Das Geschlecht der Substantive — Род существительных в немецком языке. Das Geschlecht der Substantive — Род существительных в немецком языке Род имен существительных в немецком языке таблица

a. по смысловому значению

  • лица мужского пола:
    der Mann - мужчина, der Onkel - дядя;
  • животных-самцов:
    der Bär - медведь, der Hahn - петух;
  • названия стран света, озер, гор и ветров:
    der Osten - восток, der Bodensee - Боденское озеро,
    der Harz - Гарц, der Taifun - тайфун;
  • названия времен года, месяцев и дней недели:
    der Sommer - лето, der Januar - январь, der Sonntag - воскресенье.

b. по форме

  • существительные с суффиксами -er, -nег, -ler, -ling:
    der Schlosser - слесарь, der Redner - оратор,
    der Sportler - спортсмен, der Lehrling - ученик;
  • большая часть существительных, образованных от основы глагола без добавления суффикса:
    der Lauf (бег) - от laufen (бежать)
    der Sprung (прыжок) - от springen (прыгать);
  • иноязычные (заимствованные из других языков) существительные с суффиксами -ist, -ent, -ant, -eur, -är, -or, -ismus :
    der Polizist, der Student, der Aspirant, der Ingenieur, der Militär, der Doktor, der Egoismus.

К женскому роду в немецком языке относятся:

a. по смысловому значению

    существительные, обозначающие:
  • лица женского пола:
    die Frau - женщина, die Tante - тетя.
    Исключение : das Mädchen - девочка, девушка, das Weib – женщина, баба;
  • некоторых животных женского пола:
    die Kuh - корова, die Katze - кошка.
    Исключение : das Schaf - овца;
  • названия бόльшей части цветов, деревьев и певчих птиц:
    die Rose - роза, die Tanne - ель, die Eiche - дуб,
    die Lerche- жаворонок, die Nachtigall - соловей;
  • названия большинства немецких рек:
    die Elbe - Эльба, die Spree - Шпрее, die Saale - Зале и др.
    Исключение : der Rhein, der Main, der Neckar, der Inn;
  • названия рек, имеющие в русском языке эквиваленты женского рода:
    die Wolga - Волга, die Oka - Ока, die Kama - Кама (за исключением : der Ob - Обь).

b. по форме

  • имена существительные с суффиксами -in, -ung, -keit, -heit, -schaft, -ei:
  • - in:
    die Sängerin - певица
    die Bärin - медведица
  • - ung:
    die Forderung - требование
    die Zeitung - газета
  • - keit:
    die Möglichkeit - возможность
    die Richtigkeit - правильность
  • - heit:
    die Kindheit - детство
    die Neuheit - новость
  • - schaft:
    die Wirtschaft - хозяйство
    die Bereitschaft - готовность
  • - ei:
    die Bäckerei - пекарня
    die Bücherei - библиотека;
  • заимствованные существительные с суффиксами -ie, -ik, -ion, -tion, -tät, -ur :
    die Chemie, die Mathematik, die Million, die Organisation, die Fakultät, die Natur.

К среднему роду в немецком языке относятся:

a. по смысловому значению

  • названия частей света, стран и городов:
    (das) Europa- Европа, (das) China - Китай, (das) Belgien - Бельгия,
    (das) München - Мюнхен, (das) Prag - Прага и т. д.
    Исключение : названия стран, оканчивающиеся на -ei, -au :
    die Mongolei - Монголия, die Moldau - Молдавия, а также die Schweiz - Швейцария,
    der Iran - Иран, die Ukraine - Украина и некоторые другие;
  • названия металлов:
    das Eisen - железо, das Gold - золото и т. д.
    Исключение : der Stahl - сталь, der Schwefel - сера;
  • названия детей (детенышей животных):
    das Kind - дитя, das Kalb - теленок, das Lamm - ягненок и др.;
  • названия букв:
    das "A", das "Z".

b. по форме

  • имена существительные уменьшительные с суффиксами -chen, -lein и с суффиксами -tel, -tum :
    das Häuschen - домик, das Büchlein - книжечка,
    das Viertel - четверть, das Eigentum - собственность;
  • существительные, образованные от прилагательных посредством суффикса и обозначающие отвлеченные понятия:
    das Neue - новое, das Interessante - интересное;
  • заимствованные имена существительные с суффиксом -um, -ment :
    das Museum - музей, das Dokument - документ.
    Некоторые немецкие существительные при одном и том же написании и произношении имеют в зависимости от рода разное значение:
  • die See (море) - der See (озеро);
    die Steuer (налог) - das Steuer (руль) и т. д.

Род существительных в немецком и русском языках часто не совпадает, поэтому необходимо запоминать существительные с определенным артиклем.

Сравните:

  • das Pferd (средний род) - лошадь (женский род);
    der Hund (мужской род) - собака (женский род);
    der Baum (мужской род) - дерево (средний род);
    die Stunde (женский род) - урок (мужской род);
    der Spiegel (мужской род) - зеркало (средний род) и т.д.
    Род любого существительного можно проверить по словарю. В словарях для обозначения рода имени существительного приняты следующие сокращения:
  • m (от латинского слова masculinum - мужской род);
  • f (от латинского слова femininum - женский род);
  • n (от латинского слова neutrum - средний род).

Интегрированный урок русского и немецкого языка.

Учитель русского языка Макарова Е.В., учитель немецкого языка Часова Н.В.

Цель: выявить различия, свойственные категории рода в русском и немецком языке, определить значение категории рода в языке, привлечь внимание к проблеме окружающей среды.

Планируемые результаты:

Личностные : проявление отношения к экологической проблеме.

Предметные : умение строить монологическое высказывание с аргументацией.

Метапредметные:

  • познавательные

Осуществлять подбор аргументов для решения учебных задач.

  • коммуникативные

Умение участвовать в общей беседе;

Умение формулировать высказывание;

Умение осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебных задач.

  • регулятивные

Умение выполнять действие в соответствии с планом;

Умение выполнять самооценку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русского и немецкого языка.

Учитель русского языка Макарова Е.В., учитель немецкого языка Часова Н.В.

Тема: Род имен существительных в русском и немецком языке

Цель: выявить различия, свойственные категории рода в русском и немецком языке, определить значение категории рода в языке, привлечь внимание к проблеме окружающей среды.

Планируемые результаты:

Личностные : проявление отношения к экологической проблеме.

Предметные : умение строить монологическое высказывание с аргументацией.

Метапредметные:

  • познавательные

Осуществлять подбор аргументов для решения учебных задач.

  • коммуникативные

Умение участвовать в общей беседе;

Умение формулировать высказывание;

Умение осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебных задач.

  • регулятивные

Умение выполнять действие в соответствии с планом;

Умение выполнять самооценку.

Ход урока:

  1. Организационный момент

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.

Если хочешь отвечать
Надо руку поднимать

  1. Постановка цели и задач

У 1: Guten Tag, liebe Kinder. Heute haben wir eine ungewöhnliche Stunde. 2 Lehrerinnen werden mit ihnen arbeiten: Deutschlehrerin und Russischlehrerin.

У 2: Добрый день, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Сегодня на уроке с вами будут работать 2 учителя: учитель русского и немецкого языка

У 2: Ребята, внимательно послушайте отрывок из рассказа Л.Успенского (аудиозапись)

Как-то совершенно случайно мне пришлось присутствовать при весьма забавном и вместе с тем поучительном споре.

За обеденным столом небольшого кавказского ресторана сидели три уже немолодые женщины – русская, немка и армянка. Они спокойно ели борщ. Внезапно на пол со звоном упала большая суповая ложка.

Ага! – проговорила русская женщина, вспомнив смешную старинную примету.- Какая-то дама собралась к нам в гости. Ложка упала!

Почему дама?- удивилась немка. – Ложка – «дер лëффель»! Ложка – мужского рода. Должен какой-нибудь мужчина прийти…

Русская возмутилась:

Ну вот еще! Это если бы ножик упал, тогда это значило бы мужчину. Ножик – мужского рода…

Ха-ха-ха! – засмеялась немка. – Ножик мужского рода? Да ведь если ножик упадет, это ничего не значит. Он – «дас мессер» - рода среднего.

Армянка сидела молча и с недоумением смотрела то на ту, то на другую из спорящих. Наконец она наклонилась ко мне.

Простите, - шепнула она, - но я ничего не понимаю… Я вижу тут какое-то забавное суеверие. Но на чем оно основано? Почему ножик может чем-то напоминать мужчину или ложка – женщину? Мне это непонятно. (Л.Успенский)

У 2: Попытайтесь объяснить ситуацию, которая возникла в ходе разговора трех женщин.

Ответы учеников: (… есть языки, в которых у существительных нет никакого рода – ни мужского, ни женского, ни среднего. Их называют «безродовыми» языками. Это английский, финский, турецкий, китайский и другие языки. В армянском языке у существительных тоже нет никаких родов, поэтому армянке действительно невозможно объяснить, почему русские верят, что если упала ложка – придет женщина, а если ножик – мужчина.

… есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, испанский, итальянский, молдавский и другие языки).

У 2: Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? А какую тему вы предложите для нашего урока?

Ученики: Род имен существительных

  1. Актуализация знаний

У 2: Для начала заполним таблицу ЗХУ:

  1. Какие части речи (знаменательные или служебные) имеют значение рода? (знаменательные)
  2. Все ли знаменательные части речи имеют значение рода? (не имеют числительные и наречия)
  3. Сколько родов есть в русском языке? (три)
  4. Сколько родов есть в немецком языке? (три)
  5. Как определить род имени существительного в русском языке? (Определить принадлежность существительного к тому или иному роду можно по окончанию имени существительного или задав вопрос)
  6. Изменяется ли существительные по родам?

У.2: Какую цель мы поставим сегодня для себя? А что нам для этого нужно будет сделать.

(Ответы учеников)

Это и будет являться задачами нашего урока.

У 1: Ребята, у вас на столах в каждой группе лежит солнышко, но оно грустное и совсем не светит, ваша задача, получить как можно больше лучей за работу на уроке.

4. Изучение нового материала

Работа в группах:

Задание 1.

У2.Перед вами в красном конверте три домика с необычными адресами. На вывесках условные обозначения рода существительных.

Ребята, «разнесите» слова и словосочетания из конверта так, чтобы все попали на свои места.

М.Р. Ж.Р Ср.р

Мир защита авто

Город планета животное лес почва живое существо

Человек река предприятие

троллейбус опасность озеро

автобус природа дерево

двор защита окружающей среды

мусор фабрика трамвай улица средство передвижения гора самолет проблема завод бутылка автомобиль деревня бумага

Назовите однокоренные существительные, которые попали в разные домики (авто – автомобиль, дерево - деревня)

Назовите слово или словосочетание, являющееся обобщающим для всех этих слов (защита окружающей среды ).

Анализ результатов работы с таблицей.

Выводы делают сами ученики, учитель русского языка помогает

У 2: в русском языке существуют существительные не только мужского, женского и среднего рода, но и существительные общего рода.

Я сейчас вам загадаю загадки, а вы мне назовете существительные общего рода (жадина, неряха, растяпа)

Задание 2

1.В доме - грязь, черна рубаха,

А зовут его….

2.Ничего на целом свете

Не поделит с вами Петя:

Ни ватрушку, ни игрушку,

Ни забавную зверушку…

И кричат мальчишке дети:

«Эх и …ты, Петя!»

3.Круглый год у нас потери:

Календарь на той неделе,

В прошлом месяце – билет,

В этом – книга и пакет.

Невиновна вся семья,

Ведь … это - я!

Работа с кроссвордом:

Задание 3

В синем конверте лежит кроссворд, вы должны посовещаться и решить его

Кроссворды

1. Сонливый, любящий много спать человек (разг.). СОНЯ

2. Ненасытный, прожорливый человек (разг.). ОБЖОРА

3. Работник пищевой промышленности. ПИЩЕВИК

4. Тот, кто затевает ссоры, драки (разг.). ЗАДИРА

5. Человек, который зазнаётся (разг.). ЗАЗНАЙКА

6. Лицо с высшим медицинским образованием, лечащее больных. ВРАЧ

7. Специалист по земледелию и сельскому хозяйству. АГРОНОМ

8. Руководитель печатного издания. РЕДАКТОР

У.2 Подводим небольшой итог: Сущ. общего рода, как к мужскому полу, так и к женскому.

У.2 На столах лежат желтые памятки для каждого:

  1. Физкультминутка

(Дети выполняют упражнения)

Задание 4

У.2 А теперь проверим свои знания, проведем тестирование

У вас на столах лежат карточки буквами м, ж, с. Проверяем, поднимая правильную карточку.

1.Определи род имени существительного: ШАМПУНЬ

  • а) мужской род
  • б) женский род
  • в) средний род

2. Определи род имени существительного: КАРТОФЕЛЬ

  • а) мужской род
  • б) женский род
  • в) средний род

3. Определи род имени существительного: МАШИНА

  • а) мужской род
  • б) женский род
  • в) средний род

4.Определи род имени существительного: ТЮЛЬ

  • а) мужской род
  • б) женский род
  • в) средний род

5.Определи род имени существительного: ПОЛЕ

  • а) мужской род
  • б) женский род
  • в) средний род

6. Определи род имени существительного: ПЕЧЕНЬЕ

  • а) мужской род
  • б) женский род
  • в) средний род

7. Определи род имени существительного: КРОВАТЬ

  • а) мужской род
  • б) женский род
  • в) средний род

8. Определи род имени существительного: СНЕГИРЬ

  • а) мужской род
  • б) женский род
  • в) средний род

9) Определи род имени существительного: СОЛНЦЕ

  • а) мужской род
  • б) женский род
  • в) средний род

10) Определи род имени существительного: РОЯЛЬ

  • а) мужской род
  • б) женский род

Задание 5

У1: А теперь проделаем то же самое только с зеленым конвертом. Обращаем внимание на род русского перевода!

У 1: в немецком языке существуют существительные трех родов, определить принадлежность существительного к тому или иному роду можно по суффиксу существительного. При возникновении сложных случаев необходимо обратиться к словарю. Род слова в немецком языке очень часто не совпадает с родом слова в русском, поэтому для вас лучше при запоминании слов учить их сразу вместе с артиклем.

Maskulinum Femininum Neutrum

Umweltschutz Gefahr Problem

Planet Stadt Wasser

Wald Natur Auto

Boden Welt Dorf

Mensch Luft Verkehrsmittel

Fluss Umwelt Flugzeug

Obus Fabrik Papier

Bus Straße Kleidungstück

See Berg Tier

Betrieb Straßenbahn Lebewesen

Hof Flasche Werk

Müll

Задание 6. Работа учащихся со словарями.

У.1 В наших книжных словарях существительные стоят уже с артиклями, а в больших словарях вы не найдете артиклей. Вспомним, как можно в них определить род существительных. Обратимся к словарям.

У.1 Na gut, ihr habt gut gearbeitet.

Ребята, вы уже определили обобщающее слово для этих всех слов в русском языке, найдите его в немецком варианте. (Der Umweltschutz)

Природа дом живой!
В нем связаны - от века и до века -
Лишь тонкой ниточкой одной
Судьба земли с судьбою человека!

Природа не потерпит пустоты:
Где много взял - там мало не положишь,
А если навредил - уже не сможешь
Добиться первозданной чистоты!

Природа - храм!
Природа - не дворец,
В котором можно жить и веселиться!
К ней бережно и чутко относиться
Нам завещал ее создатель и творец.

У.1 Ich nehme dieses Gedicht nicht zufällig. Vermutet bitte wofür wird die Rede in nächstem Text?

Hört bitte zu! (Прослушивание текста)

Ответы детей о чем речь в тексте.

У.1 Nun lesen wir!

У.1 Sucht bitte im Text Antworten auf die Fragen:

  • Warum ist die Erde in Gefahr?
  • Was verschmutzt unsere Umwelt?
  • Warum müssen wir unsere Umwelt schützen?
  • Haben alle Länder auf der Erde ökologische Probleme?

6. Выводы по уроку:

У2: для чего нужно знать род имени существительного? (Чтобы правильно употреблять существительные в речи: в сочетании с прилагательными, местоимениями)

У1: Warum ist das Problem des Umweltschutz ist ein internationales Problem? Почему защита окружающей среды актуальна в наше время во всех странах?

У.2: Ребята, что вы сегодня узнали на уроке:

Ответы детей:

Важно знать род имени существительного, так как это позволяет грамматически верно использовать существительные в речи.

Род в русском и немецком языках у имен существительных не совпадает, поэтому иностранные существительные лучше запоминать по родам,

При возникновении затруднений при определении рода имени существительного лучше всего обращаться к словарю, где указан правильный род имени существительного.

7. Домашнее задание:

По русскому языку: Параграфы 91-92 выучить правила.

На «5» сочинить сказку с существительными общего рода.

По немецкому языку: im Arbeitsbuch S. 74-75 Üb. 1


Имя существительное в немецком языке, как и в русском, имеет категорию рода: мужского, женского или среднего. При этом род существительных в немецком и русском языках часто не совпадает. Поэтому существительные необходимо заучивать с артиклем, который и указывает род существительного.

Запоминание рода существительных часто вызывает трудности. Однако многие существительные имеют некоторые признаки, которые помогают определить род этих существительных. Род существительных можно определить:

— по значению слова
— по форме слова

Мужской род по значению:

— лица мужского пола

der Mann (мужчина)

— животные мужского пола

der Bär (медведь)

— стороны света

der Norden (север)

— времена года

der Sommer (лето)

— названия месяцев

der Januar (январь)

— дни недели

der Montag (понедельник)

— времена суток

der Morgen (утро), но die Nacht (ночь)

— осадки

der Regen (дождь)

— минералы

der Granit (гранит)

— камни

der Rubin (рубин)

— названия гор

der Harz (Гарц)

— названия озер

der Baikal (Байкал)

— спиртные напитки

der Wodka (водка), но das Bier (пиво)

— денежные единицы

der Euro (евро), но die Kopeke (копейка), die Krone (крона), die Mark (марка)

— небесные тела

der Mond (луна), но die Venus (венера)

— названия автомобильных марок

der Opel, der BMW

Мужской род по форме:

-er

der Fahrer (водитель)

-ler

der Sportler (спортмен)

-ner

der Gärtner (садовник)

-ling

der Lehrling (ученик)

-s

der Fuchs (лиса)

Примечание: не путайте суффикс -er в производных существительных со словами, корень которых заканчивается на -er : die Mutter, die Tochter, das Fenster и т.д.

— Иностранные слова (в основном одушевленные) с суффиксами:

-ent

der Student (студент)

-ant

der Laborant (лаборант)

-ist

der Publizist (публицист)

-et

der Poet (поэт)

-ot

der Pilot (пилот)

-at

der Kandidat (кандидат)

-soph

der Philosoph (философ)

-nom

der Astronom (астроном)

-graph

der Photograph (фотограф)

-eur

der Ingenieur (инженер)

-ier

der Pionier (пионер)

-ar

der Jubilar (юбиляр)

-är

der Sekretär (секретарь)

-or

der Doktor (доктор)

Примечание: неодушевленные существетельные с суффиксами -ent, -at, -et могут быть как мужского, так и среднего рода: der Kontinent — das Patent, der Apparat — das Referat, der Planet — das Alphabet.

Женский род по значению:

— лица женского пола

die Frau (женщина), но das Mädchen

— животные женского пола

die Kuh (корова), но das Huhn (курица), das Schaf (овца)

— названия деревьев

die Birke (береза), но der Ahorn

— названия цветов

die Aster (астра), но der Mohn (мак), der Kaktus (кактус)

— названия ягод

die Himbeere (малина)

— название фруктов и овощей

die Birne (груша), но der Apfel (яблоко), der Pfirsich (персик), der Kohl (капуста), der Kürbis (тыква)

— большинство немецких рек

die Elbe, die Oder, die Spree, но der Rhein, der Main, der Neckar

Женский род по форме:

— Существительные с суффиксами:

-in

die Laborantin (лаборантка)

-ung

die Übung (упражнение)

-heit

die Freiheit (свобода)

-keit

die Möglichkeit (возможность)

-schaft

die Landschaft (ландшафт)

-ei

die Malerei (живопись)

— Иностранные слова с ударными суффиксами:

-ie

die Chemie (химия)

-tät

die Universität (университет)

-tion

die Station (станция)

-ur

die Kultur (культура)

-ik

die Physik (физика)

-age

die Reportage (репортаж)

-ade

die Fassade (фасад)

-anz

die Ambulanz (амбулатория)

-enz

die Existenz (существование)

Примечание: есть также ряд существительных мужского рода , оканчивающихся на -e: der Kollege, der Russe, der Junge, der Name, der Gedanke, der Käse и несколько существительных среднего рода : das Ende, das Interesse, das Auge.

Средний род по значению:

— названия детей и детенышей

das Kind (ребенок), das Lamm (ягненок)

— металлы и сплавы

das Silber (серебро), но der Stahl (сталь), die Bronze (бронза)

— химические элементы

das Chlor (хлор), но der Schwefel (сера), der Phosphor (фосфор)

— континенты

(das) Afrika, но die Arktis (Арктика), die Antarktis (Антарктика)

— страны

(das) Deutschland, но der Iran, der Irak, der Sudan, die BRD, die Schweiz, die Türkei, die Mongolei, die Ukraine, die USA

— города

(das) Moskau, но der Haag

— названия островов

(das) Rügen, но die Krim (Крым)

— физические единицы

das Kilowatt (киловатт)

— языки

das Russisch (русский язык)

Средний род по форме:

— Иностранные слова (предметы и абстрактные понятия), оканчивающиеся на:

-(i)um

das Stadium (стадион)

-ett

das Kabinett (кабинет)

-ment

das Dokument (документ)

-ma

das Drama (драма)

-o

das Kino (кинотеатр)

— Субстантивированные инфинитивы:

das Laufen (бег) — от laufen (бегать)
das Lesen (чтение) — от lesen (читать)

Это практически все правила определения рода существительного в немецком языке. Однако не стоит забывать, что не все существительные подходят под данные правила. Самый надежный способ не запутаться при отнесении существительного к тому или иному роду, это просто выучить его с артиклем!

Род сложных имен существительных зависит от рода основного слова. Первая часть слова называется определяющим словом, последняя составная часть сложного слова называется основным словом.

Der Küchenschrank (кухонный шкаф, кухонный буфет) = die Küche (кухня) + der Schrank (шкаф)

Основным словом сложного имени существительного может быть только имя существительное. В качестве определяющего слова выступают различные части речи: имя существительное в единственном числе (die Tischlampe — настольная лампа) и во множественном числе (der Kräutertee — чай из трав), глагол (das Schlafzimmer — спальня), прилагательное в краткой форме (der Kurzstreik — кратковременная забастовка), предлог (das Nebenamt — должность по совместительству).

Слова, входящие в состав сложного имени существительного, присоединяются друг к другу либо непосредственно (das Schlafzimmer), либо при помощи соединительных элементов -(e)s (die Lebensmittel), -(e)n (der Küchenschrank).

Род сложносокращенных слов также зависит от основного слова: der PKW = der Personenkraftwagen — легковой автомобиль. В немецком языке некоторые слова сокращаются так, что остается только какая-то часть слова — начало или конец. Например, die Universität (университет) — die Uni, der Autobus (автобус) — der Bus. Сокращенное таким способом слово сохраняет род полного слова.

Некоторые существительные в зависимости от рода имеют разные значения:

  • der See (озеро) - die See (море),
  • der Band (том) - das Band (лента),
  • das Steuer (руль, штурвал) - die Steuer (налог),
  • der Leiter (руководитель) - die Leiter (лестница),
  • der Tor (глупец) - das Tor (ворота),
  • der Schild (щит) - das Schild (вывеска, табличка),
  • der Bauer (крестьянин) - das Bauer (клетка)

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :


Как стало понятно из предыдущего урока, в немецком языке, как и в русском, существует три рода существительных: мужской, средний и женский. Указателем рода в речи является артикль: der – для мужского, das - для среднего, die - для женского рода.

В словаре на род указывают три разные буквы: m – на мужской род (от Maskulinum), f - на женский (Femininum), n – на средний (от Neutrum).

Иногда род существительного может подсказать его значение: речь идет о совпадении биологического и грамматического рода, например, в слове die Frau – женщина. Однако, совпадение происходит не всегда, например, слово das Mädchen (девочка) в немецком языке, как вы можете заметить по артиклю, среднего рода.

Род многих существительных во многом совпадает с русским, однако часть слов нужно просто запомнить. Впрочем, в немецком языке существует ряд правил, по которым можно понять род существительного.

Помните! Имя существительное в немецком языке всегда пишется с большой буквы.

Образование формы женского рода

В немецком языке есть универсальное правило образование женского рода существительных, особенно, если речь идет о профессиях, представительницах разных национальностей и т. д.: к существительному мужского рода нужно добавить артикль die и суффикс -in . Пример:

der Student – die Studentin (студент - студентка)
der Lehrer – die Lehrerin (учитель - учительница)
der König - die Königin (король - королева)
der Löwe - die Löwin (лев — львица)

Интересно отметить, что в русском языке у многих существительных нет формы женского рода, а если есть, то данная форма звучит унизительно или пренебрежительно. Например, врач - врачиха. В немецком языке суффикс -in решает проблему: der Arzt – die Arztin (Врач - Женщина-врач). Никаких отрицательных значений женская форма слова der Arzt не несет и является вполне нейтральной.

К этому же правилу можно отнести существительные, обозначающие национальности.:

der Russe – die Russin (русский — русская)

der Engländer – die Engländerin (англичанин - англичанка)

Определяем род существительного

Как было сказано выше, род существительного указан в словаре. Однако само слово тоже может обладать характеристиками того или иного рода. Рассмотрим основные из них.

На женский род (die) в немецком языке указывают:

  1. Суффикс -in: die Arztin (женщина-врач), die Engländerin (англичанка).
  1. Существительные, обозначающие женщин и девушек, а также животных женского рода: die Mutter (мать), die Schwester (сестра), die Katze (кошка). ИСКЛЮЧЕНИЕ: das Mädchen - девочка.
  1. Окончание е у существительных, которые не указывают на лица мужского пола: die Erde (земля), die Karte (билет).
  2. Существительные, оканчивающиеся на суффиксы -ei (на суффикс падает ударение), -heit, -keit, -schaft, -ung (ударение на суффикс не падает), -ik, -tion (ударный), -ur, -ät. Данные существительные обозначают абстрактные явления и понятия:

die Backerei (булочная), die Freiheit (свобода), die Ewigkeit (вечность), die Bereitschaft (готовность), die Übung (упражнение), die Musik (музыка), die Nation (нация), die Natur (природа), die Universität.

  1. Названия деревьев и многих видов цветов: die Espe (осина), die Chrysantheme (хризантема).

ВАЖНО: если название дерева заканчивается на слово «baum» (der Baum — дерево), данное существительное будет мужского рода. Например: der Kaffeebaum - кофейное дерево.

  1. Субстантивированные числительные (числительные, которые выступают в роли существительного): die Fünf (пятерка), die Zehn (десятка).

ВАЖНО: Числительные, обозначающие количество - среднего рода.

  1. Названия рек Германии: die Elbe - Эльба.

НО: der Rhein — Рейн, der Main — Майн, der Neckar - Неккар.

  1. Название самолетов, кораблей, а также марки сигарет.

die Boeing, die Titanic, die Kamel.

На мужской род (der) в немецком языке указывают:

  1. Лица биологического мужской рода и профессии, а также животных мужского рода: der Vater (отец), der Lehrer (учитель), der Kater (кот).
  1. Названия времен года, месяцев, дней недели:

der Winter (зима),der August (август), der Montag (понедельник).

  1. Названия сторон света и осадков:

der Norden (север), der Nebel (туман).

  1. Существительные заканчивающиеся на суффиксы -ling, -el, -s, -ig, -ich, -s:

der Zwilling (близнец), der Honig (мед), der Krebs (рак

  1. Слова, как правило иностранного происхождения, оканчивающиеся на суффиксы -ant, -ent, -ist, -loge, -eur, -är, -or, -ismus, -eur/ör. Эти существительные обозначают лиц мужского пола:

der Student (студент), der Pianist (пианист), der Millionär (миллионер).

  1. Существительные, образованные от глагола, не имеющих дополнительных суффиксов:

der Lauf (бег, от слова laufen – бежать).

  1. Названия спиртных напитков, а также чая и кофе:

der Wein (вино), der Wodka (водка), der Tee (чай).

НО: das Bier (пиво).

  1. Марки автомобилей:

der Opel, der Mercedes

  1. Названия гор:

der Elbrus (Эльбрус).

  1. Названия минералов, драгоценных камней и горных пород:

der Smaragd (изумруд), der Marmor (мрамор).

На средний род (das) в немецком языке указывают:

  1. Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -chen, -lein.

das Mädchen, das Bächlein (ручеек).

  1. Большинство существительных с суффиксами -ir, -tum.

das Zeugnis (свидетельство), das Rittertum (рыцарство).

  1. Большинство существительных с приставкой ge-.

das Gewitter (гроза), das Gesicht (лицо).

  1. Глаголы в начальной форме, которые выступают в роли существительного.

das Lesen (чтение), das Essen (еда).

  1. Названия гостиниц, кафе, кинотеатров, а также сами слова das Hotel (гостиница, отель), das Cafe (кафе), das Kino (кино).
  1. Заимствования с суффиксами -ett, -il, -ma, -o, -um.

das Paket пакет, посылка, das Exil (изгнание), das Klima (климат), das Konto (банковский счет), das Zentrum (центр).

Чтобы закрепить новый материал, попробуйте выполнить следующие упражнения.

Задания к уроку

Упражнения 1. Образуйте существительные женского рода от следующих слов:

Der Schüler, der Lehrer, der Arzt, der Student, der König, der Kellner, der Verkäufer, der Russe.

Упражнение 2. Определите род существительного, впишите нужный артикль (der -мужской род, das — средний, die – женский).

… Cafe, …Opel, … Druckerei, … Lesen, … Rubin, … Kommunist, … Klima, … Schnee, … Realität, … Wohnung, … Museum, … Geschwindigkeit, … Gedicht, … Vater, … Politik, … Schnelligkeit, …Liebe.

Ответ 1:

Die Schülerin, die Lehrerin, die Arztin, die Studentin, die Königin, die Kellnerin, die Verkäuferin, die Russin.

das Cafe, der Opel, die Druckerei, das Lesen, der Rubin, der Kommunist, das Klima, der Schnee, die Realität, die Wohnung, das Museum, die Geschwindigkeit, das Gedicht, der Vater, die Politik, die Schnelligkeit, die Liebe.

Род существительных (сущ.) в немецком языке представляет особую сложность для изучающих язык, поскольку род немецких слов часто не совпадает с родом русских, а иногда даже кажется нелогичным (например, der Busen – грудь (женская), das Mädel – девушка, das Kind – ребёнок).

В немецком языке существует три рода сущ.: мужской (Maskulinum ), женский (Femininum ) и средний (Neutrum ). Им соответствуют артикли: ein и der – мужскому роду, eine и die – женскому, ein и das – среднему. На начальном этапе обучения рекомендуется учить слова сразу с артиклем, так как зачастую определить род без артикля бывает сложно. Тем же, кто относит себя к продвинутым в изучении немецкого, помогут определить род значения слов и их суффиксы и приставки. Однако определить род, следуя правилам, можно приблизительно в 50% случаев.

Как правило, к мужскому роду в немецком языке относятся сущ. со следующими суффиксами:

  • -er-: der Lehrer, der Zucker, der Computer. НО! das Messer, das Fenster, das Monster.
  • -ig-: der Honig, der Käfig, der Essig.
  • -ich-: der Teppich, der Anstrich, der Kranich.
  • -ling-: der Lehrling, der Frühling, der Zwilling. НО! Die Reling
  • -el-: der Schlüssel, der Ärmel, der Apfel.
  • -s-: der Schnaps, der Keks, der Krebs.
  • -ismus-: der Hinduismus, der Kapitalismus, der Sozialismus.
  • -ant-: der Praktikant, der Demonstrant, der Lieferant.
  • -or-: der Motor, der Konduktor, der Rektor.
  • -eur-/ör: der Friseur, der Ingenieur, der Kollaborateur, der Likör.
  • -us-: der Zirkus, der Kasus, der Numerus.
  • -ent-: der Student, der Dozent, der Produzent.
  • -ist-: der Polizist, der Kommunist, der Spezialist.
  • -är-: der Revolutionär, der Reaktionär, der Millionär.
  • -loge-: der Kardiologe, der Philologe, der Biologe.
  • -and-: der Proband, der Doktorand, der Habilitand.
  • -ast-: der Gymnasiast, der Fantast, der Kontrast.

К мужскому роду относятся также сущ.:

  • образованные от корня глагола, иногда с изменением корневой гласной: der Schluss, der Fall, der Gang.
  • Некоторые слова с суффиксом -е- (т.н. слабое склонение), обозначающие существ мужского пола (животные, люди, национальности): der Hase, der Junge, der Zeuge, der Russe, der Pole…

К женскому роду относится большая часть сущ. c суффиксами:

  • -e-: die Liebe, die Brille, die Schule. НО! Der Name, das Interesse, das Ende.
  • -ung-: die Wohnung, die Übung, die Werbung.
  • -keit-: die Geschwindigkeit, die Kleinigkeit, die Höflichkeit.
  • -heit-: die Wahrheit, die Einheit, die Krankheit.
  • -schaft-: die Freundschaft, die Liebschaft, die Verwandtschaft.
  • -ei-: die Druckerei, die Polizei, die Bücherei.
  • -ie-: die Kopie, die Geographie, die Familie.
  • -ät-: die Universität, die Qualität, die Realität.
  • -itis-: die Bronchitis, die Pankreatitis, die Cholezystitis.
  • -ik-: die Musik, die Politik, die Klinik.
  • -ur-: die Kultur, die Frisur, die Temperatur.
  • -age-: die Reportage, die Garage, die Blamage.
  • -anz-: die Ignoranz, die Toleranz, die Distanz.
  • -enz-: die Intelligenz, die Existenz, die Tendenz.
  • -ion-: die Lektion, die Station, die Explosion.
  • -a-: die Kamera, die Ballerina, die Aula.
  • -ade-: die Olympiade, die Ballade, die Marmelade.
  • -ette-: die Tablette, die Pinzette, die Toilette.
  • -ose-: die Neurose, die Sklerose, die Psychose.
  • — st- , образованные от глаголов: die Gunst, die Kunst. НО! Der Verdienst.
  • -t- , образованные от глаголов: die Fahrt, die Macht, die Schrift.

К среднему роду относятся сущ. с суффиксами:

  • -chen- , иногда с чередованием гласных в корне: das Märchen, das Mütterchen, das Hähnchen.
  • -lein- , также с чередованием в корне: das Büchlein, das Fräulein, das Kindlein.
  • -um-: das Museum, das Stadium, das Datum.
  • -ment-: das Regiment, das Dokument, das Engagement.
  • -ett-: das Ballett, das Tablett, das Büfett.
  • -ma-: das Thema, das Klima, das Schema.
  • -ing-: das Shopping, das Training, das Jogging. НО! der Browning, der Pudding.
  • -o-: das Auto, das Konto, das Büro.
  • -in-: das Benzin, das Cholesterin, das Nikotin.

К среднему роду также относятся:

  • отглагольные сущ., образованные от инфинитива: das Lesen, das Schreiben, das Hören.
  • большинство сущ. с окончанием -tum : das Christentum, das Altertum, das Eigentum. НО! der Irrtum, der Reichtum.
  • большинство сущ. с окончанием -nis : das Ergebnis, das Bekenntnis, das Verständnis. НО! die Erkenntnis, die Kenntnis, die Erlaubnis, die Finsternis.
  • большинство сущ. с приставкой ge- : das Gedicht, das Gemüse, das Gelände. НО! die Gefahr, die Geschichte.
  • субстантивированные прилагательные: das Böse, das Gute, das Schlimmste.

Род сущ. в немецком языке можно определить и по значению, хотя в этом случае ещё больше исключений.

Так, к мужскому роду относятся названия:

  • живых существ мужского пола: der Vater, der Arzt, der König;
  • дней недели, месяцев, времён года, частей света, явлений природы: der Montag, der Winter, der Süden, der Schnee;
  • марок автомобилей поездов: der Mercedes, der VW, der Express;
  • минералов, камней, в т.ч. драгоценных: der Sand, der Smaragd, der Rubin;
  • большинство названий напитков: der Wein, der Cognac, der Tee. НО! Die Milch, das Bier, das Wasser.

К женскому роду относятся названия:

  • лиц женского пола: die Frau, die Schwester, die Tochter. НО! das Weib, das Mädel, das Fräulein;
  • деревьев и цветов, некоторых фруктов: die Birke, die Eiche, die Narzisse, die Mango. НО! Der Apfel, der Pfirsich, das Vergissmeinnicht;
  • самолётов, кораблей, марок сигарет: die Boeing, die Falcon, die Titanic, die Europa, die Kamel, die Marlboro;
  • чисел: die Drei, die Zehn, die Million. НО! das Dutzend.

К среднему роду относятся названия:

  • молодых существ: das Kind, das Baby, das Ferkel;
  • металлов и химических элементов: das Kalzium, das Eisen, das Jod. НО! Der Schwefel, der Phosphor, сложные сущ. с корнем -stoff: der Wasserstoff, der Sauerstoff;
  • дробных числительных: das Viertel, das Drittel, das Zehntel;
  • стран, континентов и городов: das alte Europa, das heiße Afrika, das kalte Sibirien. НО! Die Schweiz, die Ukraine, die Niederlanden (pl), die USA (pl), die Türkei, die Slowakei, die Mongolei, der Iran, der Irak, der Jemen, der Sudan;
  • физических единиц измерения: das Volt, das Ampere, das Kilogramm.

Немецкий язык славится своими составными словами (в которых 2 или больше корня). Род таких сущ. определяется по последнему слову:

Das Blei + der Stift = der Bleistift.

Die Reihe + das Haus = das Reihenhaus.

Das Schlafzimmer + die Tür = die Schlafzimmertür.

Если вы всё же сомневаетесь и не можете точно определить род сущ. в немецком языке, то не ленитесь заглянуть в словарь – тогда точно не ошибётесь.



 
Статьи по теме:
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з
Рыба на решетке - самое вкусное и ароматное блюдо
Особенность приготовления рыбы на мангале состоит в том, что независимо от того, как вы будете жарить рыбу — целиком или кусочками, кожу снимать не следует. Тушку рыбы нужно разделать очень аккуратно — старайтесь разрезать ее таким образом, что голова и х
Ю.Андреев - Живой журнал! Андреев Ю.А. Юрий Андреев: биография
Андреев Ю.А. - об авторе Юрий Андреевич родился в Днепропетровске. В 1938 году семья переехала из Днепропетровска в Смоленск, где встретила войну (отец - кадровый военный). В 1944 семья переехала в Ленинград по месту службы отца. Окончил школу с золотой