Кто был русским колумбом. Внеклассное мероприятие "русский колумб"

“Всякая благородная личность глубоко
осознает свое кровное родство,
свои кровные связи с Отечеством”.
В.Г. Белинский

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания . Патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: “Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России , граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…”

Работая в школе 18 лет, я с каждым годом все больше наблюдаю падение интереса у детей к прошлому своей Родины, отсутствие уважения к исторической памяти, незнание многими детьми героев своей страны, и, как следствие этого, низкий уровень патриотизма современных подростков. Как педагога и классного руководителя меня беспокоит эта проблема. В своей деятельности я много внимания уделяю патриотическому воспитанию своих детей, применяя различные методы, формы и приемы (тематические классные часы, беседы, Уроки Мужества, посещение музеев и выставок патриотической направленностью, встречи и поздравления ветеранов Великой Отечественной войны, конкурсы патриотической песни и стихов и многое другое).

В связи с юбилейной датой (75-летие трансконтинентального перелета В.П. Чкалова) я решила отразить материалы о великом лётчике-испытателе в данной методической разработке, и донести его до сердец и душ своих детей.

В работе рассматриваются этапы жизненного пути В.П. Чкалова, от начала службы в авиации до гибели:

1- Начало службы в авиации

2- Лётно-испытательная работа

3- Рекордные перелёты

4- Золотая страница в истории отечественной авиации

5- Гибель Чкалова

6- “Память…”

В повествовании используются: фактический материал, фотографии В.П. Чкалова в разные годы жизни, фотоматериалы увековечивающие память о герое. Презентация поможет эффективнее донести данный материал до слушателей.

Работа рассчитана на детей в возрасте 12-15 лет.

Материалы данной работы можно использовать как Урок Мужества, на тематическом классном часу, при изготовлении наглядных пособий, при оформлении стенгазеты по данной теме, как фактический материал для викторин и игр.

Информацию данной разработки можно применять не только классным руководителям во внеурочной воспитательной работе, но учителям литературы и географии (по краеведению)

Великий Колумб

Цель: утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к историческому и культурному прошлому России и родного края на примере жизни героя – Валерия Чкалова.

1. Воспитание гордости за свою Родину, народного героя (В.П. Чкалова).

2. Сохранение исторической памяти поколений в памяти подрастающего поколения.

3. Способствование формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Ожидаемые результаты:

  • в историко – краеведческой сфере:
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • в социальной сфере:
  • формирование активной жизненной позиции;
  • в познавательной сфере:
  • развитие творческих способностей;
  • в духовно-нравственной сфере:
  • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

    75-летию трансконтинентального перелета В.П. Чкалова посвящается

    “Колумбы русские, презрев угрюмый рок,
    Меж льдами новый путь отворят на восток,
    И наша досягнет в Америку держава”.
    М.В. Ломоносов

    Воплотил эти слова в жизнь бесстрашный лётчик Валерий Павлович Чкалов.

    Вопросы к обучающимся:

    Ребята, а вы знаете, кто такой Чкалов?

    Валерий Павлович Чкалов - это целая эпоха в истории нашего воздушного флота. Он был не только непревзойдённым лётчиком, но и создателем школы высшего пилотажа, разработчиком методик испытания новых самолётов. Чкаловское лётное наследие прошло суровую проверку в воздушных боях Великой Отечественной войны, подтвердив своё право на жизнь.

    Вале?рий Па?влович Чка?лов (20 января (2 февраля) 1904, Василёво, Балахнинский уезд, Нижегородская губерния, Российская империя - 15 декабря 1938, Москва, РСФСР, СССР) - советский лётчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза.

    Командир экипажа самолёта, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон, США).

    Я расскажу вам о В.П. Чкалове и его героических перелётах.

    Начало службы в авиации

    Служба в Красной Армии с 1919 г. слесарем-сборщиком самолётов в 4-й Канавинском авиационном парке в Нижнем Новгороде.

    В 1921 году направлен на учёбу в Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, после её окончания в 1922 году направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, окончил её в 1923 году.

    В 1923-1924 годах проходил обучение в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа, а затем в Серпуховской высшей авиационной школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя.

    В июне 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознамённую истребительную авиаэскадрилью имени П. Н. Нестерова.

    За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов.

    В марте 1928 года переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью.

    В начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и по ноябрь 1930 года работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором.

    Лётно-испытательная работа

    В ноябре 1930 года Чкалов направлен на работу в московский Научно-исследовательский институт ВВС РККА.

    За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов.

    В 1932 году НИИ ВВС был переведен с Ходынского поля в Москве на аэродром в районе города Щёлково Московской области. Перебазирование из обыденного события превратилось в первый в СССР воздушный парад с пролётом над Красной площадью. 45 самолётов летели колонной по три машины в ряд, а во главе шёл бомбардировщик ТБ-3 с бортовым номером 311, управляемый экипажем Валерия Чкалова.

    С января 1933 года Валерий Чкалов переведён на работу лётчиком-испытателем Московского авиационного завода № 39 имени Менжинского. Совместно со своим старшим товарищем Александром Анисимовым испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15 (биплан) и И-16 (моноплан) конструкции Поликарпова. Он также принимал участие в испытаниях истребителей танков “ВИТ-1”, “ВИТ-2”, а также тяжёлых бомбардировщиков “ТБ-1”, “ТБ-3”, большого количества опытных и экспериментальных машин ОКБ Поликарпова. Автор новых фигур высшего пилотажа - восходящего штопора и замедленной бочки.

    5 мая 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолётов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой - орденом Ленина.

    Рекордные перелёты

    Осенью 1935 года лётчик Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолёта. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин указал другой план маршрута: Москва - Петропавловск-Камчатский, опасаясь повторения неудачной попытки Леваневского.

    20–22 июля 1936 года экипаж АНТ-25 (В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков) совершил беспосадочный перелет через Северный Ледовитый океан из Москвы в Петропавловск-Камчатский и далее на остров Удд (ныне о. Чкалов), преодолев расстояние 9374 км за 56 часов 20 минут.

    Уже на острове Удд на борт самолёта была нанесена надпись “Сталинский маршрут”, сохранённая и при следующем перелёте - через Северный полюс в Америку. Оба чкаловских перелёта официально носили это название.

    24 июля 1936 года за выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм всем членам экипажа АНТ-25 было присвоено звание Героя Советского Союза.

    Об исключительной важности этого перелёта для своего времени говорит то, чтоИ. В. Сталин лично приехал 10 августа 1936 года на Щёлковский аэродром близ Москвы встречать возвратившийся самолёт.С этого момента Чкалов приобрёл всенародную известность в СССР.

    Остров Удд был переименован в остров Чкалова, а близлежащие острова Лангр и Кевос – в острова Байдукова и Белякова соответственно. На месте приземления был установлен памятник.

    Золотая страница в истории отечественной авиации – рекордный АНТ-25.

    В 2012 году исполнилось 75 лет с момента осуществления экипажами Валерия Павловича Чкалова и Михаила Михайловича Громова сверхдальних беспосадочных перелетов через Северный полюс в США на рекордной машине АНТ-25.

    Самолет был построен в двух экземплярах - опытная машина и дублер. Первый полет состоялся 22 июня 1933 года, после чего, в течение нескольких лет, велись доработки и совершенствование. Так, по истечении четырех лет доводочных испытаний и целой серии сверхдальних перелетов в границах СССР, наконец-то наступило время выполнить трансарктические перелеты через Северный полюс в США.

    Окончательное решение по трансарктическому перелету, имея опыт организации перелета по "Сталинскому маршруту" было решено проводить после организации научной дрейфующей станции на Северном полюсе. 21 мая 1937 г. дрейфующая станция "Северный полюс-1" во главе с И.Д. Папаниным была организована с помощью туполевских ТБ-3А "Авиарктика".

    Весной 1937 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в Правительство с просьбой разрешить перелет по маршруту Москва - Северный полюс -Америка. Через четыре дня после организации станции "Северный полюс-1" Сталин принял экипаж и достаточно долго беседовал с ним, после чего дал свое согласие и одобрил маршрут.

    Когда принималось решение о полете, Сталин поинтересовался:

    "- ...Так вы говорите, что выбор самолета сделан правильно? Все-таки один мотор... Этого не надо забывать.

    Товарищ Сталин, - ответил Чкалов, - так ведь один мотор - сто процентов риска, а четыре мотора - четыреста".

    Для подготовки перелета была создана специальная комиссия, в которую вошли М.М.Каганович (глава авиапрома), А.Н.Туполев, Я.И.Алкснис и др. Вскоре экипаж перегнал машину на Щелковский аэродром, где началась непосредственная подготовка к перелету. За своевременную и тщательную подготовку самолета отвечал Е.К. Стоман. Для обеспечения перелета были привлечены радиостанции Северного морского пути. Пароходы и ледоколы Северного флота готовились, чтобы, в случае чего, оказать немедленную помощь. В Канаде и в США была подготовлена сеть радиостанций для приема радиограмм с борта и передачи информации на борт. Инженерной группой ЦАГИ были рассчитаны и составлены для экипажа графики режима полета. Особое внимание и экипаж, и наземные службы обращали на двигатель (М-34Р на АНТ-25 при температуре выше плюс пятнадцать градусов на повышенных оборотах начинал перегреваться).

    Готовясь к полету, Чкалов и его коллеги прекрасно понимали насколько важно отладить этот единственный на самолете двигатель, от которого во многом будет зависеть и успех многочасового перелета, и, в конце концов, их жизнь и жизнь, и судьба создателей АНТ-25.Вместе с мотористами Чкалов занимался регулировкой М-34Р, добиваясь получения оптимальных параметров.

    В начале июня было решено форсировать сроки перелета. Причина была следующая: перед экипажем стояла задача первыми определить возможность этого перелета, а затем передать информацию об особенностях работы, наблюдения и рекомендации по доработке отдельных элементов самолета, двигателя и оборудования на самолете М. Громова, который должен был лететь вслед за ними. Оба перелета необходимо было уложить в летние месяцы и желательно в период июнь-июль, когда обстановка по маршруту более или менее благоприятная. Предложение экипажа по ускорению сроков подготовки многим показалось авантюрой. Но за экипажем была уверенность в самолете, опыт предыдущего перелета, да и подготовка к трансарктическому перелету началась фактически с августа 1936 г.

    После всех доработок машина была оснащена необходимыми параметрами для достижения необходимой дальности полета. Полностью подготовленный к перелету АНТ-25 был переведен на Щелковский аэродром и ждал своего часа.

    Ранним утром 18 июня 1937 года в 4 ч 4 мин со Щелковского аэродрома был взят старт этого беспримерного перелета.

    Путь лежал на север. Где-то внизу под крыльями впервые в мире дрейфовали в заполярных широтах четыре советских исследователя: И.Д. Папанин, Э.Т. Кренкель, П.П. Ширшов и Е.К. Федоров. Дальше не изведанный маршрут, льды и льды... Над Канадой самолет попал в циклон. Пришлось долго наощупь обходить его. Летели на высоте 4000-4500 м. Летчики теряли силы. Сменяться приходилось каждый час. Кислорода оставалось мало. Над Тихим океаном запасы его иссякли. Пришлось опускаться к земле. Наконец, после 62 часов полета показался Портленд, но из-за нелетной погоды аэропорт был забит множеством самолетов, и сажать самолет некуда. Экипажем принимается новое решение: самолет перелетает на другой берег реки Колумбус и совершает посадку на небольшом военном аэродроме Баракс близ города Ванкувер.

    20 июня 1937 года в 19 ч 30 мин по московскому времени экипаж В.П. Чкалова закончил перелет по маршруту Москва-Кольский полуостров-Баренцево море-Земля Франца Иосифа-Северный полюс-Остров Мелвилл-Остров Бенкса-Пирс Поинт-Острова Королевы Шарлотты-Ванкувер. За 63 ч. 16 мин. самолет пролетел более 9130 км (8582 км по прямой) – факт утвержден как национальный рекорд СССР.

    Имена героев не сходили со страниц газет и журналов всего мира. В честь завершения полета прошли торжественные церемонии в Портленде и Ванкувере.

    Затем В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков и А.В. Беляков совершили триумфальную поездку по США с официальным приемом президента-Франклина Рузвельта.

    26 июля 1937 года, выполнив свою почетную миссию, посланцев из СССР в США, летчики-герои вернулись в Москву, где их ждала грандиозная встреча соотечественников в духе тех времен.

    За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени.

    АНТ-25 экипажа Чкалова в разобранном виде следом был доставлен в СССР и помещен в ангар музея им. Чкалова, где находится и по настоящее время.

    Эти исторические перелеты продемонстрировали всему миру не только мужество, смелость и мастерство наших летчиков, но и высокий уровень отечественного самолетостроения.

    Вопросы к обучающимся:

    Какие трудности “закаляли” характер Чкалова?

  • Как вы думаете, возможно, ли в наше время рождение “нового Чкалова”?
  • Есть ли у вас примеры из личной жизни патриотов своей Родины?
  • 12 декабря 1937 года Валерий Чкалов был избран депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР от Горьковской области и Чувашской АССР. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск.

    И. Сталин лично предложил Чкалову занять должность Наркома НКВД, но он отказался и продолжал заниматься лётной испытательной работой.

    1 декабря 1938 года он был срочно вызван из отпуска для проведения испытаний нового истребителя И-180.

    Гибель Чкалова

    Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме.

    Полёт готовился в спешке, чтобы успеть до конца года. Выпуск самолёта на аэродром назначался на 7 ноября, 15 ноября, 25 ноября... 2 декабря на собранной машине было выявлено 190 дефектов. Н. Н. Поликарпов протестовал против ненужной гонки при подготовке И-180 к первому вылету, ввиду чего был отстранён от этих работ. 7 декабря И-180 вывезли на аэродром; 10 декабря В. П. Чкалов произвёл рулёжку самолёта по земле, при которой мотор часто “глох”; 12 декабря при повторной рулёжке сломалась тяга управления газом мотора.

    13 декабря Поликарпов представил программу испытаний И-180: полётное задание предписывало совершить пробный полёт по кругу в течение 10-15 минут без уборки шасси; затем после тщательного осмотра всей машины осуществить ознакомительный полёт и 1-2 полёта по 30-68 минут; наконец полёт с убранным шасси до высоты 7000 метров. Валерий Чкалов должен был совершить только первый, самый дорогой по оплате, полёт, после чего машина переходила в руки другого лётчика - С. П. Супруна.

    По воспоминаниям Д. Л. Томашевича, в этот день температура воздуха была “около минус 25 °C… Поликарпов будто бы отговаривал Чкалова вылетать, но тот не согласился”. Уже при заходе самолёта на посадку двигатель М-88 остановился. Чкалов, как отмечено было в Акте комиссии по расследованию причин аварии, “до последнего момента управлял самолётом и пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами”. Но при посадке самолёт зацепил за провода и столб, а лётчик ударился головой об оказавшуюся на месте падения металлическую арматуру. Через два часа он скончался в Боткинской больнице от полученной травмы.

    Даже идя на верную гибель, Чкалов думал о жизни других людей.

    Вопросы к обучающимся: О чем говорит вам данный поступок?

    Похоронен Валерий Чкалов в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене.

    Сегодня существует несколько версий смерти Чкалова

    Память о великом летчике-испытателе навсегда останется в сердце русского народа

    Вопросы к обучающимся:

    Достоин ли такой человек как Валерий Чкалов того, чтобы о нем помнили?

  • Как, на ваш взгляд, можно добиться сохранения памяти о В. Чкалове?
  • Знаете ли вы какие-нибудь книги, фильмы, памятники, посвященные этому легендарному человеку? Какие?
    • Медаль “Золотая Звезда” Герой Советского Союза (24.07.1936)
    • 2 ордена Ленина (5.05.1935, 24.07.1936)
    • Орден Красного Знамени (июль 1937)
    • Медаль “XX лет РККА” (февраль 1938)

    Слайды 19-20

    Памятники

    • Памятник Чкалову в Нижнем Новгороде
    • Памятник Чкалову на ул. Землячки, Нижний Новгород, 1994 год
    • Бюст Чкалова в парке “Крылья Советов” Авиастроительного района Казани, 2010 год
    • Памятный знак в Хабаровске, установленный на месте, где В.П.Чкалов выступал на митинге 2 августа 1936 года, посвящённом окончанию правительственного беспосадочного перелёта.
    • Памятник Чкалову в городе Оренбурге на набережной реки Урал
    • Памятник в Днепропетровске и другие

    В филателии и монетах

    • Почтовая марка СССР, 1954 год
    • Почтовая марка России, 2004 год
    • Почтовая марка России, 2012 год
    • Почтовый конверт СССР, 1984 год
    • Почтовый конверт России, 2011 год
    • Памятная монета Банка России, 2004 год

    Литература

    1. Маркуша А. М. Бессмертный флагман (Чкалов): Лирический репортаж. - М.: Молодая гвардия, 1974.
    2. Водопьянов М. В. Валерий Чкалов. - М.: Молодая гвардия, 1954.
    3. Беляков А. В. В. Чкалов. - М., 1974.
    4. Волков В. Покорение воздушного пространства и техники личности сталинского времени// Культуральные исследования: Сб. науч. работ. - СПб.-М.: Изд-во Европейского ун-та в СПб., Летний сад, 2006.
    5. Маслов М. А. Роковой истребитель Чкалова: Самая страшная авиакатастрофа Сталинской эпохи. - М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2010. и другие

    Фильмография

    • “Валерий Чкалов” (1941 г.)
    • “Рейс сквозь память” (1987 г.)
    • “Чкалов” (“Крылья”) (2012 г.) и другие

    В 1941 году на киностудии им. М. Горького был создан историко-биографический фильм “Валерий Чкалов” (новая редакция выпущена в 1962).

    В 1987 году вышел документальный фильм режиссёра В. Ф. Коновалова “Рейс сквозь память” о полётах экипажей В. Чкалова и М. Громова через Северный полюс в Америку в 1937 году, в создании которого принимали участие киностудия “20th Century Fox” и актриса Ширли Темпл.

    В 2011 году кинокомпания “Централ Партнершип” сняла сериал про Валерия Чкалова – “Чкалов” (рабочее название “Крылья”) о событиях из жизни летчика, начиная с 1924 года. Режиссер Игорь Зайцев. В главной роли Чкалова - Евгений Дятлов.

    В нашем любимом ЕКАТЕРИНБУРГЕ тоже помнят о великом подвиге замечательного человека - Валерия Чкалова!

    Вопросы к обучающимся:

  • Назовите объекты, названные в честь Валерия Чкалова

    В городе есть административный район - ЧКАЛОВСКИЙ, улица Чкалова, станция метро - Чкаловская

    • Именем В.П. Чкалова названы населённые пункты, улицы во многих городах, суда, школы, высшее военное авиационное училище лётчиков в Оренбурге, Центральный аэроклуб в Москве, авиационные заводы в Ташкенте и Новосибирске, остров на Дальнем Востоке, улица в канадском городе Ванкувер
    • Имя Чкалова носит волжский трёхпалубный теплоход.
    • Имя “В. Чкалов” носит один из самолётов Ил-96-300 (RA-96005) авиакомпании “Аэрофлот - Российские Авиалинии”.
    • Именем В. П. Чкалова назван астероид (2692) Чкалов.

    Чкалов погиб, но за свою короткую жизнь он сделал очень многое. Как летчик-истребитель он внедрил в авиации свою чкаловскую наступательную тактику ведения воздушного боя. Как летчик-испытатель он испытал и дал путевку в жизнь лучшим в мире самолетам-истребителям. Наконец, два дальних беспосадочных перелета, совершенных под его командованием, навсегда вошли в историю отечественной и мировой авиации.

    Мы должны гордиться героем Валерием Чкаловым, он, действительно, – “Русский Колумб”!!!

    P.S.: Если существуют ресурсы по времени, можно использовать фильм “Чкалов” (2012 г.), где рассмотреть человеческие качества Валерия Чкалова

    Вопросы к обучающимся:

    • Какие черты характера, человеческие качества Валерия Чкалова показывают его как сильную, благородную личность?
    • Что поразило, восхитило вас в герое этого фильма?
    • Что говорит об истинном патриотизме Чкалова?

    Жизнь Григория Шелихова не раз привлекала к себе внимание исследователей и литераторов. Но до сих пор в ней остаётся много тайн и противоречий. Иной раз нелегко бывает отделить подлинные факты от наслоившихся позднее легенд и мифов. В каком году родился Григорий Иванович? Кем были его родители: бедные мещане, богатые купцы или, быть может, дворяне? Каковы его родственные связи? Что повлекло его в Сибирь, а затем и далее - в Америку? При каких, наконец, обстоятельствах он умер и не было ли в его смерти чьего-то злого умысла? Да и вообще, кем был Колумб российский: просвещённым гуманным мореплавателем, дальновидным политиком и радеющим о благе Отечества коммерсантом или жестоким колонизатором, алчным и беспринципным стяжателем? Что же это за человек, которому посвящали стихи Державин и Дмитриев? Ни современники, ни позднейшие исследователи так и не смогли придти к единому мнению.

    Шелеховы (или Шелиховы) - весьма распространённая в старом Рыльске фамилия. Встречается она уже в документах XVII века. Среди носителей её - и стрелец, и пушкарь, и мелкий торговец, посадский человек. Пушкарём был и Киприян Шелихов, от которого и ведётся отсчёт рода Григория Ивановича. Отец его, Иван Афанасьевич, будучи рыльским мещанином (в купеческое сословие сумел записаться он много позже), тем не менее обладал вполне приличным состоянием. Григорий был старшим сыном в семье. Вопрос о дате рождения самого Григория более сложен. Но анализ сохранившихся в Курском архиве документов позволяет придти к мнению, что родился и был крещён Григорий Шелихов, скорее всего, во второй половине января 1749 года, на праздник Трёх Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (отмечался 30 января).

    Подробностей того, как протекала жизнь молодого купеческого сына в Вознесенском приходе Рыльска, не сохранилось. Фактически его биография начинается в 1773 году, когда он появился в Охотске в качестве приказчика вологодского купца М. Оконишникова. Вряд ли стоит искать некие экстраординарные причины для поездки молодого купца в Сибирь. В своём стремлении побывать в Сибири и далее - в Америке Григорий Шелихов был тогда не одинок. Более того, он не был даже в числе первых. Путь этот задолго до него проторили многие выходцы из Курской губернии. Сам Григорий Шелихов, проработав некоторое время у Оконишникова, перебирается на службу к земляку - курскому купцу Ивану Голикову, который с 1774 года держал винные откупа в Иркутской губернии.

    Сотрудничество с богатым и влиятельным Голиковым помогло ему. Переломным же в его жизни стал год 1775: тогда он предпринял первые самостоятельные шаги в сибирской коммерции и, наконец, женился. Его супруга, Наталья Алексеевна, оказалась во многом подстать своему мужу. Это была женщина умная, энергичная и властная, способная успешно вести дела, несмотря на то, что до конца жизни она так и осталась абсолютно неграмотной. К сожалению, сохранившиеся документы не сообщают никаких деталей её ранней биографии, даже её девичьей фамилии. Известно, что 1782 году ей исполнилось 20 лет и она была уже матерью троих детей. Таким образом, получается, что в 1775 году 26-летний купец женился на 13-летней девочке, родившей ему первого ребёнка спустя два года. Впрочем подобные ранние браки не были чем-то диковинным для России того времени.

    В течение следующих восьми лет Шелихов участвует в деятельности десяти промысловых компаний. Его состояние и влияние растут. Иван Ларионович, чьим приказчиком он оставался до 1781 года, относился к нему со всё возрастающим уважением. Наконец, они становятся полноправными партнёрами, и Григорий Иванович отправляется в своё знаменитое плавание к берегам Америки. В 1783 году было выстроено и снаряжено три галиона: "Три Святителя", "Святой Симеон Богоприимец и Анна Пророчица", "Святой Архистратиг Михаил". Причём одно судно было выстроено Шелиховым исключительно на собственные средства.

    В первых числах августа 1784 года экспедиция прибыла на остров Кадьяк, который пользовался дурной славой среди русских мореходов. Несколько попыток закрепиться на нём оканчивались неудачей. С Шелиховым было 130 человек. Население Кадьяка насчитывало более 5 000 душ. Соотношение было отнюдь не в пользу пришельцев. Островитяне объединились в одном селении на высоком утёсе, чтобы оказывать сопротивление пришельцам. Отсюда они совершили вылазку, атаковав ночью лагерь Шелихова. Нападение удалось успешно отбить. Утром 13 августа 1784 года Григорий Иванович повёл семьдесят человек на приступ. Русские прибегли к помощи пяти пушек. Шелихов велел наводить их на скалы и жилища: каменные осколки, разлетаясь, увеличивали поражающую силу огня. Потери осаждающих во время штурма составили всего шесть человек раненых. Куда хуже пришлось осаждённым. Их погибло более 300. Этот утёс - место учинённой Шелиховым бойни - до сих пор считается среди аборигенов Кадьяка гиблым местом, населённым душами убитых, которое они предпочитают никогда не посещать.

    Григорий Иванович прекрасно понимал, что малочисленные колонисты не смогут удержаться на острове одной лишь силой оружия. Мирное сотрудничество и постепенное подчинение себе "дикарей", превращение их в работных людей компании - таковы были его далеко идущие замыслы. Опорой его в этих планах должны были стать дети-заложники, получавшие новое воспитание в русской школе. Уже покидая Кадьяк, Шелихов оставил там "учащихся грамоте 25 мальчиков, которые гораздо охотнее желают быть с россиянами, нежели с дикими их отцами".

    Наконец, в мае 1786 года Шелихов отплыл обратно в Охотск. На борту "Трёх Святителей" находилось пушнины на 56 000 рублей, а в голове самого Григория Ивановича роилось множество новых планов. Вернувшись, он тотчас включился в работу: вел деловую переписку с приказчиками, проверял документацию, составлял рапорт генерал-губернатору И. Якоби, писал Ивану Голикову, посылая ему отчёт о своих достижениях и карту плавания.

    Когда 13 июня 1787 года, возвращаясь из своего путешествия в Крым, императрица Екатерина II посетила Курск, Иван Голиков как городской голова встречает её у спешно возведённых по такому случаю Херсонских ворот во главе почётных курских граждан, членов городского магистрата, учеников и преподавателей Главного народного училища. Среди прочих даров он подносит ей карту "Шелехова странствия". Вслед за этим успехом в 1788 году оба компаньона отправляются в Санкт-Петербург с Прошением на царское имя, чтобы ходатайствовать о привилегиях и государственной ссуде для своей компании. Рассмотрение проекта "Голикова и общников" продолжалось в столице с февраля по сентябрь 1788 года. Екатерина II отнеслась к проекту резко отрицательно. Она утверждала, что "многое распространение в Тихом море не принесёт твёрдых польз. Торговать дело иное, завладеть дело другое". Ей вообще было не до Америки: шла очередная война с Турцией. "Монаршая милость" в итоге сказалась лишь в награждении И. Голикова и Г. Шелихова золотыми медалями, серебряными шпагами и похвальными грамотами. С тем компаньоны и покинули столицу.

    Однако, хотя проекты Шелихова и были отвергнуты, положение его после визита ко двору немало упрочилось. Он приобрёл известность. Многие столичные коммерсанты без колебаний предоставляли ему солидные кредиты. В родном Рыльске он затеял строительство на принадлежащем ему участке.

    Последние годы жизни Григория Шелихова были заполнены бурной деятельностью. Он регулярно посылает экспедиции к американским берегам, борется с конкурентами, выживая их из промысловых угодий. В 1794 году стараниями его и Голикова на Кадьяк была направлена, наконец, первая православная миссия во главе с архимандритом Иоасафом. Тогда же было по лучено разрешение правительства на посылку в Америку ремесленников и хлебопашцев. Шелихов строит планы высадки поселенцев на Курильских островах. С помощью младшего брата Василия он осуществляет торговые операции практически на всех сибирских ярмарках, торгует с китайцами через Кяхту. Важных союзников Шелихов приобрел путём родственных связей, упрочая тем самым своё положение при дворе и в коммерческих кругах.

    Смерть застала Григория Ивановича в разгаре дел, не дав завершить множество планов. Он внезапно скончался 20 июля 1795 года "посреде толико важных для него упражнений при полном здоровье своем и средних летах жизни своей". Наталья Алексеевна объявила причиной смерти мужа "простудную горячку", которая якобы терзала его целых 25 дней и свела, наконец, в могилу. Однако, по словам очевидца, у него "сделалась чрезвычайная боль в животе и такое воспаление, что он, дабы хоть на мгновение утолить огонь, можно сказать, глотал льду по целой тарелке" - симптомы довольно нетипичные для простуды. Внезапность и неясные обстоятельства смерти видного купца, оставившего немалое наследство, вызвали в Иркутске разнообразнейшие толки. Поговаривали даже об отравлении, намекая на причастность к этому его собственной жены. И по сей день смерть Григория Ивановича окутана покровом тайны.

    Григорий Шелихов был погребен в Иркутске в Знаменском женском монастыре против церковного алтаря. В 1800 году на могиле стараниями супруги был установлен мраморный памятник с бронзовым барельефом покойного. Но главным памятником Григорию Ивановичу, его жизни и трудам стала созданная на основе его замыслов Российско-Американская компания.

    Текст выбитый на плите:

    Григорий Иоановичъ Шелиховъ Рыльской имянинной Гражданинъ родился года 1748 вступил въ супружество года 1775 началь торговлю свою в окраинахь сибири съ 1773 году Морскiя путешествiя свершилъ въ 1783, 1784 и 1785 годахъ, Скончался 1795 июля 20 дня ооооооооо Колумбъ здесь Росскiй погребенъ, преплылъ моря, открылъ страны безвестны; и зря, что все на свете тленъ, на правилъ парусъ свой во Океанъ Небесный. искать сокровищь горныхъ, неземныхъ Сокровищь Благихъ его ТЫ БОЖЕ душу успокой. Гаврила Державинъ

    Вилькицкий Борис.

    Русский Колумб

    Последнее великое географическое открытие ХХ века
    Ровно 90 лет назад русским полярником было сделано крупнейшее в XX веке и последнее великое географическое открытие. 20 сентября 1916 года Министерство иностранных дел Российской империи специальной нотой сообщило, что в результате гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана 1913-1915 годов под руководством капитана 2 ранга Бориса Андреевича Вилькицкого открыт архипелаг из четырех крупных островов, названный Землей Императора Николая II. МИД России, говорилось в ноте, "имеет честь нотифицировать настоящим правительствам союзных и дружественных держав включение этих земель в территорию Российской империи". Собственно, открытие было сделано еще в 1913 г., задержка с его объявлением произошла из-за начавшейся войны.

    …Два судна "Таймыр" и "Вайгач" упорно пробивались на север. 20 августа на горизонте, там, где на карте была сплошная голубизна, открылась узкая полоска земли. Мифическая Земля Санникова? Нет, ибо район, где промышленник Яков Санников в 1811-м и полярник барон Эдуард Толль в 1885 году видели загадочную сушу, полярники миновали давно. Выходит – открытие? Положив на карту неизвестный остров, моряки назвали его именем наследника Цесаревича Алексея (шел 1913-й год – год 300-летия дома Романовых) и двинулись дальше на север. Утром 22 августа прямо по курсу открылись контуры высокого берега. И вновь на карте в этом месте – водная пустыня.

    Высадились на берег, и командир "Вайгача" П.А. Новопашенный определил координаты: 80 градусов 04 минуты северной широты и 97 градусов 12 минут восточной долготы. На флагштоке взвился и под дружное "ура" захлопал на ветру русский флаг. Вилькицкий зачитал приказ об открытии новых земель и присоединении их к российским владениям. Главный результат гидрографической экспедиции был без преувеличения уникальный. При встрече первопроходцев в Архангельске Бориса Вилькицкого провозгласили русским Колумбом.

    Архипелаг, состоящий из четырех крупных островов, имел площадь в 38 тысяч квадратных километров – чуть меньше Дании. Блестящие результаты гидро-графической экспедиции власть и научное сообщество оценили по достоинству. Вилькицкий был пожалован аксельбантом флигель-адъютанта Его Императорского Величества, Русское географическое общество удостоило полярника своей высшей награды – Константиновской медали.

    После октября 1917 года, когда "отречение от старого мира" приобрело масштабы национального бедствия, судьба открытия Б.А. Вилькицкого оказалась печальной

    "В 1918 г. в Советской России была опубликована карта Северного Ледовитого океана, на которой открытый всего пять лет назад архипелаг не был указан вовсе, – рассказывает сотрудник Государственного центрального музея современной истории России В.К. Рыков, предпринявший длительный и трудоемкий поиск в картографическом фонде Российской государственной библиотеки. – Правда, когда в 1924 г. Соединенные Штаты Америки попытались поднять в этом районе свой флаг, советское правительство в меморандуме, подписанном наркомом иностранных дел Чичериным, напомнило о своих правах на земли, открытые Вилькицким. Причем они были названы именно так, как это было нотифицировано царским правительством в 1916 г., то есть Землей Императора Николая II".

    На этом топонимические казусы не закончились. Хотя в конце 20-х годов архипелаг все же появился на советских картах, он стал носить иные названия – сначала Северная Земля, потом Таймырский. И только после экспедиции Г.А. Ушакова и Н.Н. Урванцева в 1930-1932 гг. окончательно приобрел современное название – Северная Земля.

    На протяжении многих десятилетий официальная пропаганда противопоставляла советского ученого Георгия Ушакова его предшественникам, приписывая ему "открытие огромной полярной страны". А деятельность "русского Колум-ба" замалчивалась, – не в последнюю очередь из-за того, что многие участники полярной экспедиции 1913-1915 годов, в том числе и сам Б. Вилькицкий, оказались после революции в

    «Колумб здесь Росский погребён:
    Преплыл моря, открыл страны безвестны;
    И зря, что всё на свете тлен,
    Направил паруса во океан небесный,
    Искать сокровищ горных, не земных,
    Сокровище благих!
    Его Ты душу, Боже, упокой!»

    Гавриил Державин

    «Как царства падали к стопам Екатерины,
    Росс Шелихов, без войск, без громоносных сил,
    Притёк в Америку чрез бурные пучины,
    И нову область ей и Богу покорил,
    Не забывай, потомок,
    Что Росс твой предок был и на Востоке громок! »
    Действительный Статский Советник Иван Дмитриев

    Эти строки содержаться в эпитафии на могиле русского исследователя, мореплавателя, промышленника и купца Григория Ивановича Шелихова.

    Григория Иванович родился в 1747 году, в городе Рыльске в семье зажиточного купца. И уже в юном возрасте был приучен к коммерческой и хозяйственной деятельности. Когда ему было около 28 лет, его родители умерли, и Шелихов принял решение навсегда переехать в Сибирь, ведь ранее, по поручению отца, он начал вести торговые дела с сибиряками.

    В 1773 году он приехал в Иркутск и годом позже организовал свое первое собственное дело в товариществе с купцом из Якутии. Купцы, торговавшие в Сибири, к тому времени уже начали осваивать острова в Тихом океане, где водился морской бобр. Их примером вдохновился и Григорий Иванович, отправившись на Камчатку, и вернувшись оттуда с большим грузом мехов.

    В 1783 году Шелихов, вместе с компаньонами братьями Голиковыми, отправился к берегам Аляски. В то время там жило местное население, которое успело убить группу русских охотников. Ввиду этого Григория Ивановича отговаривали от затеи располагаться на берегу и близлежащих островах. Но «Русский Колумб» был непреклонен. Он основал первое поселение на острове Кадьяк, и планировал в будущем колонизировать материк. Шелихов и его люди не планировали вести вражду с местным населением. Более того, он не раз наведывался к ним в гости. Однако по каким-то причинам (указывают на солнечное затмение как дурное для эскимосов предзнаменование) местное население напало на колонизаторов. Лагерь с трудом отразил натиск туземцев, захватив некоторых в плен.

    Корабли экспедиции на Аляске

    В 1791 году Шелиховым была основана «Северо-Восточная компания», позже преобразованная в Русско-Американскую торговую компанию.

    Деятельность Григория Ивановича Шелихова была признана. Он был награждён золотой медалью и серебряной шпагой «за открытие островов в Восточном океане». Участвовал в строительство новых школ, музеев и церквей Установил хорошие отношения со многими государственными деятелями и исследователями. Постоянно расширял свое дело и планировал начать торговать с Китаем.

    Григорий Иванович Шелихов умер в Иркутске на 47-ом году в жизни и был похоронен у Знаменского женского монастыря. Его вдова, Наталья Шелихова, установила на его могиле мраморный памятник. Он внес огромный вклад в освоение новых территорий, развитие купеческого дела, и в становлении города Иркутска, как центра торговли и культуры.

    В честь Шелихова названы залив в Охотском море, пролив между Аляской и островом Кадьяк, бухта на острове Парамушир, город Шелехов в Иркутской области.


    Могила Григория Ивановича Шелихова у Знаменского женского монастыря.

    Памятники в Шелехове и Рыльске





     
  • Статьи по теме:
    Как и сколько печь говядину
    Запекание мяса в духовке популярно среди хозяек. Если все правила соблюдены, готовое блюдо подают горячим и холодным, делают нарезки для бутербродов. Говядина в духовке станет блюдом дня, если уделить внимание подготовке мяса для запекания. Если не учесть
    Почему чешутся яички и что предпринять, чтобы избавиться от дискомфорта
    Многие мужчины интересуются, почему у них начинают чесаться яйца и как устранить эту причину. Одни считают, что это из-за некомфортного белья, а другие думают, что дело в нерегулярной гигиене. Так или иначе, эту проблему нужно решать. Почему чешутся яйца
    Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
    До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
    Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
    1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з