Ко дню рождения евгения евтушенко. Сердечно поздравляем Евгения Евтушенко с днем рождения! День рождения певца оттепели…

18 июля 2018 г. – юбилейная дата со дня рождения великого советского и российского поэта Евгения Евтушенко, хотя на самом деле 85 лет ему исполнилось бы годом ранее.

В паспорте Е. Евтушенко было указано, что он родился в 1933 г., хотя в действительности он появился на свет на год раньше. Поэтому 85-летие отмечается в этом году.

Многообразие талантов Е. Евтушенко

Евгений Евтушенко добился наибольшей известности в России и мире из всего поколения шестидесятников. Человеком с тысячью лиц называл его Давид Сикейрос, художник из Мексики. Сам Евтушенко писал о себе, как об очень разном человеке. И это действительно так. Он выступает то в роли оратора и даже пророка, но тонкого и нежного лирика, то обычного человека - грустного и радостного, открытого и полного иронии, умеющего горячо любить и страдать.

В разное время он занимался режиссурой и фотографией, писал сценарии и прозу, снимался в кино, стал членом европейской Академии искусств, но всегда оставался поэтом.

За многие годы его известности сказано много разных слов об этом человеке. И неизвестно, сколько еще будет написано и сказано. Когда из жизни уходит поэт, это не означает, что его время окончено.

Его произведения остаются, а с ними и легенда об их авторе. С его легкой подачи высокое искусство поэзии, казалось бы, недоступное миллионам, превратилось в зрелище, способное собирать стадионы.

Евгений Александрович Евтушенко – советский поэт и прозаик, режиссер, сценарист, актер, общественный деятель, номинант Нобелевской премии по литературе 1963 года. Автор десятков сборников стихов, поэмы «Бабий яр», романа «Не умирай позже смерти».

Ранние годы

Евгений Евтушенко родился 18 июля 1932 года в Сибири. По данным паспорта, год рождения 1933. В крови Евтушенко течет кровь как прибалтийская, так и немецкая по линии отца геолога, поэта-любителя Александра Рудольфовича Гангнуса. Мать Зинаида Ермолаевна Евтушенко поэт, геолог, заслуженный деятель культуры РСФСР. После рождения Евгения Зинаида Ермолаевна специально заменила фамилию мужа на свою в девичестве. Также поменяла год рождения сына, так как в 12 лет нужно было получать пропуск.


С детства Евтушенко был привязан к книгам. Родители помогали познать мир с помощью книг, регулярного общения. Евтушенко вспоминает: «Отец часами мог рассказывать мне, еще несмышленому ребенку и о падении Вавилона, и об испанской инквизиции, и о войне Алой и Белой роз, и о Вильгельме Оранском... Благодаря отцу я уже в 6 лет научился читать и писать, залпом читал без разбора Дюма, Флобера, Боккаччо, Сервантеса и Уэллса. В моей голове был невообразимый винегрет. Я жил в иллюзорном мире, не замечал никого и ничего вокруг...».

В дальнейшем отец оставляет мать и Евгения, уходит к другой женщине. С ней он образовывает свою семью. Несмотря на это, Александр Рудольфович продолжает заниматься воспитанием сына. Он брал Евгения на вечер поэзии в МГУ. Ходили на вечера Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Михаила Светлова, Александра Твардовского, Павла Антокольского. Мать разрешала видеться отцу с сыном. Она понимала, что их общение идет только на пользу Евгению. Зинаида Ермолаевна часто посылала Александру Рудольфовичу письма, в которых были стихи, написанные сыном.


Она сохраняла все рукописи Евгения. Даже была тетрадь, содержащая девять тысяч рифм. Но сохранить ее не удалось. Мать также прививала Евгению любовь к искусству. Зинаида Ермолаевна являлась солисткой театра имени Станиславского. Она имела и музыкальное образование. Ее частыми гостями были артисты, которые в будущем стали знаменитыми на эстрадной сцене. Зинаида Ермолаевна постоянно гастролировала по стране. В военные годы она даже болела тифом, будучи на гастролях.

Евгений Евтушенко на видео

Естественно, с такими родителями Евгений умственно развивался стремительно. Он рос эрудированным, грамотным ребенком. Многие сверстники ему завидовали. Зинаида Ермолаевна только радовалась, что их дом посещают такие прекрасные поэты, как: Владимир Соколов, Евгений Винокуров, Григорий Поженян, Белла Ахмадулина, Михаил Рощин и многие другие. Евтушенко жил, учился, работал в Москве. Был постоянным гостем Дома пионеров. Он учился в Литературном институте имени Горького, вскоре был исключен за «неправильные» высказывания.

Творчество Евтушенко

Первой книгой, написанной Евгением Евтушенко, была «Разведчики грядущего». В ней содержится лозунговая, пафосная поэзия 50х годов. В год выпуска книги, Евтушенко выпускает еще свои стихи: «Вагон» и «Перед встречей». Это положило начало его будущей серьезной творческой работе. В 1952 году Евтушенко входит в состав Союза писателей СССР, причем он являлся самым молодым в этом сообществе.

Будущую известность Евгению Евтушенко приносят сборники стихов, которые он пишет далее: «Третий снег», «Шоссе энтузиастов», «Обещание», «Стихи разных лет», «Яблоко».


Евтушенко принимает участие в поэтических вечерах, которые проходили в Политехническом музее. Его партнерами стали, известные нам и горячо любимые: Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава.

Евтушенко понимал, что он, благодаря своим произведениям, становился поэтом следующего поколения. Их тогда называли «шестидесятники». Он посвящает новому поколению стихотворение «Лучшим из поколения».

Евтушенко начинает выступать со своими стихами со сцен, донося глубину своих мыслей зрителю. Впервые он выступает на большой сцене в Харькове в центральном лектории. Пригласил Евгения тогда поклонник его творчества, и затейник этого мероприятия Лившиц Л.Я. Публика была покорена его творчеством. Каждое произведение Евтушенко наполнено своей жизнью, они разнообразны по-своему. То он пишет про интимную лирику, что прослеживается в стихотворении «Бывало, спит у ног собака», то провозглашает оду к пиву в произведении «Северная Надбавка», то затрагивает политическую тему в поэмах: «Под кожей Статуи Свободы», «Коррида», «Итальянский цикл», «Голубь в Сантьяго», «Мама и нейтронная бомба», «Дальняя родственница», «В полный рост» и другие.

Многие критики не понимали и не принимали произведения поэта. Он всегда был во главе каких-то скандалов, провокаций. К числу скандальных стихов относили: «Наследники Сталина», «Правда», «Братская ГЭС», «Баллада о браконьерстве», «Взмах руки», «Утренний народ», «Отцовский слух» и не только.

В публицистике также замечены его работы: «Примечания к автобиографии», «Талант есть чудо неслучайное», «Завтрашний ветер», «Политика - привилегия всех».

Евгений пишет легко, рифма к рифме идет сама собой, он играет словами, звуками.

Евтушенко продолжает свой творческий путь, читая свои стихи со сцены. На его вечера приходят полные залы слушателей. Он пользуется огромным успехом. Евгений выпускает книги, диски, где он исполняет свои произведения. Из них: «Ягодные места», «Голубь в Сантьяго» и многие другие.

Хорошо известны мемуары Евгения Евтушенко: «Волчий паспорт», «Шести-десятник: мемуарная проза», «Я пришел к тебе: Бабий Яр».

Известен он и как прекрасный режиссер-постановщик, автор-сценарист. Так, Евтушенко является режиссером и сценаристом военной драмы «Детский сад» и мелодрамы «Похороны Сталина»


С музыкальными группами работы Евтушенко также имеются: Рок-опера «Идут белые снеги…», в «Казнь Степана Разина» присутствуют его стихи.

На стихи Евтушенко накладывали музыку, получались прекрасные песни: «А снег идёт», «Родина», «Со мною вот что происходит», «Когда звонят колокола», «Под скрипучей, плакучей ивой», но это всего лишь малая часть.

Евтушенко был назначен секретарем Союза писателей. Позже он становится секретарем Содружества писательских союзов. Он также председатель писательской ассоциации «Апрель». Стал членом общества «Мемориал».

В Харькове проходили выборы в Народные депутаты СССР. Так вот, Евтушенко выиграл, обойдя других кандидатов, уйдя в огромный, недосягаемый отрыв. Там он проработал до развала СССР.

В 1991 году Евтушенко подписывает контракт преподавать в одном университете в США. Собственно, Евгений забирает свою семью и уезжает на постоянное место жительство в Америку, где проживал вплоть до смерти.

Личная жизнь Евгения Евтушенко

Евгений Евтушенко был в официальном браке четыре раза. Первая супруга – известная поэтесса Белла Ахмадулина, с которой в юности он состоял в творческом союзе.


В 1961 году второй женой поэта стала Галина Семёновна Сокол-Луконина, бывшая супруга его друга Михаила Луконина. В 1968 году пара усыновила мальчика по имени Петр.

Вскружила голову Евтушенко его поклонница из Ирландии, вследствие ставшая его третьей супругой Джен Батлер. От нее у поэта есть два сына: Антон и Александр.

В 1987 году Евгений Александрович вступил в законный брак в четвертый раз. Супругой поэта стала Мария Владимировна Новикова, также подарившая ему двоих сыновей: Евгения и Дмитрия.


Награды

«Знак Почета», «Орден Трудового Красного знамени», «Орден Дружбы народов», медаль «Защитник свободной России», почетный член «Российской академии художеств» лишь малый перечень наград поэта. Евтушенко даже был кандидатом на Нобелевскую премию по литературе за поэму «Бабий Яр». В 1978 году в крымской астрофизической обсерватории была открыта малая планета Солнечной системы, которую назвали именем знаменитого поэта.

Смерть Евгения Евтушенко

1 апреля 2017 года в прессе появились сообщения о госпитализации 84-летнего Евгения Евтушенко в тяжелом состоянии, но в полном сознании. Тем же днем он скончался во сне от остановки сердца, спокойно и безболезненно, окруженный близкими людьми. Позже его сын Евгений пояснил, что отец страдал от рака почки, вернувшегося после шести лет ремиссии.

Согласно завещанию Евтушенко, его похоронят в писательском поселке Переделкино, рядом с Борисом Пастернаком.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПЕВЦА ОТТЕПЕЛИ…

Советский и российский поэт Евгений Александрович Евтушенко (при рождении — Гангнус).

Родился 18 июля 1932 года в Зиме Иркутской области - умер 1 апреля 2017 года в Талса, штат Оклахома, США.

Отец – геолог и поэт-любитель Александр Рудольфович Гангнус (по происхождению прибалтийский немец) (1910—1976).

Мать - Зинаида Ермолаевна Евтушенко (1910—2002), геолог, актриса, Заслуженный деятель культуры РСФСР.

В 1944 году по возвращении из эвакуации со станции Зима в Москву, мать поменяла фамилию сына на свою девичью. При оформлении документов для смены фамилии была сознательно допущена ошибка в дате рождения: записали 1933 г., чтобы не получать пропуска, который положено было иметь в 12 лет.

Начал печататься в 1949, первое стихотворение опубликовано в газете «Советский спорт». С 1952 по 1957 г. учился в Литературном институте им. М. Горького. Исключён за «дисциплинарные взыскания», а также – за поддержку романа Дудинцева «Не хлебом единым».

В 1952 году выходит первая книга стихов «Разведчики грядущего», впоследствии автор оценил её как юношескую и незрелую.

В 1952 году стал самым молодым членом Союза писателей СССР, минуя ступень кандидата в члены СП.

«Меня приняли в Литературный институт без аттестата зрелости и почти одновременно в Союз писателей, в обоих случаях сочтя достаточным основанием мою книгу. Но я знал ей цену. И я хотел писать по-другому », – рассказывал он.

В 50-е годы, которые были временем поэтического бума, на арену огромной популярности вышли Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Е. Евтушенко, Б. Окуджава,. Выступления этих авторов собирали огромные стадионы, и поэзию периода «оттепели» вскоре стали называть эстрадной.

Евгений Евтушенко в молодости.

В последующие годы печатает несколько сборников, которые приобретают большую популярность: «Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962). Одним из символов оттепели стали вечера в Большой аудитории Политехнического музея, в которых вместе с Робертом Рождественским, Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой и другими поэтами волны 1960-х годов также принимал участие Евтушенко. Произведения его отличает широкая гамма настроений и жанровое разнообразие.

Первые строки из пафосного вступления к поэме «Братская ГЭС» (1965): «Поэт в России больше, чем поэт», — манифест творчества самого Евтушенко и крылатая фраза, которая устойчиво вошла в обиход.

Поэту не чужда тонкая и интимная лирика: стихотворение «Бывало спит у ног собака» (1955). В поэме «Северная Надбавка» (1977) слагает настоящую оду пиву.

Несколько поэм и циклов стихотворений посвящено зарубежной и антивоенной тематике: «Под кожей Статуи Свободы», «Коррида», «Итальянский цикл», «Голубь в Сантьяго», «Мама и нейтронная бомба».

Чрезмерному успеху Евтушенко способствовала простота и доступность его стихов, а также скандалы, часто поднимавшиеся критикой вокруг его имени. Литературный стиль и манера Евтушенко давали обширное поле деятельности для критики.

Не чурался поэт и политики. В 1962 году в газете «Правда» опубликовано ставшее широко известным стихотворение «Наследники Сталина» приуроченное к выносу из мавзолея тела Сталина.

…В 1963 г. был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. 23.08.1968 через два дня после ввода танков в ЧССР написал стихотворение протест: «Танки идут по Праге» (1968).

Известными стали его выступления в поддержку советских диссидентов Бродского, Солженицына, Даниэля.

Несмотря на это, Иосиф Бродский недолюбливал Евтушенко (со слов Сергея Довлатова, известна его крылатая фраза «Если Евтушенко против колхозов, то я — за») и резко раскритиковал избрание Евтушенко почётным членом Американской академии искусств и словесности в 1987 году.

Известность получили сценические выступления Евтушенко: он с успехом читает собственные произведения. Выпустил несколько дисков и аудиокниг в собственном исполнении: «Ягодные места», «Голубь в Сантьяго» и другие.

С 1986 по 1991 год был секретарём Правления Союза писателей СССР. С декабря 1991 года — секретарь правления Содружества писательских союзов. С 1989 года — сопредседатель писательской ассоциации «Апрель». С 1988 года — член общества «Мемориал».

14 мая 1989 года с огромным отрывом, набрав в 19 раз больше голосов, чем ближайший кандидат, был избран народным депутатом СССР от Дзержинского территориального избирательного округа города Харькова и был им до конца существования СССР.

В 1990 году стал сопредседателем Всесоюзной ассоциации писателей в поддержку перестройки «Апрель».

В 1991 году, заключив контракт с американским университетом в г. Талса, штат Оклахома, уехал с семьёй преподавать в США, где и проживает в настоящее время. В 2007 году в спорткомплексе «Олимпийский» состоялась премьера рок-оперы «Идут белые снеги», созданной на стихи Евгения Евтушенко композитором Глебом Маем.

Евгений Евтушенко в старости

…18 июля 2010 года Евтушенко открыл в подмосковном Переделкине музей-галерею, приурочив это событие к своему дню рождения. В музее представлена личная коллекция картин, подаренных Евтушенко известными художниками — Шагалом, Пикассо. Есть редчайшая картина Эрнста, одного из родоначальников сюрреализма. Музей работает в специально построенном рядом с дачей поэта здании.

Ну и мой коммент:

ПРОЩАНИЕ

Когда навек уходят старики,

Мы, вдруг, на них становимся похожи,

Храня прикосновение руки,

И образ тех, кто нам всего дороже.

И делаем, что можно и нельзя,

Лишь для того, чтоб в памяти осталось

То, что и есть всегда для нас – семья.

И что не истребила даже старость.

И видим, в расставании немом,

Как в зеркале внезапных откровений,

Всё то, что в жизни, на пути земном

Прошли они, не ведая сомнений.

Как жертвовали для страны своей

Всем, чем могли, не требуя награды.

…И как учили собственных детей

Жить так, чтоб внуки были жизни рады.

«Идут белые снеги,
как по нитке скользя…
Жить и жить бы на свете,
но, наверно, нельзя…»

Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения советского и российского поэта Евгения Евтушенко.

Евгений родился 18 июля 1932 года в семье геолога и поэта-любителя Александра Гангнус и геолога, актрисы, Заслуженного деятеля культуры РСФСР Зинаиды Евтушенко. С детства мальчик был привязан к книгам, а родители всячески «разогревали» у сына интерес к литературе.

«И сложных не было вопросов,
когда вбегали внутрь зари
в праматерь - воду, где у плесов
щекочут ноги пескари».

Во время Великой Отечественной войны Евтушенко с матерью были эвакуированы на станцию «Зима» Иркутской области. Оттуда в 1944 году они отправились в Москву. Тогда мать поэта решила поменять фамилию сына на свою девичью.

«Увидел я, что часто жил с оглядкой,
что мало думал, чувствовал, хотел,
что было в жизни, чересчур уж гладкой,
благих порывов больше, а не дел.

Но средство есть всегда в такую пору
набраться новых замыслов и сил,
опять земли коснувшись, по которой
когда-то босиком ещё пылил.

Мне эта мысль повсюду помогала,
на первый взгляд обычная весьма,
что предстоит мне где-то у Байкала
с тобой свиданье, станция Зима».

- отрывок из поэмы «Станция «Зима».

Отец ушёл в другую семью, но продолжал принимать участие в воспитании сына. Так они вместе бывали на поэтических вечерах, где слушали стихи Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Михаила Светлова, Александра Твардовского, Павла Антокольского и других.

Евгений учился в московских школах, но хорошие оценки были для него редкостью. Зато он успешно занимался в поэтической студии при районном Доме пионеров. Но впереди Евтушенко ждал удар: в 1948 году его заподозрили в поджоге школьных журналов с отметками и в 15 лет выгнали из школы. С такой биографией подростка никто не хотел брать учиться, поэтому отец отправил его в геолого-разведывательную экспедицию в Казахстан с рекомендательным письмом. Там под его началом было 15 расконвоированных уголовников. Потом он жил и работал на Алтае.

Однако сила воли и стремление заниматься любимым делом, к чему душа лежит, не давали опускать руки Евтушенко. В 1949 году Евгений начал печататься. Его первое стихотворение вышло в газете «Советский спорт».

С 1952 по 1957 год Евтушенко учился в Литературном институте им. А. М. Горького, но и оттуда его исключили. Правда, теперь за «дисциплинарные взыскания» и за поддержку романа Владимира Дудинцева «Не хлебом единым».

Тогда же, в начале пятидесятых Евгений Евтушенко выпускает свою первую книгу стихов «Разведчики грядущего», которую впоследствии оценивал как юношескую и совершенно не зрелую. Тогда же, в 1952 году Евтушенко стал членом Союза писателей СССР, будучи 20-летним юношей.

«Я знаю:
Вождю
бесконечно близки
мысли
народа нашего.
Я верю:
здесь расцветут цветы,
сады
наполнятся светом.
Ведь об этом
мечтаем
и я
и ты,
значит
думает Сталин
об этом!».

В эпоху оттепели произошёл поэтический бум. Тогда весь Советский союз узнал о Белле Ахмадулиной, Андрее Вознесенском, Булате Окуджаве, Роберте Рождественском и Евгении Евтушенко. На выступления поэтов собирались стадионы. Сам Евтушенко получил популярность благодаря сценическим выступлениям: он успешно читал собственные стихотворения.

Евтушенко начал печатать сборники, которые впоследствии приобрели большую популярность: «Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962).

«Года идут.
О каждом годе
свое раздумье,
свой рассказ,
Года идут,
но не уходят,
а остаются среди нас».

В 1963 году Евтушенко номинировали на Нобелевскую премию по литературе.

С 1986 по 1991 год Евтушенко занимал должность секретаря Правления Союза писателей СССР. В 1991 году Евгений Александрович заключил контракт с американским университетом в городе Талса (штат Оклахома) и отправился с семьёй преподавать в Америке. Там поэт жил постоянно, периодически приезжая в Россию.

Евгений Евтушенко скончался во сне от остановки сердца 1 апреля 2017 года в Оклахоме, не дожив до своего 85-летия. Поэт был похоронен на Переделкинском кладбище согласно своей последней воле. Его могила располагается рядом с местом, где покоится Борис Пастернак.

«Вдоль моря быстро девочка проходит,
бледнея, розовея и дичась.
В ней все восходит... Что с ней происходит?
В ней возникает женщина сейчас.
Она у моря тапочки снимает,
вступает, словно в музыку, в него,
и все она на свете понимает,
хотя не понимает ничего».

У Евтушенко с годом рождения, как известно, некоторая путаница. В паспорте стоит 1933-й, а фактически поэт родился в 1932-м. Вот он и отмечал каждый свой юбилей дважды. По крайней мере, я присутствовал на четырех таких (восемь раз!): на 60-, 70-, 75- и 80-летии. А до своего 85-летия Евгений Александрович не дожил. Не то бы и сегодня справлял «второе» 85-летие в Политехническом, где каждый день рождения (18 июля) устраивал вечера.

Почему в Политехническом, думаю, объяснять не надо: это место его молодых триумфов, хорошо известное даже московской конной милиции образца шестидесятых. А вот почему не хотел отмечать свои хотя бы не круглые дни рождения исключительно в кругу родных и друзей? Ну, в этом как раз весь Евтушенко, видевший себя вслед за Маяковским «агитатором, горланом, главарем», а позднее и кем-то вроде американского проповедника.

Но не только в этом дело. Как всякий поэт, Евтушенко был и чувствовал себя одиноким. А переполненный поклонниками и просто слушателями зал давал ему хотя бы временное избавление от этого чувства.

Литература вообще дело одинокое. Сейчас, когда Евгения Александровича нет с нами уже больше года, это ощущается особенно остро.

Никто (или почти никто) не позвонит, прочитав твою подборку в журнале или новую книжку, что он делал постоянно и подробно. Никто не перелопатит груду тобой написанного, чтобы выбрать лучшее для своей поэтической антологии русской поэзии. Никто не будет обсуждать с тобой по телефону (иногда дольше часа!) что-то общественно значимое и не дающее покоя. В общем, одиночество собратьев по перу без Евтушенко стало еще «одиночее». Он, наверно, понимал, что так и будет, потому и усаживал рядом с собой на сцене Политехнического наиболее ценимых им и, по крайней мере, не враждебно настроенных литераторов.

Признаюсь честно, иногда на его летние «рождественские» вечера (ну в 25-й, допустим, раз) идти уже не очень хотелось, особенно если было известно заранее, что большую часть выступления ЕЕ займет чтение длинной поэмы. Но… Во-первых, лишать себя роскоши общения с ним было бы расточительством. А во-вторых, в последние годы все навязчивей фонила простенькая мысль: а вдруг этот раз окажется последним. Про эти последние разы нас никто никогда не предупреждает, а не то бы… Ну тут уже вспоминается любивший Женю Окуджава: «Давайте жить, во всем друг другу потакая, / Тем более, что жизнь короткая такая». Кстати, Евтушенко в свое время буквально заставил Булата Шалвовича собрать первую московскую книгу стихов и потом ее лично «пробивал» (словечко тех лет, когда рукописи в издательствах ожидали своей очереди по семь-десять лет). Мне об этом рассказывал сам Окуджава.

Вообще Евгений Александрович помогал многим — да почти всем, кого считал талантливыми. Он зажигался от хороших чужих стихов. Впрочем, не только от стихов — и от прозы, и от фильмов. А традиционную человеческую неблагодарность тех, кому делал добро, тяжело переживал. Я бы сказал, как-то удивленно. Эту удивленность людской низостью я видел только еще у двоих: наших Юры Щекочихина и Ани Политковской. Но Евтушенко, в отличие от них, слава богу, не убили — одного этого не хватило для его совсем уж оглушительной славы. Но и той, которая есть — и уже посмертная, — оказалось достаточно для неутихающих нападок на него. Неужели человеческой зависти даже смерть не помеха?

Среди упреков, которые до сих пор раздаются в адрес ЕЕ, есть и справедливые: что многие его стихи отношения к поэзии не имеют и похожи на зарифмованные публицистические статьи. Согласен. Но сам Евгений Александрович выбил этот козырь из рук хулителей, сказав в одном из последних телеинтервью, что написал «очень много плохих стихов». Даже какой-то высокий процент назвал. Но разве не писали плохих стихов Блок или Тютчев? Однако о поэте, как известно, надо судить по вершинам. И тут у Евтушенко все в порядке. Что же касается его стихотворной публицистики: ну не виноват он, что родился не только поэтом, но и гражданином. И родился в России, столь «проблемной» и неласковой к своим сыновьям.

…Через несколько дней после горестного известия из США я написал стихотворение памяти Евгения Александровича. Надеюсь, что-то из своего отношения к нему выразил.

«Это Женя, — говорил он, — это — Женя».
Дольше часа разговор не прекращал.
И пускай — из Оклахомы, где блаженно
к русской лирике мулаток приобщал.
Неужели не услышу «Это Женя…»?
И его неотвратимый монолог,
никогда не признававший пораженья
чувства доброго и выстраданных строк.
Женя, Женя Алексаныч — так бывало
называл его по праву младшинства.
И душа моя тихонько ликовала
от навеки обретенного родства.
Ликованье мое тоже не забудьте
на Суде Всевышнем, оправдайте за
все любови его, легкие как будто,
и что сам творить пытался чудеса,
И за эти, властью ссуженные крохи…
Но важней — душа его не проспала
потрясения, сдвигавшие эпохи…
А сейчас дела у нас бессонно плохи.
Но звонка не будет — ночью ли, с утра:
«Это Женя…»
А вставать и так пора.

P.S.

Сейчас, когда страна целый месяц жила фут-болом и показалась открытой, перепечатываем «футбольные стихи» Евтушенко.

Репортаж из прошлого

СССР — ФРГ. 1955 год

Вдруг вспомнились трупы
по снежным полям,
бомбежки и взорванные кариатиды.
Матч с немцами. Кассы ломают. Бедлам.
Простившие Родине все их обиды,
катили болеть за нее инвалиды —
войною разрезанные пополам,
еще не сосланные на Валаам,
историей выброшенные в хлам, —
и мрачно цедили: «У, фрицы! У, гниды!
За нами Москва! Проиграть —
это срам!»
Хрущев, ожидавший в Москву Аденауэра,
в тоске озирался по сторонам:
«Такое нам не распихать по углам…
Эх, мне бы сейчас фронтовые
сто грамм!»
Незримые струпья от ран отдирая,
катили с медалями и орденами,
обрубки войны к стадиону «Динамо» —
в единственный действующий храм,
тогда заменявший религию нам.
Катили и прямо, и наискосок,
как бюсты героев,
кому не пристало
на досках подшипниковых пьедесталов
прихлебывать, скажем, березовый сок
из фронтовых алюминьевых фляжек,
а тянет хлебнуть поскорей,
без оттяжек
лишь то, без чего и футбол
был бы тяжек:
напиток барачный, по цвету табачный,
отнюдь не бутылочный,
по вкусу обмылочный
и, может, опилочный —
из табуретов Страны Советов,
непобедимейший самогон,
который можно, его отведав,
подзакусить рукавом, сапогом.
И, может, египетские пирамиды,
чуть вздрогнув, услышали где-то
в песках,
как с грохотом катят в Москве
инвалиды
с татуировками на руках.
Увидела даже статуя Либерти
за фронт припоздавший второй
со стыдом,
как грозно движутся инвалиды те —
виденьем отмщения на стадион.
Билетов не смели спросить
контролерши,
глаза от непрошеных слез не протерши,
быть может, со вдовьей печалью своей.
И парни-солдатики, выказав навыки,
всех инвалидов подняли на руки,
их усадив попрямей, побравей
самого первого ряда первей.
А инвалиды, как на поверке, —
все наготове держали фанерки
с надписью прыгающей «Бей фрицев!»,
снова в траншеи готовые врыться,
будто на линии фронта лежат,

каждый друг к другу предсмертно
прижат.
У них словно нет половины души —
их жены разбомблены и малыши.
И что же им с ненавистью поделать,
если у них — полдуши и полтела?
Еще все трибуны были негромки,

но Боря Татушин, пробившись по кромке,
пас Паршину дал. Тот от радости вмиг
мяч вбухнул в ворота, сам бухнулся в них.
Так счет был открыт,
и в неистовом гвалте
прошло озаренье по тысячам лиц,
когда Колю Паршина поднял
Фриц Вальтер,
реабилитировав имя Фриц.
Фриц дружбой —
не злостью за гол отплатил ему!
Он руку пожал с уваженьем ему,
и — инвалиды зааплодировали
бывшему пленному своему!
Но все мы вдруг сгорбились, постарели,
когда вездесущий тот самый Фриц
носящий фамилию пистолета,
нам гол запулил, завершая свой «блиц».
Когда нам и гол второй засадили,

наш тренер почувствовал
холод Сибири,

и аплодисментов не слышались звуки,
как будто нам всем отсекли
даже руки.
И вдруг самый смелый из инвалидов
вздохнул, восхищение горькое выдав:
«Я, братцы, скажу вам
по праву танкиста —
ведь здорово немцы играют, и чисто…» —
И хлопнул разок, всех других огорошив,
в свои обожженные в танке ладоши,
и кореш в тельняшке подхлопывать
стал,
качая поскрипывающий пьедестал.
И смылись все мстительные мысленки
(все с вами мы чище от чистой игры),
и, чувствуя это, Ильин и Масленкин
вчистую забили красавцы-голы.
Теперь в инвалидах была перемена —
они бы фанерки свои о колена
сломали, да не было этих колен,
но все-таки призрак войны околел.
Нет стран, чья история —
лишь безвиновье,
но будет когда-нибудь и безвойновье,
и я этот матч вам на память дарю.
Кто треплется там, что надеждам
всем крышка?
Я тот же все помнящий русский
мальчишка,
и я как свидетель всем вам говорю,
что брезжило братство всех наций
в зачатке —
когда молодой еще Яшин перчатки
отдал, как просто вратарь — вратарю.
Фриц Вальтер, вы где?
Что ж мы пиво пьем розно?
Я с этого матча усвоил серьезно —
дать руку кому-то не может
быть поздно.
А счет стал 3:2.
В нашу все-таки пользу.
Но выигрыш общий неразделим.
Вы знаете, немцы, кто лучшие гиды?
Кто соединил две Германии вам?

Вернитесь в тот матч,
и увидите там.
Кончаются войны не жестом Фемиды,
а только, когда, забывая обиды,

войну убивают в себе инвалиды,
войною разрезанные пополам.

Март 2009

Евгений Евтушенко



 
Статьи по теме:
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з
Рыба на решетке - самое вкусное и ароматное блюдо
Особенность приготовления рыбы на мангале состоит в том, что независимо от того, как вы будете жарить рыбу — целиком или кусочками, кожу снимать не следует. Тушку рыбы нужно разделать очень аккуратно — старайтесь разрезать ее таким образом, что голова и х
Ю.Андреев - Живой журнал! Андреев Ю.А. Юрий Андреев: биография
Андреев Ю.А. - об авторе Юрий Андреевич родился в Днепропетровске. В 1938 году семья переехала из Днепропетровска в Смоленск, где встретила войну (отец - кадровый военный). В 1944 семья переехала в Ленинград по месту службы отца. Окончил школу с золотой