Температура воздуха в жилом помещении постановление 354. Температурный режим в квартире — норма (СанПиН). Что может влиять на температуру в квартире
Цель и основания задача предоставления коммунальной услуги «отопление» - это обеспечение поддержания температуры внутри жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, внутри помещений в производственных и общественных зданиях, в соответствии с действующими нормативными требованиями. Реализацию данной задачи обеспечивает главным образом исполнитель коммунальной услуги.
Указанные нормативные требования к показателям температуры в помещениях устанавливаются следующими документами.
1. СанПиН 2.1.2.2645-10 (санитарные правила и нормы) утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64 (статус - действующие). Вышеназванные санитарные правила и нормы устанавливают необходимость поддержания температуры в жилых помещениях (допустимая температура) в холодный период времени от 18-24 °С.
Таблица 1. Оптимальные и допустимые нормы температуры в помещениях жилых зданий
2. «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (статус – действующие).
В соответствии с п. 4.10.2.1 упомянутых Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществляться мероприятия по поддержанию надлежащего температурно-влажностного режима, в том числе:
- в чердачных помещениях (в холодных чердачных помещениях - не более чем на 4 градуса Цельсия выше температуры наружного воздуха, в теплых чердачных помещениях - не ниже 12 градусов Цельсия). (п. 3.3. Постановления Госстроя РФ № 170);
- в помещениях подвалов и технических подполий температура воздуха должна быть не ниже +5 градусов Цельсия (п.п. 3.4.1., 4.1.3. Постановления Госстроя РФ № 170);
- на лестничных клетках (температура воздуха - не менее +16 градусов Цельсия) (п. 4.8.14. Постановления Госстроя № 170).
3. СанПиН 2.2.4.3359-16 (санитарные правила и нормы) утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.06.2016 N 81 (статус действующие. Вышеназванные санитарные правила и нормы устанавливают необходимость поддержания температуры в производственных помещениях в холодный период времени от 19-24 °С (в помещениях, где работники осуществляют трудовую функцию в положение сидя, а так же в положении стоя, и перемещаясь)
Таблица 2.Допустимые величины параметров микроклимата на рабочих местах производственных помещени
К категории IIа относятся работы с интенсивностью энергозатрат 175 – 232 Вт, связанные с ходьбой и перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя и (или) сидя.
К категории III относятся работы с интенсивностью энергозатрат более 290 Вт, связанные с постоянными передвижениями, а также перемещением и переноской значительных (свыше 10 кг) тяжестей.
Вышеперечисленные СанПиНы обязательны для исполнения. Согласно ст.39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Не соблюдение указанных в настоящей статье норм (требований к показателям температуры в помещениях), является не только основанием для наложения штрафов на исполнителя коммунальной услуги со стороны Роспотребнадзора за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, но и основанием для обращения с досудебной претензией, а далее с исковым заявлением о нарушения прав потребителя (так же в адрес исполнителя коммунальной услуги).
Пленум ВС РФ в целях (Постановление Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22) в целях обеспечения единства практики применения судами законодательства, регулирующего отношения по оплате коммунальных услуг сделал следующие важные разъяснения.
П. 21. Вышеназванного Постановления в случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (например, если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг; если параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и т.п.), потребитель вправе потребовать от лица, виновного в неоказании услуг или в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (часть 4 статьи 157 ЖК РФ и пункт 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354).
В самом начале важно отметить, что использование нежилых помещений в качестве офисных и производственных локаций автоматически переводит вопрос температурных норм в плоскость действия трудового законодательства.
Тема безопасности трудовых условий изложена в Статьях -211 ТК РФ .
Статья 211 ТК РФ. Государственные нормативные требования охраны труда
Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Госкомсанэпиднадзор РФ утвердил один из основных документов в регулировании температурных нормативов в нежилых помещениях – Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений» .
Важно! Помимо данных законодательных актов, ключевые параметры эффективности системы теплоснабжения в постройках жилого и нежилого типа изложены в .
Какие должны быть значения?
Известно, что для жилых и нежилых локаций базовый допустимый температурный порог будет отличаться. Наиболее актуальным «температурный» вопрос является в тепловом обеспечении нежилых помещений, имеющих категорию производственных.
Привлечение труда наемных работников и длительное нахождение их здесь в течение рабочего дня обусловливает разработку базовых гигиенических требований к физико-техническим условиям, и, в частности, к температурному режиму.
Согласно Санитарным правилам СанПиН 2.2.4.548-96, на нормативный температурный показатель влияют такие факторы, как интенсивность затрат энергии работника, затраченного времени, сезонности, а также особенности трудового распорядка. Исходя из указанных параметров, разрабатываются температурные нормы для нежилых помещений :
- 18–20°С – в коридоре (предельно допустимая температура – 16°С);
- 16–18°С – в кладовой (допускается температура в диапазоне от 12°С до 22°С).
Для нежилых помещений производственного характера Санитарные нормы предусматривают базовые температурные показатели в минимальной отметке – 17°С. При этом, значение 26°С уже будет считаться предельно завышенным для производственного помещения.
Фиксация нормативных показателей температуры в производственных нежилых помещениях должна отображаться в протоколе измерений. В нем также фигурирует вывод о том, соответствуют ли зафиксированные при измерении значения оптимальным показателям.
Как быть при отклонении от нормы?
Исходя из Правил предоставления коммунальных услуг владельцам помещений, которые были введены в действие Постановлением Правительства РФ №354 от 6 мая 2011 года , отклонение от оптимального температурного показателя в меньшую сторону дает право владельцу помещение претендовать на пониженную оплату на 0,15% за каждый час плохого отопления.
Важно! Если температура воздуха в нежилом помещении не соответствует оптимальным нормативам в связи со слабым качеством обогрева, его владелец имеет право обратиться с претензией в обслуживающую организацию и сообщить о нарушениях.
К примеру, средняя ежемесячная сумма платежа за отопление составляет 2000 руб. Если пересчитать эту сумму по коэффициенту удержания (0,15%/час), и количеству часов: 200 *2*0,0015*2000=1200 руб. Данная сумма в приведенном примере может быть удержана из общей «отопительной» платежки.
По Правилам предоставления услуг ЖКХ, разница в 2 градуса дает законные основания владельцу помещения для того, чтобы не платить по счетам, начисленным по температурным стандартам, не соответствующим действительности. Чтобы реализовать это право, нарушение температурных норм следует зафиксировать в акте обследования специальной комиссии.
Важно! В нежилом помещении владелец вправе самостоятельно выбирать поставщика услуг ЖКХ, и заключать договора с данными организациями.
Это несколько упрощает возможность отстаивания своих потребительских интересов, поскольку коммуникация ведется непосредственно с ресурсоснабжающими компаниями.
Заключение
По итогу добавим: влиять на работу поставок тепла и выдерживания четких нормативных показателей температуры в жилом и нежилом помещении крайне непросто. Серьезные требования к измерениям, фиксации и освидетельствовании показателей нередко вынуждают бросать работу по отстаиванию своих прав на полпути.
Вместе с тем, акцентируем на том, что проводить регистрацию всех нарушений в предоставлении услуг ЖКХ, и теплообеспечения, в частности – важно и нужно. В случае возникновения сложностей стоит обратиться к юристу: квалифицированные специалисты помогут подготовить всю необходимую документацию для обращений в государственные инстанции, и отстоять законные права владельца.
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 09.09.2017) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»)
15. Обеспечение нормативной температуры воздуха <7>:
в жилых помещениях - не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C);
в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000)
Документ утратил силу в связи с изданием «ГОСТ Р 51617-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования» (утв. Приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 544-ст).
«ГОСТ Р 51617-2000. Государственный стандарт Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия.»
(утв. Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст)
(ред. от 22.07.2003)
Согласно «Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденным постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года, температура в жилом помещении должна быть не меньше +18 градусов, а в угловых комнатах – не ниже +20. В холодных регионах, где температура наиболее холодной пятидневки года –31 °C и ниже, температура жилых помещений не должна быть меньше +20 градусов. Но при этом комната должна быть хорошо утепленной, а температура измеряется в центре самой большой комнаты квартиры на высоте 1 м. Отклонение не может превышать 3 градуса ночью, при этом допустимое превышение – не более 4 градусов. В дневное время отклонение температуры недопустимо. Соответственно, вам нужно правильно произвести замер температуры. Для этого надо взять градусник и держать его в одном метре от наружной стены и в полутора метрах от пола. Замер производится 10 минут. Эффективнее всего сделать график температуры по часам. Если вами зафиксировано нарушение температурного режима, у вас есть все основания обратиться в жилищную организацию с жалобой.
Для начала нужно известить аварийно-диспетчерскую службу. Она должна быть указана управляющей организацией. Обращение может быть как устным, в том числе по телефону, так и письменным.
Жилец должен указать свои имя, фамилию, отчество, адрес проживания и описать проблему – температура помещения не соответствует стандартам. В свою очередь сотрудник службы обязан также сообщить свои фамилию, имя, отчество, регистрационный номер заявления и время ее приема. Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известна причина того, что у вас дома холодно, он должен уведомить об этом. Таким образом, управляющая организация признает факт неоказания услуги или ее ненадлежащего качества. Это должно быть зафиксировано в регистрационном журнале. Данная отметка служит основанием для перерасчета платежа за отопление.
Если же он не в курсе проблемы, то он должен согласовать точное время установления факта неоказания услуги. Это должно произойти в течение трех рабочих дней. Затем должна быть проведена проверка с участием представителя коммунальной службы и заявителя. По ее итогам составляется акт, который они должны подписать. Этот акт также служит документом, по которому вы имеет право затребовать перерасчет. Но управляющие организации нередко не признают за собой вины и не соглашаются с претензиями заявителя. В этом случае должна быть проведена вторичная проверка. На нее уже приглашаются представители госжилинспекции и общественного объединения потребителей. И по итогам ее также составляется акт за подписями потребителя, исполнителя, инспектора и общественного представителя. Имея на руках этот акт, потребитель уже имеет полное право требовать перерасчета. В акте должно быть указано нарушение параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг.
Таким образом, в ВАшем случае сложно требовать от управляющей компании повышения температуры, поскольку по ВАшей информации она и так соответствует нормативу. существует понятие - норматив температуры воздуха квартиры, однако в действующем законодательстве не предусмотрено понятия - комфортная температура, поскольку оно у всех абсолютно разное. Если Вы намерены обращаться в суд, то Вам придется доказывать не тот факт, что Вам некомфортно проживать с температурой, установленной нормативом, а факт нарушения законодательства и предоставления услуг ненадлежащего качества. Советую Вам измерить температуру воздуха в квартире и убедиться, что она действительно соответствует нормативу. В противном случае не вижу шансов на успех в суде.
Перед вами шпаргалка. Вы можете свериться с ней, если получите жалобу от жителя о том, что в квартире холодно.
В случае отклонения температуры воздуха в помещениях от нормативных значений юридическое лицо могут оштрафовать на сумму до 10 тыс. руб. Кроме того, придется делать перерасчет.
Из этой статьи вы узнаете:
- какой должна быть температура воздуха в помещениях МКД;
- какие предусмотрены отклонения;
- как сделать замер;
- как рассчитать результирующую температуру воздуха в помещении.
Какой должна быть температура воздуха
Температура воздуха в жилых помещениях МКД должна соответствовать требованиям пункта 15 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).
В остальных помещениях температура регулируется законодательством о техническом регулировании, в частности СанПиН 2.1.2.2645–10 (приложение 2).
- превышение нормативной температуры - не более 4 °C;
- снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 00:00 до 05:00) - не более 3 °C.
Снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время не допускается. Под дневным временем по Правилам №354 понимают время от 05:00 до 00:00.
Как сделать замер
Измеряйте температуру воздуха в комнатах жилых помещений, стоя в центре плоскостей, отстоящих от внутренней поверхности наружной стены и обогревающего элемента на 0,5 м, и в центре помещения (точке пересечения диагональных линий помещения). Измерительный прибор держите на высоте 1 м.
Если в квартире несколько комнат, замер делайте в наибольшей по площади жилой комнате.
Измерительные приборы должны соответствовать требованиям стандартов (ГОСТ 30494–2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях»).
Как рассчитать результирующую температуру
Результирующую температуру помещения можно измерить шаровым термометром. При скорости движения воздуха до 0,2 м/с результирующую температуру считают равной температуре шарового термометра с диаметром сферы 150 мм.
Значение результирующей температуры можно рассчитать. Правила расчета установлены в ГОСТ 30494–2011 (приложение, А).
При скорости движения воздуха до 0,2 м/с применяют формулу 1 .
ФОРМУЛА 1 Определение результирующей температуры при скорости движения воздуха до 0,2 м/с
При скорости движения воздуха от 0,2 до 0,6 м/с применяют формулу 2 .
ФОРМУЛА 2 Определение результирующей температуры при скорости движения воздуха от 0,2 до 0,6 м/с
Радиационную температуру вычисляют по температуре шарового термометра (формула 3 ) или по температурам внутренних поверхностей ограждений и отопительных приборов (формула 4 ).
ФОРМУЛА 3 Определение радиационной температуры по шаровому термометру (диаметр сферы до 150 мм)
ФОРМУЛА 4 Определение радиационной температуры по температурам внутренних поверхностей ограждений и отопительных приборов
СПРАВКА
Термины и определения
Оптимальные параметры микроклимата - сочетание значений показателей микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивают нормальное тепловое состояние организма при минимальном напряжении механизмов терморегуляции и ощущение комфорта не менее чем у 80% людей, находящихся в помещении.
Помещение с постоянным пребыванием людей - помещение, в котором люди находятся не менее 2 ч непрерывно или 6 ч суммарно в течение суток.
Радиационная температура помещения - осредненная по площади температура внутренних поверхностей ограждений помещения и отопительных приборов.
Результирующая температура помещения - комплексный показатель радиационной температуры помещения и температуры воздуха помещения.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Е.В. Каспирович, при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания К.П. Кирбижековой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс» (ИНН 1903013620, ОГРН 1021900698940)
к государственной жилищной инспекции Республики Хакасия (ОГРН 1041901000338, ИНН 1901061466)
о признании незаконным и отмене постановления от 20 января 2015 года по делу об административном правонарушении,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-1» (ИНН 1903018184, ОГРН 1081903000520).
В судебном заседании принимали участие представители:
заявителя – Круглов Г.К. по доверенности от 12 января 2015 года № 03-2015 (т. 1 л.д. 9), Рогожин С.А. по доверенности от 13 января 2015 года № 17-2015 (т. 2 л.д. 7);
ответчика – Самрин И.П. по доверенности от 2 февраля 2015 года (т. 1 л.д. 62), Ольшевский В.С. по доверенности от 23 марта 2015 года (т. 2 л.д. 5), Комаров Д.В. по доверенности от 27 марта 2015 года (т. 2 л.д. 6).
Общество с ограниченной ответственностью «Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия (далее – жилищная инспекция) от 20 января 2015 года по делу об административном правонарушении.
Оспариваемым постановлением заявитель привлечен к ответственности на основании статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Определением арбитражного суда от 30 января 2015 года заявление общества принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 26 марта 2015 года арбитражный суд определил рассмотреть дело по правилам административного судопроизводства.
Определением от 23 апреля 2015 года арбитражный суд удовлетворил ходатайство общества, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, управляющую в настоящее время и обслуживающую дом в спорный период организацию – общество с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-1» (далее – ООО «ЖЭУ-1»).
Третье лицо - ООО «ЖЭУ-1» в судебное заседание не явилось, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом (извещение от 11 июня 2015 года, т. 2). В соответствии с частью 5 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие третьего лица.
В судебном заседании представители общества требования поддержали, сослались на доводы, изложенные в заявлении, в пояснениях к отзыву (т. 1 л.д. 167-169) и на доказательства, представленные в материалы дела. Доводы заявителя следующие:
В акте проверки от 5 декабря 2014 года № 453/24 не указаны: место составления акта, методики измерения температуры в жилых помещениях с использованием термометра Л-300, свидетельство о поверке № 4080/203, методики измерения параметров тепло- и водоснабжения на вводе в дом с использованием тепловизора инфракрасного TESTO 875-2, свидетельство о поверке № 016008950;
В материалах административного дела отсутствует информация о свидетельстве о поверке манометра ТМ5;
Согласно приложению № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354) давление в системе водоснабжения должно измеряться в точке водозабора в часы утреннего максимума (с 07.00 до 09.00) или вечернего максимума (с 19.00 до 22.00); такие измерения осуществлялись манометром ТМ5 в 15 часов 20 минут;
Согласно приложению № 1 к Правилам № 354 при измерении температуры допускаются приборы, которые должны соответствовать требованиям стандартов, в частности таблице № 8 ГОСТ 30494-2011, допустимая погрешность прибора должна быть не более 0,1 градус; температура теплоносителя на вводе в дом измерялась с использованием тепловизора TESTO 875-2, погрешность которого составляет порядка 2 градусов;
Административный орган не доказал наличие в действиях (бездействии) заявителя состава спорного административного правонарушения;
Ссылка в оспариваемом постановлении на пункт 6.2.59 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых приказом Минэнерго России 24 марта 2003 года № 115, несостоятельна, так как данные правила не содержат требований, предъявляемых к качеству коммунальной услуги по отоплению. Такие требования содержатся в приложении № 1 Правилам № 354, среди которых такого требования как температура воды в подающем трубопроводе на вводе в дом нет;
В силу пункта 15 раздела 6 (сноска 5) приложения № 1 к Правилам № 354 требования к температурному режиму в квартирах применяются при условии выполнения мероприятий по утеплению помещений (ГОСТ Р 51617-2000);
Общество не занимается обслуживанием и эксплуатацией внутридомовых инженерных коммуникаций многоквартирных домов, обслуживанием внутридомовых коммуникаций занимается управляющая компания – ООО «ЖЭУ-1».
Представители жилищной инспекции с требованиями общества не согласились, сослались на доводы, изложенные в отзыве на заявление (т. 1 л.д. 55-61), и на доказательства, представленные в материалы дела, указали:
В акте проверки указано место проведения проверки: г. Черногорск, ул. Советская, д. 77; в нем содержится фраза «Измерение температуры воздуха в жилых помещениях проводилась инструментальным способом в соответствии с ГОСТ 30494-2011 с использованием прибора..», далее следует информация об используемом приборе - термометр лабораторный электронный ЛТ-300, свидетельство о поверке № 4080/203 действительно до 2 августа 2015 года, зав. № 1468403;
Тепловизором инфракрасным TESTO 875-2 производились только замеры температуры носителя в точке разграничения балансовой принадлежности; данные замеры производились в соответствии с руководством по эксплуатации; отметка о способе измерения температуры теплоносителя не занесена в акт проверки по причине отсутствия в акте свободного места для отметки, но в акте указан сам прибор и его заводской номер;
В акте проверки имеется отметка о модели манометра – ТМ5 и сведения о его государственной поверке;
В рамках спорной проверки осуществлялся замер температуры воздуха в жилом помещении, а также параметры отопления на границе балансовой принадлежности многоквартирного жилого дома, но не параметры водоснабжения;
ГОСТом 30494-2011 установлены требования к измерению температуры воздуха в жилом помещении, но не к измерению температуры теплоносителя;
Предельное отклонение прибора измерения температуры воздуха – термометр лабораторный электронный ЛТ-300 соответствует требованиям, установленным таблицей 8 ГОСТа 30494-2011;
Погрешность прибора измерения температуры теплоносителя на границе балансовой принадлежности не регламентируется Правилами № 354;
На обществе лежит обязанность обеспечить качественное предоставление коммунальной услуги – отопления и всех характеризующих её параметров до точки балансового разграничения, а именно до общедомового узла учета тепловой энергии теплоносителя, в месте которого и осуществлялись измерения;
Прибор TESTO 875-2, о котором идёт речь в решении Черногорского городского суда от 20 июня 2014 года, использовался по прямому назначению, а именно для бесконтактного измерения пространственного распределения температуры поверхностей твердых (сыпучих) тел, газовых струй и воды по их собственному тепловому излучению и отображения этого распределения на экране ЖК-дисплея;
Паспорт готовности, а также отсутствие в нём замечаний к тепловому контуру (утеплению), подтверждают выполнение мероприятий по утеплению помещения перед отопительным сезоном 2014-2015 годов;
Недостаточный перепад давления служит следствием ухудшения качества теплоснабжения спорного жилого дома, что в свою очередь вызывает уменьшение температуры воздуха в жилых помещениях;
Третье лицо ООО «ЖЭУ-1» (управляющая в настоящее время и обслуживающая дом в спорный период организация) отзыв на заявление не представило, в судебном заседании 11 июня 2015 года представитель третьего лица Арзамасцева И.Н. поддержала позицию жилищной инспекции. Полагала, что нарушение температурного режима в квартирах произошло по вине ресурсоснабжающей организации.
При рассмотрении дела арбитражным судом установлено следующее.
22 октября 2014 года в прокуратуру г. Черногорска поступило обращение жильцов квартир №№ 14, 17, 22, 10, 12, 19, 29, 26, 23, 25, 18, проживающих в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Черногорск, ул. Советская, д. 77 (далее – МКД), о принятии мер в связи с нарушением температурного режима – отсутствие отопления (т. 1 л.д. 85). Данное обращение 31 октября 2014 года направлено прокурором г. Черногорска для рассмотрения в жилищную инспекцию (т. 1 л.д. 84, 85).
Заместителем руководителя жилищной инспекции Гусаченко А.А. вынесено распоряжение от 1 декабря 2014 года № 1006-Т о проведении в отношении общества внеплановой (выездной) проверки соблюдения обязательных требований жилищного законодательства и иных нормативных правовых актов, качества предоставления жилищных, коммунальных услуг потребителям, проживающим в МКД (вручено обществу 1 декабря 2014 года, входящий штамп на документе, т. 1 л.д. 88).
Уведомлением от 1 декабря 2014 года общество извещено о необходимости явки 5 декабря 2014 года для совместного проведения со специалистом жилищной инспекции мероприятий по государственному контролю соблюдения требований жилищного законодательства с целью фиксации параметров качества коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, составления и получения акта проверки (вручено обществу 1 декабря 2014 года, входящий штамп на документе, т. 1 л.д. 89).
По результатам проведения проверки, проведённой в отсутствие представителя общества, составлен акт проверки от 5 декабря 2014 года № 453/24, в котором отражено следующее:
Зафиксирована температура в жилых комнатах, в том числе в угловых, в квартирах №№ 14, 19, 10, 27 (от +17,1?С до +21,5?С), не соответствующая нормативной температуре (+20 ?С и +22 ?С);
Согласно температурному графику отпуска теплоэнергии котельной общества на 2014 год «Центральная» температура воды в систему отопления должна составлять +59,7?С, фактически +68,1?С на подающем трубопроводе и +37,5?С на обратном трубопроводе;
Давление в тепловой сети на подающем и обратном трубопроводе на вводе в дом составляет Р1 6,1 КГС/см?, Р2 6,0 КГС/см?;
Перепад давления на вводе в дом составил 0,1 КГС/см?, которого не хватает для нормальной циркуляции теплоносителя в системе отопления, о чём свидетельствует большой перегрев температуры теплоносителя в подающем трубопроводе на вводе в дом.
Копия акта проверки получена обществом 8 декабря 2014 года (входящий штамп на документе, т. 1 л.д. 90).
Уведомлением от 8 декабря 2014 года обществу предложено явиться 10 декабря 2014 года в жилищную инспекцию для составления протокола об административном правонарушении (получено обществом 8 декабря 2014 года, входящий штамп на документе, т. 1 л.д. 91).
10 декабря 2014 года должностным лицом жилищной инспекции в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, составлен протокол об административном правонарушении № 12/24, где отражено, что обществом нарушены пункты 5.2.1, 5.2.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170 (далее – Правила № 170), пункты 31, 149 приложения № 1 к Правилам № 354, пункт 9.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года № 115. Указано, что ответственность за названные нарушения предусмотрена статьей РФ. Копия протокола получена обществом 11 декабря 2014 года (входящий штамп на документе, т. 1 л.д. 92-94).
Определением от 25 декабря 2014 года на 30 декабря 2014 года назначено рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении общества (получено представителем общества Салатовым К.Г. 25 декабря 2014 года по доверенности от 9 января 2014 года № 04-2014, подпись на документе, т. 1 л.д. 96, 97).
В пояснениях по административному делу от 29 декабря 2014 года общество просило производство по административному делу прекратить (т. 1, л.д. 98-99).
По ходатайству общества (т. 1 л.д. 143) определением от 30 декабря 2014 года рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 20 января 2015 года (т. 1 л.д. 145).
Жилищной инспекцией по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в присутствии представителя общества Круглова Г.К. (доверенность от 9 января 2014 года № 03-2014, т. 1 л.д. 144) принято постановление от 20 января 2015 года, которым общество привлечено к административной ответственности по статье РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб. (т. 1 л.д. 10-15).
Не согласившись с принятым жилищной инспекцией постановлением, общество в установленный законом срок оспорило его в арбитражном суде.
Дело рассмотрено в соответствии с правилами параграфа 2 главы 25 АПК РФ.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в дело доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В силу части 3 статьи Российской Федерации судопроизводство в Российской Федерации осуществляется на основании состязательности и равноправия сторон.
Арбитражный суд не является органом, осуществляющим административное преследование. Исходя из принципа презумпции невиновности в совокупности с принципом состязательности и равноправия сторон, суд вправе устанавливать виновность лица лишь при условии, если её доказал орган, осуществляющий административное преследование.
По смыслу приведенных норм обязанность доказывания вины лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, возложена на орган (должностное лицо), вынесший соответствующее постановление по делу об административном правонарушении.
В силу пунктов 1, 3 статьи РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 4 статьи Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 25. Рассмотрение дел об административных правонарушениях > § 2. Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности > Статья 210. Судебное разбирательство по делам об оспаривании решений административных органов" target="_blank">210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При привлечении общества к административной ответственности административный орган не отразил наличие в действиях (бездействии) заявителя субъективной стороны вменяемого правонарушения. В частности, не указал, имелась ли у заявителя возможность по соблюдению соответствующих правил, какие конкретно меры должны были быть приняты обществом для соблюдения требований действующего законодательства.
Оценив все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статей , и , арбитражный суд пришёл к выводу о том, что объективная сторона правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей РФ, а также вина общества в совершении вменяемого правонарушения, административным органом не доказаны.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Арбитражный суд также принимает во внимание сложившуюся судебную практику по аналогичным делам, обстоятельствам и доводам с участием тех же сторон:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 23 июня 2015 года по делу № А74-2740/2015 (не вступило в законную силу (т. 2));
Постановление мирового судьи судебного участка № 5 г. Черногорска Республики Хакасия от 5 мая 2015 года по делу об административном правонарушении № 5-5-305/2015, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ (невыполнение предписания жилищной инспекции), в отношении общества прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения (вступило в законную силу);
Аналогичное решение Черногорского городского суда от 20 июня 2014 года (вступило в законную силу (т. 1 л.д. 35-36)).
Принимая во внимание указанное, суд считает, что материалами дела не подтверждается наличие в действиях общества состава правонарушения, охватываемого статьей РФ, в связи с чем, требования общества подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями - , Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 25. Рассмотрение дел об административных правонарушениях > § 2. Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности > Статья 211. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности" target="_blank">211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить заявление общества с ограниченной ответственностью «Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс».
Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия от 20 января 2015 года по делу об административном правонарушении.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Е.В. Каспирович
Суд:
АС Республики ХакасияИстцы:
ООО "Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс"Ответчики:
Государственная жилищная инспекция Республики ХакасияИные лица:
ГУП РХ "Институт "Абакангражданпроект"ОАО "Институт "Абакангражданпроект"
Судебная практика по:
По коммунальным платежамСудебная практика по применению норм ст. 153, 154, 155, 156, 156.1, 157, 157.1, 158 ЖК РФ