженцы так называемого нового, но в сущности первоначального, неискажённого христианского учения .

Сочинение, таким образом, должно было приобрести характер апологетически-полемический. Кроме того, чтобы сделать его доступным всему образованному миру, необходимо было издать его на латинском языке. В 1536 году в Базеле появилось первое издание «Наставления в христианской вере»; это был небольшой том.

С тех пор одно издание следовало за другим и каждый раз объём книги всё увеличивался. Это был главный, любимый труд реформатора, к которому он постоянно возвращался, отделывая детали, усиливая доказательства и пополняя пропуски.

В первом издании книга состояла всего лишь из 6 глав; последнее (6-е, при жизни реформатора) издание 1559 года состояло уже из 4 книг, подразделявшихся на 80 глав. За каждым латинским изданием обыкновенно следовал его французский перевод. Но, несмотря на эти переработки, основные идеи сочинения остаются одинаковыми во всех изданиях. Двадцатишестилетний автор исповедовал те же принципы, которые защищал до конца своей жизни».

Порозовская Б.Д., Жан Кальвин: его жизнь и реформаторская деятельность / Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биографические очерки (переиздание биографической библиотеки Ф.Ф. Павленкова), М., «Республика», 1995 г., с. 186-187.

«Основная идея богословия Кальвина - это полная суверенность Бога. Кальвин имел величественную концепцию Бога и Его славы, которая так типична для некоторых пророков Ветхого завета. Он верил в полную греховность всех людей. Человек наследует вину греха от Адама и не может ничего сделать для своего собственного спасения, поскольку воля его полностью развращена. Затем Кальвин учил, что спасение - это дело безусловного выбора, не зависящего от человеческих достоинств или Божественного предвидения. Выбор же основывается на суверенной воле Бога и является двойным предопределением одних ко спасению, других к осуждению. Кальвин также полагал, что служение Христа на кресте совершилось лишь для тех, кто избран ко спасению. Эта вера проявляется в его учении об ограниченном примирении. Учение о неизбежной благодати является естественным следствием этого. Избранные будут спасены независимо от их собственного начального желания, когда Дух Святой неизбежно приведёт их ко Христу . Сохранность святых является последним важным положением в его системе: те, кто избран и кто неизбежно спасётся через работу Духа Святого, никогда не будет окончательно потерян».

Эрл Кернс, Дорогами христианства, М., «Протестант», 1992 г., с. 255-256.

«Согласно Кальвину, никакими усилиями человек не может изменить свою судьбу, но сам факт его усилий - знак принадлежности к спасённым. Добродетели, которыми должен обладать человек, - это скромность и умеренность, справедливость в том смысле, что каждый должен получить причитающуюся ему долю. «Добросовестное стяжание» - благочестие, соединяющее человека с Богом. Добродетелям и непрерывным усилиям кальвинизм придавал всё большее значение. Успехи в земной жизни - не что иное, как знак спасения. Кальвинизм требует, чтобы человек постоянно старался жить по-божески и никогда не ослаблял этого стремления . Оно должно быть непрерывным. Сам факт неутомимости человека в его усилиях, какие-то достижения в моральном совершенствовании или в мирских делах служат более или менее явным признаком того, что человек принадлежит к числу избранных. Деятельность служит не достижению какого-то результата, а выяснению будущего…»

Гуревич П.С., Философия человека, Часть 2, М., «ИФРАН», 2001 г., с. 20-21.

С 1536 года он жил в Женеве, где, в 1541 году, стал – за исключением небольшого перерыва – фактически диктатором города до конца своих дней и подчинил светскую власть протестантской церкви… (Интересно, что первоначально, бежавшего из Франции из-за религиозных преследований Жана Кальвина - как автора Institutio religionis christianae - попросили прочитать в Женеве ряд богословских лекций).

«Поддерживаемый некоторыми французскими эмигрантами, искавшими убежища в Женеве и горячо преданными делу Реформации. Кальвин обнаруживает неутомимую деятельность. Многочисленные проповеди, религиозное обучение детей и взрослых, строгий надзор за нравственностью жителей быстро подвигают дело Реформации. Часто проповедники являются в зал заседаний совета, произносят длинные увещевательные речи, и совет под их влиянием всё более усиливает свои строгости. В протоколах совета мы находим целый ряд самых строгих взысканий за сравнительно незначительные проступки. Так, например, азартный игрок выставляется у позорного столба с картами, привязанными к шее. Молодая женщина, явившаяся в церковь с завитыми по-модному волосами, присуждается к тюремному заключению на несколько дней, и вместе с ней и парикмахерша, убиравшая её голову. Запрещается всякая роскошь в костюмах, шумные публичные увеселения, танцы, употребление непристойных выражений и т.п. Постепенно город потерял своё обычное лицо, и вместо прежней шумной весёлости в нём водворяется почти монастырская тишина. В наказаниях закон не делал почти никаких исключений - богатые и бедные одинаково должны были ему подчиняться. Это обстоятельство первое время даже доставляло проповедникам известную популярность и простом народе. Но особенной беспощадностью они отличались в преследовании остатков католического культа. Всякий, кто сохранял у себя дома какую-нибудь икону, чётки или другую принадлежность старого культа, считался богоотступником и подвергался жестоким наказаниям».

Порозовская Б.Д., Жан Кальвин: его жизнь и реформаторская деятельность / Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биографические очерки (переиздание биографической библиотеки Ф.Ф. Павленкова), М., «Республика», 1995 г., с. 207.

«Кальвин был также плодовитым автором посланий ко многим, кто обращался к нему за советом со всей Европы и Британских островов. Его послания и другие сочинения составляют примерно 57 томов в сочинениях Реформации. Сохранились до сих пор 2000 его проповедей».

Эрл Кернс, Дорогами христианства, М., «Протестант», 1992 г., с. 257.

Жан Кальвин (фр. Jean Calvin, ср.-франц. Jean Cauvin, лат. Ioannes Calvinus; 10 июля 1509, Нуайон - 27 мая 1564, Женева) - французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма.

Рождение и детство

Жан Кальвин родился 10 июля 1509 года в городе Нуайон во французской провинции Пикардия. В возрасте 14 лет был отправлен отцом, адвокатом Жераром Ковеном, в Парижский университет для изучения гуманитарных наук и права.

Образование

В Париже изучал диалектику. Владел (?) церковным приходом, в котором в возрасте 18 лет выступал с проповедями. По совету отца вернулся в Париж и начал учиться на юриста. Из Парижа Жан переезжает в Орлеан, где работает под руководством известного юриста Пьера Стеллы, а затем переезжает в Бурж, где миланский юрист Альциати читал лекции в Буржском университете. Под руководством Альциати изучал римское право. У Мельхиора Вольмара начал изучать гуманитарные науки. После смерти отца, он бросает занятия юриспруденцией. Вольмар посоветовал Кальвину изучать теологию.

Кальвин изучает Библию, труды реформаторов, включая Мартина Лютера. Кальвин не выходит из католической церкви, проповедует идеи очищения церкви. Окончил курс наук со степенью лиценциата. Летом 1531 года уезжает в Париж, где продолжает самостоятельное образование. Получал незначительные доходы от двух церковных приходов. Весной 1532 года публикует на собственные средства свой первый научный труд - комментарии к трактату Сенеки «О кротости». В 1532 году получил в Орлеане докторскую степень.

Протестант

Во второй половине 1532 года становится протестантом. Кальвин познакомился с купцом Этьеном Делафорже, лавка которого использовалась для встреч протестантов. Кальвин читает проповеди в лавке.

В октябре 1533 года Кальвин пишет речь «О христианской философии» для Николя Копа - ректора университета. После произнесения речи ректор был вынужден сбежать в Базель. Против Кальвина, как автора речи, также начато преследование, и он в крестьянской одежде покинул Париж. Под чужим именем скрывался на юге Франции. В мае 1534 года отказался от своих приходов. Некоторое время жил при дворе Маргариты Наваррской. Написал свой первый теологический труд «Сон душ». Кальвин планировал вернуться в Париж, но после скандала с распространением протестантской пропаганды в королевском дворце 29 января 1535 года в Париже были сожжены шесть протестантов. Кальвин окончательно покидает Францию.

В Базеле

Кальвин поселяется в Базеле, где жили многие французские эмигранты. Живёт под чужим именем. Принимает участие в переводе Библии на французский язык, заканчивает свой труд «Наставление в христианской вере».

«Наставление в христианской вере» впервые было издано в 1536 году в Базеле. Основные идеи, изложенные в сочинении: каждая церковная община должна пользоваться самоуправлением в делах веры, самостоятельно организовывать свое церковное управление, охранять свою веру.

Весной 1536 года Кальвин посещает город Феррара, живёт при дворе герцогини Феррарской Рене, дочери короля Людовика XII. Кальвину удалось склонить герцогиню к Реформации; их переписка продолжалась до его смерти. Из Италии Кальвин вернулся в Нуайон, планирует переехать в Базель. Из-за войны поехал в Базель через Женеву.

В Женеве

В Женеве светская и духовная власть была сосредоточена в руках епископа. Епископ избирался соборным капитулом. Епископу подчинялся Совет, также избираемый из членов соборного капитула. Совету подчинялся суд. Исполнительная власть принадлежала Савойскому графу (позднее герцогу). Городская община пользовалась широкими правами самоуправления.

Город был крупным торговым центром, привлекавшим большое количество иностранцев. С октября 1532 года в Женеве вёл свою деятельность реформатор Гийом Фарель. В 1536 году Женева добилась независимости при условии соблюдения нейтралитета. С 1535 года протестантизм был признан господствующей религией в Женеве, а Собор Святого Петра из католического стал реформатским.

В июле 1536 года Кальвин остановился на одну ночь в гостинице Женевы. Старые парижские друзья Кальвина сообщили Г. Фарелю, что в городе появился автор «Наставления в христианской вере». Фарель просит Кальвина остаться в городе и принять участие в организации новой церкви. Кальвин уезжает в Базель, но в конце августа возвращается в Женеву.

Кальвин пишет «Катехизис» - краткое изложение своих взглядов на реформацию. В 1537 году Катехизис единогласно был принят городским советом, и граждане Женевы начали приносить присягу новой формуле веры. В городе устанавливаются строгие порядки, у Кальвина и реформаторов появляется оппозиция.

3 февраля 1538 года состоялись выборы нового совета; в совет попало большое число противников реформации. 23 апреля Генеральное собрание требует изгнания из Женевы Кальвина и Фареля в 3-х дневный срок. Кальвин и Фарель уезжают в Берн, выступают на Швейцарском синоде в Цюрихе. Берн безуспешно пытался убедить совет Женевы вернуть проповедников. Кальвин и Фарель принимают решение ехать в Базель. Фареля пригласили проповедником в Невшатель, а Кальвина - в Страсбург.

В Страсбурге

В Страсбурге Кальвина назначили лектором при академии и проповедником при французской церкви Святого Николая. На лекции Кальвина приезжало много слушателей из Франции и Англии. В Страсбурге, как и в Женеве, Кальвин вновь попытался установить строгие церковные порядки. В Страсбурге Кальвин близко знакомится с немецкими теологами.

В 1539 году были опубликованы второе издание «Наставления в христианской вере», толкование «Послания к Римлянам» и «Небольшой трактат о Святом причастии». Летом 1539 года Кальвин принял страсбургское гражданство, записавшись в цех портных. В сентябре 1540 года Кальвин женился на вдове Иделетте Штордер.

В отсутствие Кальвина католическая церковь предприняла попытку вернуть своё влияние в Женеве, а политические противники Кальвина были казнены или погибли.

21 сентября 1540 года совет Женевы принимает решение просить Кальвина вернуться в Женеву. Совет пишет несколько писем Кальвину, посылает делегатов, и летом 1541 года Кальвин принимает решение вернуться в Женеву и 13 сентября возвращается в город.

Идеи Кальвина

Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то Кальвин пошёл дальше - он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Протестантская Реформация церкви по Кальвину характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистицизму. Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины - суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём.

С точки зрения Кальвина, от человека не зависит, принять дар благодати или противиться ему, так как это совершается помимо его воли. Вероятно, из лютеровских посылок он сделал вывод о том, что раз одни принимают веру и обретают ее в своей душе, а другие оказываются не имеющими веры, то из этого следует, что одни от века Богом предопределены к погибели, а другие от века Богом же предопределены ко спасению. Это учение о безусловном предопределении одних к погибели, а других ко спасению.

Предопределение, по этому учению, совершается в Совете Божием, на путях Промысла Божия вне зависимости от волеизъявления человека, его образа мыслей и жизни.

Реформы Кальвина

В Женеве Кальвин представил проект устава церкви, который был утверждён 20 ноября Генеральным собранием граждан. Устав предусматривал избрание 12 старейшин, которые должны были надзирать за жизнью членов общины. В руках старейшин концентрировалась судебная и контролирующая власть. Всё государственное устройство Женевы получило строгий религиозный характер. Постепенно вся городская власть концентрируется в малом совете, на который Кальвин имел неограниченное влияние.

Широко применялась смертная казнь. Только в 1546 году в Женеве было принято 58 смертных приговоров и 76 декретов об изгнании из города. Самым известным актом расправы над неугодными является казнь антитринитария Мигеля Сервета.

В 1555 году были разгромлены последние противники Кальвина - либертины. За время жизни Кальвина в Женеве в городе постепенно установился режим, напоминавший теократическую диктатуру. Его так и называли - «Женевский папа». Тем не менее организация Кальвинистской церкви сохранила сравнительно демократический характер.

Кальвин, несмотря на идею об угодности зажиточного человека Богу, не считал достойным подчеркивать свою зажиточность. Это требование он распространил на всю паству. Постепенно в Женеве не осталось ни одного театра, зеркала разбивались за ненужностью, изящные прически подвергались всеобщей обструкции.

Наставление в христианской вере, Женева, 1559

Женева превратилась в центр реформации. Реформаторские идеи Кальвина не только получили широкое распространение в Швейцарии, но вскоре стали популярны во многих странах мира. В 1559 году Кальвин открыл Женевскую академию - высшее богословское заведение для подготовки проповедников. Кальвин ведёт активную церковную деятельность. Переписывается с европейскими аристократами, продолжает читать лекции и проповедовать. 6 февраля 1564 года Кальвин из-за болезни не смог завершить свою лекцию.

Жан Кальвин умер 27 мая 1564 года в 8 часов вечера. Он был похоронен без церемоний, без памятника на могиле. Вскоре место его захоронения было утеряно.

После смерти Кальвина старшиной женевских церквей стал Теодор Беза.

Сочинения

Кальвин оставил большое количество трудов: комментарии почти ко всем книгам Библии, полемические сочинения, политические памфлеты и научно-богословские трактаты. Было издано большое количество проповедей, записанных последователями. Около 3 тысяч рукописных проповедей и лекций хранится в библиотеках Швейцарии. Известно около 1300 писем на различные темы. Большая часть писем адресована Г. Фарелю. Многие книги были посвящены правителям государств, что было поводом для завязывания отношений. Например, комментарий к апостолам Кальвин посвятил датскому королю Кристиану, комментарий к 12 малым пророкам посвящён Густаву Вазе Шведскому. А в начале своего opus magnum - главного труда - «Наставление в христианской вере» реформатор написал обращение королю Франции Франциску I.

Особое место в учении Кальвина занимала идея божественного предопределения.

Влияние идей Кальвина

Идеи Кальвина положили начало широкому развитию индивидуализма, содействовали в различных странах приобретению политической независимости:

  • Освобождение Нидерландов от власти Филиппа II
  • Национальная пресвитерианская церковь Шотландии основана учеником Кальвина Джоном Ноксом,
  • Английская революция XVII века.

В Великом княжестве Литовском и Польше Кальвин вёл переписку с приверженцами реформации, в том числе с князем Радзивиллом и краковским воеводой Тарновским. Кальвин предлагал королю Сигизмунду II Августу стать во главе реформации. В Англии Кальвин переписывался с герцогом Сомерсетом - регентом и воспитателем Эдуарда VI, а также с архиепископом Кранмером.

Литература

  • Кальвин, Жан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Жан Кальвин. Наставление в христианской вере. Полный текст
  • Виппер Р. Ю. Церковь и государство в Женеве в эпоху кальвинизма. - СПб., 1893.
  • Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. - М., 1991. - С. 61-272.
  • Bouswa W. J. John Calvin. A sixteenth-century portrait. - Cambridge, 1984.
  • Павленков Ф. Овчинников В. Биографическая библиотека Ф. Павленкова: Жизнь замечательных людей: В 3 т. - М.: Олма. - ISBN 5224031214
  • Д. Б. Порозовская. Иоган Кальвин. Его жизнь и реформаторская деятельность. - СПб.: Типография Ю. Н. Эрлих, 1891.


 
Статьи по теме:
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з
Рыба на решетке - самое вкусное и ароматное блюдо
Особенность приготовления рыбы на мангале состоит в том, что независимо от того, как вы будете жарить рыбу — целиком или кусочками, кожу снимать не следует. Тушку рыбы нужно разделать очень аккуратно — старайтесь разрезать ее таким образом, что голова и х
Ю.Андреев - Живой журнал! Андреев Ю.А. Юрий Андреев: биография
Андреев Ю.А. - об авторе Юрий Андреевич родился в Днепропетровске. В 1938 году семья переехала из Днепропетровска в Смоленск, где встретила войну (отец - кадровый военный). В 1944 семья переехала в Ленинград по месту службы отца. Окончил школу с золотой