Тест роршаха трактовка. Пятна Роршаха – проективная методика психолого-психиатрического обследования

Психодинамический тест чернильных пятен Роршаха - проективная методика исследования личности. Создана в 1921 году швейцарским психиатром Германом Роршахом (Hermann Rorschach). По своей популярности в психодиагностических исследованиях личности данный тест занимает ведущее место среди других проективных методик (библиография включает около 11000 работ).

Роршах отобрал 10 чернильных пятен и в 1921 году опубликовал их вместе с инструкцией по применению при клинической оценке.

В отечественной психологии тест Роршаха использовался преимущественно в клинико-психологических исследованиях личности (Л.Ф. Бурлачук, 1979; И. Г. Беспалько, 1983 и др.). Имеется ряд исследований о применении теста Роршаха при обследовании депрессивных больных, при МДП, опухолях мозга, эпилепсии, у детей, у сенильных больных. Проведена значительная работа по стандартизации теста (Б. И. Белый, 1982; И. Г. Беспалько, 1983).

Стимульный материал к тесту состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными (слабоструктурированными) изображениями (т.н. «пятна» Роршаха).

Каждый ответ формализуется с помощью специально разработанной системы символов по следующим пяти счетным категориям:

  1. локализация (выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей);
  2. детерминанты (для формирования ответа могут быть использованы форма изображения, цвет, форма совместно с цветом и т. д.;
  3. уровень формы (оценка того, насколько адекватно форма изображения отражена в ответе, при этом в качестве критерия используются интерпретации, получаемые наиболее часто);
  4. содержание (ответ может касаться людей, животных, неодушевленных предметов и т. д.);
  5. оригинальность-популярность (оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встречаются не менее чем у 30% обследуемых).

Эти счетные категории имеют детально разработанные классификации и интерпретативные характеристики. Обычно изучаются «суммарные оценки», т.е. суммы однотипных оценок, отношения между ними. Совокупность всех полученных отношений позволяет создать единую и уникальную структуру, взаимосвязанных особенностей личности.

Несмотря на то, что и по настоящее время нет завершенной теории, связывающей особенности интерпретации стимулов с личностными характеристиками, валидность теста доказана многочисленными исследованиями. Специальными исследованиями 80-90 гг. подтверждена и высокая ретестовая надежность как отдельных групп показателей теста, так и методики в целом (Дж. Экснер, 1980, 1986 и др). Известны тесты «чернильных пятен», разработанные по образцу теста Роршаха, его модификации для проведения группового обследования.

Порядок проведения

Исследование должно проводиться в спокойной и непринужденной обстановке в отсутствие посторонних. При необходимости присутствия третьего лица желательно предупредить об этом испытуемого и получить его согласие. Следует заранее обеспечить непрерывность эксперимента, исключить телефонные звонки и другие отвлекающие моменты. Если испытуемый пользуется очками, надо заранее позаботиться, чтобы они были под рукой. Испытание лучше проводить при дневном свете. В тех случаях, когда проводится развернутое психологическое исследование, тест Роршаха рекомендуется предлагать испытуемому в первую очередь.

Экспериментатор садится за стол под прямым углом по отношению к испытуемому или рядом с ним так, чтобы видеть таблицы одновременно с испытуемым. Таблицы предварительно кладутся слева от экспериментатора вниз изображением.

Прежде чем начать опыт, надо спросить испытуемого, знаком ли он с методикой, слышал или читал о ней. Перед показом таблиц в предварительной беседе следует установить контакт с испытуемым. Чрезвычайно важно также знать о физическом (усталость, болезнь) и психическом состоянии субъекта во время показа таблиц.

Происхождения таблиц обычно не объясняют. Если испытуемый спрашивает, не является ли данный эксперимент проверкой интеллекта, следует ответить отрицательно, но можно согласиться с мнением, что испытание представляет собой проверку фантазии. От вопросов испытуемого в ходе эксперимента следует уклоняться и откладывать их разрешение «на потом».

Работа с испытуемым состоит из четырех этапов:

1) собственно выполнение,

3) использование аналогий,

4) определение пределов чувствительности.

1-й этап .Таблицы дают испытуемому в руки в основном положении, в определенной последовательности - согласно номеру на обороте таблицы. Испытуемого спрашивают, что напоминают ему пятна, на что они похожи. Инструкцию можно повторять несколько раз. Если испытуемый сомневается в правильности своих ответов, то ему говорят, что ошибочных ответов не бывает, так как все люди видят на таблицах разное. Бом предлагает дополнить инструкцию следующей фразой: «Вы можете поворачивать таблицы как угодно». По мнению Клопфера и соавторов, замечания о повороте таблиц в первоначальную инструкцию включать не следует, но когда испытуемый сам начинает поворачивать таблицу, ему не мешают. Мы рекомендуем воспользоваться инструкцией Бома.

Следует избегать всякой подсказки в отношении толкований пятен. Допустимы поощрения: «Да», «Отлично», «Видите, как хорошо у Вас получается». При трудностях с ответом на первую таблицу экспериментатор ведет себя выжидательно, но если толкование так и не дается, надо переходить к следующей таблице. Если после первого ответа следует длинная пауза, спрашивают: «А что еще? Вы можете дать несколько ответов».

Время не ограничивается. Допускается прерывание работы с одной таблицей после 8-10 ответов.

Все ответы испытуемого записываются в протокол исследования. Фиксируются восклицания, мимика, поведение испытуемого и все замечания экспериментатора. Положение таблицы отмечают углом, вершина которого означает верхний край таблицы, или буквами: Λ- основное положение таблицы (а), > - верхний край таблицы справа (b), v - таблица перевернута (с), < - верхний край таблицы слева (d). Локализация ответов описывается словесно или отмечается на специальной дополнительной схеме, где таблицы изображены в уменьшенном виде. Если речь идет не об основном положении таблицы, то обозначения типа «снизу», «сверху», «справа» рекомендуется заключать в скобки. Временные показатели фиксируются при помощи часов с секундной стрелкой; секундомер нежелателен, так как может вызвать экзаменационный стресс.

2-й этап . Опрос, необходимый для уточнения ответов. Главная ориентация опроса заключается в словах: «где?», «как?» и «почему?» («Покажите, где находится», «Как возникло у Вас такое впечатление?», «Почему это такой-то образ?»). При этом лучше пользоваться терминологией самого испытуемого. Если, например, дан ответ «красивая бабочка», можно спросить, что делает пятно похожим на бабочку и почему она выглядит красивой. Формулировка последующих вопросов будет зависеть от полученных ответов. Не следует наводящими вопросами внушать испытуемому такие ответы которые не отражают его личного восприятия.

Если испытуемый затрудняется в словесном обозначении локализации ему предлагают сделать копию указанной части пятна при помощи прозрачной бумаги или нарисовать увиденный образ. Для уточнения, виден ли человеческий образ в движении, экспериментатор просит испытуемого более подробно рассказать о воспринятом. Вопросы типа: «Речь идет о живом или о мертвом?» - не рекомендуются. Для выяснения, использован ли в ответе цвет, спрашивают, можно ли увидеть тот же образ на уменьшенных ахроматических диаграммах (см. таблицы локализации на рис. 2.1).

Если на этом этапе даются дополнительные ответы, они могут быть использованы для общей оценки, но при расчетах не учитываются.

3-й этап. Использование аналогий необязательно и применяется только там, где опрос не выявил, на какие особенности пятен опирался испытуемый в своих ответах. Спрашивают, можно ли тот или иной детерминант (цвет, движение, оттенки), указанный в одном ответе, применить к другим ответам. Полученные результаты относят к дополнительным оценкам.

4-й этап. Определение пределов чувствительности. Необходимость его тем меньше, чем богаче первоначальный протокол. На этом этапе определяют: 1) может ли испытуемый видеть детали и интегрировать их в целое, 2) может ли он воспринимать человеческие образы и проецировать на них движение, 3) может ли он воспринимать цвет, светотень и популярные образы.

Ответы испытуемого провоцируются все более конкретными вопросами. Если испытуемый даст только целостные ответы, говорят: «Некоторые люди могут что-нибудь увидеть в отдельных частях таблицы. Попробуйте, может быть, у Вас тоже получится». Если испытуемый затрудняется выполнить эту просьбу, указывают на обычную деталь (D) и спрашивают: «На что это похоже?». Если и это не помогает увидеть образ в детали пятна, можно сказать, что некоторые люди видят «животных» в боковых розовых областях табл. VIII и «пауков» в верхних боковых синих пятнах табл. X.

Если испытуемый не дает популярных ответов, то ему показывают несколько популярных образов и спрашивают: «Как Вы думаете, похоже это на... ?»

Когда в протоколе отсутствуют цветовые ответы, предлагают разложить все таблицы на группы по какому-нибудь признаку. При выделении групп, например по содержанию, просят еще раз разделить таблицы по другому признаку. В третий раз можно предложить разложить таблицы на приятные и неприятные. Если в течение трех Попыток испытуемый не выделит группу цветных таблиц, делается вывод, что он не реагирует на цветовой стимул.

Шифровка ответов

Большинство отечественных авторов пользовались двумя способами шифровки. Один из них - «классический Роршах» - представлен монографией Бома, другой - так называемая «американская школа», наиболее полно изложен в работах Клопфера и соавторов. Поскольку между этими двумя направлениями имеются различия, то выводы авторов, пользующихся разными обозначениями, в ряде случаев становятся трудно сопоставимыми.

Для проективного теста Роршаха нужно десять картинок (карточек) с чернильными пятнами: пятью - черными, двумя - красными и черными и тремя - разноцветными. Исследователь показывает карточки с пятнами в определенном порядке, а потом спрашивает тестируемого, что это может быть. Когда участник эксперимента увидит все чернильные пятна и поделился соответствующими соображениями, исследователь снова показывает карточки одна за другой.

Тестируемый должен назвать все, что видит, уточнить, где он/она это видит и почему чернильное пятно вызывает у него тот или иной образ. Карточку можно крутить, наклонять, переворачивать вверх ногами - то есть рассматривать, как заблагорассудится. Записываются все слова и действия пациента, а также отмечается продолжительность ответов.Отсутствие реакции или неспособность описать изображенное на карточке может означать наличие психологической блокировки в сфере, представленном такой карточкой, или временное нежелание принимать такую сферу.Каждый ответ теста Роршаха расшифровывается и классифицируется с помощью специально разработанной системы символов по 5 категориям:

  1. Локализация (выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей);
  2. Детерминанты (что именно используется для формирования ответа: форма изображения, его цвет, форма и цвет одновременно и т. д.);
  3. Уровень формы (насколько адекватно форма изображения отражена в ответе, при этом в качестве критерия используются интерпретации, получаемые наиболее часто);
  4. Содержание (чего или кого именно касается ответ: людей, животных, растений, неодушевленных предметов, абстрактных фигур и т. д.);
  5. Оригинальность - популярность (оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встречаются не менее чем у 30% обследуемых).
Эти категории имеют детально разработанные классификации и интерпретации. Обычно изучаются «суммарные оценки», т.е. суммы однотипных оценок, отношения между ними. Совокупность всех полученных отношений позволяет создать единую и уникальную структуру взаимосвязанных особенностей личности. Затем ответы анализируются и подсчитываются. На основе ряда математических вычислений подводят итоги теста и интерпретируют конечный результат, исходя из полученных эмпирических данных.

Карточка 1. «Летучая мышь, бабочка, моль»

На первой картинке теста Роршаха только черные чернила. Карточка, с которой начинается эксперимент, подскажет, как пациент воспринимает новые и стрессовое задачи. Участники обычно видят в изображении летучую мышь, моль, бабочку или морду какого-то животного, подобного слону или кролику. Реакция на эту карточку дает общую характеристику человека.

  • Для кого-то летучая мышь означает что-то нечистое или демоническое, для кого-то - путь сквозь тьму и перерождение.
  • Бабочки символизируют переходный период, трансформацию, а также способность расти, изменяться и преодолевать препятствия.
  • Моль символизирует чувство недооцененности, недовольство собственной внешностью, а также слабость и раздражение.
  • Морда животного, в частности слона, символизирует умение реагировать на проблемы, страх и нежелание заглянуть внутрь себя. Такое восприятие картинки может также символизировать наличие серьезной проблемы, которая игнорируется, и служить замечанием по вопросу, которого человек старается избегать.

Карточка 2. «Два человека»

На этой карточке из теста Роршаха изображена картинка красными и черными чернилами. Рисунок обычно воспринимается как сексуальный. Красные элементы пациенты часто называют кровью. Реакция на эту картинку свидетельствует о способах контроля чувств, физической боли или гнева. Люди часто видят на картинке молящегося человека; либо две фигуры; человека, который смотрит на себя в зеркало, или четырехлапое животное, подобное собаке или слону.

  • Две фигуры символизируют созависимость, одержимость сексом, неоднозначные чувства в отношении секса или зацикленность на отношениях.
  • Человек, который смотрит на себя в зеркало, символизирует эгоцентризм или самолюбование. Это может быть и отрицательная, и положительная черта, в зависимости от чувств человека.
  • Собака символизирует преданного и верного друга. Если пациент увидел что-то негативное, это может свидетельствовать о необходимости осознать собственные страхи и чувства.
  • Слон может символизировать глубокомыслие, память и ум, но также - отрицательное физическое самовосприятие.
  • Медведь может символизировать агрессию, конкуренцию, независимость, восстановление, а также - чувство уязвимости, незащищенность или открытость и честность (игра слов по-английски: bear - медведь, bare - обнажать, обнаруживать, разоблачать).
  • Эта карта имеет сексуальное значение, поэтому, если кто-то видит человека, который молится, это может символизировать отношение к сексу в контексте определенных религиозных верований. Кровь может означать, что человек ассоциирует физическую боль с религией, а также обращается к молитве, переживая непростые эмоции (например, гнев), или ассоциирует гнев с религией.

Карточка 3. «Два человека»

Третий рисунок теста Роршаха - картинка красными и черными чернилами. Реакция на нее свидетельствует об отношении пациента к другим людям в процессе социального взаимодействия.Распространенные варианты восприятия изображения: две фигуры; человек, смотрящий в зеркало, бабочка или моль.

  • Если человек видит общую трапезу двух человек, это свидетельствует об активной общественной жизни. Человек, который видит двух человек, моющих руки, может чувствовать себя незащищенным или нечистым, а также страдать паранойей. Человек, который видит двух человек, играющих в определенную игру, подвержен конкуренции в социальном взаимодействии.
  • Человек, который смотрит в зеркало, символизирует эгоцентризм, пренебрежение другими или несостоятельность воспринимать людей такими, какие они есть.

Карточка 4. «Шкура животного, кожа, ковер»

Четвертая карточка называется «отцовской». На ней - затушеванное изображение черными чернилами. Тестируемые нередко видят большую, порой жуткую фигуру - чаще мужскую, чем женскую. Восприятие этих чернильных пятен отражает воспитание человека и его отношение к авторитету. Люди вспоминают крупное животное или монстра, шкуру животного.

  • Большое животное или монстр может символизировать чувства неполноценности, сильный страх перед авторитетами или представителями власти, в частности перед отцом.
  • Шкура животного может символизировать существенный дискомфорт, связанный с темой отца. С другой стороны, она может свидетельствовать, что человек не имеет проблем с авторитетностью и неполноценностью.

Карточка 5. «Летучая мышь, бабочка, моль»

На этой картинке теста Ророшаха - пятна от черных чернил. Реакция на эту карточку, так же как на первую, отражает нашу сущность. Обычно изображение не воспринимается как угрожающее. После сложных изображений на предыдущих картах эта воспринимается человеком проще, поэтому ответы бывают более развернуты. Если комментарии пациента не совпадают с комментариями относительно первой карточки, это может свидетельствовать о влиянии карточек 2-4 на восприятие. Распространенные варианты восприятия изображения: летучая мышь, бабочка или моль.

Карточка 6. «Шкура животного, кожа, ковер»

На этой карте - пятна от черных чернил, которые отличаются от других карт текстурой. Реакция на это изображение касается сферы близости между людьми, поэтому эту картинку теста Ророшаха еще называют «секс-картой». Распространенные варианты восприятия изображения: шкура животного, может свидетельствовать о страхе перед близкими отношениями, порождает у человека ощущение пустоты и изоляции.

Карточка 7. «Человеческие головы или лица»

На этой карточке - пятна черных чернил, которые обычно связывают с женственностью. Поэтому основные варианты восприятия изображения - женщины и дети, а карточку называют «материнской». Если человеку сложно описать увиденное, в ее жизни могут быть проблемы с женскими фигурами. Тестируемые видят на карте головы или лица женщин и детей, а еще поцелуй.

  • Головы женщин символизируют чувства человека, связанные с образом матери. Эти чувства влияют на отношение к лицам женского пола в целом.
  • Головы детей символизируют чувства, связанные с детством и необходимостью заботиться о внутреннем ребенке. Такое восприятие может также свидетельствовать о необходимости анализа и корректировки отношений человека с матерью.
  • Поцелуй символизирует стремление человека к любви и воссоединения с материнским образом. Это может свидетельствовать, что человек когда-то имел близкие отношения с матерью и теперь ищет этой близости в других отношениях - романтических или социальных.

Карточка 8. «Животные, не кошка и не собака»

Это очень яркая карта, на которой использованы серые, розовые, оранжевые и синие чернила. Это не только первая разноцветная, но и исключительно сложная картинка теста Ророшаха. Если эта карта или кардинальное изменение изображения смущает человека, это может свидетельствовать о трудностях с реагированием на сложные ситуации или эмоциональные раздражители.Распространенные комментарии по этой карточке - четырехлапое животное, бабочка или моль.

Карточка 9. «Человек»

На этой карте использованы зеленые, розовые и оранжевые чернила. Пятна на ней - нечеткие, и распознать изображение непросто. Большинство людей не могут разобраться в увиденном. Именно поэтому эта карта определяет умение человека справляться с недостатком структуры и уверенности. Распространенные ответы: какой-то человек или неопределенная жуткая фигура.

  • Когда речь идет о человеке, отношение пациента к этому лицу свидетельствует о его умении справляться с бессистемностью времени и информации.
  • Образ зла может свидетельствовать, что для внутреннего комфорта человеку нужна структурированность в жизни и он не терпит неопределенности.

Карточка 10. «Краб, омар, паук»

Последняя карта теста Роршаха - самая яркая. В изображении использованы оранжевые, желтые, розовые, зеленые, серые и синие чернила. По структуре картинка подобная изображению на Карте 8, а вот по сложности - Карточке 9. Большинству тестируемых картинка кажется приятной, но люди, которым не понравилась сложная Карточка 9, могут почувствовать то же самое и по этой карте.Такая реакция может свидетельствовать о наличии проблем с подобными, синхронными или совместимыми раздражителями. Распространенные варианты восприятия: краб, омар (лобстер), паук, морда кролика, змея или гусеница.

  • Краб может символизировать склонность к зацикливанию на определенных вещах или людях или свидетельствовать о назойливости человека.
  • Лобстер может символизировать силу, настойчивость и умение справляться с незначительными проблемами. Лобстер может также свидетельствовать, что человек боится нанести себе вред или быть раненным другими.
  • Паук может символизировать страх, ощущение запутанности или свидетельствовать, что человек оказался в неудобном положении из-за собственной лжи. Паук также символизирует властную мать и женскую силу.
  • Морда кролика может символизировать плодородие и позитивное мышление.
  • Змеи могут символизировать опасность. Человек, который видит змей, может чувствовать, что его обманывают или предают, а еще бояться неизвестного. Кроме того, змеи рассматриваются как фаллический символ и касаются неприемлемого или запрещенного секса.
  • Если человек видит гусениц на последней карте в тесте, это свидетельствует о перспективах развития и осознания того, что личность постоянно меняется и эволюционирует.

Тест Роршаха или методика чернильных пятен Роршаха – один из самых известных психодиагностических тестов личности. Каждый из нас видел по крайней мере одну картинку с кляксами, которые напоминают… А вот здесь, собственно, и начинается тест, так как ответ определяет индивидуальные свойства и склонности конкретно взятого человека. Последнее время, в силу массового распространения в социальных сетях, тест Роршаха часто представляется в значительно упрощённых вариантах, но на самом деле – это мощный психологический инструмент.

Я вот часто мельком видел эти картинки и слышал про этот тест, но самому его проходить не приходилось, а тем более не совсем представлял методику и специфику этого теста. Давайте сейчас все вместе про это узнаем, а заодно и вспомним про его автора и историю создания теста Роршаха

ГЕРМАН РОРШАХ РОДИЛСЯ 8 НОЯБРЯ 1884 ГОДА В ЦЮРИХЕ (ШВЕЙЦАРИЯ). Он был старшим сыном неудачливого художника, вынужденного зарабатывать на жизнь уроками рисования в школе. Германа с детства восхищали цветовые пятна (по всей вероятности, результат творческих усилий его отца и собственной любви мальчика к живописи), а школьные друзья прозвали его Кляксой. Когда Герману было двенадцать, умерла его мать, а когда юноше исполнилось восемнадцать, скончался и отец. С отличием окончив среднюю школу, Роршах решил изучать медицину. В 1912 году он получил диплом доктора медицины Цюрихского университета, после чего работал в ряде психиатрических лечебниц. В 1911 году, еще во время учебы в университете, Роршах провел ряд любопытных экспериментов с целью проверить, отличаются ли одаренные художественными талантами школьники более развитым воображением при интерпретации обычных чернильных пятен. Это исследование оказало огромное влияние не только на дальнейшую карьеру ученого, но и на развитие психологии как науки в целом. Надо сказать, Роршах не был первым, кто использовал в своих исследованиях цветовые пятна

Однозначно сказать, как у швейцарского психиатра и психолога Германа Роршаха родилась идея создания подобного теста – задача очень трудная. PhD Джейн Фреймингэм, например, считает, что на подобную мысль его могла натолкнуть популярная на стыке XIX и XX веков детская игра «Klecksographie» – шарады на основе чернильных пятен. Кляксы как психологический инструмент мог использовать учитель и друг Роршаха Конрад Геринг.

Историю же самого теста можно начать вести с 1911 года, когда Э. Блейлер впервые ввёл в научный обиход термин «шизофрения», а Г. Роршах заинтересовался этой болезнью и посвятил её изучению диссертацию. В процессе проведения экспериментальной части он заметил, что больные по-разному интерпретируют пятна из игры «Klecksographie». Но тогда он сделал лишь небольшой доклад о своём наблюдении.

Дальше последовали несколько лет практики, во время которых Г. Роршах активно тестировал на своих пациентах технику чернильных пятен с целью определения личностных поведенческих факторов. В результате было создано 40 карточек с чернильными пятнами и собран теоретический материал для представления методики. Но с публикацией возникли трудности. Сейчас в это трудно поверить, но ни одно издательство того времени не хотело браться за печать книги Роршаха. И причиной тому была не фантастичность или антинаучность его идей, а банальная техническая сложность в печатании такого количества рисунков клякс. В итоге их пришлось сократить сначала до 15, а потом и до 10. Лишь после этого одно из издательств согласилось выпустить книгу. Она вышла в 1921 году под названием «Psychodiagnostik». В ней автор изложил свою теорию о личностных характеристиках людей. Одно из главных положений состоит в том, что в личности каждого человека представлены такие качества, как интроверсия и экстраверсия - иными словами, что нас мотивируют как внешние, так и внутренние факторы. По мнению ученого, тест с чернильными пятнами позволяет оценить относительное соотношение этих свойств и выявить любое психическое отклонение либо, напротив, сильные стороны личности. Психологическое научное сообщество практически не обратило внимания на первое издание книги Роршаха, поскольку в те времена господствовало мнение, что невозможно ни измерить, ни протестировать, из чего состоит личность человека. Однако со временем коллеги начали понимать пользу теста Роршаха, и в 1922 году психиатр обсудил возможности усовершенствования своей методики на собрании Психоаналитического общества. К несчастью, 1 апреля 1922 года, промучившись неделю сильнейшими болями в животе, Герман Роршах попал в больницу с подозрением на аппендицит, а 2 апреля умер от перитонита. Ему было всего тридцать семь лет, и он так и не увидел огромного успеха изобретенного им психологического инструмента.

В ней, помимо введения в науку понятия «психодиагностика», были представлены результаты исследований с чернильными пятнами и сам тест с пояснениями к нему. Скоринговая система самого Роршаха (другими словами, пояснения как интерпретировать полученные результаты) сосредотачивалась на классификации возможных ответов, и минимум внимания уделяла их содержанию. В следующем году автор теста умер. Несмотря на слабость отдельных сторон теста (неясность к какой категории предложенной классификации следует относить все возможные варианты ответа в силу отсутствия их описания в работе), его разработки долгое время очень высоко ценились и были основным инструментов диагностики в клинической психологии (на протяжении 40-50-х гг. ХХ века). В 1960-е годы тест Роршаха подвергся критике, в основном из-за отсутствия единой методики оценки ответов (существует несколько наиболее распространённых скоринговых систем: Бека, Пиотровского, Клопфера и др.).

Но полной дискредитации удалось избежать. В основном благодаря трудам Джона Экснера. Он сравнил 5 доминирующих систем оценки и создал нечто наподобие объединяющей системы (работа «The Rorschach: A Comprehensive System»). Сегодня многие психологи используют тест Роршаха именно в рамках Интегративной Системы Экснера. Он применяется для диагностики в исправительных учреждениях США и некоторых других стран, в судебной экспертизе, для диагностики расстройств личности в клинической психологии. Также валидность в деле понимания личности и эмоционального состояния человека тест обнаруживает в тех случаях, когда пациент не хочет или не может (в силу слабоумия, например, как в случае с Чарли Гордоном в «Цветах для Элджернона») об этом говорить напрямую. Глобально на основе ответов можно судить о психологии человека, понять его прошлое и предсказать будущее поведение.

Чернильные пятна Роршаха

В тесте Роршаха используется десять чернильных пятен: пять черно-белых, два черно-красных и три цветных. Психолог показывает карточки в строгой очередности, задавая пациенту один и тот же вопрос: «На что это похоже?». После того как пациент увидел все картинки и дал ответы, психолог показывает карточки снова, опять в строгой очередности. Пациента просят назвать все, что он на них видит, в каком именно месте картинки он видит тот или иной образ и что в ней заставляет его дать именно такой ответ. Карточки можно переворачивать, наклонять, манипулировать любыми другими способами. Психолог должен точно зафиксировать все, что пациент говорит и делает в ходе теста, а также время каждого ответа. Далее ответы анализируются и подсчитываются баллы. Затем путем математических расчетов выводится итог по данным теста, который интерпретируется специалистом. Если какое-нибудь чернильное пятно не вызывает у человека никаких ассоциаций или он не может описать, что на ней видит, это может означать, что изображенный на карточке объект в его сознании заблокирован, либо что изображение на ней связано в его подсознании с темой, которую в настоящий момент он не хотел бы обсуждать.

КАРТОЧКА 1

НА ПЕРВОЙ КАРТОЧКЕ МЫ ВИДИМ ПЯТНО ЧЕРНЫХ ЧЕРНИЛ. Ее показывают первой, и ответ на нее позволяет психологу предположить, как этот человек выполняет новые для него задания - следовательно, связанные с определенным стрессом. Обычно люди говорят, что изображение напоминает им летучую мышь, моль, бабочку или морду какого-то животного, например слона или кролика. Ответ отображает тип личности респондента в целом.

Для одних людей образ летучей мыши ассоциируется с чем-то неприятным и даже демоническим; для других это символ возрождения и умения ориентироваться в темноте. Бабочки могут символизировать переход и трансформацию, а также способность расти, меняться, преодолевать трудности. Моль символизирует ощущение заброшенности и уродства, а также слабости и тревожность. Морда животного, в частности слона, часто символизирует способы, которыми мы противостоим трудностям, и страх перед внутренними проблемами. Она также может означать «слона в посудной лавке», то есть передавать ощущение дискомфорта, и указывать на некую проблему, от которой человек в данный момент пытается избавиться.

КАРТОЧКА 2

НА ЭТОЙ КАРТОЧКЕ ИЗОБРАЖЕНО ПЯТНО КРАСНО-ЧЕРНОГО ЦВЕТА, и люди часто видят в нем что-то сексуальное. Части красного цвета обычно интерпретируются как кровь, и реакция на нее отображает, как человек управляет своими чувствами и гневом и как справляется с физическим ущербом. Респонденты чаще всего говорят, что данное пятно напоминает им акт мольбы, двух людей, человека, глядящего в зеркало, или какое-то длинноногое животное, например собаку, медведя или слона.

Если человек видит в пятне двух людей, это может символизировать взаимозависимость, одержимость сексом, амбивалентное отношение к половому контакту или сосредоточенность на связи и тесных взаимоотношениях с окружающими. Если пятно напоминает отражающегося в зеркале человека, это может символизировать эгоцентричность либо, напротив, склонность к самокритике. В каждом из двух вариантов выражается или негативная, или позитивная характеристика личности, в зависимости от того, какие чувства изображение вызывает у человека. Если респондент видит в пятне собаку, это может означать, что он верный и любящий друг. Если он воспринимает пятно как нечто негативное - значит, ему необходимо лицом к лицу встретиться со своими страхами и признать свои внутренние чувства. Если пятно напоминает человеку слона, это может символизировать склонность к раздумьям, развитый интеллект и хорошую память; однако иногда такое видение говорит о негативном восприятии собственного тела. Медведь, запечатленный в пятне, символизирует агрессию, соперничество, независимость, неповиновение. В случае с англоязычными пациентами может сыграть роль игра слов: bear (медведь) и bare (оголенный), что означает чувство незащищенности, уязвимости, а также искренность и честность отвечающего. Пятно на этой карточке напоминает о чем-то сексуальном, и если респондент видит в нем молящегося человека, это может указывать на отношение к сексу в контексте религии. Если при этом отвечающий видит в пятне кровь - значит, он ассоциирует с религией физическую боль или, испытывая сложные эмоции вроде гнева, прибегает к молитве, или ассоциирует гнев с религией.

КАРТОЧКА 3

НА ТРЕТЬЕЙ КАРТОЧКЕ ИЗОБРАЖЕНО ПЯТНО ИЗ КРАСНЫХ И ЧЕРНЫХ ЧЕРНИЛ, и его восприятие символизирует отношение пациента к другим людям в рамках социального взаимодействия. Чаще всего респонденты видят на ней образ двух человек, смотрящегося в зеркало человека, бабочку или моль.

Если человек видит в пятне двух обедающих людей - это значит, что он ведет активную социальную жизнь. Пятно, напоминающее двоих, моющих руки, говорит о незащищенности, ощущении собственной нечистоты либо о параноидальном страхе. Если респондент разглядел в пятне двух людей, играющих в какую-то игру, это часто указывает на то, что он занимает в социальных взаимодействиях позицию соперника. Если пятно напоминает человека, глядящего на свое отражение в зеркале, это может говорить об эгоцентричности, невнимательности к окружающим и неспособности разбираться в людях.

КАРТОЧКА 4

ЧЕТВЕРТУЮ КАРТОЧКУ СПЕЦИАЛИСТЫ НАЗЫВАЮТ «ОТЦОВСКОЙ». Пятно на ней черного цвета, и некоторые его части нечеткие, размытые. Многие видят на этой картинке нечто большое и устрашающее - образ, который воспринимают обычно не как женский, а как мужской. Реакция на это пятно позволяет выявить отношение человека к авторитетам и особенности его воспитания. Чаще всего пятно напоминает респондентам огромное животное или монстра либо нору какого-то животного или его шкуру.

Если пациент видит в пятне большое животное или монстра, это может символизировать чувство неполноценности и преклонение перед авторитетами, а также преувеличенный страх перед людьми, облеченными властью, в том числе перед собственным отцом. Если пятно напоминает отвечающему шкуру животного, это нередко символизирует сильнейший внутренний дискомфорт при обсуждении тем, связанных с отцом. Однако это может указывать и на то, что проблема собственной неполноценности или преклонения перед авторитетами для данного респондента неактуальна.

КАРТОЧКА 5

НА ЭТОЙ КАРТОЧКЕ МЫ ВНОВЬ ВИДИМ ЧЕРНОЕ ПЯТНО. Ассоциация, вызванная им, как и образ на первой карточке, отображает наше истинное «Я». Глядя на это изображение, люди обычно не чувствуют угрозы, а поскольку предыдущие карточки вызывали у них совсем другие эмоции, на этот раз человек не испытывает особого напряжения или дискомфорта - следовательно, будет характерна глубоко личная реакция. Если увиденный образ очень отличается от ответа, данного при виде первой карточки, это означает, что карточки со второй по четвертую, скорее всего, произвели на него большое впечатление. Чаще всего это изображение напоминает людям летучую мышь, бабочку или моль.

КАРТОЧКА 6

КАРТИНКА НА ЭТОЙ КАРТОЧКЕ ТОЖЕ ОДНОЦВЕТНАЯ, ЧЕРНАЯ; ее отличает текстура пятна. Это изображение вызывает у человека ассоциации с межличностной близостью, поэтому ее называют «сексуальной карточкой». Чаще всего люди говорят, что пятно напоминает им нору или шкуру животного, что может указывать на нежелание вступать в близкие отношения с другими людьми и, как следствие, на ощущение внутренней пустоты и изолированности от общества.

КАРТОЧКА 7

ПЯТНО НА ЭТОЙ КАРТОЧКЕ ТОЖЕ ЧЕРНОЕ, и его обычно ассоциируют с женским началом. Поскольку люди чаще всего видят в этом пятне образы женщин и детей, ее называют «материнской». Если у человека возникают трудности с описанием изображенного на карточке - это может указывать на то, что у него в жизни складываются сложные отношения с женщинами. Респонденты часто говорят, что пятно напоминает им головы или лица женщин или детей; оно также может навевать воспоминания о поцелуе.

Если пятно кажется похожим на головы женщин, это символизирует чувства, ассоциируемые с матерью отвечающего, которые сказываются и на его отношении к женскому полу в целом. Если пятно напоминает детские головки, это символизирует чувства, ассоциируемые с детством и потребностью в заботе о ребенке, который живет в душе респондента, или на то, что взаимоотношения пациента с матерью нуждаются в пристальном внимании и, возможно, коррекции. Если человек видит в пятне две головы, склонившиеся для поцелуя, это говорит о его желании быть любимым и воссоединиться с матерью или о том, что он стремится воспроизвести некогда близкие отношения с матерью в других связях, в том числе романтических или социальных.

КАРТОЧКА 8

НА ЭТОЙ КАРТОЧКЕ ЕСТЬ И СЕРЫЙ, И РОЗОВЫЙ, И ОРАНЖЕВЫЙ, И ГОЛУБОЙ ЦВЕТА.Это не только первая многоцветная карточка в тесте, она еще и особенно сложная для интерпретации. Если именно при ее демонстрации или смене темпа показа картинок респондент испытывает явный дискомфорт - весьма вероятно, что в жизни у него есть сложности с обработкой сложных ситуаций или эмоциональных стимулов. Чаще всего люди говорят, что видят здесь четвероногое животное, бабочку или моль.

КАРТОЧКА 9

ПЯТНО НА ЭТОЙ КАРТОЧКЕ ВКЛЮЧАЕТ ЗЕЛЕНЫЙ, РОЗОВЫЙ И ОРАНЖЕВЫЙ ЦВЕТА.Оно имеет неопределенные очертания, поэтому большинству людей трудно понять, что им напоминает это изображение. По этой причине данная карточка позволяет оценить, насколько хорошо человек справляется с отсутствием четкой структуры и неопределенностью. Чаще всего пациенты видят на ней либо общие очертания человека, либо некую неопределенную форму зла.

Если отвечающий видит человека, то испытываемые при этом чувства передают, насколько успешно он справляется с неорганизованностью времени и информации. Если пятно напоминает некий абстрактный образ зла, это может указывать на то, что для ощущения комфорта человеку нужно, чтобы его жизнь имела четкий распорядок, и что он плохо справляется с неопределенностью.

КАРТОЧКА 10

В ПОСЛЕДНЕЙ КАРТОЧКЕ ТЕСТА РОРШАХА БОЛЬШЕ ВСЕГО ЦВЕТОВ: тут есть и оранжевый, и желтый, и зеленый, и розовый, и серый, и голубой. По форме она несколько похожа на восьмую карточку, но по сложности больше соответствует девятой. Многие люди испытывают довольно приятные чувства при виде этой карточки, за исключением тех, кто был очень озадачен сложностью определения образа, изображенного на предыдущей карточке; при взгляде на эту картинку они чувствуют то же самое. Это может говорить о том, что им трудно справляться с похожими, синхронными или частично совпадающими стимулами. Чаще всего люди видят на этой карточке краба, омара, паука, кроличью голову, змей или гусениц.

Образ краба символизирует тенденцию респондента слишком сильно привязываться к вещам и людям либо такое качество, как терпимость. Если человек видит на картинке лобстера, это может говорить о его силе, терпимости и способности справляться с незначительными проблемами, а также страхе навредить себе или потерпеть ущерб от кого-то другого. Если пятно напоминает паука, это может быть символом страха, ощущения, что человека силой или обманом втянули в трудную ситуацию. Кроме того, образ паука символизирует излишне опекающую и заботливую мать и власть женщины. Если человек видит голову кролика, это может символизировать репродуктивную способность и позитивное отношение к жизни. Змеи отражают чувство опасности или ощущение, что человека обманули, а также страх перед неизведанным. Змей также нередко расценивают как фаллический символ и ассоциируют с неприемлемыми или запретными сексуальными желаниями. Поскольку это последняя карточка в тесте, если пациент видит на ней гусениц, это говорит о перспективах его роста и понимании, что люди постоянно меняются и развиваются.

Роршах или «рошарх» — это классика тестирования на основе стимульных материалов или пятен Роршаха.

Пятна Роршаха как все начиналось.

Методика «пятна роршаха» основана швейцарским психиатром Германом Роршахом (1884-1922).

Роршах обнаружил, что те испытуемые, которые видят правильную симметричную фигуру в бесформенной чернильной кляксе, обычно хорошо понимают реальную ситуацию, способны к и самоконтролю.

Данный онлайн тест Роршаха познакомит Вас с этой проективной методикой на примере одного из 10 «пятен рошарха».

Генрих Роршах в детстве. Юмор.

Генрих Роршарх: «Мамочка, что ты видишь в пятне на моей футболке?».

Мама Роршаха: «Генри! Мне предстоит опять не менее 45 минут стирки!» .

Генрих Роршарх: «Чтобы расшифровать эти не реалистические фантазии, основанные на повторяющихся эмоциях, мне придется стать известным психиатром. Бедная мамочка!».

А что вы видите на футболке Генри Роршаха?

Проективный тест Роршаха онлайн.

Посмотрите на картинку — пятно Роршаха — и отметьте возникающую эмоцию и первую свободную ассоциацию , которая возникает у Вас в ответ на стимул Роршаха.

Например, «тревога» и «скелет мордочки какого-то зверька».

Затем отметьте Ваш ответ в опросе и уж потом только читайте расшифровку методики Роршаха.

Отметьте первую ассоциацию, пришедшую Вам на ум.

Расшифровка проективной методики Генри Роршаха.

Значение ассоциаций в ответ на пятно Роршаха:

6. Два медведя пляшут на фонтане. Довольно редкая, но не единичная ассоциация. Может свидетельствовать о шизофреническом и о болезни шизофрении. Ни в коем случае тест Роршаха онлайн не может поставить диагноз, к тому же такой серьезный, как шизофрения. Двух медведей на фонтане могут видеть как шизофреники, так и просто люди с отлично развитым воображением. Скорее всего Вы относитесь к последним.

7. Не вижу никаких пятен и рисунков. Скорее всего в Вашем отключены всплывающие окна и картинки. Подключите этот плагин и пройдите тест Роршаха заново.

Остальные ассоциации рассматриваются индивидуально и требуют особой трактовки.

Значение эмоционального отклика на изображение пятна рошарха:

Тревога — Вы чем-то напуганы или обеспокоены, Вы подвержены фобиям, тревожным мыслям или . Вам срочно нужна консультация психолога счастья.

Гнев — возможно сейчас Вы переживаете не самые лучшие времена. охватил Ваше тело обручем напряжения и удерживает Вас от решительных действий.

Счастье — Вы и уверенный человек и никакие методики не изменят Ваш позитивный настрой и взгляд на мир.

Поделитесь проективным тестом Роршарха онлайн:

Какие ассоциации у Вас вызывают пиктограммки вверху?

Тест Роршаха ("пятна Роршаха") представляет собой психологический проекционный тест, содержащий 10 напечатанных карточек (5 черно-белых, и 5 цветных). Он был создан в 1921 году и опубликован психологом Германом Роршахом в журнале Psychodiagnostik. Во время 1940-х и 1950-х годов этот тест был неотрывно связан с клинической психологией.

В течение основной части 20-го столетия тест Роршаха был очень распространен и являлся хорошо интерпретированным психологическим тестом. Например, в исследованиях 1947 года (Louttit и Browne) и 1961 года (Sundberg), он был назван, по частоте использования, соответственно четвертым и первым психологическим тестом.

Несмотря на его широкое распространение, с тестом Роршаха было связано большое число противоречий. Часто исследователи сталкивались с трудностями при систематическом изучении теста и его результатов, а использование нескольких различных систем оценок ответов, даваемых на каждое изображение, создавало определенное замешательство.

"Пятна Роршаха" или тест для психопатов

Жизнь - это зал зеркал, амальгама, тест Роршаха, ты видишь в ней только то, что внутри тебя.
Аль Квотион. Словоточие

История Роршаха

Герман Роршах никому и никогда не говорил, как ему в голову пришла идея теста. Однако, как и многие деятели того времени, он часто играл в популярную игру Блотто (Клексография), в которой подбираются связанные со стихами ассоциации или создаются шарады при помощи чернильных пятен.

Карточки с такими готовыми чернильными пятнами в то время можно было легко приобрести в магазинах. Кроме того, предложить использовать эти пятна в качестве психологического инструмента мог его близкий личный друг и учитель Конрад Геринг.

Когда Эйген Блейлер в 1911 году ввел термин "шизофрения", Роршах проявил к этой теме интерес, и написал диссертацию о галлюцинациях (Блейлер был председателем диссертационного совета у Роршаха). Работая с пациентами, страдающими шизофренией, Роршах случайно обнаружил, что они реагируют на игру Блотто не так, как другие люди.

Он сделал краткий доклад о своем открытии в местном психиатрическом обществе, но тогда на этом все и закончилось. И лишь после того, как он в 1917 году открыл психиатрическую практику в российском госпитале Кромбаза в Херизау, он заинтересовался систематическими исследования игры Блотто.

В своих исследованиях, проходивших с 1918 по 1921 годы, Роршах использовал около 40 чернильных пятен, но регулярно применял к своим пациентам только 15 из них. В конечном счете, он собрал данные по 405 субъектам (117 человек не являлись его пациентами, и он использовал их в качестве контрольной группы).

Его метод оценки делал акцент не на содержании ответов, а на классификации ответов по их различным характеристикам. Для этого он использовал набор кодов – называемых сегодня оценками - для определения того, относится ли ответ ко всему изображению (W), к крупной его детали (D), или к более мелкой детали. Оценка F использовалась для ответа, относящегося к форме детали пятна, а оценка C говорила о том, что в ответ был включен цвет пятна.

В 1919-1921 годах он пытался найти издателя для публикации своих открытий и регулярно используемых 15 карт с чернильными пятнами. Однако все издатели отказывались публиковать все 15 изображений пятен из-за стоимости печати. Наконец, в 1921 году он нашел издателя - House of Bircher - согласившегося опубликовать его пятна, но только 10 из них. Роршах переработал свою рукопись, включив в нее только 10 наиболее используемых пятен из 15.

Увы, печать оказалась не достаточно высокого качества, для правильной передачи оригинальных пятен. В оригинальных пятнах Роршаха не было полутонов - они состояли из чистых цветов. Воспроизведение их на печати добавило оттенки. Но по слухам, Роршах был вполне доволен этим появлением нового дополнения к своим пятнам. После публикации монографии, названной Form Interpretation Test ("Анализ интерпретации форм") он в 1922 году умер в госпитале, куда был помещен из-за болей в животе. Роршах прожил всего 37 лет, и над своими тестами на основе чернильных пятен формально он работал только четыре года.

Системы оценок в тесте Роршаха

До 1970-х годов существовали пять основных систем оценки ответов, даваемых людьми, которые видят эти пятна. Среди них доминировали две системы - системы Бека и Клопфера. Три другие системы использовались реже. Это были системы Герца, Пиотровского и Рапапорта-Шафера. В 1969 году Джон Е Экснер, мл., опубликовал первое сравнение этих пяти систем, названное The Rorschach Systems ("Системы Роршаха").

Открытие потрясающего анализа Экснера заключалось в том, что для пятен Роршаха, на самом деле не существовало пяти систем оценки. Экснер пришел к выводу, что эти пять систем отличаются друг от друга настолько сильно и существенно, что можно считать, что было создано пять различных "тестов Роршаха". Настало время возвращаться к чертежной доске.

После своего вызвавшего всеобщее беспокойство открытия Экснер решил заняться созданием новой, всеобъемлющей системы оценок ответов в тесте Роршаха, которая бы объединила лучшие компоненты этих пяти существующих систем, дополнив их обширными эмпирическими исследованиями каждого компонента.

Работа началась в 1968 году, и в рамках ее были проведены важные исследования по созданию новой системы оценок пятен Роршаха. В результате, в 1973 году, Экснер опубликовал первое издание работы The Rorschach: A Comprehensive System ("Роршах: Всеобъемлющая система"). В этой работе он представил новую систему оценок, которая стала новым золотым стандартом (и единственной системой оценок, которой сегодня обучают психологов).

Что измеряет тест Роршаха?

Тест пятен Роршаха первоначально не предназначался для проективного измерения характеристик личности. Вместо этого, он должен был построить профиль личности человека с шизофренией (или другим психическим расстройством), на основе частотных оценок.

Сам Роршах скептически относился к использованию своего теста для проективного измерения характеристик личности.


Тест Роршаха на самом основном своем уровне представляет собой задачу, при решении которой составляется отражение психологии человека, проходящего этот тест, а также устанавливается некоторый уровень понимания прошлого и будущего поведения пациента.

При формулировании ответа пациенты часто используют воображение, но основной процесс решения этой задачи имеет мало общего с воображением или творчеством.

Как проводится тест Роршаха

Проходящему тест человеку предлагается карточка, с напечатанным на ней пятном, и задается вопрос, "Что это может быть?". Ответы обычно записываются дословно (сегодня для этого используются устройства записи), потому что они впоследствии будут оцениваться психологом.


Ответ испытуемого на вопрос о том, что изображено на карте, Экснер разбил на три первичных фазы:
  1. На фазе 1, в то время как человек смотрит на карту, его мозг кодирует стимул (пятно) и все его детали. Затем он классифицирует стимулы и их части, и в мозгу появляется неформальное упорядочивание (ранжирование) возможных ответов.
  2. На фазе 2, человек отбрасывает возможные ответы, имеющие низкий ранг, и проверяет оставшиеся ответы, которые кажутся ему подходящими.
  3. На фазе 3 человек выбирает некоторый из прошедших такую фильтрацию ответов, основываясь на характерных особенностях, стилях или других источниках влияния.
Если человек реагирует на общие контуры пятна, то, по мнению Экснера, имеет место незначительная проекция. Однако когда испытуемый начинает украшать свой ответ, или добавляет больше информации, чем было первоначально предоставлено ему, это может быть признаком происходящей в данный момент проекции. Другими словами, человек сообщает психологу что-то о себе, или о своей жизни, поскольку он выходит за пределы характеристик самого пятна.

Зеркальные отражения мало чем отличаются от тестов Роршаха
-
разглядывая их, мы становимся жертвой собственной близорукости или наших страхов.
Рэй Брэдбери. Полуночный танец дракона


После того, как пациент пройдет первый раз все десять пятен, и сообщит психологу, что он видит в каждом пятне, психолог снова должен предложить человеку каждое пятно, прося проходящего тест помочь психологу увидеть то, что человек видел при первом ответе. Именно здесь психолог получает определенные детали для более четкого понимания, какие и различные аспекты и где именно испытуемый видел в каждом пятне.

Оценка теста Роршаха

Оценка теста Роршаха является очень сложной задачей, требующей хорошей подготовки и опыта в проведении этого теста. Только профессиональные психологи имеют должную подготовку и обладают опытом, необходимым для правильной интерпретации результатов.

Таким образом, любой "тест Роршаха", который вы можете пройти онлайн в Интернете, или который выполняется/интерпретируется специалистом другого направления, может дать ненадежные результаты или принести мало пользы.

Система оценки Экснера проверяет каждый аспект ответа - от того, сколько пятен используется, и до того, какая история связана с ответом (если она представлена отвечающим), на уровне детализации и типа содержимого ответа. Оценка начинается с изучения качества проработки ответа - другими словами, насколько хорошо он составлен, является ли ответ обычным, неопределенным или произвольным.

Основа оценки связана с кодированием ответа в соответствии со всеми характеристиками пятна, которые участвуют в формировании ответа.

Кодируются следующие характеристики:

  • Форма.
  • Движение - появляется ли в ответе движение.
  • Хроматический цвет - когда в ответе используется цвет.
  • Ахроматический цвет - когда в ответе используется только черный, белый, или серый цвет.
  • Текстура полутона - когда в ответе используется текстура.
  • Размерность полутона - когда в ответе используются размеры, относящиеся к полутонам.
  • Рассеяние полутона - когда в ответе используются полутона.
  • Размерность формы - когда в ответе используются размеры, не относящиеся к полутонам.
  • Пары и отражения - когда в ответе используются пары или отражения.
Поскольку многие люди дают сложные и детальные ответы на вопрос о том, что они видят в пятнах, то система оценки использует концепцию "смесей" для учета сложных ответов. Эти смеси учитывают несколько объектов или способ, используемый для описания объекта.

Организационная активность ответа оценивает, насколько хорошо организован ответ. Наконец, выполняет оценка качества формы - то есть, насколько хорошо ответ соответствует самому пятну (в зависимости от того, как человек, проходящий тест, описывает его). Если пятно похоже на медведя, и человек описывает его, как медведя, то это может иметь "ординарное" качество формы - вполне приемлемое, но не проявляющее особого творчества или оригинальности.

Существует, конечно, множество популярных ответов на пятна, которые напоминают объекты или создания реальной жизни. Система оценки Экснера учитывает это, предоставляя обширные таблицы для каждой карты, содержащие распространенные ответы и то, как их можно кодировать.

Картинки "пятен" Роршаха







Интерпретация теста Роршаха

После того, как ответы на каждую карту правильно закодированы психологом, формулируется толковательный отчет, основанный на оценках ответов. В таком отчете объединяются результаты, полученные из всех ответов теста таким образом, чтобы объединенный ответ не мог исказить результаты прохождения теста.

Вначале психолог проверяет адекватность проведения теста, устойчивость к стрессу, и объем ресурсов, доступных лицу, проходящему тест, сравнивая их с требованиями, налагаемыми на пациента в этот раз.

Далее психолог должен изучить когнитивные действия индивидуума, точность восприятия, гибкость идей и положений, способность к спокойствию и контролю своих эмоций, ориентацию на цель, самооценку и интересы, а также отношение указанных аспектов с другими.

Существует также ряд используемых менее часто специальных индексов для определения склонности к суициду, шизофрении и других отклонений. Обычно все это может быть быстрее оценено во время клинического интервью, но тест Роршаха может помочь выявить зоны озабоченности у пациента, когда остаются некоторые вопросы.

ВИДЕО: Роршах проходит тест Роршаха

Короткий отрезок из фильма "Хранители" о киногерое по имени Роршах, который проходит тест Роршаха на допросе в криминальной полиции.

О событиях в жизни героя, которые меняли его психологию как личности в худшую сторону и о его ассоциациях на тесте Роршаха.

Заключение

Тест Роршаха не представляет собой волшебный способ, позволяющий заглянуть в душу человека. Это всего лишь эмпирически подтвержденный метод проективного измерения характеристик личности.

Он подкреплен почти четырьмя десятилетиями современных исследований (после предыдущих четырех десятилетий его существования с момента первой публикации о нем в 1921 году).

Отвечая на вопросы о том, что они видят в простом наборе из десяти чернильных пятен, люди могут часто продемонстрировать немного больше информации о себе, чем могло намереваться их сознательное "я". Это приводит к более глубокому пониманию внутренних мотиваций поведения человека и появления имеющихся проблем.



 
Статьи по теме:
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з
Рыба на решетке - самое вкусное и ароматное блюдо
Особенность приготовления рыбы на мангале состоит в том, что независимо от того, как вы будете жарить рыбу — целиком или кусочками, кожу снимать не следует. Тушку рыбы нужно разделать очень аккуратно — старайтесь разрезать ее таким образом, что голова и х
Ю.Андреев - Живой журнал! Андреев Ю.А. Юрий Андреев: биография
Андреев Ю.А. - об авторе Юрий Андреевич родился в Днепропетровске. В 1938 году семья переехала из Днепропетровска в Смоленск, где встретила войну (отец - кадровый военный). В 1944 семья переехала в Ленинград по месту службы отца. Окончил школу с золотой