Пчелы и муравьи общественные насекомые. Коллективные насекомые. Пчелы и муравьи. Чем общественные насекомые отличаются от одиночных: сравнение, сходства и различия

Много видов высокоразвитых насекомых (термиты, пчёлы, муравьи, осы) живут в сложных сообществах. У них настолько хорошо выверенная организация, что порой они напоминают „суперорганизм", который приводится в действие маткой-королевой.

БОЛЬШИЕ СЕМЬИ

В многочисленных "государствах" насекомых, которые образуют термиты, муравьи, некоторые виды пчёл и ос, каждый член сообщества - матка, рабочие особи, солдаты и трутни - выполняет свою, чётко регламентированную функцию. Подобное разделение труда является основным условием существования колонии. Отдельные особи такого сообщества настолько зависимы друг от друга, что уже не могут самостоятельно существовать. Например, рабочих термитов охраняют хорошо „вооружённые" солдаты, которые не способны выжить без рабочих, поскольку самостоятельно добывать пищу не могут и зависят от рабочих - те их кормят. В свою очередь, рабочие и солдаты не способны размножаться. Функция воспроизведения потомства лежит на матке, вокруг которой и формируется колония. Живёт матка внутри гнезда, её кормят рабочие, а солдаты защищают. Все пчёлы одной колонии, а их может быть около 80 000, являются потомками одной матки и старшими сёстрами новорождённым особям. Все они являются генетическими близнецами, поэтому имеют сильно развитый социальный инстинкт.

ОБРАЗОВАНИЕ КОЛОНИИ

Осенью, с наступлением холодов, погибают все особи колонии ос, за исключением оплодотворённых маток. Незадолго до того, как исчезнет гнездо, в колонии ос появляется несколько половозрелых пар, которые улетают и спариваются. Самцы вскоре погибают, а самки, чувствуя приближение зимы, прячутся в тёплых местах. Весной оплодотворённые матки выходят из укрытий и каждая из них строит гнездо из обработанной специальными ферментами древесины, состоящее из 10-12 шестигранных ячеек. В эти ячейки матки помещают яйца. Личинок королева-матка кормит кашицей из полупереваренных насекомых. Личинки быстро растут и вскоре превращаются в бесплодных рабочих ос. После появления на свет рабочих матка никакими хозяйственными делами больше не занимается, она только откладывает яйца, а рабочие строят новые ячейки, заботятся о яйцах и выращивают личинок. Общественная система некоторых видов муравьёв и термитов несколько сложнее. Рабочие муравьи делятся на несколько каст, в зависимости от работы, которую они выполняют. На одних, например, лежит задача опрыскивать врагов муравьиной кислотой, т. е. вести своеобразную „химическую войну", а на других - доставлять нектар на склад. Личинки термитов представляют собой миниатюрные копии взрослых особей. Из них развиваются солдаты, которые имеют мощные челюсти или жалящий аппарат, который выделяет липкое вещество, которое может стать ловушкой для врагов. Рабочие и солдаты термитов - бескрылые и слепые особи.

ВИДЫ КОММУНИКАЦИИ

У большинства видов насекомых, за исключением периода размножения, потребность в общении отсутствует. У общественных насекомых, наоборот, коммуникация между членами колонии является жизненно необходимой. У некоторых видов развилась совершенная система передачи информации. Для этого часто используется язык телодвижений. Например, медоносные пчёлы с помощью специального танца очень точно сообщают своим одноплеменницам по улью о дороге до места, где, по их данным, находится источник нектара. Муравьи пользуются другим методом. Найдя значительный источник пищи, они возвращаются в муравейник, оставляя за собой стойкий пахучий след. Другие муравьи, следуя по этой тропе, также оставляют свои пахучие отметки, что является ориентиром для остальных членов колонии. Очень большую роль в жизнедеятельности всех видов общественных насекомых играют феромоны. Голодные личинки выделяют особое вещество, которое является сигналом „накорми меня". Матка выделяет свои феромоны и таким образом посылает собственный сигнал рабочим, напоминая об их обязанностях. Через определённые промежутки времени рабочие обмениваются с маткой выделениями желёз, и таким образом между ними поддерживаются тесные взаимоотношения. Сообщество многих насекомых, потерявшее матку, обречено на гибель: насекомые не знают, что им делать, например, рабочие перестают работать. Рабочие пчёлы, оставшись без матки, могут вырастить новую: для этого они строят специальные ячейки и выкармливают личинки особой пищей.

Термиты

Общественную структуру термитов составляют три типа насекомых: матка (королева), солдаты и рабочие.
Матка : живёт в центре колонии. Она имеет большое тело с гипертрофированными яичниками (длиной до 10 см), которые постоянно производят яйца - много миллионов яиц в течение всей жизни. Крылатый самец, который оплодотворил самку, погибает. Матка живёт около 10 лет.
Солдаты : большие и темнее рабочих, с большими головами и чрезвычайно крепкими челюстями. Они охраняют и защищают колонию от врагов.
Рабочие : маленькие, мягкотелые насекомые белого цвета. Они строят гнездо и поддерживают в нём порядок. В отличие от других общественных насекомых, рабочие термиты бывают обоих полов.

Муравьи

Почти все виды муравьёв являются общественными насекомыми. Они живут в муравейниках.
Матка : единственная её задача - заботиться о продолжении рода, откладывать яйца.
Рабочие : бескрылые стерильные самцы длиной до 30 мм. Они ухаживают за маткой, личинками, строят и ремонтируют муравейник. Если на муравейник нападают враги и некому „воевать", то рабочие защищают колонию.
Солдаты : подобно рабочим особям бескрылые и бесплодные, но несколько крупнее, с большими головами и мощными челюстями. Их задача - защищать муравейник от врагов

Пчёлы

Пчёлы живут в сообществах, насчитывающих до 60 000 насекомых.
Матка : единственная во всей колонии. Матка управляет ульем и откладывает яйца. Органы для сбора пыльцы у неё отсутствуют, поэтому её кормят рабочие.
Рабочие : собирают с цветов пыльцу и нектар, кормят молодь, матку, трутней и охраняют колонию. Строят соты, состоящие из правильных шестиугольных ячеек, которые являются хранилищем мёда и инкубатором для яиц. Рабочие пчёлы сообщают друг другу информацию о богатых едой местах с помощью специального танца, точно указывая расстояние до них и направление полёта.
Трутни : единственное их назначение -оплодотворение матки. Трутней кормят рабочие пчёлы. После спаривания они погибают.

Осы

Некоторые общественные виды ос живут большими колониями. В отличие от пчёл и термитов, гнездом пользуются лишь в течение одного лета. Осенью все осы вымирают. Зимуют только оплодотворённые самки-основательницы, которые весной строят новое гнездо. Гнёзда осы строят из целлюлозы - кусочков дерева, смешанных со слюной.

Насекомые, живущие единой общиной: муравьи, осы, пчёлы и термиты – всегда вызывали у людей особый интерес и удивление. Это нашло отражение в многочисленных мифах, легендах и преданиях. В древнегреческой мифологии муравьи были символом богини Деметры. А одним из самых древних изображений, найденным в Европе, оказалась Царица Улья. Общественные насекомые играют важнейшую роль практически во всех экосистемах суши. Осы и большая часть муравьёв выступают как хищники, термиты, особенно в тропических экосистемах, – как важнейшие разрушители растительных остатков, а общественные пчёлы являются опылителями многих диких и культурных растений и производителями целебных продуктов.
Иерархические внутрисемейные связи и сложные структуры взаимодействия между членами сообщества до сих пор привлекают пристальное внимание учёных. Разгадать загадку коллективного разума животных человечество пыталось ещё с древности, и, судя по тому, что наши предки для имиджа богов использовали образы насекомых, говорит о том, что данный секрет был ими понят и активно применялся для управления человеческими сообществами.
В чём суть этого феномена природы?! Что же происходит?

ПЧЁЛЫ - ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАСЕКОМЫЕ. В мире животных с Николаем Дроздовым. Видео (00:04:59)

Гнёзда общественных насекомых: пчёл, ос и муравьёв. Видео (00:45:14)

Образуют между собой организованные группы (общества), дейст-вующие как единое целое. Таковы многие перепончато-крылые — муравьи и шмели, а также некоторые пчелы и осы. Сходный образ жизни приобрели и термиты — насе-комые с неполным превращением .

Семья

В основе группы у всех общественных насекомых лежит семья, но семья сильно разросшаяся и преобразовавшаяся.

Она состоит из плодовитой самки (ее называют маткой или царицей) и множества ее бесплодных дочерей, образующих касту рабочих. Матка обычно много крупнее рабочих, и орга-низм ее приспособлен производить очень большое количество яиц. Рабочие кормят матку, строят камеры для яиц и личинок и выкармливают личинок, пока они не превратятся в куколку. В большинстве случаев матка живет дольше бесплодных до-черей (у муравьев 6—7 лет, вплоть до 18 лет). Рабочие строят и ремонтируют гнездо, очищают его, вентилируют, обогрева-ют, защищают снаружи и на подступах к нему. Они занима-ются разведкой новых источников пищи, собирают ее, сносят в гнездо, где могут разными способами упаковывать, консер-вировать и перерабатывать. Они могут ухаживать за план-тациями грибов или своими «дойными животными».

Общественные насекомые все время делятся пищей друг с другом и каждый может пользоваться ее запасами.

Каждая рабочая особь имеет программы для всех форм труда, необходимого для процветания семьи. Обычно на-секомое переключается с одного вида труда на другой в зависимости от своего возраста.

Но у некоторых общественных насекомых рабочие разделены на подкасты — например, фуражиров (собирателей пищи) и сол-дат. Последние имеют отличное от фуражиров строение тела — мощные приспособления для защиты и нападения. Они защи-щают гнездо и фуражиров, ведут территориальные войны, но сами добывать пищу не могут.

У термитов состав семьи несколько иной: рабочая каста состоит из бесплодных особей обоего пола, а их отец содержит-ся в гнезде вместе с самкой и оплодотворяет ее по мере надоб-ности.

Общение (коммуникация)

Члены семьи очень четко взаимодействуют между со-бой, понимают друг друга благодаря врожденной системе коммуникации.

В основе ее лежит «язык» — сложный код сигналов, звуко-вых, зрительных, осязательных и химических. С помощью та-кого языка невозможно передать любую информацию (то есть две пчелы, в отличие от нас, не могут «поговорить» о чем угодно). Но зато в строго определенных областях можно пере-дать очень сложную информацию. Например, возвращаясь от нового цветущего дерева к улью, пчела-разведчица, используя врожденную программу кодирования, переводит сведения о на-правлении к цветущему дереву, расстоянии до него, обилии цветков и виде цветущего растения в набор стандартных движений, которые она выполнит перед другими пчелами в улье (так называемый танец). Пчелы-фуражиры, следуя за танцующей пчелой и повторяя все ее повороты, раскодируют танец, и их нервная система получает информацию, заложен-ную в танец разведчицей.

За расшифровку информационного значения танца пчел, волновавшего ум человека с глубокой древности, немецкий эн-томолог Карл Фриш был удостоен высшей награды в научном мире — Нобелевской премии.

Матка

Раньше люди думали, что общество насекомых подоб-но государству, и управляется из какого-то центра. Дума-ли, что семьей управляет матка, поэтому ее и назвали «царицей». Теперь мы знаем, что такого центра нет, и все члены общества взаимодействуют на основе программ поведения и потоков информации, поступающих от особи к особи. Материал с сайта

Роль матки в управлении состоит в том, что она может откладывать яйца, из которых выйдут либо бесплодные ра-бочие (причем могут и разного облика, если у вида есть под-касты), либо плодовитые самцы (трутни) и самки (будущие матки). Но частично этим процессом могут управлять и рабочие. У перепончатокрылых самцы в семье не используются. Их функция: они должны улететь, встретить отправившихся в брачный полет плодовитых самок из других семей и оплодо-творить их. Оплодотворённая самка хранит сперматозоиды в течение всей жизни. Этим гарантируется, что все родившиеся в семье особи — единокровные (то есть происходящие от одного отца и одной матери) сестры и братья.

Цель: раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни, роли в природе и в жизни человека.

Тип урока : урок аналитического мышления.

Ход урока

работа в группах

I. Мотивационная беседа

(урок начинается с обращения к детям с вопросами о семье):

  • Что ты можешь сказать о своей семье?
  • Как ты можешь одним словом охарактеризовать свою семью?
  • Почему твоя семья самая дружная?

Семья - семь Я, все вместе. Несмотря на то, что мы изучаем насекомых, семейные отношения есть и среди них. К таким насекомым относятся пчелы, муравьи. Речь сегодня пойдет о пчелах.

II. Интрига

Во всей истории человечества нет более изучаемого и, одновременно, более загадочного насекомого, чем пчела. Почему? Об этом вы узнаете в конце урока.

III. Воспоминание

Работа в группах:

1 группа: Развитие с полным превращением
2 группа: Развитие с неполным превращением
3 группа: В чем сходство и отличие 2 типов превращения. В чем преимущество развития с полным превращением.

IV. Изучение нового материала (возврат к интриге)

Пчелы - общественные насекомые. Сообщество - большая семья. Они делятся пищей друг с другом, ухаживают друг о друге.
У матки тело длинное, брюшко вытянутое. Трутни средней величины с крупными глазами. Рабочие пчелы имеют приспособления для сбора пыльцы (щеточка, корзинка, зеркальце)
Рабочих пчел в семье 100 тыс, они чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов. В пчелиной семье главная пчела - матка, которая откладывает яйца до 2000 в сутки. Живет она около пяти лет. Трутни никакого участия в работе не принимают. Основная задача - оплодотворение матки. Осенью рабочие пчелы изгоняют трутней из улья и они погибают. Вся забота об улье лежит на рабочих пчелах6 взрослея, каждая рабочая пчела меняет несколько «профессий». Она строит соты, чистит ячейки, кормит личинок, принимает корм у прилетающих пчел и распределяет его в улье, вентилирует улей, охраняет его и наконец, начинает вылетать из улья за нектаром. Пчелы общаются друг с другом при помощи прикосновений и выделяемых веществ. У пчел имеется «язык танца». Сложное поведение общественных насекомых - инстинкт.
Пчелы строят соты. Они ползают по цветкам и пыльца попадает на волоски тела насекомого. Потом пчела счищает пыльцу в корзиночку с помощь. Специальных щеточек. Вскоре там образуется комочек пыльцы. Перга - пропитанная медом пыльца. У пчел есть расширенный зобик - медовый. Там образуется мед. За год пчелиная семья получает 100 кг меда. (презентация)

V. Действенное закрепление

1 группа: заполните таблицу:

2 группа: В чем сходство матки, трутня, рабочей пчелы

3 группа: Какие продукты дают пчелы? Как они образуются.

Задания для всех групп:

Объясните термины: матка, трутень, зеркальце, соты, корзиночка, зобик, перга, роение, инстинкт, «язык пчел».

Поясните высказывания:

Если на земле вымрут пчелы, человечеству останется жить 4 года.
Альберт Эйнштейн

Пчелы могут рассказывать своим товарищам о том, где находятся цветки со сладким нектаром.
Аристотель

Из брюшков пчел исходит питье разных цветов, которое приносит людям исцеление. Воистину, в этом – знамение для людей размышляющих.
Коран


VI. Раскрытие интриги

Во всей истории человечества нет более изучаемого и, одновременно, более загадочного насекомого, чем пчела. Более того, можно утверждать, что и своим происхождением человек в значительной степени обязан пчеле. Ведь именно она на протяжении миллионов лет, без устали опыляя растения, развивала и совершенствовала растительный мир планеты, а с ним и мир животный.

Многие тысячелетия живет она рядом с человеком, но ничто и никто не может её приручить. В то же время именно пчела, имеющая страшное оружие против врагов, позволяет человеку бесцеремонно вторгаться в свое жилище и производить в нем любые (в пределах разумного) изменения и перестановки, а раз в год забирать жизненно важное – свою пищу.

VII. Задание на дом

Параграф 28. Тип членистоногие, подготовка к проверочной работе.

Муравьи - социальные насекомые

Ну, а что из себя представляют муравьи - все их видели. Это отдельное семейство перепончатокрылых насекомых, в отряд перепончатокрылых кроме муравьев входят и другие очень знаменитые, известные обитатели земли, как пчелы, осы. И муравьи отличаются от пчел и ос прежде всего тем, что у них есть бескрылые рабочие. Все пчелы, все осы, они крылатые, скажем так, почти все. Крылатыми муравьями являются только самки и самцы до спаривания. У муравьев есть три касты.

Все перечисленные насекомые - это насекомые общественные, но небольшой оговоркой: пчелы и осы бывают и одиночные и социальные. А все муравьи исключительно социальные. Нет ни одного вида среди муравьев, который бы вел одиночный образ жизни. А муравьев вообще-то больше десяти тысяч видов по всему миру.

Что такое социальность для насекомых? Это означает, что они обитают постоянным сообществом, длительно существующим сообществом, которое мы называем семьей, поскольку по происхождению она семья. И эта семья состоит из трех каст - это самки, которые откладывают яйца, то есть это репродуктивная особь, это самцы, которые появляются в семье на очень короткое время и после оплодотворения самок у большинства видов самцы погибают. Погибают естественным образом, их жизнь закончилась. Но есть некоторые виды, у которых система немножко другая, но таких видов в России нет, поэтому мы на своих отечественных муравьях сосредоточимся. Большую часть населения составляют рабочие особи. В принципе это физиологически недоразвитые самки, которые выполняют все функции по строительству гнезда, по добыче пищи, по обороне, по выкармливанию расплода, по уходу за самкой и личинками. То есть всю, собственно, жизнь семьи обеспечивают рабочие особи. И когда мы говорим об организации семьи, об эволюции социального образа жизни у муравьев, то это прежде всего развитие взаимоотношений в системе рабочих особей, которые по мере того, как семья увеличивается, начинают выполнять разнообразные функции и получают возможность, во-первых, реализовывать специализацию, а во-вторых, они оказываются в состоянии выполнять целый ряд задач, которые в малочисленных семьях просто невозможны. Это, например, поддержание активной температуры в гнезде.

Муравьи в принципе по происхождению, они все насекомые тропические, субтропические. И пока они обитали и обитают там, все проблемы, связанные с поддержанием температуры, там решают естественным путем. Правда, бывает ситуация, когда им приходится устраивать вентиляцию для того, чтобы не было перегрева. А вот в наших условиях, условиях умеренного климата, ситуация иная. Для того, чтобы у муравьев нормально развивались личинки, а муравьи – это насекомые с полным превращением. То есть у них отдельно сначала развивается личинка, потом она окукливается, куколку они большинство видов оплетают коконом и потом уже из куколки выходит взрослое насекомое, которое дальше не растет и морфологически не меняется в течение всей своей взрослой жизни.

Сколько живет муравей?

Муравей живет очень долго. Если говорить о жизни рабочей особи, то рабочий муравей у наших обычных муравьев может жить до семи лет. А яйцекладущая самка до 20 лет - это абсолютный рекорд мира насекомых. Они потому так долго и живут, что у них хорошо отлаженная социальная система. Ту высокую продолжительность жизни, о которой мы так печемся, они организовали уже давно.

Урок по теме « Пчёлы и муравьи общественные- насекомые»

Цель:

- выделить особенности строения медоносной пчелы и муравья в связи с общественным образом жизни;

Показать роль в природе и значение в жизни человека; доказать необходимость охраны этих насекомых ;

- расширять кругозор учащихся.

Методы обучения : репродуктивный, поисковый, исследовательский, метод коллективного принятия решения

Тип урока: изучение нового материала .

Форма организации занятий : учебный проект.

Типология проекта : информационно – исследовательский, краткосрочный.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Пчёлы и муравьи -общественные насекомые, книги, раздаточный материал, дидактические карточки.

Форма организации работы в классе : классно-урочная, групповая, индивидуальная.

Содержание урока:

I . Организационный момент (Взаимное приветствие учащихся и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку)

Стадия вызова:

Прежде, чем сообщить тему сегодняшнего урока, я загадаю Вам загадки, а Вы должны угадать, о чем пойдет речь на уроке.

1. Я пахну летом и пыльцой.

Лечу к цветочкам пулей.

Но я бываю очень злой.

К тому, кто лезет в улей!

2. На поляне возле ёлок Дом построен из иголок. За травой не виден он, А жильцов в нём миллион.

II .Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала . Активизация опорных знаний и умений.

- На предыдущих уроках мы начали изучать самый многочисленный тип животных - тип Членистоногие. Какие признаки данного типа наблюдаются у пчелы и муравья? (выслушиваю ответы детей).

Членистые конечности

Наличие хитинового покрова.

К какому к классу вы бы отнесли данных животных?

(к классу Насекомых).

Как Вы уже поняли героями нашего урока будут пчёлы и муравьи.

В виду того, что информации об этих насекомых очень много, изучать эту тему мы будем в рамках проекта.

Цели проекта:

    Изучить систематическое положение медоносной пчелы и муравья;

    изучить строение медоносной пчелы;

    изучить полиморфизм в улье и муравейнике; найти признаки сходства и отличия;

    изучить значение пчёл и муравьёв в природе и жизни человека; охрану насекомых;

    изучить историю пчеловодства;

    сделать вывод почему пчёл и муравьёв относят к общественным животным;

    презентовать наш проект.

III .Этапы работы над проектом.

1.Формируются 3 группы учащихся:

Каждая группа получает инструктивную карту, на которой напечатан план изучения области темы. Листы- ответа.

На сегодняшнем уроке работа будет проводится по группам

    « Теоретики», 2 « Пчеловоды», 3 « Биологи».

    Просьба к участникам групп помнить правила работы в группе, соблюдать время.

    На групповую работу отводится 20 минут, время выступления оратора 3-4 минуты.

    Просьба начать работу с ознакомления инструктивной карты.

    Я желаю вам удачи.

Инструктивная карта «ТЕОРЕТИКИ»

Цель: изучить систематическое положение медоносной пчелы и муравья, выяснить их значение в природе и жизни человека, предложить меры охраны насекомых.

1.Систематичесое положение пчелы и муравья.

2. Внешнее строение пчелы:

Рассмотрите подробнее строение рабочей пчелы на рис. 1 (справочный материал) и ответьте на вопросы?

    На какие отделы разделено тело пчелы?

    Сколько пар крыльев?

    Сколько пар ног?

    Какие органы чувств различаются на голове пчелы?

    Особенности в строении задних ног. Как вы думаете, для чего они нужны?

3. Какого значение пчёл и муравьёв в природе и жизни человека.

4. Предложите меры по охране насекомых.

5. Сделайте вывод почему пчёл и муравьёв называют общественными насекомыми?

Инструктивная карта «Пчеловоды»

Цель: изучить историю пчеловодства.

1. Откуда мы могли узнать информацию о том, что пчела с незапамятных времён сделалась домашним животным человека?

3. Какими продуктами пчеловодства платили дань, подати и налоги?

4. Что использовали древние славяне вместо сахара, а что - для света?

5. Как называлось древнее пчеловодство?

6. Что изобрёл в 1814 году украинский помещик Пётр Иванович Прокопович?

7.Сделайте вывод в котором отражено значение пчёл в природе и жизни человека.

Инструктивная карта «Биологи»

Цель: изучить полиморфизм в улье и муравейнике; найти признаки сходства и отличия.

    Теоретическая часть.

1.Полиморфизм пчелиной семьи.

2.Полиморфизм муравьиной семьи.

3. Что называется роением? В чём его биологическая роль?

    Практическая часть.

Используя материал учебника стр 135-136 и справочный материал заполните таблицу "Полиморфизм пчёл и муравьёв»

Признаки сравнения.

Полиморфизм пчёл и муравьёв

Матка

пчелы

Матка

муравья

Трутень

Самец муравья

Рабочая пчела

Рабочие муравьи

1. Размеры тела.

l = 18-20 мм m = 0,25 г

До 50 мм

l = 15-16 мм m = 0,2 г

До 50 мм

l = 12-14 мм m = 0,1 г

2 мм

2. Количество особей в семье.

1

2 и более

Несколько

десятков

От нескольких десятков до нескольких сотен

70 000

От нескольких десятков до миллиона

3. Сроки жизни.

До 5 лет

12-20 лет

1 сезон

Несколько дней, недель

1 сезон

До 3 лет

4. Особенности строения.

Крупная пчела, длинное заострённое брюшко; связано с её воспроизводительной функцией

похожа на рабочих, но отличаются от них строением груди и более крупными размерами. Имеют крылья, которые откусывают себе после оплодотворения

пчела средней величины с очень крупными глазами , соприкасающимися на затылке, брюшко округлое

Развиваются из неоплодотворённых яиц,имеют крылья

на задних ногах корзиночки , на брюшке зеркальца, расширение пищевода - медовыйзобик; на конце брюшка жало

Самки с недоразвитой половой системой , Крылья у них отсутствуют, имеется упрощённое строение груди, глаза меньше, чем у самок, или отсутствуют

5. Выполняемые функции.

Спаривание

и откладывание яиц

Спариваие

И откладывание яиц

Оплодотворение

самки

Оплодотворение самки

Чистка ячеек, кормление матки и личинок, строительство сот, разведка, сбор пищи, защита улья.

Забота о семье (Охранники, «няньки», чистят гнездо и тд)

Ответьте на вопросы?

1.Дайте понятие полиморфизм?

2. Сделайте вывод в чём заключается полиморфизм у пчёл и муравьёв,с чем это связано.

2.Поиск информации.

Учащимся предлагается найти ответы на вопросы, указанными в инструктивной карте. Учащиеся работают с учебником, дополнительной литературой.

3.Обработка информации .

Учащиеся в группах заполняют карты ответа, готовят выступление – защиту проекта, определяют из своей группы выступающего.

4. Защита проекта.

Представители каждой группы презентуют свою работу, рассказывают о своих достижениях, делают выводы:

1. Пчела и продукты её жизнедеятельности имеют огромное практическое значение. Но самое большое значение деятельности пчёл проявляется в опылении растений.

2. Пчелиная семья состоит из матки, трутней и рабочих пчёл. Между ними в семье распределены обязанности.

4. Особенности строения рабочей пчелы связаны с её "профессиональными" обязанностями.

5. Пчела и муравей - "общественные" насекомое, обладающее сложным инстинктивным поведением, в их заботливом уходе за "деткой", в целесообразности разделения труда между членами семьи, в их удивительном строительном искусстве

IV . Домашнее задание.

Задания на выбор:

Подготовить сообщения о тутовом шелкопряде

Производство шёлка

Насекомых занесённых в Красную книгу.

V . Итоги урока и рефлексия.

Ребята, вы проделали большую работу.

Делаю свой комментарий. И предлагаю кратко ответить на вопросы

Какое у вас настроение?

Продолжите пожалуйста фразу

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались…

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

Завтра я хочу на уроке…



 
Статьи по теме:
Как и сколько печь говядину
Запекание мяса в духовке популярно среди хозяек. Если все правила соблюдены, готовое блюдо подают горячим и холодным, делают нарезки для бутербродов. Говядина в духовке станет блюдом дня, если уделить внимание подготовке мяса для запекания. Если не учесть
Почему чешутся яички и что предпринять, чтобы избавиться от дискомфорта
Многие мужчины интересуются, почему у них начинают чесаться яйца и как устранить эту причину. Одни считают, что это из-за некомфортного белья, а другие думают, что дело в нерегулярной гигиене. Так или иначе, эту проблему нужно решать. Почему чешутся яйца
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з