Как правильно связная или связанная речь. "формы развития связной речи у дошкольников". Что называют связной речью дошколят

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и общения детей.

Цель речевого развития детей дошкольного возраста формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Остановим свое внимание на методике развития связной речи.

Связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника.

Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах - диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамотным строем.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно - речевой опыт детей.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

К концу первого года жизни - началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребенка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предмета. К концу второго года жизни ребенка слова начинают грамматически оформляться.

На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Пользуются первоначальной формой речи - диалогической, которая связана сначала с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания сотрудничества в совместной предметной деятельности.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта.

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка.

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

Собственно речевые умения.

Умения речевого этикета.

Умения общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.

Умение общаться в совместных действиях, достижения результатов и их обсуждение, обсуждение определенной темы.

Невербальные (неречевые) умения.

Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.

В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).

В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь т содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.

Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.

Теперь рассмотрим задачи и содержание обучения монологической речи. Они определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.

В зависимости от функции (назначения) выделяют такие типы монологов:

Описание - это характеристика предмета в статике.

Повествование - это связный рассказ о каких-либо событиях.

Рассуждение - это логическое изложение материала в форме доказательства.

Пересказ - это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.

Рассказ - это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.

В возрастных группах эти виды монологической речи занимают разное место.

В раннем возрасте создаются предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. В 2-4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.

Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом - из серий «Мы играем», «Наша Таня»). Дети постепенно подводятся к составлению коротких - в 3 - 4 предложения - описаний игрушек и картинок. Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания и повествовательного типа. Он подсказывает ребенку способы связей в предложении, задает схему высказываний («Пошел зайчик… Там он встретил… Они стали…»), постепенно усложняя их содержание, увеличивая объем.

В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе, о семье, о том, как провели выходные дни).

В средней группе дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. В рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала строить высказывания описательного и повествовательного типа. Обращается внимание на структурное оформление описаний и повествований, дается представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т.п.), средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый дает детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз….собрались звери на полянке. Стали они… Вдруг… Взяли звери… И тогда…»). Необходимо учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания. К концу года дети с помощью воспитателя способны составить рассказ по серии сюжетных картинок: один ребенок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а воспитатель помогает связать переходы от одной картинки к другой («И вот тогда», «В это время» и т.п.).

При систематической работе дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал.

Монологическая речь более развивается в обучении детей, то одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми. Эффективным методом также является дидактическая игра, подвижная игра, используется прием словесных поручений, совместная деятельность и специально организованные речевые ситуации.

Работа по развитию связной речи трудоемка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна, прежде всего, учитывать возраст детей.

Педагог должен воспитывать своей речью.

«Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы».

Связная речь дошкольников – основной показатель, по которому судят об их уровне развития, широте кругозора. Потому, как высказывается ребенок на различные темы, можно предположить, насколько успешным окажется его дальнейшее обучение, как сложится его общение со сверстниками. Очень важно с раннего возраста научить ребенка выражаться четко, грамотно, уметь определить главное во время игры, в рассказе или споре.

Основными направлениями работы педагогов ДОУ становятся:

  1. Развитие у дошкольников связной разговорной речи, освоение словаря. Ребята должны уметь пользоваться родным языком в соответствии с ситуацией, употреблять слова уместно, в соответствии с контекстом.
  2. Формирование у детей начальных понятий о грамматическом строе, звуковой культуре речи. О теории словообразования они узнают позднее, но уже сейчас должны следить за правильным произношением, построением слова, фразы.
  3. Воспитание интереса к литературе, художественному слову, а через него – любви к родному языку, отечеству.

Основные проблемы в речи детей

Речь у дошкольников выступает не только средством общения, она является критерием их физического здоровья, уровня культурной среды, где они воспитываются.

У очень многих детей отмечается недостаточный словарный запас, они употребляют при общении некорректные слова и выражения, их речь в основном состоит из простых предложений, которые построены грамматически неправильно. Они не способны сформулировать четкий и понятный вопрос, дать развернутый однозначный ответ. Дошколята с трудом пересказывают прочитанный текст, не могут логически обосновать свои же выводы. Хромает также умение пользоваться интонацией, темпу и громкости голоса значения не придается.

Сегодня от редкого ребенка дошкольного возраста можно услышать речь, изобилующую синонимами, образными описаниями. Наряду с тем, в условиях ФГОС существует четкое требование развивать качественную устную речь, вырабатывать навыки связно выражать мысли в процессе диалога или монологических высказываний.

Речь ребенка невозможно отделить от мира его мыслей. Базируется она на умении правильно грамматически и интонационно их выразить, расширении, активном использовании словарного запаса.

Развитие связной речи дошкольников

Овладение родным языком – главное, чему должен научиться ребенок в дошкольном возрасте. Основная функция речи в этот период – социальная, коммуникативная. С ее помощью малыш устанавливает связи с окружающими, осваивает общественные нормы поведения, что является непременным условием роста его личности.

Первые осмысленные слова в основном выражают потребности ребенка. Только к третьему году жизни словарный запас значительно возрастает. И уже в более старшем возрасте речь обособляется от практической деятельности.

От младших дошкольников воспитатель добивается, чтобы они охотно общались с окружающими, правильно облекали свои просьбы в словесную форму, понятно объяснялись, привыкали пользоваться принятыми формами речевого этикета: умели здороваться и прощаться, задавать вопросы о том, что их интересует.

Детишки среднего дошкольного возраста уже должны без затруднений разговаривать со взрослыми и ровесниками, давать ответы на вопросы, сами задавать их по различным поводам: об окружающих предметах, их свойствах и действиях с ними, своих взаимоотношениях, переживаниях.

Более старшие дети участвуют в коллективных беседах, их поощряют к самостоятельному рассказыванию. Старшие дошкольники способны к обобщению, уточнению, уровень речевой активности повышается. Они знают, как можно поприветствовать друг друга, кроме «здравствуйте!», не мешают разговору взрослых, могут поддержать беседу с незнакомцем, ответить на телефонный звонок, встретить, занять гостя.

Формирование связной речи

Программой ДОУ предусмотрено освоение воспитанниками монологов и диалогов. Эти два вида речи непосредственно влияют на их практическую деятельность, поскольку предполагают развитие тех умений, которые могут пригодиться при общении.

Для монолога важна произвольность. При объяснении или пересказе от ребенка требуется внимание к содержанию, форме изложения, умение правильно подобрать слова, которые выразили бы мысль наиболее точно.

Диалог, который подразумевает беседу нескольких людей, вопросы и ответы на них, эмоциональную составляющую, требует от маленьких собеседников соотносить свои вопросы и ответы с тем, что говорит оппонент, дополнять его или исправлять.

Трехлетки большей частью могут только отвечать на несложные вопросы. Четырехлетние воспитанники уже что-то пересказывают, составляют коротенький рассказ по картинке, но в большей степени пока копируют взрослых. Пяти- и шестилетние достигают больших высот в монологе, последовательны в пересказах, их сюжеты и описания более детальны, но свое эмоциональное отношение к предмету рассказа они пока неспособны ярко выразить.

От простых навыков диалога у самых младших воспитатель постепенно доводит до богатой образности, самостоятельного творчества в рассказе.

Эффективные методы и приемы работы

Современные дети часто перегружены информацией, поэтому в задачу воспитателя входит сделать процесс обучения не только развивающим, но занимательным, интересным. Думающие педагоги наряду с традиционными методами всегда стараются задействовать факторы, которые облегчат процесс формирования связной речи.

Один из них – наглядность. Во время разглядывания предметов, картин детям легче сосредоточиться на характерных признаках изучаемого материала, тех действиях, которые с ними можно произвести.

Еще один из вспомогательных факторов – составление плана. Предварительно составляется некая схема, в соответствии с которой каждый конкретный элемент высказывания располагается в определенном порядке.

Одним из эффективных приемов, позволяющим детям успешно овладеть знаниями о мире, особенностях природных объектов, положительно влияющим на запоминание, сохранение, последующее изложение информации является мнемотехника. Развитие речи с ее помощью происходит от простого к сложному. Дети начинают работать с мнемоквадратами, потом с мнемодорожками, постепенно переходя к использованию мнемотаблиц. Последние выступают в качестве дидактического материала во время занятий, помогают воспитанникам:

  • сделать богаче словарный запас;
  • придерживаться определенной последовательности при пересказе литературного произведения;
  • легко заучивать стихотворные, прозаические формы;
  • самостоятельно составлять рассказы, отгадывать загадки.

Наглядная схема на мнемотаблице подсказывает ребенку, чем начать, как продолжить рассказ, к каким уточнениям прибегнуть, чем закончить. Содержание мнемотаблицы вариативно, зависит от возраста воспитанников.

У самых младших дошкольников мнемотаблицы оставляют в памяти зеленую елочку, красное яблочко. Позднее образы усложняются. Изображение персонажей сказки для ребят старших групп может быть очень схематичным, условно-наглядным. Графический вид лисы, например, – оранжевый треугольник с кругом, а медведь – просто большой коричневый овал. Чтобы яркость изображений не отвлекала внимание старших детей, для них таблицы делают вовсе в одном цвете.

Работа по становлению связной речи у проблемных детей

Специалисты установили, что у детей с проблемами в развитии очень часто наблюдаются трудности с языком. Для нарушений речи у дошкольников с ОНР характерны:

  • отсутствие последовательности изложения;
  • наличие смысловых пропусков;
  • использование очень простых или искаженных фраз;
  • бедность лексического запаса;
  • грубые грамматические ошибки;
  • дети с любой степенью ОНР испытывают затруднения с монологической речью.

Не всегда неправильно построенные фразы, пропуски или замена местами слогов в словах являются признаком отставания в развитии. Мамы и бабушки годы спустя будут вспоминать, как любимый сын и внук лепетал «аизях» вместо «на лыжах», «памихаселька» вместо «парикмахерская». Но если такая картина продолжает умилять родителей, когда ребенку уже не 2 года, а 4 или 6, это неправильно.

Если вечерами у родителей не находится времени для чтения сказок, обсуждения их героев с ребенком, члены семьи замечают, что чадо испытывает трудности при ответах на вопросы, неспособно составить небольшой рассказ по картинке, искажает в произношении звуки, обозначенные буквами русского алфавита, это должно быть сигналом для обращения к логопеду.

Задачей родителей, воспитателей является не только накормить детей, привить им навыки гигиены. Для их успешного будущего необходимо создать речевую развивающую среду. Одна из важнейших составляющих ее – правильная речь самих взрослых, точная, логичная, чистая и выразительная.

Чтобы воспитанники могли овладеть речевыми навыками, им необходимо активно общаться в семье, в ДОУ, принимать участие в играх сверстников во дворе. Это позволит детям развиваться, фантазировать, совершенствовать коммуникативные умения, сформировать грамотную структуру речи. Родители и педагоги должны сопроводить ребенка, помочь ему, не афишируя своего руководства.

Связная речь дошкольника является значимым показателем его речевого и общего развития. Если ребенок в разговоре хорошо раскрывает смысл, логически и последовательно рассказывая о чем-либо, то взрослые отмечают, что он говорит складно и связно. При этом не забывают отметить умственное развитие малыша.

Отрадно, что умение говорить осмысленно и понятно формируется с помощью обучения. А значит, родители и воспитатели могут помочь дошкольнику освоиться в использовании родного языка.

Какую речь дошкольника называют связной

Связность высказываний – не случайно возникающая характеристика. Это результат развития познавательных процессов, обогащения словарного запаса и освоения грамматических основ.

Речь дошкольника приобретает связность, если она наполнена смысловым содержанием. А смысл появляется только в том случае, когда предложения построены с использованием соответствующих слов и с учетом правил грамматики.

За первым предложением следует второе, третье… Все вместе они раскрывают содержание мыслей или намерений говорящего. Простая цепочка для взрослого человека. Но дошкольнику еще только предстоит научиться облекать потребность говорить в понятные словесные формы.

Связная речь – это форма устной речи, состоящая из последовательных логических высказываний, в которых раскрывается содержание и смысл определенной мысли.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста – качественно новый этап. Научаясь логично и последовательно выражать свои мысли, дошкольник приобретает главное новообразование в речевом развитии.

Стадии формирования связной речи в дошкольном возрасте

Формирование речи – не только связной, но и ситуативной — у ребенка продвигается поэтапно. Особенности речевого развития дошкольников обусловлены доминирующим типом мышления.

В 3-4 года у ребенка развивается наглядно действенное мышление, и его речевая практика прочно привязана к конкретным предметам и ситуациям. Младший дошкольник уже говорит, но простыми словосочетаниями с использованием неопределенных форм местоимений и наречий (тот, там).

Связная речь впервые появляется в общении с взрослыми и сверстниками. Важным условием ее формирования является ориентирование на слушателя и стремление говорить так, чтобы слушатель понимал.

Каким бы малым ни был дошкольник, перед ним стоит задача приобретения навыков понятно излагать суть того, что его волнует, интересует, беспокоит. Только так сможет реализоваться коммуникативная функция речи.

Признаки связности появляются благодаря наполнению активного словаря, начальному освоению устной речи. Формируются навыки произвольного использования слов. На смену отрывочным высказываниям приходят более развернутые предложения.

Наступает период, когда можно выделить две формы связной речи у дошкольников:

  • контекстная
  • объяснительная.

К 5-ти годам ребенок начинает составлять сложные предложения, которые звучат, как набор простых. Например, пятилетняя Катя восторженно описывает только что увиденное: «Утенок прыгнул в воду, потом он поплыл, и мама-утка повела всех утят к берегу».

В этом возрасте дошкольник хорошо описывает наглядные ситуации. Он использует правильное построение предложений и старается представить полную картину того, что он видел или о чем слышал. При этом дошкольник может «потерять» подлежащее или сказуемое, но его речь понятна в данном контексте. Поэтому такая речь называется связной контекстной.

Шестилетний ребенок в соответствии с должен активно использовать развернутые высказывания, применять языковые средства, как то сравнение, эпитеты. С чем большинство детей успешно справляется. Их разговоры пестрят придуманными историями.

Леня говорит: «Смотри, я прыгаю, как зайчик. Это у меня день рождения, ко мне пришли в гости лесные жители и принесли мне много вкусной сладкой морковочки. А я буду угощать своих гостей тем, что они любят».

Связная речь детей старшего дошкольного возраста опирается на образное мышление. Они представляют образы и описывают их характеристики, или вспоминают события и рассказывают подробности. Старшие дошкольники используют самую сложную форму связной речи – объяснительную. Характерными особенностями выступают логическое объединение всех частей сообщения и отражение причинно-следственных связей.

Диалог и монолог в связной речи дошкольников

Овладение языком реализуется через две основные речевые формы: диалогическую и монологическую.

В развитии ребенка первична. Детский словарь состоит из небольшого количества слов, а предложения имеют простейшую структуру. Дошкольник учится выражать просьбу тому, с кем у него протекает совместная деятельность, учится отвечать на вопросы, задавать их и воспринимать ответы.

На первых порах для многих детей и простое обращение кажется непосильным. Взрослый демонстрирует ребенку образец, как обратиться с просьбой к сверстнику, а потом побуждает его повторить. Чтобы вовлечь дошкольника в диалог, взрослый задает ему вопросы, просит рассказать о повседневных событиях (где был, что видел и пр.). Благодаря репликам собеседника у маленького рассказчика складывается связное описание.

С взрослением ребенка диалоги становятся более длительными и логически связанными. Разговаривая с дошкольником, взрослый расспрашивает у него о впечатлениях, о качествах предметов или явлений, тренирует умение давать развернутые ответы, соблюдать последовательность реплик. Подобную практику старшие дошкольники применяют в общении со сверстниками.

Представляет собой более объемное и длительное высказывание, нежели реплика диалога. Монолог подчинен логике, развернуто выражает мысль или мнение одного человека. Он может приобретать вид рассказа о каких-то событиях. Может описывать явления или предметы. Часто звучит как рассуждение или убеждение.

Значимость монологической речи для дошкольника заключается в том, что ребенок учится придерживаться выбранной темы и логично выстраивать свое высказывание. В монологе присутствует «связность мыслей», которая обеспечивает связность речи.

Дошкольники начинают использовать монолог, как только увлекаются игрой. Девочкам нравится назидательно выговаривать своим куклам, воображая воспитательные моменты. Мальчики могут длительно играться с машинкой и при этом озвучивать свои действия, беседовать с воображаемыми попутчиками, инспекторами дорожного движения и пр. Такие простейшие монологи способствуют формированию связной речи.

Приемы для развития связной речи дошкольников

У взрослеющего ребенка появляются внутренние мотивы лучше и глубже освоить родной язык. Дошкольника многое интересует, появляется желание больше спрашивать и рассказывать. Возникает потребность воздействовать на собеседника, высказывать свое мнение, спорить.

Это значит, что актуальность развития связной речи дошкольников подкрепляется благодатными условиями — взрослый предлагает помощь ребенку научиться говорить логично и понятно, на что встречает живой отклик.

Существуют проверенные методы и приемы, стимулирующие развитие речи в дошкольном возрасте. К ним относятся:

  • пересказ
  • рассказы с опорой на картинки
  • сочинение сказок и историй

Обучение дошкольников пересказу

Казалось бы, пересказ – это самая простая речевая тренировка. Не нужно ничего придумывать, а только вспоминать, о чем говорится в тексте, и передавать своими словами. Но слов-то в запасе у дошкольника не так и много!

Детская литература написана доступным языком, но обязательно перекрывает словарный запас ребенка. Следовательно, чтобы передать содержание, детям, наряду с известными словами, нужно использовать новые понятия.

Еще сложнее придерживаться того хода событий, который представлен в сюжете. От дошкольника требуется умение осмыслить, что и как происходит с главными героями, чтобы связно все рассказать.

Решать задачу, как научить ребенка пересказывать текст, удобно в такой последовательности:

  • Прочитать интересную историю или сказку.
  • Уточнить впечатления ребенка (понравилась или нет, какие герои или события заинтересовали).
  • Обратить внимание на новые понятия, проговорить их вместе.
  • Предложить дошкольнику рассказать эту сказку, историю (подавать в игровой форме, а не как задание пересказать);
  • «Помнишь, как все начиналось?» — прочитать первые строки. Как правило, маленький слушатель скоро перебивает и начинает передавать содержание.
  • Взрослый постоянно поддерживает рассказчика, побуждает продолжить подсказками: «Что было дальше?», «Куда они направились?», «А как в это время?..» и пр.
  • Завершив пересказ, похвалить ребенка и обратить внимание на мораль, которая обязательно содержится в детских рассказах: хорошо ли поступил тот или иной герой.

Предложенный порядок в обучении пересказу стоит применять, когда формирование связной речи у детей дошкольного возраста только начинается. Старшие дошкольники осиливают самостоятельные пересказы, если предварительно составить план, о чем будет повествоваться. Для рассказа по плану необходимо выделить несколько ключевых событий в общей сюжетной линии.

Развитие связной речи с опорой на картинки

Успешно тренируется навык связных высказываний с применением наглядного материала. Это могут быть единичные картинки, а также серия изображений, которые отражают развитие сюжета.

Дошкольника просят рассказать:

  • Что изображено на картинке
  • Какие события произошли раньше
  • Как дальше будет развиваться ситуация

Применяя картинки, следует учитывать, что старшие дошкольники увлеченно фантазируют, используют развернутые объяснения, опираясь на образы. Но наличие картинок повышает ситуативность речи у младших дошкольников — вместо описания они могут указывать на изображенные детали.

Формирование связной речи с помощью сочинения историй

Сочинения развивают образность, логичность, выразительность высказываний. Под сочинением историй подразумеваются любые рассказы дошкольника.

Чем больше у ребенка , тем легче ему выражать свои впечатления и фантазии. Готовый рассказ содержит ряд опорных моментов, на которые в пересказе ориентируются дошкольники, а в сочиняемых историях они свободно выстраивают все сюжетные повороты.

Навыки сочинения рассказов начинают формироваться, когда малыша просят описать, что он видел на прогулке, в парке, на детской площадке. Дошкольники среднего и старшего возраста охотно рассказывают эпизоды из своей жизни – где они побывали, с кем и как проводили время.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста происходит не только в специально организованных условиях, когда ребенка просят пересказать, описать, придумать. Ежедневно дети , игре используют контекстную и объяснительную речь, пополняют запас слов, что повышает их речевой уровень.

Наталья Квитка
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста (1 часть)

Введение….3

1.1. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка…8

1.2. Особенности развития связной речи у дошкольников…17

1.3. Трудности усвоения детьми связной речи…23

1.4. Задачи и содержание обучения связной речи… . 26

Заключение…. 33

Список используемой литературы…35

Словарь научных терминов…. 37

ВВЕДЕНИЕ

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью . Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы , самостоятельно излагать свои суждения - все это и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи .

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык - «важнейшее средство человеческого общения» .

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи , речевого общения - одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач : воспитания звуковой культуры речи , обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи , формирования разговорной (диалогической) речи , развития связной речи , воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

Актуальность данной темы объясняется тем, что процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей . Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи . Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка .

Согласно определению А. М. Бородич - "Связная речь - это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающих общение и взаимопонимание людей".

Психологическая природа связной речи , ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания.

Связная речь , являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей , т. к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М. М. Кониной, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А. М. Бородич, Н. Ф. Виноградовой, Л. В. Ворошниной, В. В. Гербовой, Э. П. Коротковой, Н. А. Орлановой, Е. А. Смирновой, Н. Г. Смольниковой, О. С. Ушаковой, Л. Г. Шадриной и др. Особенности развития связной речи изучались Л . С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. М. Леушиной, Ф. А. Сохиным.

Согласно ФГОС, речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи ; развитие речевого творчества ; развитие звуковой и интонационной культуры речи , фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования , которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования .

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка :Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте :ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;у ребёнка развита крупная моторика , он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.) .

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования :

ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх . Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребёнок обладает развитым воображением , которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями , пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования .

Цель работы – исследовать особенности развития связной речи у дошкольников .

Задачи работы :

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по развитию связной речи у детей дошкольного возраста .

2. Определить понятие связная речь и ее значение для развития ребенка .

3. Выявить особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста

4. Изучить и проанализировать задачи и содержание обучения связной речи .

Глава 1. Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста

1.1 Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой , непосредственной, выразительной.

Связная речь неотделима от мира мыслей : связность речи -- это связность мыслей . Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи . По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития .

Умение связно , последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) развитие ребенка : при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Умаление смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в предложении и т. п.) опережает в развитии внутреннюю , логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в неправильном употреблении слов, в неумении объяснить смысл отдельных слов.

Однако нельзя недооценивать и развитие формальной стороны речи . Расширение и обогащение знаний, представлений ребенка должно быть связано с развитием умения правильно выразить их в речи . Таким образом, под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Связность , считал Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам : либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи .

В методике термин «связная речь » употребляется в нескольких значениях :1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3) название раздела работы по развитию речи . Как синонимические используются термины «высказывание» , «текст» . Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности : определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл (Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и другие) . Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Основная функция связной речи – коммуникативная . Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны : разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора (Л. П. Якубинский) .Речевые клише облегчают ведение диалога.

О. С. Ушакова утверждает, что диалогическая речь является первичной естественной по происхождению формой языкового общения. Она состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения . При этом особую роль играет мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова. Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких (полилог) говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией.

Л. П. Якубинский считает, что диалог – это сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой, обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности, в построении реплик нет никакой предумышленной связности и они в высшей степени кратки

По мнению А. Р. Лурия диалог, как форма речи , состоит из реплик (отдельных высказываний, из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения . Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идет речь.

Монологическая речь – связное , логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто . В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация, умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место. Для монолога характерны : литературная лексика развернутость высказывания , законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов ) ; связность монолога обеспечивается одним говорящим.

О. С. Ушакова считает владение связной монологической речью высшим достижением речевого воспитания дошкольников . Монолог по мнению автора вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической , грамматической, фонетической.

Эти две формы речи отличаются и мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходи диалог, реплики собеседника) .

Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания.

Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом . В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать диалогические свойства. Часто общение протекает в форме диалога с монологическими вставками, когда наряду с короткими репликами употребляются более развернутые высказывания , состоящие из нескольких предложений и содержащие различную информацию (сообщение, дополнение или уточнение сказанного) . Л. П. Якубинский, один из первых исследователей диалога в нашей стране, отмечал, что крайние случаи диалога и монолога связаны между собой рядом промежуточных форм. Одной из последних является беседа, отличающаяся от простого разговора более медленного темпа обмена репликами, большего их объема, а так же обдуманностью, произвольностью речи . Такую беседу называют отличие от спонтанного (неподготовленного) разговора подготовленным диалогом.

Речь может быть неполной, сокращенной, фрагментарной; характерна разговорная лексика и фразеология, простые и сложные бессоюзные предложения, типичное использование шаблонов, клише, речевых стереотипов; кратковременное обдумывание Характерна литературная лексика, развернутость высказывания , законченность логическая завершенность, синтаксическая оформленность.

Необходима внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание

Связность обеспечивается двумя собеседниками Связность обеспечивается одним говорящим

Стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуациями, репликой собеседника) Стимулируется внутренними мотивами; содержание и языковые средства речи выбирает сам говорящий

Взаимосвязь диалогической и монологической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку . Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладением монологом. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. Этому помогает и связность диалога : последовательность реплик, обусловленное темой разговора, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем детстве формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа о развитию этих двух форм речи протекает параллельно.

Ряд учёных считают, что хотя овладение элементарной диалогической речью первично по отношению к монологической и подготавливает к ней, качество диалогической речи в её зрелой развёрнутой форме во многом зависит от владения монологической речью. Таким образом, обучение элементарной диалогической речи должно подводить к овладению связанным монологическим высказыванием и потому, что бы последнее могло быть, как можно раньше включено в развёрнутый диалог и обогащало бы беседу, предавая ей естественный, связный характер .

Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения. В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том , что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь - характер монолога. Но, как подчеркивает Д. Б. Эльконин, неправильно отождествлять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную - с монологической. И монологическая речь может иметь ситуативный характер.

Важным в связи с обсуждением сущности связной речи является уяснение понятия «разговорная речь» . Дети дошкольного возраста овладевают прежде всего разговорным стилем речи , который характерен, главным образом, для диалогической речи . Монологическая речь разговорного стиля встречается редко, она ближе к книжно-литературному стилю.

В педагогической литературе чаще подчеркивается особая роль связной монологической речи . Но не менее важно овладение диалогической формой общения, поскольку в широком понимании «диалогические отношения. это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни».

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду . Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи , и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей . Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить (Ф. А. Сохин) .

А. М. Бородич считает, что связная речь – это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и понимание людей.

Согласно исследованиям, Л. С. Выготского связная речь неотделима от мира мыслей : связность речи – это связность мыслей . В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития .

Как отмечает О. С. Ушакова, связная речь – это речь , которая требует обязательного развития таких качеств , как связность , целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции : помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности .

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание : пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи , обогащают художественно-речевой опыт детей .

Понятие и виды связной речи. Развитие форм

Развитие связной речи дошкольников

1. Характеристика качеств связной речи.

2. Виды связной речи (диалог, монолог).

3. Возрастные особенности развития форм связной речи у дошкольников. Особенности ситуативной и контекстной речи.

1. Понятие «связная речь» употребляется в методике развития речи в нескольких значениях. Связная речь как комплекс речевых умений и навыков, необходимых для общения и взаимопонимания, представляют собой смысловое развернутое высказывание. Связной речью называют так же одно из сложных качеств, характеризующееся рядом признаков. Критерии связности речи для дошкольников разработаны О.С. Ушаковой.

К ним относятся:

Логическая последовательность (умение самостоятельно начать и закончить изложение, перейти от одной части к другой без повторов);

Грамматически и фонетически правильность;

Точность (подбор слов и словосочетаний в соответствии с текстом или мыслями);

Выразительность (богатство языковых средств).

Связность речи отражает связность мыслей, в ней проявляется логика мышления, умение осознать окружающую действительность. Развитие связной речи тесно связано с совершенствованием психических процессов: восприятия (умение наблюдать, замечать особенности окружающего мира), памяти (сохранение образов), мышления (умственные операции сравнения, обобщения) и внимания к форме и содержанию высказывания. Именно в процессе развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление.

Связная речь – наивысшее достижение речевого развития детей дошкольного возраста. Это результат формирования всех сторон развития речи: развитие словаря, формирование грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи.

Большую роль в развитии связной речи играет и ознакомление детей с художественной литературой. Литературное произведение является для дошкольников образцом связного высказывания, по которому дети сначала учатся пересказывать, а затем и самостоятельно составлять тексты.

Таким образом, все задачи развития речи детей дошкольного возраста находят свое завершение в развитие связной речи, которая организована по законам логики и грамматически и представляет собой единое целое, обладает законченностью, самостоятельностью и расчленяется на части, связанные между собой.

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для начала развития связной речи, что способствует становлению интеллектуальных функций речи (рассуждения, объяснения, обдумывания плана высказывания, поиск способов выражения мыслей и т.д.). Развитие связной речи, умения рассказывать необходимо для подготовки к обучению в школе, так как устная связная речь является основой для обучения детей письменной речи.



2. К основным видам связной речи относятся диалог и монолог.

Диалогическая речь рассматривается учеными как первичная форма языкового общения, которая строится на обмене высказываниями. Для нее характерны такие формы как вопрос, ответ, комментарий, добавление, пояснение, распространение, возражение, формулы речевого этикета.

Монологическая речь – это развернутый вид речи, она отличается произвольностью и организованностью. Монолог представляет собой законченное высказывание в форме текста, объединенное смысловой, грамматической связью.

Сопоставляя диалог и монолог по различным признакам и характеристикам можно выявить ряд различий. Сравнительная характеристика видов связной речи представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Сравнительная характеристика видов связной речи

Виды связной речи Диалог Монолог
Стиль общения Общение 2-х и более людей, сопровождается спонтанной реакцией, определяемой ситуацией Односторонний характер высказываний, не рассчитанный на немедленную реакцию, но отличающийся преднамеренным воздействием на слушателей
Структура Неполные предложения, фонетические сокращения, непривычные словообразования, нарушение синтаксических норм Полные развернутые предложения, больше сложных и распространенных предложений, четко выделены структурные части (начало, основная часть, конец)
Цель Спросить, ответить, получить ответ, побудить к действиям, договориться о совместной деятельности Сообщить факты, аргументировать мнение, привести доказательства, сформулировать выводы
Литературные нормы Часто используется разговорная речь, допустимы диалекты, жаргон, профессиональный сленг Сознательное использование литературных норм, объяснение специальных терминов и слов
Выразительность Неравномерный темп, сила голоса, повышенная эмоциональность, ярко выраженные интонации, активно используется мимика, жесты Умеренный темп, обдуманность интонаций, выразительность мимики и жестов подчеркивает смысл слов

Развитие связной речи детей дошкольного возраста идет от диалога к монологу. Диалог имеет первостепенное значение для ребенка в социологизации личности. При правильном обучении диалогической речи в младшем дошкольном возрасте у ребенка формируется важное умение следить за логикой своего повествования, именно тогда происходит зарождение и развитие монологической речи.

Исследуя проблему онтогенеза диалога и монолога, швейцарский психолог Жан Пиаже открыл и проанализировал феномен эгоцентрической речи . Он охарактеризовал ее как «речь для самого себя» и назвал признаком незрелости детского мышления. Поскольку такой речью ребенок сопровождает свои действия, Пиаже сделал вывод, что развитие речи идет от монолога (эго) к диалогу (социализированной речи). Оппонентом Пиаже по исследованию онтогенеза детской речи был Л.С. Выготский. Он доказал в ходе эксперимента, что эгоцентрическая речь ребенка является временным явлением и заметно и в коллективе сверстников ребенка.

Диалогическая речь развивается у детей в процессе общения со взрослыми и в коллективе сверстников. Монологическая речь предполагает умение избирательно пользоваться наиболее подходящими для данного высказывания языковыми средствами и поэтому требует специального обучения.

3. При анализе возрастных особенностей связной речи у детей дошкольного возраста необходимо рассмотреть соотношение ситуативной и контекстной речи. Эти два вида речи разделил С.Я. Рубинштейн в зависимости от характера связи с предметным внешним планом и с ситуацией общения.

Ситуативная речь характерна для детей раннего возраста. Содержание ее понятно окружающим лишь в том случае, если им знакома ситуация, о которой высказывается ребенок. Такая речь несвязная, она лишена смысловой целостности. Вначале ситуативная речь ребенка отражает ближайшую действительность, ту ситуацию, в которой находится ребенок. Эта разговорная речь направлена на собеседника и выражает просьбу, желание, вопрос, то есть ситуативная форма соответствует основному содержанию и назначению.

Но по мере того, как в ходе развития изменяются содержание и функции речи, ребенок в процессе обучения овладевает контекстной речью – речью, которую можно понять в определенном контексте общения. Когда у ребенка развивается контекстная речь, она не вытесняет ситуативную. Ребенок, как и взрослый, пользуется то одной, то другой, в зависимости от содержания сообщения, от характера общения. К контекстной речи переходят тогда, когда требуется связное изложение темы, выходящей за пределы ситуации.

В развитии связной речи детей выделяют четыре этапа.

I этап – подготовительный (первый год жизни). Характеризуется дозреванием речевых центров коры головного мозга, совершенствованием функций речевых органов, развитием речевого слуха и артикуляционного аппарата.

II этап – развитие понимания речи (второй год жизни). Сначала ребенок соотносит слово и с эмоциональным переживанием, и с предметом, и с действием, и с местом, где находится предмет и с ситуацией, связанной с ним. Затем происходит дифференциация значения слова и закрепление связи между звуковым и зрительным образом. К двум годам общение взрослого и ребенка строится на основе понимания речи. Ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь на бытовом уровне, знает названия многих предметов, выполняет простые и двухэтапные инструкции, активен в речевом общении. Часто в общении дети используют мимику, жесты, движения и различные звукоподражания. Формируется так называемая автономная речь, которая служит подготовительным этапом в развитии самостоятельной речи. Автономную речь составляют слова-звуко-подражания, которыми ребенок заменяет трудные для произношения литературные слова (би-би, ляля, киса, ту-ту).

III этап – развитие фразовой речи. Это этап начала развития диалога. К концу второго года жизни речь становится основным средством общения. Диалог с детьми чаще всего осуществляется в вопросно-ответной форме. Дети учатся отвечать на простые вопросы: Кто это? Что? Какой? Где? Куда? Что делает? Сначала одним словом, потом фразой из 2-3-х слов. Диалоги с детьми непродолжительные во времени, часто ситуативны, связаны с конкретным предметом, игрушкой. Постепенно ребенок учиться отвечать на обобщенные вопросы, когда нет прямого указания на предмет: Что ты хочешь? Во что будешь играть? Какую книгу почитать? В процессе диалога у детей формируется функция выражения своих мыслей и элементарного взаимодействия с собеседником. Фразовой речью дети пользуются и в совместных играх, комментируя свои игровые действия (покормлю куклу, гараж для машины) или, общаясь со сверстниками (давай строить вместе).

IV этап – переход к монологической речи. Первая форма монолога, которая появляется у детей это речь-сообщение. Она возникает в процессе развернутого ответа на какой-либо вопрос 2-3-мя фразами. При этом ребенок часто пользуется указательными местоимениями «этот», «там», заменяя ими существительные и прилагательные, встречаются ошибки в звуковом и грамматическом оформлении речи. По данным О.С. Уша-ковой, построение предложений в 90% случаев идет по схеме «подлежащее – сказуемое». Первые монологи детей чаще всего связаны с конкретной ситуацией.

Развитие монологической речи в старшем дошкольном возрасте является мощным резервом их умственного развития. Обучение детей составлению рассказов разного типа является ведущим направлением работы по развитию речи и в контексте подготовки детей к обучению в школе.

Дети шестого года жизни могут пересказывать знакомый литературный текст в соответствии с авторскими словами, составлять свой рассказ на основе образца. Уровень рассказывания по многим показателям (содержательность, словесное оформление, грамматическая правильность и точность) заметно повышается. Более разнообразными становятся типы связей между предложениями, внутри предложений и между словами. В рассказах детей появляется плавность, меньше остановок, пауз, запинок. Однако дети не всегда правильно передают структуру рассказов. Особые трудности вызывает у детей составление рассказов со сложным сюжетом. Чтобы связно рассказывать о чем-либо, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), анализировать, отбирать основные факты, устанавливать причинно-следственные и временные отношения между предметами и явлениями. Поэтому содержательность, логичность, последовательность монологической речи тесно связана с интеллектуальным развитием детей.

Литература:

1. Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать / Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С.Белько. – Мінск. : «Адукация i выхаванне», 2003. – 144 с.

2. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240 с.



 
Статьи по теме:
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з
Рыба на решетке - самое вкусное и ароматное блюдо
Особенность приготовления рыбы на мангале состоит в том, что независимо от того, как вы будете жарить рыбу — целиком или кусочками, кожу снимать не следует. Тушку рыбы нужно разделать очень аккуратно — старайтесь разрезать ее таким образом, что голова и х
Ю.Андреев - Живой журнал! Андреев Ю.А. Юрий Андреев: биография
Андреев Ю.А. - об авторе Юрий Андреевич родился в Днепропетровске. В 1938 году семья переехала из Днепропетровска в Смоленск, где встретила войну (отец - кадровый военный). В 1944 семья переехала в Ленинград по месту службы отца. Окончил школу с золотой