Как заделать течь в стальном корпусе судна. Vii. временная заделка повреждений корпуса. Пробоины в обшивке
5.1. Общие положения, характер повреждений. Место поступления воды и характер повреждения корпуса зависят от обстоятельств (столкновение, посадка на мель, взрыв, навал и др.). Такие повреждения проявляются достаточно четко, их сравнительно легко обнаружить.
Более сложно установить причину и место водотечности при появлении усталостной трещины и свищей, расхождении швов стальных конструкций, повреждении трубопроводов.
Характерными признаками поступления воды в корпус являются: появление статического крена судна, изменение характера качки при неизменных внешних условиях плавания, заметное изменение осадки судна, крен судна при перекладке руля.
Косвенные признаки: шум вытесняемого из отсека воздуха через неплотности или воздушные трубы; появившиеся выпуклости переборок.
Принятие решения об осушении уже затопленного отсека является ответственным моментом, так как расчеты показывают, что при затоплении и осушении отсеков действуют разные физические законы.
Оперативно бороться с водой можно только при малых пробоинах, когда время затопления отсека измеряется часами, что позволяет четко подготовить и провести все операции по заделке пробоины и осушению отсека.
Борьба с водой предусматривает решение трех задач: предотвращение распространения воды по судну, так как почти все транспортные суда сохраняют плавучесть только при затоплении одного отсека; заделку
пробоины различными способами в зависимости от характера повреждения; удаление воды, уже поступившей внутрь судна.
Заделать пробоину можно двумя способами - изнутри и снаружи.
Заделка пробоины изнутри не требует остановки судна и позволяет быстро развернуть аварийные работы по устранению водотечности. Но во многих случаях применение этого способа нереально по следующим причинам: работам препятствует гидростатический напор воды; края пробоины чаще всего загнуты внутрь и имеют рваную форму; пробоина может находиться в труднодоступном месте; при средних и больших пробоинах затопление отсека происходит очень быстро, а осушить отсек судовыми водоотливными средствами не удается.
Заделка пробоины по внешнему контуру - постановкой пластыря - возможна даже при больших пробоинах независимо от района повреждения.
5.2. Заделка малых пробоин и трещин. Незначительную водотечность, вызванную трещинами, выпавшими заклепками и нарушением плотности швов соединения конструктивных элементов наружной обшивки, можно устранить различными способами, наиболее типичные из которых следующие.
Заделка с помощью аварийных клиньев и пробок (рис. 1.3, а): клин 1 (или коническую пробку 2), обернутый паклей (куделью), промасленной или пропитанной суриком, забивают в трещину (или отверстие от выпавшей заклепки) кувалдой. Заделку следует начинать с самой широкой части трещины, по мере ее сужения уменьшается и толщина клиньев. Промежутки между клиньями и очень узкие участки трещины проконопачивают прядями промасленной или пропитанной суриком пакли. При небольшом напоре воды работу может выполнять один человек, а при большом напоре - не менее двух человек.
Узкие, "слезящиеся" трещины можно заделать мастикой, подогретой до тестообразного состояния и составленной из семи частей каменноугольной смолы и одной части серы с добавлением гашеной извести.
Отверстие от выпавшей заклепки заделывают пробкой (описано выше) или болтом споворотной головкой (рис. 1.3, б): болт 3 вводят в отверстие в обшивке 7, при этом головка 6 самопроизвольно поворачивается, с внутренней стороны ставят деревянную прокладку 5 и шайбу 4.
Крепление деревянного щита на пробоине (рис. 1.3, в): на пробоину в наружной обшивке 7 накладывают деревянный щит 9 с прикрепленным к нему матом 8. На щит устанавливают деревянную прокладку 5, в которую упирается распорный брус 10. Другой конец бруса упирается в фундамент 11 механизма и расклинивается клиньями 1.
Рис. 1.3. Заделка мелких пробоин: а - аварийными клиньями и пробками; 6 - болтом с поворотной головкой; в - деревянным щитом; г - подушкой с куделью; д - войлочным матом или деревянным щитом; е - аварийной струбциной; 1 - клинья; 2 - коническая пробка; 3 - болт; 4 - шайба; 5 - деревянная прокладка; 6 - головка болта; 7 - обшивка; 8 - мат; 9 - деревянный щит; 10 - распорный брус; 11 - фундамент; 12 - подушка с куделью; 13 - переборка; 14 - строительная скоба; 15 - деревянный шит; 16-войлочный мат; 17 - струбцина; 18 - винт; 19 - захват; 20 - шпангоут; 21 - деревянный пластырь
Заделка подушкой с куделью (рис. 1.3, г): на пробоину или трещину в наружной обшивке 7 вертикальной
стальной конструкции накладывают подушку 12 с куделью и через деревянную прокладку 5 прижимают распорным брусом 10, который упирается в переборку 13 и расклинивается клиньями 1.
Заделка войлочным матом или деревянным щитом (рис. 1.3, д) трещин и пробоин в днище судна: при помощи строительной скобы 14 распорные брусья 10 скрепляют в виде буквы "Т". На пробоину (трещину) устанавливают войлочный мат 16 или деревянный щит 15. Поднимают скрепленные брусья и расклинивают их клиньями 1 с упором в подволок.
Заделка пробоины при помощи аварийной струбцины (рис. 1.3, е): на пробоину в наружной обшивке 7 устанавливают деревянный пластырь 21 с мягкой обивкой. Струбцину 17 крепят к шпангоутам 20 захватами 19. Обжатие пластыря производится винтом 18 через деревянную прокладку 5.
Возможны и другие варианты заделки малых пробоин: с помощью деревянного жесткого пластыря и раздвижного металлического упора или коробчатого пластыря и крючкового болта и др.
5.3. Устранение повреждений трубопровода. Причинами повреждения трубопровода могут быть: естественное старение и износ; внешние силы - удар при аварии, взрыве; нарушение правил технической эксплуатации - гидравлический удар, замораживание магистрали и др.
Характер повреждения трубопровода: трещины, свищи, повреждение прокладок, ослабление крепления соединений.
В судовых условиях применяют несколько способов устранения повреждений трубопроводов.
Заварка повреждений (свищей, трещин и небольших пробоин ) является быстрым и надежным способом восстановления работоспособности трубопровода. Для обеспечения качественной сварки поврежденный участок надо тщательно зачистить. Трубопровод, по которому перекачивают нефтепродукты, необходимо промыть и пропарить, а в необходимых случаях дополнительно продегазировать. В зависимости от расположения и характера перевозимого груза, условий загрузки и стоянки судна проведение сварочных работ иногда бывает невозможно.
Клетневание поврежденных участков (рис. 1.4, а) используют обычно в том случае, если применение других способов не возможно. Проволоку 2 укладывают на трубопровод 5 плотно прилегающими друг к другу кольцами (виды I, II) при помощи специальной лопатки 1 (виды I, III). В зависимости от рабочей среды перед клетневанием на поврежденный участок накладывают только резину 4 или дополнительно стальную накладку 3.
При заделке повреждений на изгибах трубопровода (рис. 1.4, б) применяют прокладки из мягкой резины с накладками из листовой латуни 6.
Наложение бугелей (рис. 1.4, в) является наиболее распространенным, удобным и надежным способом устранения повреждений трубопровода. Существует несколько типов бугелей: универсальные, ленточные, ленточные бугели-хомуты, шарнирные и раздвижные, цепные на болтах с накладками.
Рис. 1.4. Устранение повреждений трубопроводов: а - клетневанием; б - с помощью прокладок; в - наложением бугелей; 1 -лопатка; 2 - проволока; 3 - стальная накладка; 4 - резиновая прокладка; 5 -трубопровод; 6 - накладка из листовой латуни; 7 - бугели
Технология накладки бугелей:
район повреждения тщательно очистить, снять изоляцию;
выровнять края повреждения, загнув внутрь все заусенцы;
забить в поврежденные места пробки или клинья из мягкой стали, обернутые ветошью, смазанной суриком; обрезать или спилить выступающие части пробок заподлицо с поверхностью трубопровода;
промазать место заделки мастикой и наложить прокладку 4 так, чтобы она перекрывала повреждение на 40-50 мм (материал прокладки зависит от среды, проводимой трубопроводом);
на прокладку наложить накладку из красной меди или мягкой стали толщиной 2-3 мм, выгнутой по окружности трубы;
наложить один или несколько бугелей 7 и обжать, постукивая по ним ручником; если бугелей несколько, то затяжку производят от среднего к крайним.
Постановка заглушек на трубопроводы производится только в случаях, когда она обеспечивает возможность включить выведенный из действия котел, ввести в действие тот или иной важный механизм, либо устранить парение в отсеке, в котором необходимо присутствие людей.
5.4. Борьба с распространением воды по судну, подкрепление конструкций. Фильтрация воды из затопленного отсека в соседние происходит через неплотности водонепроницаемых переборок и закрытий: трещины, свищи, разрывы, повреждения уплотнений.
Для предотвращения распространения воды по судну при затоплении одного из отсеков необходимо тщательно проверить водонепроницаемость и прочность переборок со стороны смежных отсеков. При этом надо учитывать нагрузку, действующую на водонепроницаемую переборку 4 вследствие гидростатического напора воды, затопившей соседний отсек (рис. 1.5). Напор воды на водонепроницаемую переборку влияет на непотопляемость и остойчивость судна. Большинство транспортных судов сохраняют запас плавучести при затоплении только одного отсека, так что частичное или полное затопление смежного отсека может привести к гибели судна в результате потери плавучести. При фильтрации воды в смежные отсеки в них могут образоваться большие свободные поверхности воды, что отрицательно повлияет на остойчивость судна.
1 - главная палуба; 2 - палуба твиндека; 3 - упоры; 4 - переборка; 5 - двойное дноРис. 1.6. Подкрепление переборки: с помощью брусьев и клиньев (а) и подкрепление двери с помощью брусьев и раздвижного упора (б): 1 - брусья; 2 - клин; 3 - раздвижной упор
Борьбу с распространением воды начинают с внешних конструкций, ограждающих затопленный отсек, при этом основное внимание следует уделять отсекам, имеющим большие объемы, и отсекам, имеющим жизненно важное значение для судна.
При появлении признаков нарушения прочности и водонепроницаемости переборок (выпучин, трещин, разошедшихся швов) необходимо произвести подкрепление переборок, используя комплекты брусьев 1 (рис. 1.6, а). Во избежание выпучивания полотна переборки упор брусьев должен приходиться на элементы набора.
При необходимости производят подкрепление двери (люка), ведущей в затопленный отсек (рис. 1.6, б). Для этой цели используют деревянные брусья 1 и раздвижные упоры 3. Брусья подкреплений расклинивают, для чего кувалдами, забивают клинья 2.
При выборе схемы подкрепления водонепроницаемых судовых конструкций надо учитывать все факторы: место, характер, размеры повреждения; действующие нагрузки; комплектацию судового аварийного снаряжения; возможность доступа к поврежденным участкам и их конструктивные особенности.
5.5. Постановка пластыря . Мягкий пластырь ставят при больших размерах пробоины, когда осушить затопленный отсек без предварительной заделки пробоины» невозможно. Перед началом постановки пластыря необходимо точно определить место пробоины, что иногда удается сделать только при водолазном осмотре района повреждения.
Для подведения пластыря к пробоине и установке на нее служит специальная оснастка (рис. 1.7, а): подкильные концы 5, шкоты 3, оттяжки 1, контрольный штерт 7. Подкильные концы изготовляют из мягкого стального каната, а шкоты и оттяжки - из растительного; на кольчужном пластыре шкоты и оттяжки - стальные.
Для постановки пластыря последовательно выполняют следующие операции (см. рис. 1.7, а, б):
Рис. 1.7. Постановка мягкого пластыря: 1 - оттяжка; 2 - таль; 3 - шкот; 4 - канат к тали (лебедке); 5 - подкильные концы; 6 - пластырь; 7 - контрольный шкерт; 8 - фальшшпангоуты; А, Б - положения подкильных концов
заводят подкильные концы 5 с носа судна, постепенно потравливая и смещая их вдоль бортов (положения А и В), подводят к месту пробоины; подкильные концы можно заводить и с кормы в зависимости от местоположения пробоины, но они могут зацепиться за лопасти винта или перо руля; операция по заводке подкильных концов очень трудоемка, и должно быть предусмотрено достаточное число людей на каждый подкильный конец;
одновременно с заводкой подкильных концов раскладывают на палубе пластырь 6 в районе шпангоутов, определяющих положение пробоины;
нижнюю шкаторину пластыря выносят за борт и к нижним угловым коушам крепят подкильные концы при помощи скоб;
к верхним угловым коушам крепят шкоты 3, а к средним боковым коушам - оттяжки 1 и начинают выбирать подкильные концы с противоположного борта талями 2 или лебедками, потравливая шкоты и
пластырь опускают за борт до тех пор, пока он не закроет пробоину, положение пластыря по глубине устанавливают по контрольному штерту 7, имеющему разбивку через 0,5 м;
после установки пластыря на пробоину крепят шкоты и оттяжки и обтягивают в тугую подкильные концы - пластырь гидростатическим давлением воды прижимается к пробоине, прекращая поступление воды в корпус судна;
если пробоина большая, то во избежание вдавливания пластыря внутрь отсека одновременно с подкильными концами заводят фальшшпангоуты 8 - туго обтянутые стальные канаты, проходящие через плоскость пробоины (см. рис. 1.7, б).
5.6. Постановка цементного ящика. Бетонирование и постановка цементного ящика позволяет полностью устранить водотечность и создает необходимые условия для продолжения плавания.
Последовательность операций по постановке цементного ящика (рис. 1.8, а, б):
пробоину (трещину) временно заделать одним из рассмотренных выше способов: постановкой клиньев,
установкой жестких щитов или пластырей различных конструкций, постановкой мягкого пластыря;
Рис. 1.8. Постановка цементного ящика на пробоину : а - днищевую; б - бортовую; 1 - упор; 2 - опалубка; 3 - водоотливная труба; 4 - жесткий пластырь; 5 - клинья для упора; 6 - клин для пробоины.
изготовить и установить опалубку 2 - деревянный прямоугольный ящик без двух граней боковыми ребрами установить к пробоине, верхняя открытая часть используется для загрузки бетона; после установки обеспечить жесткую фиксацию ящика установкой упоров 1 и клиньев 5;
зачистить металлическую поверхность в районе повреждения от грязи, ржавчины, следов нефтепродуктов;
установить дренажные (водоотливные) трубы 3 на случай возможной фильтрации воды так, чтобы один конец трубы был подведен к месту фильтрации, а другой выходил за опалубку; диаметр трубы должен обеспечить свободный слив воды и исключить ее скапливание;
при больших пробоинах вдоль района повреждения можно закрепить арматуры из стальных прутьев или труб;
изготовить творило - низкобортный деревянный ящик для приготовления бетона; приготовить бетон;
заполнить опалубку раствором бетона так, чтобы он равномерно распределился по всему объему цементного ящика; бетонирование надо произвести как можно быстрее, так как при наличии в растворе ускорителей он начинает твердеть уже через несколько минут; медленная, с перерывами подача бетона может привести к расслоению монолита;
удалить дренажные трубы после затвердевания бетона и забить отверстия деревянными клиньями 6;
после полного затвердевания бетона демонтировать мягкий пластырь, что обеспечит возможность движения судна.
Технология приготовления бетона:
приготовить сухую смесь цемента с песком в соотношении 1:2 или 1:3, тщательно перемешивая ее лопатами; применяют портландцемент марки не ниже 400 (400, 500, 600) - эти цифры означают допустимую нагрузку на бетон в единице кгс/см; цемент должен быть в пудрообразном состоянии, без комков и крупинок; песок должен быть крупнозернистый, речной или карьерный, применение мелкозернистого песка нежелательно;
малыми порциями добавлять воду и тщательно перемешивать; нормальным считается раствор бетона, легко соскальзывающий с лопаты; при избытке воды бетон налипает на лопату, при недостатке воды - трудно перемешивается; количество воды непосредственно влияет на скорость схватывания раствора и прочность бетона; рекомендуется применять пресную воду, так как морская вода снижает прочность бетона на 10 %;
перед приготовлением раствора добавить в воду ускоритель затвердевания, в качестве которого могут применяться: жидкое стекло (добавляют до 50 % общего объема смеси); хлористый кальций (7-10 %), каустическая сода (5-6 %), соляная кислота (1-1,5 %); с увеличением дозировки ускорителя снижается прочность бетона, однако в аварийных ситуациях решающим фактором является скорость его затвердевания; при низких температурах следует замешивать бетон на подогретой воде (не ниже 30 °С), если вода пресная - добавить в нее соль из расчета двух горстей на ведро; добавить наполнитель (гравий, щебень, битый кирпич, шлак); наполнитель повышает прочность бетона, но в судовых условиях его, как правило, не применяют.
Все подготовительные работы по постановке цементного ящика должны быть сделаны заранее, что обеспечит быстрое выполнение основных работ и высокое качество бетонирования.
6. Борьба с паром. На судне есть котельная установка с магистралью паропроводов, при повреждении которых создается аварийная ситуация. К наиболее характерным повреждениям относятся: образование свищей и трещин вследствие естественного износа; пробивание прокладок, ослабление крепления; разрыв паропровода в результате гидравлического удара.
Повреждение паропровода приводит к утечке пара, что грозит опасными последствиями: пар вытесняет кислород из помещения и резко повышает температуру; обладая высокой влажностью, может вывести из строя электрооборудование; при утечках в грузовых трюмах пар с пылью некоторых грузов образует взрывоопасную смесь.
Борьба с паром является одной из форм борьбы за живучесть судна, и в судовом расписании по тревогам должны быть предусмотрены конкретные действия экипажа в этом случае.
Каждый член экипажа, обнаруживший утечку пара, должен немедленно доложить об этом вахтенному помощнику или механику и, соблюдая все меры безопасности, приступить к ликвидации повреждения.
Вахтенный помощник объявляет общесудовую тревогу с указанием аварийного помещения и необходимости соблюдения мер безопасности.
Вахтенный механик обязан: отключить поврежденный участок паропровода; принять меры для защиты людей от поражения паром, а в необходимых случаях вывести их через аварийные выходы, защитив водяным орошением; открыть все световые люки и вентиляционные раструбы, ведущие на открытую палубу; включить всю нагнетательную вентиляцию для создания подпора воздуха; приступить к устранению повреждения.
Причиной течи на яхте могут являться самые различные неисправности: пробоины, разошедшиеся швы, негерметичные уплотнительные сальники и т.д. Независимо от причины возникновения, любая протечка представляет серьёзную опасность для судна и его экипажа. В связи с этим, при обнаружении поступления забортной воды внутрь яхты, следует незамедлительно принять все меры по устранению данной неисправности.
Причина течи
В арсенале современных моряков имеется большое количество способов и средств устранения забортной течи. Применение той или иной технологии герметизации корпуса зависит от причины, вызвавшей течь. Перед тем, как приступить к ликвидации аварии — следует установить причину протечки и оценить её размеры. Как правило, основных причин бывает две, они тесно связаны друг с другом:
- Сквозные механические повреждения корпуса вследствие удара о камни, о пирс, о другое судно, в результате посадки на мель, воздействия штормовых волн. К таким повреждениям относятся: пробоины и трещины корпуса, разошедшиеся швы.
- Разгерметизация корпуса вследствие технических неисправностей и физического износа узлов и деталей. Это ослабшие клёпочные и болтовые соединения, протечка сальниковой набивки, резиновых уплотнителей и т.п.
Размеры отверстий также могут быть разными, от небольших щелей в уплотнительных соединениях, не представляющих непосредственной опасности для живучести судна, до крупных пробоин, грозящих гибелью яхте и экипажу. После оценки размера и характера повреждения, нужно предпринять незамедлительные меры для их заделки.
Пробоины корпуса
Данный вид аварии является одним из наиболее частых причин гибели судов. Они различаются между собой формой, размерами и местом расположения. Для каждого типа пробоин разработаны свои методы герметизации. Пробоины среднего и малого размера можно заделать изнутри судна, применив подручные средства. Крупные же пробоины часто требуют установки пластыря снаружи судна.
Крупная течь может в считанные минуты привести к гибели даже большого судна, не говоря уже о небольших парусных лодках. Для её ликвидации следует применять следующий порядок действий:
- Сбросить ход судна, застопорить двигатель, убрать парусное вооружение. По возможности нужно развернуть яхту пробоиной по течению или по ветру.
- Начать поиск места протечки и её обследование. Освободить место пробоины от всех предметов и обстройки, мешающих её заделке: внутренней обшивки, полов, мебели.
- При помощи всех имеющихся под рукой средств нужно быстро перекрыть доступ забортной воде внутрь судна, либо постараться максимально уменьшить его. Для этих целей используются любые подходящие предметы: матрасы, одежда, спасательные жилеты, содранная с мебели обшивка.
- Одновременно с этим, остальная часть экипажа должна принять экстренные меры по борьбе за живучесть судна. Начать удаление воды из корпуса при помощи всех имеющихся средств.
- После предварительной заделки течи, не переставая удалять поступающую воду, нужно приступить к капитальной установке протечки.
Большую пробоину или несколько более мелких, располагающихся в корпусе рядом друг с другом, проще всего заделать пластырем. Это могут быть жёсткие или мягкие пластыри. Они изготавливаются заранее, и входят в аварийный комплект яхты. Для основания жёсткого пластыря подойдёт кусок толстой фанеры или дощатый щит. На него набивается слой мягкой резины, толстое одеяло или пакля, завёрнутые в парусину. Мягкий пластырь состоит из куска парусины с люверсами, расположенными по его периметру. Для того, чтобы пластырь не всплывал при заводке к пробоине, на его края пришиваются грузы.
Постановка пластыря
Жёсткий пластырь устанавливается на пробоину с внутренней стороны борта. Нужно соблюдать следующую последовательность действий:
- Очищаем место вокруг пробоины от всех мешающих работе предметов: мебели, частей внутренней обшивки.
- Часто края пробоины в металлических корпусах бывают загнуты внутрь, что создаёт помехи для плотного прилегания пластыря к стенкам. В этом случае — необходимо быстро выпрямить вогнутые края, либо загнуть их наружу при помощи кувалды или обуха топора.
- Устанавливаем пластырь на место пробоины твёрдым щитом вверх, а мягкой стороной к борту.
- Фиксируем пластырь над пробоиной любыми доступными или наиболее удобными способами. Для этого могут подойти саморезы и гвозди — для деревянного корпуса, либо импровизированные распорки — для металлического или стеклопластикового. Распорки можно изготовить из кусков внутренней обстройки, досок пола, уперев их одним концом в щит, а другим в потолок кубрика, либо в противоположную стену. Распорки также следует зафиксировать при помощи гвоздей или саморезов, во избежание их ослабления и выпадения во время качки.
В отсутствие заранее приготовленного жёсткого пластыря его можно довольно быстро соорудить из кусков внутренней деревянной обшивки и тех же спасательных жилетов, нужно распереть всю конструкцию доской.
Мягкий пластырь устанавливается снаружи корпуса, над пробоиной. Для этого заранее приготовленный кусок брезента с пропущенными с двух сторон в люверсы концами, заводится под судно. Обычно рекомендуется производить заводку с носа судна, чтобы избежать зацепления пластыря за гребные винты, рули или киль. Для этих же целей по периметру полотнища пришивают грузы: гайки и болты большого диаметра, брезентовые мешочки с галькой и т.д. Для того, чтобы было удобнее определить место положения мягкого пластыря под водой, к его верхнему краю крепится промаркированный конец.
Когда мягкий пластырь подведён к внешней стороне борта таким образом, что пробоина оказалась в центре полотнища, его притягивают посредством закреплённых на его краях тросов. На небольших лодках данная процедура производится вручную, а на больших яхтах можно использовать механические блоки и тали. Как только корпус судна плотно обжат пластырем и поступление забортной воды прекратилось, его концы надёжно крепятся на палубе. Вся работа по постановке пластыря должна производиться максимально быстро и слажено, для чего неплохо произвести предварительные тренировки команды. Часть экипажа, не занятая непосредственно в его установке, должна непрерывно удалять из корпуса яхты поступающую извне воду.
Другие способы заделки течи
Более мелкие пробоины можно заткнуть всё теми же подручными средствами (одежда, матрасы, жилеты), закрыв их досками и закрепив распорками. Щели, образовавшиеся между листами обшивки корпуса, можно заделать посредством клинышков из сухой древесины. При намокании, забитые вплотную друг к другу клинья разбухнут и закроют все просветы щели. Подобным же образом можно временно заткнуть вывалившуюся клёпку.
Другой способ заделки небольших пробоин – так называемые цементные ящики. Применяются они как для надёжной фиксации жёстких пластырей, так и в качестве самостоятельного средства ликвидации течи. Цементные ящики представляют собой рамку, сколоченную из досок. Данная рамка устанавливается над местом пробоины, предварительно заделанным при помощи подручных материалов. В рамку засыпается специальный быстротвердеющий цемент и заливается водой. На небольшую пробоину можно установить ящик без предварительной заделки. Для этого в сквозное отверстие забивается кусок металлической трубки для отвода воды, устанавливается рамка и заливается цементом. После этого водоотводная трубка глушится с внешнего конца.
Частой причиной протечек бывает не герметичность уплотнительных прокладок, сальников, вентилей трубопроводов. Для ликвидации подобных аварий нужно иметь на борту ремонтный комплект из кусков мягкой резины, уплотнительные сальники, просмолённую паклю. Трубки с вышедшими из строя вентилями можно заглушить при помощи подготовленных заранее пробок из мягкой древесины, обёрнутых парусиной или просмолённой паклей. Эти пробки следует прикрепить возле каждого крана, для оперативной ликвидации неисправности.
Профилактика
В целях предотвращения неприятных сюрпризов, перед каждым выходом в море следует производить профилактический осмотр судна. Любые протечки сальников и прокладок должны ликвидироваться заранее, все плохо действующие водозапорные краны заменяться на новые. Слабо держащиеся клёпки высверливаются и заменяются другими, либо болтами с резиновыми прокладками. Особое внимание перед выходом в море следует уделить учебным тренировкам экипажа на предмет действий в чрезвычайной ситуации. От этого во многом зависит скорость ликвидации аварии, а значит – жизнь людей, находящихся на борту.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное АВТОНОМНОЕ образовательное
учреждение высшего образования
«Севастопольский государственный университет»
Институт кораблестроения и морского транспорта
Д.В. Бурков, Е.С. Колесник
Борьба с затоплением судна
Учебно-методическим советом института
в качестве учебно-методического пособия
для студентов очной и заочной форм обучения
специальностей:
26.05.06 – Эксплуатация судовых энергетических установок и
26.05.07 – Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
очной и заочной форм обучения
Севастополь
УДК 656.612.088
ББК 39.46
Рецензенты: С.В. Тараненко , к.т.н., доцент каф. СЭО
А.Р. Аблаев, к.т.н., доцент каф. ЭМСС
Е.С. Солодова, к.т.н., доцент кафедры РГФ
Д.В. Бурков, Е.С. Колесник
Борьба с затоплением судна : учебно-методическое пособие к практическому занятию по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», ч.1 Безопасность жизнедеятельности (морская), Модуль 2. Выживание в экстремальных условиях на судне. – Севастополь: ФГАОУВО «СевГУ», 2015. – 16 с.
Рассматривается способы заделки трещин и пробоин в корпусе судна, ликвидация повреждения трубопроводов. Описываются процедуры постановки пластыря и цементного ящика. Приводится методика составления оперативного плана по борьбе с водой, восстановлению остойчивости и спрямлению аварийного судна.
Пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения Севастопольского государственного университета, института кораблестроения и морского транспорта, специальностей: 26.05.06 – Эксплуатация судовых энергетических установок и 26.05.07 – Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики.
Учебно-методическое пособие обеспечивает изучение следующих сфер компетенций в соответствии с конвенцией ПДНВ:
РК 30 – Разработка плана действий в аварийных ситуациях и схем по борьбе за живучесть судна, а также действия в аварийных ситуациях:
РК 30.1 – Конструкция судна, включая средства борьбы за живучесть.
© Бурков Д.В., Колесник Е.С., 2015
© Издание ФГАОУВО «СевГУ», 2015
1. Заделка малых пробоин и трещин (Plugging small holes and cracks) …...………...……. | |
2. Устранение повреждений трубопровода (Repair of damage to piping) ……….………... | |
3. Пластыри (Mats)…….…………………………... ………………………………………... | |
4. Постановка пластыря (Matting)…………... ……………………………………………. | |
5. Постановка цементного ящика (Cement box fixing) …………………………………….. | |
6. Методика составления оперативного плана по борьбе с водой, восстановлению остойчивости и спрямлению аварийного судна (Operational plan technique to combat water, restore stability and righting of a disabled vessel)……………………………...…………. | |
7. Содержание отчета о выполнении работы (Report content of the work implementation) | |
8. Контрольные вопросы (Control questions)……………………………………………….. | |
Библиографический список (Reference list)………………………………………………… |
Цель работы: 1. Изучение способов заделки малых пробоин и трещин.
2. Ознакомление с методикой постановки пластыря.
Заделка малых пробоин и трещин
Заделка с помощью аварийных клиньев и пробок (рис. 1, а): клин 7 (или коническую пробку 2), обернутый паклей (куделью), промасленной или пропитанной суриком, забивают в трещину (или отверстие от выпавшей заклепки) кувалдой. Заделку следует начинать с самой широкой части трещины, по мере ее сужения уменьшается и толщина клиньев. Промежутки между клиньями и очень узкие участки трещины проконопачивают прядями промасленной или пропитанной суриком пакли. При небольшом напоре воды работу может выполнять один человек, а при большом напоре – не менее двух человек.
Узкие, «слезящиеся» трещины можно заделать мастикой, подогретой до тестообразного состояния и составленной из семи частей каменноугольной смолы и одной части серы с добавлением гашеной извести.
Отверстие от выпавшей заклепки заделывают пробкой (описано выше) или болтом с поворотной головкой (рис. 1, б): болт 3 вводят в отверстие в обшивке 7, при этом головка 6 самопроизвольно поворачивается, с внутренней стороны ставят деревянную прокладку 5 и шайбу 4.
The objective of the work : 1. Study the ways of plugging small holes and cracks.
В период эксплуатации суда по ряду причин могут получить повреждения корпусов в подводной части. Чаще всего это происходит вследствие ударов судов о грунт, портовые сооружения и различные подводные предметы, а также столкновений судов. Возможны также повреждения в подводных частях судов и плавсредств в результате перенапряжения обшивки при сильной качке или при плавании во льдах. 116
Повреждения корпуса могут быть трех видов: пробоины, трещины и разошедшиеся швы; к повреждениям корпуса относится также выпадение заклепок (на старых судах клепаной конструкции) .
Пробоины в корпусе могут иметь самую различную конфигурацию и площадь от нескольких квадратных сантиметров до десятков квадратных метров. Для пробоин характерно наличие рваных и загнутых краев, а также вмятин вокруг них, что затрудняет их заделку и требует применения различных пластырей.
Трещины и разошедшиеся швы по своим размерам могут быть также различных размеров, но по ширине они в большинстве случаев невелики, что облегчает их заделку.
Обследование повреждений корпуса. Если места повреждений неизвестны, водолазы обследуют корпус с подкильного конца или подкильного трапа. Детальное обследование места повреждения и снятия размеров, а также его заделку следует вести с рабочей беседки. При обследовании следует иметь в виду, что при поступлении в пробоину воды существует опасность затягивания или присасывания водолаза к пробоине. Поэтому водолаз должен вести осмотр и обследование пробоины со стороны, занимая положение, исключающее его затягивание или притягивание к пробоине.
При обследовании трещйк и разошедшихся швов водолаз устанавливает их протяженность и направление, а также ширину с тем, чтобы потом правильно выбрать клинья для их заделки. Обследование пробоин на ровных участках корпуса заключается в снятии их размеров и осмотре краев с целью установить возможность постановки пластыря и необходимость резки рваных и загнутых частей; размеры пробоин снимают с помощью водолазной линейки или какого-либо бруска, на котором водолаз делает зарубки.
Если пробоина расположена на скуле судна в районе форштевня или ахтерштевня и для ее заделки необходимо ставить фигурный пластырь, водолаз, пользуясь шаблонами, снимает обводы корпуса вокруг пробоины. Также снимают шаблоны для постановки пластырей на пробоины, окруженные вмятинами. Наиболее удобны шаблоны из дерева в виде коробок или угольников (рис. 75); Ко- рЪбчатый шаблон представляет собой четырехугольную раму, сделанную по снятым размерам пробоины с расчетом ее перекрытия со всех сторон на 10-15 см. С двух сторон рамы, а если нужно по форме участка постановки пробоины с ее четырех сторон, прикреплены на одном гвозде подвижные рейки. Изготовленный шаблон на подкильных концах подводят на пробоину, и водолаз устанавливает его подобно тому, как будет установлен пластырь. После установки шаблона водолаз подводит рейки поочередно вплотную к обшивке судна и закрепляет гвоздями.- Готовый шаблон отводят на подкильных концах от борта и поднимают наверх.
Для снятия формы пластырей в районах ахтерштевня и форштевня применяют шаблоны-угольники, которые изготавливают из двух досок или брусков с набитыми на них рейками. Подгонка реек по-
еле установки шаблона-угольника на подкильных концах производится так же, как для коробчатого шаблона. При значительном изменении кривизны корпуса скрепляют два шаблона-угольника на расстоянии, равном ширине будущего пластыря.
Заделка трещин, разошедшихся швов и мелких пробоин. Для заделки мелких повреждений корпуса судна используют деревянные тупоконечные и остроконечные пробки и клинья, размеры их устанавливают по результатам обследования с таким расчетом, чтобы они при забивке входили не менее чем на 2/з длины в заделываемое повреждение.
Рис. 75. Шаблоны для снятия обводов корпуса:
а -коробчатый шаблон; б - шаблон-угольннк
Пробки и клинья малых размеров подают водолазу на пеньковом конце с балластом, в который их втыкают между прядями; большие- предварительно балластируют. Водолаз вставляет пробку в пробоину и забивает ее кувалдой. Если пробка недостаточно крепко держится или вошла в пробоину менее чем на 2/3 своей длины, водолаз должен ее подать на поверхность для дополнительной обработки. Также водолаз забивает один к другому клинья в трещины и разошедшиеся швы. Клинья рекомендуется предварительно обмотать тонким слоем смоляной пакли.
Забив клин или пробку, водолаз обрезает или отвязывает конец и отдает балласт. При необходимости пробки и клинья подбивают смоляной паклей и обмазывают неплотности салом или специальной замазкой. Сильно выступающие клинья и пробки можно для предохранения от выпадения на ходу судна опилить, что лучше делать через 2-3 ч после постановки, когда древесина набухнет.
Постановка полужестких пластырей. Полужесткие пластыри ставят на пробоины в большинстве случаев в качестве временной меры их заделки силами экипажей судов без участия водолазов. Полужесткие пластыри бывают разной конструкции, чаще других применяется так называемый пластырь-тюфяк. Он состоит из мягкой ча-
сТй - два прОШи-Гых Между собой слоя парусины с прокладкой слоя смоляной пакли - толщиной до 200 мм. К мягкой части крепятся доски толщиной 50-75 мм с промежутками, равными толщине досок, что необходимо для изгиба пластыря по обводам корпуса. Для крепления досок на них накладывают и прибивают гвоздями слой парусины, который затем пришивают к мягкой части. Поверх досок накладывают и крепят скобками два куска стального троса с огонами, к которым крепят подкильные концы.
На пробоину пластырь-тюфяк, так же как и другие типы мягких пластырей, заводят с палубы на подкильных концах. Работа водолаза при постановке полужесткого пластыря заключается в наблюдении за правильным его расположением и прилеганием к корпусу, а также за надлежащей обтяжкой подкильных концов. После установки пластыря и закрепления подкильных концов водолаз снимает с пластыря, балласт.
Постановка жестких пластырей. Жесткие пластыри бывают деревянные или металлические, в практике аварийно-спасательных работ чаще применяются деревянные, так как изготовление металлических более сложно и требует много времени.
Деревянный пластырь- имеет прямоугольную форму и изготовляется из досок по размерам пробоины, так чтобы пластырь перекрывал всю пробоину. В зависимости от размеров и глубины постановки пластырь изготовляют из двух или трех слоев досок или брусков, толщина пластыря выбирается из табл. 6.
Таблица 6
Толщина пластыря, мм, при глубине постановки |
||||||||||
пластыря, м |
||||||||||
0,3X0,3 0,5X0,5 1,0X1,0 2,0X2,0 2,5X2,5 3,0X3,0 4,0X4,0 5,0X5,0
Двухслойный пластырь изготавливают из заранее нарезанных по размерам пробоины досок нужной толщины. На ровном месте укладывают первый слой досок, из них накладывают бруски и пробивают гвоздями, сбитый щит переворачивают. На щит накладывают кусок парусины, который должен быть больше щита с каждой стороны примерно на 200 мм. Парусину прокрашивают суриком по площади прилегания к щиту и покрывают вторым слоем досок, прибивая их гвоздями по периметру для скрепления с первым слоем; гвозди должны быть такой длины, чтобы они проходили через оба слоя и их можно было бы загнуть с обратной стороны.
По периметру готового щита укладывают смоленую паклю так, чтобы получился плотный валик шириной 70-130 мм, высотой 30- 40 мм. Валнк обертывают выступающими из-за щита краями парусины и прибивают гвоздями таким образом, чтобы по краям пластыря образовался мягкий борт. В готовом пластыре просверливают отверстия для крючковых болтов, прибивают к нему скобы для крепления концов и балластируют.
Жесткий пластырь устанавливают на пробоины, не имеющие загнутых наружу краев или вмятин по краям. Загнутые наружу края
пробоин и торчащие части набора водолазы обрезают с помощью электрокислородной или бензокислородной резки. Крепление пластыря является самой ответственной операцией по заделке пробоины. Плотное прижатие пластыря может быть выполнено с помощью крючковых болтов и болтов с откидными головками, а также с помощью подкидных концов и оттяжек.
Для крепления пластыря крючковые болты заранее вставляют в пластырь по периметру пробоины. Количество болтов зависит от размеров пластыря и условий его постановки, но не менее одного болта диаметром 20 мм на каждые 0,5 м2 площади пластыря.
Забалластированный пластырь подают на концах водолазу, он наводит пластырь на пробоину и вставляет в нее болты. После того как болты зацеплены, водолаз, поочередно вращая барашковые гайки, добивается плотного прижатия пластыря к корпусу (рис. 76).
Если зацепить крючки болтов за кромки пробоин не удается, нужно установить изнутри корпуса отрезки труб или профильной стали, за которые и зацепить крючки болтов. В сложных случаях крепление пластыря крючковыми болтами осуществляется одновременно двумя водолазами, один из которых работает изнутри корпуса.
Болт с откидной головкой на своем конце имеет не крюк,а откидную скобу - головку длиной 450-500 мм, которая при вводе болта в пробоину располагается вдоль него, а затем разворачивается перпендикулярно для удержания за края пробоины. Это ограничивает применение болтов с откидной головкой для постановки небольших пластырей площадью до 0,5 м2, за исключением случаев, когда пробоина при большой длине имеет ширину менее длины откидной головки болта.
Процесс постановки пластыря на одном или нескольких болтах
Рис. 76. Установка жест-"
кого пластыря: 1 - корпус судна; 2 - пластырь; 3 - крючковые болты; 4 - барашковая гайка; 5 - мягкий борт (валнк)
с откидными головками аналогичен постановке на крючковых болтах.
Крепление пластыря на подкильных концах и оттяжках, заводимых через пробоину внутрь корпуса судна, производится с помощью шкотов, которыми обтягиваются подкильные концы и оттяжки после установки пластыря на место.
Независимо от способа крепления пластыря водолаз должен тщательно осмотреть его по периметру с целью установления плотности прилегания к корпусу. При обнаружении неплотностей водолаз должен подбить пластырь паклей с помощью деревянного клина. В дальнейшем при откачке воды из затопленного отсека судна водолаз наблюдает за пластырем, выявляет неплотности по току воды и устраняет их.
Постановка коробчатых пластырей. Коробчатые пластыри - разновидность жестких пластырей - бывают прямоугольные и фигурные. Прямоугольныё устанавливают на прямые участки корпуса, когда по каким-либо причинам нельзя обрезать выступающие кромки пробоин, а фигурные - на неровные обводы корпуса судна, а также при наличии вмятин и выпучин по краям пробоин.
Прямоугольный коробчатый пластырь - пластырь-ящик - изготавливают по снятым размерам пробоин, а фигурный - по шаблонам, снятым при обследовании повреждений корпуса судна.
Коробчатый пластырь имеет дно и боковые стенки, которые у прямоугольного пластыря одинаковые по высоте, а у фигурного- с криволинейными обводами, согласно снятому шаблону. Для постановки фигурного пластыря в местах с большой кривизной обшивки пластырь делают с дном, состоящим из двух частей, которые скрепляются под углом в 90° друг к другу (рис. 77).
Толщина дна коробчатого пластыря выбирается в зависимости от его размеров и глубины постановки так же, как и простого жесткого пластыря, по табл. 6. Толщина боковых стенок должна быть не меньше чем толщина дна, но обычно их делают большими для удобства набивки мягкого валика.
Герметичность дна коробчатого пластыря и его стенок достигается прокладкой прокрашенной суриком парусины между слоями досок или последующей конопаткой паклей.
Рис. 77. Коробчатый фигурный пластырь:
1 - донья пластыря; 2 - металлические шины; 3 - подушка (валик); 4 - скова; 5 - стенки; 6 - металлическая обшивка
Для придания коробчатому пластырю необходимой жесткости, особенно при больших размерах и большой высоте стенок, используют металлические шины.
Для установки коробчатого пластыря могут применяться те же средства, что и для установки обычных жестких пластырей, однако из-за отстояния их доньев от обшивки на большое расстояние использовать крючковые болты и болты с откидными головками бывает затруднительно. Поэтому коробчатые пластыри, особенно фигурные, чаще устанавливают с помощью подкильных концов и оттяжек.
На каждом военном корабле в распоряжении аварийной группы дивизиона живучести всегда должен находиться необходимый материал и инструменты для заделки пробоин изнутри.
Рис. 3. Аварийная планка. 1 - планка; 2-нажимной винт; 3 - укупорочная шайба; 4 - болт; 5 - стопор.
К аварийному материалу относятся следующие предметы: клинья деревянные, доски 5, 7,5 и 10 см толщины, брусья для распорок, деревянные щиты, мешки, туго набитые паклей, войлок, сурик, олифа и мел в порошке для составления жидкой шпаклевки, которой пропитываются войлок и пакля, цемент в бочках, гвозди 4, 7,5, 10 и 15 см, скобки для скрепления клиньев, и брусьев и аварийные планки (рис. 3), специально сделанные для данного корабля, и пробки (рис. 4).
Рис.4 Деревянные
пробки для закупорки
пробоин.
Рассмотрим теперь наиболее типичные случаи применения перечисленных предметов при заделках пробоин:
1. Незначительные отверстия (пробоины от осколков и щели разошедшихся пазов и стыков обшивок, как наружной, так и внутренней забивают деревянными клиньями. Те поверхности клиньев, которые будут соприкасаться с краями пробоины или щели стыка, предварительно обильно смазывают жидкой суриковой шпаклевкой.
2. На пробоины более значительных размеров, с рваными внутренними краями, накладывают войлок или мешок с паклей, пропитав их в растворе жидкой суриковой шпаклевки. Поверх войлока накладывают деревянный щит из досок. Ко внутренней кромке щита (рис. 5) приставляют наружный торец упора, состоящий из бревна или бруска, противоположный конец которого упирают в ближайшую надежную переборку, пиллерс или карлингс. Для более надежного скрепления всей системы упор с внутреннего торца подбивают деревянными клиньями, соединив впоследствии как клинья, так и упоры железными скобками.
Рис. 5. Способ закупорки пробоин изнутри корабля
при помощи деревянных щитов, брусьев, клиньев.
Размеры войлока и щита выбирают так, чтобы они, примерно, на 25-30 см выступали за края пробоины.
3. При заделке пробоин больших размеров, с сильно выступающими внутрь корабля рваными краями, щит применять не следует. В этом случае быстро сколачивают из толстых досок ящик, высота стенок его должна быть несколько больше наибольшей из зазубрин (после их обрезки). Уложив на дно его войлок и мешки с паклей, пропитанные в шпаклевке, ящик накладывают на пробоину так, чтобы все рваные края вошли внутрь его и уперлись бы в войлок и мешки с паклей. Ящик укрепляют со всех сторон упорами. Качество этой заделки во многом зависит от размеров и прочности самого ящика. Необходимо также, чтобы края войлока, после наложения ящика на пробоину, выступали за его края, образуя этим как бы прокладку между кромками ящика и поверхностью обшивки борта или дна. Ящики также рекомендуется применять для подкрепления пропускающих или поврежденных горловин и люков.
4. При заделке пробоин в днище, а также в настилах платформ, трюмов и промежуточных палуб поступают таким же образом. В данном случае внутренние концы упоров приставляют к бимсам или карлингсам.
5. После заведения пластыря, когда удастся окончательно осушить затопленное помещение и значительной течи через пробоину не наблюдается, рекомендуется использовать для заделки быстро застывающий цемент, раствором которого наполняют ящик до краев, накладывают его на пробоину и крепят способом, описанным выше.
У корабля, получившего пробоину, независимо от системы набора, цементом заливают целую клетку.